Напоминание

"Детям знать положено правила дорожные"


Автор: Власенко Мария Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 60 "Крепышок"
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Детям знать положено правила дорожные"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 60 «КРЕПЫШОК»

ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Сборник

сценарно-методического материала по

социально-коммуникативному развитию

детей при взаимодействии с родителями

Автор: Власенко М.Н. воспитатель

Пояснительная записка

1

Сборник

сценарно-методического

материала

по

социально-

коммуникативному

развитию

«Детям

знать

положено

правила

дорожные»

включает

в

себя

сценарии

досуговых

мероприятий

для

детей

старшего

дошкольного возраста и их родителей.

Цель сборника: создание разнообразных по содержанию и формам условий

в детском саду, способствующих развитию взаимодействия педагогов и родителей,

заинтересованных в формировании осознанного отношения детей к соблюдению

правил дорожного движения.

Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети –пешеходы.

Основными

причинами

ДТП,

совершенных

по

неосторожности

несовершеннолетних пешеходов, являются: переход дороги в неустановленном

месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского

дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных,

требующих безотлагательных решений задач. Только совместные усилия педагогов

и родителей, сотрудничество их и взаимопомощь, способствуют формированию у

детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Сборник содержит следующие конспекты мероприятий:

Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Дорожные

приключения Буратино» совершенствует знания детей элементарных правил

дорожного движения, воспитывает в них дружеские взаимоотношения.

Сценарий театрализованной постановки

для старшего дошкольного

возраста «Дорога к Теремку» формирует у детей навыки безопасного поведения

на дорогах, воспитывает в них уважительное отношение к окружающим.

Сценарий викторины для старшего дошкольного возраста «Правила

дорожные – правила надежные» развивает у детей в играх память, внимание,

воображение, мышление, воспитывает в них уважительное отношение и чувство

принадлежности к своей семье.

Сценарий спортивного досуга для старшего дошкольного возраста

«Пешеходы

и

водители»

развивает

внимание

детей,

умение

понимать

поставленную задачу, воспитывает в них культуру честного соперничества в играх-

соревнованиях.

Сценарий занимательного часа для родителей для старшего

дошкольного возраста «Родители – пример всему» направлен на обеспечение

поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах безопасного

поведения на дорогах.

Сборник

сценарно-методического

материала

по

социально-

коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Детям знать

2

положено

правила

дорожные»

рекомендован

педагогам

дошкольных

образовательных учреждений.

1. Сценарий развлечения

«Дорожные приключения Буратино»

3

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- совершенствовать знания элементарных правил дорожного движения;

- развивать пространственную ориентировку;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Место проведения: спортивный зал.

Предварительная работа: чтение стихов, загадок про ПДД, наблюдение за

движением на дороге, знакомство с дорожными знаками, с различными видами

транспорта.

Оборудование: светофор (макет), изображение дорожных знаков, математических

знаков, карточки с изображением светофоров с перепутанными сигналами, круги с

сигналами светофора, обручи, музыкальный центр, фонограммы детских песен.

Ход развлечения:

4

Воспитатель. Добрый день, ребята и уважаемые родители. Наш город Апшеронск

- небольшой, но очень красивый. В нем живут наши родные и друзья, знакомые и

незнакомые люди. Каждый день мы выходим на улицы своего города и становимся

участниками дорожного движения.

Скажите, ребята, а кто такие «участники дорожного движения»? Мы очень ждем

ответа!

Кто по улице идет,

Тот зовется … (пешеход),

Кто в машине - …(пассажиры),

А водитель их везет.

Воспитатель. Итак, участники движения это пешеходы, водители и пассажиры. На

работу, в школу, в детский сад мы успеваем приехать вовремя, пользуясь

автомобилями и общественным транспортом. Но, конечно, все понимают, что

автомобили - это еще и большая опасность для человека, который не знает правил

дорожного движения.

Воспитатель. Ребята, а вы соблюдаете правила дорожного движения? Вы знаете,

что на дороге разрешается, а что запрещается? Взрослые, помогайте!

(Взрослые активно помогают ребятам отвечать на вопросы)

Игра «Разрешается – запрещается» (Приложение 1.1)

Воспитатель. На наш праздник я пригласила еще одного гостя. Скоро он должен

подойти… Слышу вот и он!

Под фонограмму песни «Буратино». Муз. А. Рыбникова выбегает Буратино.

