Напоминание

"Заповеди мира" основные этические принципы взаимоотношений


Автор: Войтенкео Наталья Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ№11
Населённый пункт: Ставропольского края Левокумского муниципального округа
Наименование материала: Игра
Тема: "Заповеди мира" основные этические принципы взаимоотношений
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по предмету «Основы духовно-нравственной

культуры народов России» игра «Заповеди мира (основные этические

принципы взаимоотношений)»

Войтенко Наталья Сергеевна

учитель истории и обществознания

2024 год

Игра «Заповеди мира (основные этические принципы

взаимоотношений)»

Цели: - знакомство учащихся с религиозным многообразием и их общими

этическими принципами; осознание единства этических принципов в

многообразии религий и народов; анализ связей заповедей с

повседневностью.

-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и

культуре разных народов, толерантности;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: Карточки с заданиями

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля.

Формы: индивидуальная, групповая (командная), фронтальная

Основные понятия: Заповеди, совесть

Принцип обучения:

-принцип научности обучения и связи его с практикой;

-принцип систематичности и последовательности в обучении;

-принцип оптимального сочетания словесных, практических, поисковых,

информационных методов и приемов обучения;

-принцип стимулирования положительного отношения школьников к

учению, формированию у них познавательных интересов.

Форма: игра

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся работать с текстом; высказывать собственное мнение,

применять полученные ранее знания; определять понятия; устанавливать

причинно-следственные связи, делать выводы

Ход мероприятия:

I Вступительное слово учителя

«Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье —

Трудно будет вынимать».

(Г.Остер «Вредные советы»)

Беседа:

-Вы узнали стихотворение и его автора? Чему учат строки?

- Почему советы называются вредными?

- Что помогает вам в жизни поступать так, чтобы не обидеть другого

человека?

- Какие правила поведения в обществе вам известны?

Предположительные ответы детей – советы названы вредными, потому что

советуют неправильно поступать в конкретной ситуации. Нужно действовать

так, чтобы не обидеть другого человека своим поведением. Такому

поведению учат особые правила – этикет, мораль, законы, христианские

заповеди.

II Основная часть

-Дорогие ребята! Я вижу ваши внимательные глаза, добрые и умные, значит,

мы готовы работать. Давайте улыбнемся друг другу, и с хорошим

настроением начнем нашу игру «Заповеди мира».

-Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью игры

"Пазлы". Учащимся

нужно раздать по 1 пазлу. Ребята должны собрать изображение, путём

сопоставления и сбора картинок. Одна собранная картина - одна команда

(Приложение 1)

-Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия.

Любая

религия,

основополагающая

философия

и

этическая

система

призывают своих последователей к толерантности и взаимному уважению.

Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда

одна и та же, что подтверждается этическими принципами десяти мировых

религий, которые мы с вами обсудим.

-Самые мудрые люди мира всегда вели нас к пониманию и милосердию.

Прочитайте высказывания и попробуйте объяснить их своими словами

(Приложение 2)

-

Заповеди – нравственные предписания, которые помогают сделать

нравственный выбор, учат человека правильно жить, почитать Бога и

относиться к людям. У народов разных конфессий и вероисповеданий

существуют одинаковые духовные ценности, что позволяет людям лучше

понять друг друга, не зависимо от их религий. Поведение человека зависит

от его духовного состояния – совести, исходит из почитания и любви к Богу.

Следующие задания выполняем на скорость. Кто быстрее? (Приложения 3 и

4)

III Физминутка

-Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.

Если я скажу "земля" - вы опускаете руки вниз. Если я скажу "вода" - вы

вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу

"воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я

скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Выполняем.

-Обратимся к текстам художественных произведений. Вам необходимо

прочитать текст и определить о какой заповеди идёт речь в тексте.

(Приложение 5)

-Мы знаем, что нашу страну населяют многие народы, исповедующие

различные религии.

Детям предлагается познакомиться с текстами (Приложение 6) и соотнести

заповеди других конфессий с заповедями христианства.

IV Подведение итогов урока.

-Что нового мы узнали на уроке?

Перед вами лежат чистые листочки, напишите на них пожелания себе.

- А, теперь передайте свой листок рядом сидящему соседу, ведь то, что вы

желаете другим, обязательно вернётся к вам. Да не оскудеет рука

дающего!

V Домашнее задание

1. Записать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. (Например: «На

лжи далеко не уйдешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»).

Приложение 1

Мечеть в г. Баку

Храм Александра Невского

Приложение 2

Буддизм:

«Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям

пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью,

отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».

Конфуцианство:

«Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».

Христианство:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с

ними».

Индуизм:

«Не делай другому того, от чего больно тебе».

Ислам:

«Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя

самого».

Джайнизм:

«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем

существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм:

«Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

Сикхизм:

«Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете

равны».

Даосизм:

«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

Зороастризм:

«Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо

для нее самой»

Приложение 3

ЗАДАНИЕ: «Соотнеси заповедь и пословицу»

Железо ржа съедает, а

завистливый от зависти погибает

Почитай отца твоего и матерь твою

Раз солгал, а навек лгуном стал

Не лги

Сколько вору не воровать, а

кнута не миновать

Не убивай

Кто свою мать уважает, тот и

чужую не обидит

Не укради

Сгубить легко, да душе каково?

Не завидуй

Где любовь да совет, там и горя

нет

Не прелюбодействуй

Приложение 4

ЗАДАНИЕ: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она

отражает. Запиши заповедь»

«Насилие и убийство - яд для души.»

«Без спроса взял, да не сказал - так

украл.»

«Кто почитает своих родителей, того и

дети будут почитать.»

«Кто не врет, тот спокойно живет.

«Верная любовь ни в огне не горит, ни

в воде не тонет.»

«Злой плачет от зависти, а добрый от

радости»

Приложение 5

1 группа - СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не

слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и

невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки

бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик

только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят

— сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и

спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка,

лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой

лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им

стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его

за

стол

и

ухаживать

за

ним.

Заповедь:

2 группа - МУЖИК И ОГУРЦЫ

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и

думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку

куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят,

продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят,

куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят,

продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать

не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на

огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!»

Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и

закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

Заповедь:

Приложение 6

1. Источники о Духовных Заповедях

(для работы первой группы) 14 заповедей Будды

1. Самый большой враг в жизни человека – это он сам.

2. Самая большая глупость в жизни человека – это ложь.

3. Самое большое поражение в жизни человека – надменность.

4. Самая большая печаль в жизни человека – зависть.

5. Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя.

6. Самая большая вина – неблагодарность.

7. Самое большое достойное сожаление – умаление своего достоинства.

8. Самое большое достойное восхищение в жизни человека – подняться

после падения.

9. Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды.

10. Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум.

11. Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства.

12. Самый большой дар в жизни человека – великодушие.

13. Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание.

14. Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела.

2. Хадисы (слова и высказывания Пророка Мухаммеда), записанные в Сулле

(для работы второй группы).

1. Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться

за вас.

2. Даже улыбка и доброе слово являются благотворительным

пожертвованием.

3. Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей

ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не

подглядывайте друг за другом.

4. Знай, что нет победы без терпения, находки – без потери.



В раздел образования