Автор: Бурдикова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№28 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Характеристика развития речи детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование
Характеристика развития речи детей
2-3 лет
До
двух
лет
у
большинства
детей
отсутствует
фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или
пользуются несколькими словами. Но после двух
лет
даже
самые
молчаливые
малыши
начинают
говорить.
Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу
второго
года
жизни
это
около
300
слов,
а
в
трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период
появляются в речи малыша предложения, правда,
слова в них еще грамматически не связаны между
собой.
Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у
всех
развивается
своими
темпами.
Дети
любят
подражать, и это качество можно использовать в
обучении. Например, имитация голосов животных –
это
не
только
веселая
игра,
но
и
полезное
упражнения для развития речи.
После
двух
лет
у
ребенка
все
более
совершенствуется произношение, но все же
оно
еще сильно отличается от произношения взрослых.
Многие звуки произносятся смягченно, отдельные
звуки
в
словах
то
заменяются
другими,
то
переставляются или совсем опускаются.
Многие
дети
в
этом
возрасте
еще
не
могут
правильно произносить шипящие, свистящие звуки
и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не
очень
хорошо
воспринимают
на
слух
звуковые
различия.
Поэтому
уделяйте
больше
внимания
развитию слухового внимания, речевого дыхания,
голоса малыша.
С
каждым
днем
растет
интерес
ребенка
к
окружающему
его
миру.
Он
все
хочет
узнать,
потрогать,
увидеть,
услышать.
Уровень
развития
речи
ребенка
зависит
от
воспитания.
Главным
средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и
более младшего возраста, является общение его со
взрослыми и речь взрослых.
Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том,
чтобы ребенок произносил как можно больше слов,
сколько о том, чтобы слышимые и произносимые
слова
были
подкреплены
живыми
образами,
конкретным
содержанием.
А
для
этого
надо
не
только говорить с ребенком о том или другом, но и
знакомить его с реальным миром вещей, явлений,
событий.
Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими
глазами, слышать своими ушами и по возможности
при этом действовал своими руками.
Надо
расширять
его
личный
опыт,
наглядно
обогащать
его
знания,
обогащать
его
восприятие
внешнего мира через органы чувств (зрение, слух,
осязание
и
др.)
и
через
различные
действия
с
предметами и вещами.
В
этот
период
малыша
особенно
интересуют
названия предметов и явлений, и он то и дело задает
взрослым
вопрос:
«Что
это»?
Пользуйтесь
этим
благоприятным
моментом,
больше
общайтесь
с
ребенком,
таким
образом
накапливается
его
пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет
распространенные
предложения
и
пользуется
основными частями речи (существительные, глаголы,
прилагательные),
хотя
согласует
их
не
всегда
грамматически
правильно.
Малыш
уже
настолько
владеет речью, что может понятно для окружающих
объяснить,
что
ему
нужно,
рассказать
о
том,
что
видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том,
что сейчас не находится в поле его зрения, что он
видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое
время тому назад. Это развивает не только его речь,
но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую
речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные
картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их,
придумывайте
небольшие
рассказы.
При
этом
взрослый
должен
давать
ребенку
образец
правильной речи.
Рекомендации:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о
других
детях,
об
известных
им
животных.
Рассказ
должен
быть
кратким,
простым.
Не
нужно
перегружать
его
лишними
описаниями
и
рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует
ритм
стиха,
они
обогащают
детские
переживания,
развивают
мышление,
пробуждают
любовь
к
художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные
ритмически, с понятными ребенку образами. Это в
первую
очередь
русские
народные
стихи,
песни,
прибаутки. Не обязательно специально разучивать с
детьми
стихотворения,
они
сами
их
без
труда
запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая
картинки
в
книжках,
журналах,
называйте и объясняйте ребенку все, что он видит
перед собой. Повторяйте нужное слово несколько
раз, попросите показать тот предмет, который вы
назвали, а затем попросите его самого назвать слово.
Обязательно
хвалите
малыша
и
отмечайте
его
успехи.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета
(красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте
его
внимание
в
повседневной
жизни
на
цвета
предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого
цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок
рисует,
обязательно
подчеркивайте,
краской
или
карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более
активно использовать в своей
речи глаголы для
образования
свой
действий
и
действий
окружающих
людей.
Помогайте
ему
в
этом
–
называйте все, что делаете сами, и комментируйте
то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные.
Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно
больше, тогда они будут появляться в речи малыша.
Так же полезно для разрешения словаря ребенка
подбирать слова с противоположным значением.
Очень хороша игра "Гости пришли", когда игрушки
приходят в гости. Каждого нужно накормить по-
своему, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы
спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест,
кто где спит, кто что делает. Малыши очень любят
игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не
только в том, чтобы найти, но и сказать, что где
было.
Вообще,
очень
полезно
интересоваться
и
тем, кто что делает, а не только где что и где кто.
Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений.
Малыш
хорошо
знает,
что
такое
чашка,
тарелка,
миска,
пользуется
этими
словами,
но
для
слова
"посуда" время еще не пришло. Кроме того, не беда,
если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.
Какой
бы
ни
была
речь
малыша,
внимательно
выслушивайте
его
и
не
нервничайте,
а
лучше
старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и
попитательнее
его
кормить.
И
уберите
с
лица
выражение
раздражения,
недовольства
или
неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что
повторы бывают у многих детей в этом возрасте.