Буратино. Привет, ребятишки! Девчонки и мальчишки, и уважаемые взрослые!

Ой, что-то вы невеселые? Вы что мне не рады?

Воспитатель. Буратино, с чего ты взял?

Буратино. А если рады, то когда я махну рукой, вы громко крикните «Ура!»

договорились?

Буратино несколько раз машет рукой, ребята кричат: «Ура!»

Воспитатель. Вот видишь, Буратино, какие у нас замечательные ребята.

Буратино. Вижу…а почему вас так много? Что вы тут делаете?

Буратино идет, разглядывает зал, не смотрит вперед, наталкивается на

светофор.

Буратино (рассматривает светофор). Ой, а что это у вас такое? Чудище какое-то

трехглазое…

Воспитатель. Да ты что, Буратино, каждый ребенок знает, что это такое!

Вот

попробуй

отгадать

загадку

про

это

«чудище»,

тоже

узнаешь.

На перекрёстке двух дорог

5

Стоит наш терем-теремок.

Свет в окошечке горит.

То, о чём нам говорит

Свет зелёный, жёлтый, красный,

Знаем мы давно прекрасно… (Светофор)

Буратино.

А-а! Так это у меня на картинках светофор изображен! Сейчас их покажу.

Игра «Найди правильный светофор» (Приложение 1.2)

Воспитатель. Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его

сигналы очень важно. Предлагаю вспомнить значение сигналов светофора и

поиграть всем: и взрослым, и детям. (Родители и дети располагаются по залу).

Воспитатель.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться... (опасно)

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь…(открыт).

Желтый свет – предупреждение –

Жди сигнала для…(движения).

(Родители и дети выполняют движения в соответствии с определенным

сигналом).

Игра «Будь внимательным» (Приложение 1.3)

Воспитатель. Молодцы, все очень внимательные.

Буратино. Спасибо, что научили меня. Я теперь только на зеленый свет буду

переходить дорогу!

Воспитатель. Буратино, а ты знаешь, что у светофора есть помощники? Может,

догадаешься, о ком я говорю?

Буратино. Нет! Ребята, а вы знаете?

Буратино. Знаю, знаю! У меня и знаки разные есть.

Игра «Угадай знак» (Приложение 1.4)

Воспитатель. Молодцы! Вы очень хорошо знаете знаки дорожного движения! Ну

что, Буратино, запомнил что-нибудь?

6

Буратино. Кое-что запомнил (пытается повторить названия дорожных знаков)

Воспитатель. Придется тебе серьезно заняться изучением дорожных знаков, иначе

ты можешь попасть в беду.

Буратино. Я обязательно выучу!

Воспитатель. А чтобы ты быстрее запомнил знаки, я предлагаю поиграть в игру.

(Обручи разложены по залу. В каждый обруч встает взрослый со знаком в руках).

Игра «К своему знаку беги» (Приложение 1.5)

Буратино. Спасибо вам, ребята! Я теперь много знаю о дорожных знаках и

правилах дорожного движения. Знаю, на какой сигнал светофора переходить

дорогу. Побегу прямо сейчас и расскажу обо всем своим друзьям. До свидания,

ребята, до свидания, взрослые!

Буратино уходит.

Воспитатель.

В заключение хочется сказать:

На улице будьте внимательны, взрослые и дети!

Твёрдо запомните правила эти.

Помните правила эти всегда,

Чтоб не случилась с вами беда!

2. Сценарий театрализованной постановки

«Дорога к Теремку»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах;

7

- совершенствовать самостоятельную фразовую речь;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

беседы о правилах поведения на улице; просмотр

мультфильма

«Правила

дорожного

движения»;

изготовление

памяток

для

родителей «Будь осторожен!»; анкетирование.

Оформление: декорации к сказке «Теремок», полотно «Дорога».

Оборудование: дорожные знаки, маски светофора, героев сказки «Теремок»,

музыкальный центр, фонограммы

к сказке «Теремок», фонограмма к песне

«Правила дорожного движения», муз. А. Воробьевой.

Действующие лица:

Взрослые:

Светофор

Волк

Лиса

Дети:

Мышка

Лягушка

Заяц

Медведь

Ход театрализованной постановки:

Воспитатель.

Здравствуйте, уважаемые

родители!

На

современных

улицах

количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число

8

аварий.

