Автор: Войтенкео Наталья Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ№11
Населённый пункт: Ставропольского края Левокумского муниципального округа
Наименование материала: Игра
Тема: "Заповеди мира" основные этические принципы взаимоотношений
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по предмету «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» игра «Заповеди мира (основные этические
принципы взаимоотношений)»
Войтенко Наталья Сергеевна
учитель истории и обществознания
2024 год
Игра «Заповеди мира (основные этические принципы
взаимоотношений)»
Цели: - знакомство учащихся с религиозным многообразием и их общими
этическими принципами; осознание единства этических принципов в
многообразии религий и народов; анализ связей заповедей с
повседневностью.
-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и
культуре разных народов, толерантности;
-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: Карточки с заданиями
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля.
Формы: индивидуальная, групповая (командная), фронтальная
Основные понятия: Заповеди, совесть
Принцип обучения:
-принцип научности обучения и связи его с практикой;
-принцип систематичности и последовательности в обучении;
-принцип оптимального сочетания словесных, практических, поисковых,
информационных методов и приемов обучения;
-принцип стимулирования положительного отношения школьников к
учению, формированию у них познавательных интересов.
Форма: игра
Ожидаемый результат:
Учащиеся научатся работать с текстом; высказывать собственное мнение,
применять полученные ранее знания; определять понятия; устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы
Ход мероприятия:
I Вступительное слово учителя
«Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать».
(Г.Остер «Вредные советы»)
Беседа:
-Вы узнали стихотворение и его автора? Чему учат строки?
- Почему советы называются вредными?
- Что помогает вам в жизни поступать так, чтобы не обидеть другого
человека?
- Какие правила поведения в обществе вам известны?
Предположительные ответы детей – советы названы вредными, потому что
советуют неправильно поступать в конкретной ситуации. Нужно действовать
так, чтобы не обидеть другого человека своим поведением. Такому
поведению учат особые правила – этикет, мораль, законы, христианские
заповеди.
II Основная часть
-Дорогие ребята! Я вижу ваши внимательные глаза, добрые и умные, значит,
мы готовы работать. Давайте улыбнемся друг другу, и с хорошим
настроением начнем нашу игру «Заповеди мира».
-Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью игры
"Пазлы". Учащимся
нужно раздать по 1 пазлу. Ребята должны собрать изображение, путём
сопоставления и сбора картинок. Одна собранная картина - одна команда
(Приложение 1)
-Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия.
Любая
религия,
основополагающая
философия
и
этическая
система
призывают своих последователей к толерантности и взаимному уважению.
Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда
одна и та же, что подтверждается этическими принципами десяти мировых
религий, которые мы с вами обсудим.
-Самые мудрые люди мира всегда вели нас к пониманию и милосердию.
Прочитайте высказывания и попробуйте объяснить их своими словами
(Приложение 2)
-
Заповеди – нравственные предписания, которые помогают сделать
нравственный выбор, учат человека правильно жить, почитать Бога и
относиться к людям. У народов разных конфессий и вероисповеданий
существуют одинаковые духовные ценности, что позволяет людям лучше
понять друг друга, не зависимо от их религий. Поведение человека зависит
от его духовного состояния – совести, исходит из почитания и любви к Богу.
Следующие задания выполняем на скорость. Кто быстрее? (Приложения 3 и
4)
III Физминутка
-Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.
Если я скажу "земля" - вы опускаете руки вниз. Если я скажу "вода" - вы
вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу
"воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я
скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Выполняем.
-Обратимся к текстам художественных произведений. Вам необходимо
прочитать текст и определить о какой заповеди идёт речь в тексте.
(Приложение 5)
-Мы знаем, что нашу страну населяют многие народы, исповедующие
различные религии.
Детям предлагается познакомиться с текстами (Приложение 6) и соотнести
заповеди других конфессий с заповедями христианства.
IV Подведение итогов урока.
-Что нового мы узнали на уроке?
Перед вами лежат чистые листочки, напишите на них пожелания себе.
- А, теперь передайте свой листок рядом сидящему соседу, ведь то, что вы
желаете другим, обязательно вернётся к вам. Да не оскудеет рука
дающего!
V Домашнее задание
1. Записать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. (Например: «На
лжи далеко не уйдешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»).
Приложение 1
Мечеть в г. Баку
Храм Александра Невского
Приложение 2
Буддизм:
«Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям
пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью,
отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».
Конфуцианство:
«Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».
Христианство:
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними».
Индуизм:
«Не делай другому того, от чего больно тебе».
Ислам:
«Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя
самого».
Джайнизм:
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем
существам, как относимся к самим себе».
Иудаизм:
«Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».
Сикхизм:
«Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете
равны».
Даосизм:
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
Зороастризм:
«Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо
для нее самой»
Приложение 3
ЗАДАНИЕ: «Соотнеси заповедь и пословицу»
Железо ржа съедает, а
завистливый от зависти погибает
Почитай отца твоего и матерь твою
Раз солгал, а навек лгуном стал
Не лги
Сколько вору не воровать, а
кнута не миновать
Не убивай
Кто свою мать уважает, тот и
чужую не обидит
Не укради
Сгубить легко, да душе каково?
Не завидуй
Где любовь да совет, там и горя
нет
Не прелюбодействуй
Приложение 4
ЗАДАНИЕ: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она
отражает. Запиши заповедь»
«Насилие и убийство - яд для души.»
«Без спроса взял, да не сказал - так
украл.»
«Кто почитает своих родителей, того и
дети будут почитать.»
«Кто не врет, тот спокойно живет.
«Верная любовь ни в огне не горит, ни
в воде не тонет.»
«Злой плачет от зависти, а добрый от
радости»
Приложение 5
1 группа - СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не
слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и
невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки
бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик
только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят
— сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и
спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка,
лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им
стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его
за
стол
и
ухаживать
за
ним.
Заповедь:
2 группа - МУЖИК И ОГУРЦЫ
Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и
думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку
куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят,
продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят,
куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят,
продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать
не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на
огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!»
Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и
закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.
Заповедь:
Приложение 6
1. Источники о Духовных Заповедях
(для работы первой группы) 14 заповедей Будды
1. Самый большой враг в жизни человека – это он сам.
2. Самая большая глупость в жизни человека – это ложь.
3. Самое большое поражение в жизни человека – надменность.
4. Самая большая печаль в жизни человека – зависть.
5. Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя.
6. Самая большая вина – неблагодарность.
7. Самое большое достойное сожаление – умаление своего достоинства.
8. Самое большое достойное восхищение в жизни человека – подняться
после падения.
9. Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды.
10. Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум.
11. Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства.
12. Самый большой дар в жизни человека – великодушие.
13. Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание.
14. Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела.
2. Хадисы (слова и высказывания Пророка Мухаммеда), записанные в Сулле
(для работы второй группы).
1. Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться
за вас.
2. Даже улыбка и доброе слово являются благотворительным
пожертвованием.
3. Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей
ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не
подглядывайте друг за другом.
4. Знай, что нет победы без терпения, находки – без потери.