Напоминание

Характеристика развития речи детей 2-3 лет


Автор: Бурдикова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№28 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Характеристика развития речи детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика развития речи детей

2-3 лет

До

двух

лет

у

большинства

детей

отсутствует

фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или

пользуются несколькими словами. Но после двух

лет

даже

самые

молчаливые

малыши

начинают

говорить.

Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу

второго

года

жизни

это

около

300

слов,

а

в

трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период

появляются в речи малыша предложения, правда,

слова в них еще грамматически не связаны между

собой.

Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у

всех

развивается

своими

темпами.

Дети

любят

подражать, и это качество можно использовать в

обучении. Например, имитация голосов животных –

это

не

только

веселая

игра,

но

и

полезное

упражнения для развития речи.

После

двух

лет

у

ребенка

все

более

совершенствуется произношение, но все же

оно

еще сильно отличается от произношения взрослых.

Многие звуки произносятся смягченно, отдельные

звуки

в

словах

то

заменяются

другими,

то

переставляются или совсем опускаются.

Многие

дети

в

этом

возрасте

еще

не

могут

правильно произносить шипящие, свистящие звуки

и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не

очень

хорошо

воспринимают

на

слух

звуковые

различия.

Поэтому

уделяйте

больше

внимания

развитию слухового внимания, речевого дыхания,

голоса малыша.

С

каждым

днем

растет

интерес

ребенка

к

окружающему

его

миру.

Он

все

хочет

узнать,

потрогать,

увидеть,

услышать.

Уровень

развития

речи

ребенка

зависит

от

воспитания.

Главным

средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и

более младшего возраста, является общение его со

взрослыми и речь взрослых.

Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том,

чтобы ребенок произносил как можно больше слов,

сколько о том, чтобы слышимые и произносимые

слова

были

подкреплены

живыми

образами,

конкретным

содержанием.

А

для

этого

надо

не

только говорить с ребенком о том или другом, но и

знакомить его с реальным миром вещей, явлений,

событий.

Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими

глазами, слышать своими ушами и по возможности

при этом действовал своими руками.

Надо

расширять

его

личный

опыт,

наглядно

обогащать

его

знания,

обогащать

его

восприятие

внешнего мира через органы чувств (зрение, слух,

осязание

и

др.)

и

через

различные

действия

с

предметами и вещами.

В

этот

период

малыша

особенно

интересуют

названия предметов и явлений, и он то и дело задает

взрослым

вопрос:

«Что

это»?

Пользуйтесь

этим

благоприятным

моментом,

больше

общайтесь

с

ребенком,

таким

образом

накапливается

его

пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет

распространенные

предложения

и

пользуется

основными частями речи (существительные, глаголы,

прилагательные),

хотя

согласует

их

не

всегда

грамматически

правильно.

Малыш

уже

настолько

владеет речью, что может понятно для окружающих

объяснить,

что

ему

нужно,

рассказать

о

том,

что

видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том,

что сейчас не находится в поле его зрения, что он

видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое

время тому назад. Это развивает не только его речь,

но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую

речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные

картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их,

придумывайте

небольшие

рассказы.

При

этом

взрослый

должен

давать

ребенку

образец

правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о

других

детях,

об

известных

им

животных.

Рассказ

должен

быть

кратким,

простым.

Не

нужно

перегружать

его

лишними

описаниями

и

рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует

ритм

стиха,

они

обогащают

детские

переживания,

развивают

мышление,

пробуждают

любовь

к

художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные

ритмически, с понятными ребенку образами. Это в

первую

очередь

русские

народные

стихи,

песни,

прибаутки. Не обязательно специально разучивать с

детьми

стихотворения,

они

сами

их

без

труда

запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая

картинки

в

книжках,

журналах,

называйте и объясняйте ребенку все, что он видит

перед собой. Повторяйте нужное слово несколько

раз, попросите показать тот предмет, который вы

назвали, а затем попросите его самого назвать слово.

Обязательно

хвалите

малыша

и

отмечайте

его

успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета

(красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте

его

внимание

в

повседневной

жизни

на

цвета

предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого

цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок

рисует,

обязательно

подчеркивайте,

краской

или

карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более

активно использовать в своей

речи глаголы для

образования

свой

действий

и

действий

окружающих

людей.

Помогайте

ему

в

этом

называйте все, что делаете сами, и комментируйте

то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные.

Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно

больше, тогда они будут появляться в речи малыша.

Так же полезно для разрешения словаря ребенка

подбирать слова с противоположным значением.

Очень хороша игра "Гости пришли", когда игрушки

приходят в гости. Каждого нужно накормить по-

своему, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы

спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест,

кто где спит, кто что делает. Малыши очень любят

игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не

только в том, чтобы найти, но и сказать, что где

было.

Вообще,

очень

полезно

интересоваться

и

тем, кто что делает, а не только где что и где кто.

Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений.

Малыш

хорошо

знает,

что

такое

чашка,

тарелка,

миска,

пользуется

этими

словами,

но

для

слова

"посуда" время еще не пришло. Кроме того, не беда,

если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.

Какой

бы

ни

была

речь

малыша,

внимательно

выслушивайте

его

и

не

нервничайте,

а

лучше

старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и

попитательнее

его

кормить.

И

уберите

с

лица

выражение

раздражения,

недовольства

или

неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что

повторы бывают у многих детей в этом возрасте.



В раздел образования