Поэтому сегодня вопрос о правилах безопасного поведения детей на

дороге стал еще более актуальным и острым. Дети – это самое дорогое, что есть у

нас

на

свете.

Наша

с

вами

главная

задача

состоит

в

том,

чтобы

у

детей выработалась жизненно важная привычка – соблюдать правила дорожного

движения.

Воспитатель. Одну простую сказку, а может быть не сказку, а может не простую,

хочу вам рассказать. О правилах движения, о мудром светофоре. Ну, будем

начинать.

Сказка «Дорога к теремку»

Под фонограмму песни «Правила дорожного движения», муз. А. Воробьевой,

выходит Светофор.

Светофор.

Здравствуйте, я - Светофор.

Всем известен с давних пор.

Вас правилам движения сегодня научу,

И вместе с вами в сказку отправиться хочу.

Отправляемся все вместе в сказку «Теремок».

Под фонограмму выбегает Мышка.

Мышка.

Я - маленькая мышка, я по лесу брожу,

Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.

Как мне Теремок найти?

Как дорогу перейти?

Светофор (показывает на знак «Пешеходный переход).

Полосатая лошадка через улицу ведет-

Здесь нам очень осторожно нужно сделать переход.

Не спеши, а главным делом влево - вправо погляди:

Нет машин – шагаем смело! Есть машины - подожди!

Мышка (подходит к пешеходному переходу).

Нет машин - перехожу. В Теремочке посижу.

Бежит в Теремок. Выглядывает из окошка.

Под фонограмму выбегает Лягушка.

Лягушка.

Речка, мошки и трава,

Теплый дождик, ква-ква-ква!

Я – лягушка, я – квакушка.

Поглядите какова!

Чтоб не опоздать к обеду.

9

В теремок в такси поеду!

«Знак стоянки» - это здесь!

Ну, осталось только сесть!

«Подъезжает» такси.

Лягушка.

Поехали!

Лягушка «садится в машину» и «уезжает» к Теремку.

Светофор.

Вы с Лягушки пример берите-

Правила всегда учите.

Под фонограмму появляется Заяц.

Заяц.

Вот он Чудо - Теремок!

Перебегу наискосок!

Заяц перебегает. Светофор свистит в свисток.

Светофор.

Это что еще за мода, перебегать наискосок?

Ты видел знаки пешехода, а где дорогу пересек?

Заяц (дрожит).

Извините. Я не знал!

Ой, боюсь, ой, я пропал!

Светофор.

Заинька, не бойся! Зайка, успокойся!

Если надо перейти, должен прямо ты идти.

Светофор показывает Зайцу, как правильно переходить дорогу. Заяц переходит

по правилам, останавливается возле теремка.

Заяц.

Буду в Тереме я жить.

И охранником служить!

Заяц заходит в Теремок.

На машине выезжают Лиса, Волк и Медведь, останавливаются у знака «Будь

внимателен и осторожен».

Лиса.

Замечательный знак –

Восклицательный знак.

Значит можно здесь кричать,

Петь, гулять, озорничать.

Можно бегать босиком,

Можно ехать с ветерком.

10

Светофор.

Я отвечу очень строго:

Здесь опасная дорога.

Очень просит знак дорожный:

Ехать тихо, осторожно!

Волк.

Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся – стой,

Желтый вспыхнул – подожди,

А зеленый свет – иди!

Медведь.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой—

Не угнаться за тобой.

Светофор.

Стой скорее, косолапый. Пожалей свои ты лапы.

На дороге не играй, правила ты соблюдай.

Обращается к зверятам:

На проезжей части, дети, не играйте в игры эти!

Бегать можно без оглядки во дворе и на площадке.

Звери выходят из теремка, подходят к Лисе, Волку и Медведю.

Все вместе.

Уж мы будем, мы будем дружить.

Будем в тереме весело жить,

И работать, и петь и плясать.

Будем правила мы изучать.

Все артисты выходят на поклон

Светофор.

На улице будьте внимательны, взрослые и дети!

Твёрдо запомните правила эти.

Воспитатель.

Мы рады, что вы пришли на наше родительское собрание. Я вам желаю никогда не

нарушать правила дорожного движения! Будьте здоровы. Берегите себя. Будьте

внимательны на дороге!

Воспитатель раздает родителям «Памятки» (Приложение 2.1), которые

помогут продолжить работу по закреплению правил дорожного движения, а

также предлагает им ответить на вопросы анкеты (Приложение 2.2)

11

3. Сценарий викторины

«Правила дорожные – правила надежные»

для детей старшего дошкольного возраст

Задачи:

- развивать в играх память, внимание, воображение, мышление;

- развивать артикуляционную моторику;

-продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к

своей семье.

Место проведения: спортивный зал.

Предварительная

работа:

знакомство

детей

с

правилами

дорожного

движения для

пешеходов;

беседы

о

правилах

поведения

в

транспорте;

дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры по теме ПДД.

Оборудование:

картинки - пазлы с изображением дорожных знаков,

модели

светофоров из бумаги (4 шт.), круги: красный, зеленый, жёлтый к каждому

светофору, картинки, с изображением различных ситуаций на дороге, конусы,

мешочки с песком, руль, грамоты.

12

Ход викторины:

Воспитатель.

Дорогие

друзья!

Мы

рады видеть Вас

в

нашем

зале

на

познавательной викторине «Правила дорожные – правила надёжные!». Приятно

видеть людей с доброй приветливой улыбкой и счастливым взглядом. А если это

семья, то приятно вдвойне. Давайте поприветствуем наши команды. (Команды

выстраиваются для приветствия.)

Мы с удовольствием представляем вам участников викторины:

2-3 семьи (Ф.И.О. родителей, Ф.И. детей)

Крепкие, дружные семьи. С ответственностью подходят к воспитанию своих детей,

всегда соблюдают правила дорожного движения.

2-3 семьи (Ф.И.О. родителей, Ф.И. детей)

Добрые, веселые. Активно принимают участие в жизни детского сада, всегда

осторожны и внимательны на дорогах.

2-3 семьи (Ф.И.О. родителей, Ф.И. детей)

Соблюдение ПДД – одно из самых главных правил в этих семьях. Своим личным

примером они воспитывают в детях добросовестных пешеходов.

2-3 семьи (Ф.И.О. родителей, Ф.И. детей)

13

С радостью согласились принять участие, чтобы еще раз показать детям, как важно

знать правила дорожного движения.

В

наш

век

скоростей,

множества

автомобилей,

всевозможных

аварий

и

транспортных происшествий тема о правилах дорожного движения наиболее

актуальна. Мы за порядок и безопасность на дорогах!

Воспитатель. Итак, с командами мы познакомились, жюри будет внимательно

оценивать правильность,

чёткость

и

быстроту

выполнения

заданий.

За

каждый правильный ответ

команда

получает

1

балл,

при

отсутствии

или неправильном ответе – 0 баллов. Выигрывает та команда, которая наберёт в

конце викторины большее количество баллов.

Пора приступать к самим заданиям. Начинаем с небольшой разминки. (Родители и

дети отвечают на вопросы).

Разминка «Вопрос - ответ» (Приложение 3.1)

Воспитатель. Каждая команда может получить дополнительные баллы, если даст

правильные ответы на следующие вопросы. (Приложение 3.2)

Воспитатель. Здорово! Правильно ответили на все вопросы!

А мы продолжаем. Следующий конкурс называется «Дорожный знак».

Конкурс «Дорожный знак» (Приложение 3.3)

Воспитатель. Следующее задание для ребят.

Конкурс «Почини светофор» (Приложение 3.4)

Воспитатель. Молодцы, ребята, а теперь конкурс для взрослых. Он трудный, но

интересный. (Родители объясняют ситуации, изображенные на картинках).

Конкурс «Дорожные ловушки» (Приложение 3.5)

Воспитатель. Мы переходим к заключительному заданию. Участвует вся команда.

(Родители и дети принимают участие в эстафете).

Конкурс «Осторожные водители» (Приложение 3.6)

Воспитатель. Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги, награждает грамотами участников.

14

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша семейная игра. Дорогие дети, вам

понравилось играть с родителями? А вам, уважаемые родители, интересно было

вспомнить детство? Какие впечатления остались у вас? Спасибо вам, уважаемые

родители, за участие. До новых встреч!

4. Сценарий спортивного досуга

«Пешеходы и водители»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу;

- развивать координацию речи с движением;

- воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Место проведения: спортивный зал.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы - Н. Носов

«Автомобиль», Б. Житков «Светофор», В. Клименко «Зайка велосипедист»,

просмотр иллюстраций, презентаций, информация в уголок для родителей по теме

ПДД

Оборудование:

атрибуты для конкурса «Собери аптечку», две игрушечные

машинки на веревочке, два конуса, мяч, руль (2 шт.), грамоты, музыкальный центр,

фонограммы детских мелодий.

15

Ход спортивного досуга:

Под веселую музыку дети входят в зал и занимают свои места.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы проводим

спортивно-развлекательное мероприятие по правилам дорожного движения. К нам

в гости сейчас кто-то придёт, а кто вы отгадайте. Послушайте, пожалуйста,

загадку:

Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни,

Зеленый, желтый, красный. (Светофор.)

Воспитатель. Да, ребята, вы правильно угадали. Встречайте нашего друга

Светофора.

Под музыку входит на площадку Светофор

Светофор.

С виду — грозный и серьезный,

Очень важный Светофор.

С перекрестка, с перекрестка

На людей гляжу в упор.

16

Все, что хочу я вам сказать,

Должны вы по глазам читать.

Различать вам нужно ясно

Цвет: зеленый, желтый, красный!

Воспитатель.

Приглашаем тебя, Светофор,

на соревнования по правилам

дорожного движения, присоединяйся к нашим гостям.

Мы продемонстрируем знания о правилах дорожного движения и покажем, какие

мы ловкие, быстрые, умелые. А вас, уважаемые гости, просим оценивать

выступления команд. Пора начинать!

Давайте же познакомимся с нашими

участниками - командами: «Пешеходы» и «Водители».

Команды приветствуют друг друга.

Команда «Пешеходы» (хором):

Отгадайте, кто идет?

Ну конечно, пешеход!

Пешеходом станет каждый,

Кто пешком пойдет в поход.

Команда «Водители» (хором):

За рулем мы все сидим,

На дорогу мы глядим.

Очень славные ребята.

Мы - водителей команда!

На самокате въезжает девочка Ириска.

Ириска.

Всем привет!

Меня зовут Ириска,

Я где хочу там и гуляю,

На улицах озорничаю,

Могу на самокат я встать,

Точно не сможете меня догнать.

Воспитатель. Здравствуй, Ириска, разве ты не знаешь, что кататься на самокате,

везде, где тебе захочется, нельзя. Ты что, совсем никаких правил не знаешь?

Ириска. А чего там знать, руль держи, отталкивайся посильнее, да езжай куда

захочешь.

Воспитатель.

А, давай-ка, спросим у наших ребят, где можно кататься на

самокате, а где нельзя.

Игра «Можно-нельзя» (Приложение 4.1)

Ириска. Ну, вы, конечно, молодцы, научили меня уму - разуму.

17

Воспитатель.

Ребята, чтоб ваша дорога счастливой была,

аптечка в машине

должна быть всегда!

Ириска. Ой, а у меня нет аптечки.

Воспитатель.

Ребята, поможете Ириске собрать дорожную аптечку? Тогда

следующий конкурс.

Конкурс «Собери аптечку» (Приложение 4.2)

Ириска. Ох, какие вы дружные. А я вот сейчас еще проверю, как вы дружно, а,

главное, правильно ответите на мои вопросы.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (Приложение 4.3)

Ириска. Вот это да!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательные, правильно отвечали на

вопросы, не смогла Ириска вас запутать. Пусть посмотрит теперь, какие вы

отличные водители.

Эстафета «Аккуратный водитель» (Приложение 4.4)

Ириска. Отлично, ребята! А родители что-нибудь знают о правилах дорожного

движения? (Родители участвуют в блиц-опросе).

Блиц-опрос для родителей (Приложение 4.5)

Воспитатель. Здорово, все правильно ответили. А сейчас предлагаю взрослым

поиграть с вашими детьми. Приглашаю 5-6 взрослых к нам в круг.

(В игре

принимают участие и взрослые, и дети).

Игра «Назови вид транспорта» (Приложение 4.6)

Воспитатель. Замечательная игра получилась. А у нас заключительный конкурс.

«Веселый автобус» (Приложение 4.7)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Сейчас слово предоставляется нашим гостям.

Подведение итогов. Награждение всех участников соревнований грамотами.

Ириска. Спасибо вам, ребята, я очень рада, что побывала у вас в гостях. Теперь я

тоже буду соблюдать правила дорожного движения, а сейчас мне пора, до

свидания!

Ириска уезжает на самокате.

18

Воспитатель.

А я желаю вам, ребята и уважаемые взрослые,

Чтоб на дороге

Вы никогда не знали бед,

И чтоб навстречу вам в пути

Горел всегда зеленый свет.

5. Сценарий занимательного часа для родителей

«Родители – пример всему»

Задачи:

- обеспечить поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах

безопасного поведения на дорогах;

- обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного

образовательного учреждения и семьи.

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа: наглядная информация для родителей по вопросам

обучения детей безопасному поведению на дороге; организация выставок детских

рисунков по теме.

Оборудование: карточки с информацией о правилах дорожного движения, со

сказочными ситуациями, жезл, мяч, музыкальный центр, фонограммы детских

мелодий.

19

Ход занимательного часа:

Воспитатель. Добрый вечер, дорогие друзья! Здравствуйте мамы и папы! Мы

рады приветствовать всех вас. Я предлагаю вам разделиться на три команды и

занять места за столами.

В зале стоят столы разного цвета: красного, желтого, зеленого. Родители

рассаживаются за столы.

Воспитатель. Прошу тех участников, которые сидят за красным столом, принять

участие в беседе, познакомить нас с тем, как дошкольники воспринимают разные

ситуации на дороге. (Родители по очереди зачитывают информацию).

Беседа - рассуждение «Возможности восприятия дошкольниками дорожной

среды» (Приложение 5.1)

Воспитатель. Совершенно очевидно, внимание ребенка совсем не такое, как у

взрослого. Ребенок реагирует только на то, что интересно ему. Кроме этого

реакция на опасность с момента ее обнаружения составляет больше времени, чем у

20

взрослого. Предлагаю участникам желтого стола послушать «Сказочные ситуации»

и постараться правильно ответить на мои вопросы.

(Родители объясняют

ситуации со сказочными героями).

«Сказочные ситуации» (Приложение 5.2)

Воспитатель.

А сейчас поиграем с участниками зеленого стола.

(Родители

называют правила дорожного движения).

Игра «Передай жезл» (Приложение 5.3)

Воспитатель.

Молодцы!

Вы

отлично справились с

заданием.

А

теперь

я

приглашаю всех встать из-за столов и сделать общий круг. Мы поиграем вместе с

вами в игру, в которой закрепим знания правилах дорожного движения. В эту игру

вы можете поиграть дома со своими детьми. (Родители отвечают на вопросы).

«Игра в мяч» (Приложение 5.4)

Воспитатель. Отличная получилась игра. Всем большое спасибо. А в заключение,

хочется сказать:

-Вырастить из детей дисциплинированных пешеходов, уберечь их от аварий - это

долг каждого взрослого. Поэтому необходимо наше с вами сотрудничество в

данном направлении. Мы вместе должны обеспечить нашим детям максимальную

безопасность – научить правилам поведения на дорогах.

21

Приложение 1

1. 1. Игра «Разрешается – запрещается»

И проспекты, и бульвары - всюду улицы полны.

Тут шалить, мешать народу…(запрещается)

Быть примерным пешеходом… (разрешается)

Если едешь ты в автобусе и вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперед.

Всех расталкивать, кричать… (запрещается).

А тихонечко стоять… (разрешается).

В мяч играть на остановке… (запрещается).

Пропустить маму с ребёнком…(разрешается).

Если ты гуляешь просто - все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток осторожно проходи.

Переход при красном свете… (запрещается).

При зеленом даже детям… (разрешается).

Играть возле проезжей части…(запрещается).

Уважать правила дорожного движения…… (разрешается).

1.2. Игра «Найди правильный светофор»

22

Буратино выкладывает на стол картинки, на которых изображены светофоры с

правильным расположением сигналов и нет.

Ребята определяют, что не все картинки правильные, 5-6 желающих детей

выбирают среди них правильные картинки.

1.3. Игра «Будь внимательным»

У воспитателя в руках три круга (диаметром 10-15 см): красный, желтый,

зеленый. Участники игры располагаются по залу. Воспитатель поочередно

поднимает сигналы. Во время зеленого все маршируют на месте, желтого –

хлопают в ладоши, красного – стоят неподвижно.

1.4. Игра «Угадай знак»

Буратино достает из сумки математические знаки: =, +, -

Воспитатель и ребята объясняют ему, что это не те знаки, и предлагают

поиграть: воспитатель читает стихотворения - загадки о дорожных знаках,

ребята

вместе

с

родителями

отгадывают.

После

ответа

воспитатель

показывает правильный ответ.

Стихотворения-загадки:

1.

Тут вилка, тут ложка -

Подзаправимся немножко.

Накормили мы собаку,

Говорим «Спасибо» знаку! («Пункт питания»)

2.

Шли из сада мы домой.

Видим – знак на мостовой.

Красный круг, внутри – велосипед,

Ничего другого нет.

Что это за знак? («Катание на велосипеде запрещено»)

3.

Тут заправится машина:

Выпьет три ведра бензина.

Помоги машине каждой,

Если та страдает жаждой! («Автозаправочная станция»)

4.

23

Если вдруг в пути машина

Закапризничать решила,

Здесь машину нам исправят,

На колёса вмиг поставят! («Техническое обслуживание»)

5.

Почему машины встали?

Почему проход закрыт?

Всю дорогу раскопали,

Даже тротуар закрыт.

Добавляет всем работы

Знак … («Дорожные работы»)

6.

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!» («Движение пешеходов запрещено»)

1.5. Игра «К своему знаку беги»

По залу разложены обручи (3-4 шт.). В каждый обруч встает взрослый со знаком

в руках.

Дети делятся на команды по 5-7 человек, встают вокруг обруча,

запоминают свой знак.

Пока звучит музыка, дети ходят по залу, музыка

останавливается, дети приседают, закрывают глаза. В это время взрослые

меняют свое место, перебегая в другой обруч. Звучит снова музыка, ребята бегут

к своему знаку, встают вокруг обруча.

24

Приложение 2

2.1. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Регулярно повторяйте детям следующие установки:

1.

Перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь

осторожен!»

2.

Никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель

не может остановить автомобиль сразу!

3.

Перед тем, как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева, справа и сзади,

если это перекрёсток, нет приближающегося транспорта.

4.

При выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, не обходи его спереди или сзади.

Найди пешеходный переход.

5.

Не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате,

санках.

6.

Не играй рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или

стадион.

7.

Переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе ты будешь дольше на

ней находиться и можешь попасть под автомобиль.

25

8.

Никогда не спеши. Знай, что бежать по дороге нельзя.

9.

Когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься

и

скажи

себе

и

ребятам:

«Будьте

осторожны!»

ПОМНИТЕ!

Ребёнок учится законам безопасного поведения на дороге у взрослых. Не жалейте

времени на обучение детей ПДД. Старайтесь сделать всё возможное, чтобы

оградить

ребёнка

от

несчастных

случаев

на

дороге.

Берегите себя и своих детей!

2.2. Анкета для родителей

«Безопасность детей на дороге»

1.

Как Вы считаете, с какого возраста нужно знакомить ребёнка с ПДД?

o

3 года

o

4 года

o

5 лет

o

6 лет

2.

Часто ли вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать ПДД

Да

Нет

Не говорим на эту тему

3.

Знает ли Ваш ребёнок безопасный маршрут из дома в детский сад и

обратно?

Да

Нет

4.

Ходите ли Вы с ребёнком именно по этому маршруту?

26

Да

Нет

Иногда

5.

Как Вы считаете, кто должен учить ребёнка безопасному поведению на

дороге?

Семья

Детский сад

Совместно

6.

Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении

ПДД?

Да

Нет

Всякое бывает

7.

Часто ли Ваш ребёнок преподаёт Вам урок безопасного поведения на

дороге?

Да

Нет

Иногда бывает

Приложение 3

3.1. Разминка «Вопрос - ответ»

Воспитатель задает вопросы каждому участнику. За правильный ответ команда

зарабатывает 1 балл.

Вопросы для детей:

1. Кто такой «пешеход»? («Пешеход» - это, человек, идущий пешком).

2. Как называется часть дороги, по которой ходят пешеходы? (Тротуар)

3. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный)

4. Почему опасно играть на проезжей части? (Можно попасть под машину).

Вопросы для родителей:

1. Как взрослый с ребёнком должен входить в автобус? (Сначала заходит ребёнок,

а потом – взрослый).

2. Как взрослый с ребёнком должен выходить из автобуса? (Сначала выходит

взрослый, затем выходит ребёнок)

3. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по проезжей

части? (С 14 лет).

4.

С

какого

возраста

детям

разрешается

ездить

на

переднем

сиденье

автомобиля? (С 12 лет)

27

3.2. Дополнительные вопросы и для детей, и для родителей

Воспитатель задает дополнительные вопросы, за каждый правильный ответ –

дополнительный балл:

1. Какие правила поведения в автобусе вы знаете?

(Входить и выходить при полной остановке автобуса, разговаривать тихо,

держаться за поручни, уступать место старшим, не отвлекать водителя).

2. Какие правила поведения в автомобиле вы знаете?

(Обязательно пристегиваться ремнями безопасности, дети сидят в специальных

автокреслах, разговаривать тихо, не отвлекать водителя, не высовываться из

окна).

3.3. Конкурс «Дорожный знак»

Участники

команд

рассаживаются

за

столы.

Воспитатель

раздает

им

конверты,

внутри которых -

картинки - пазлы с изображением дорожных

знаков. Кто быстрее соберет знак правильно, та команда и получит балл.

3.4. Конкурс «Почини светофор»

Воспитатель раскладывает на полу модели светофоров без сигналов и круги:

красный, зеленый, жёлтый. Ребята должны в правильном порядке выложить

сигналы на модели светофора. Выигрывает тот, кто первым правильно

выполнит задание.

3.5. Конкурс «Дорожные ловушки»

Воспитатель раздает каждой команде по картинке, на которой изображена

определенная ситуация на дороге. Команде нужно будет объяснить, какая

опасность присутствует в этой ситуации. Оценивается полнота и правильность

ответа. На обсуждение дается одна минута.

3.6. Конкурс «Осторожные водители»

Команды выстраиваются в четыре ряда. Воспитатель расставляет конусы для

каждой команды, раздает им мешочки с песком и руль. Первый участник кладёт

мешочек с песком на голову, держа руль в руке, проходит между конусами, так,

чтобы не уронить мешочек и не задеть конус, и передаёт эстафету следующему

участнику. Первый, кто выполнит правильно задание, получает балл.

28

\

Приложение 4

4.1. Игра «Можно - нельзя»

Воспитатель называет различные места, где можно кататься на самокате. Если

можно – дети хлопают в ладоши, а если нельзя – топают ногами.

На самокате можно кататься:

Во дворе…(хлопают)

На проезжей части…(топают)

На стадионе…(хлопают)

По лестнице…(топают)

На детской площадке…(хлопают)

4.2. Конкурс «Собери аптечку»

Воспитатель ставит перед командами столы, раскладывает на каждом столе

предметы: бинт, салфетки, марлю, лейкопластырь, йод, термометр, цветные

карандаши, краски, альбом, мячик, кукла и т. д. Ребята под веселую музыку

выбирают нужные и складывают в аптечку.

Затем вместе с воспитателем проверяют, правильно ли собрали аптечку

4.3. Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья»

В игре принимают участие все ребята. Ириска задает им вопросы, ребята

дружно отвечают.

- Кто из вас идёт вперёд только там где переход?

29

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Молчание

- Знает кто, что красный свет - это значит, хода нет?

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Движеньем полон город: бегут машины в ряд,

Цветные светофоры и день, и ночь горят.

Кто говорит: за дорогой не слежу,

Где хочу – перехожу?

Молчание

- Дорога – не тропинка,

Дорога – не канава.

Кто смотрит сначала налево,

А затем направо

?

- Это я, это я, это все мои друзья!

4.4. Эстафета «Аккуратный водитель»

Каждой команде воспитатель дает по машине на веревочке. Под музыку ребята

по очереди бегут, держа машину за веревочку, до ориентира и обратно.

Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.

4.5. Блиц-опрос для родителей

Вопросы:

1. Где нужно ждать общественный транспорт? (На остановке)

2. Что означает желтый сигнал светофора? (Приготовиться)

3. Часть дороги, по которой движется транспорт? (Проезжая часть)

4. Животное, названием которого обозначают, участок проезжей части? (Зебра)

5. Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы? (Тротуар)

6. Как и где лучше переходить улицу? (По зебре, по светофору)

7. Что означает красный сигнал светофора? (Остановиться)

8. По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

4.6. Игра «Назови вид транспорта»

Дети (по 3 человека от каждой команды) и родители стоят в кругу (дети с одной

стороны круга, родители с другой). Ребята по очереди бросают мяч взрослым,

при этом произносят любое из слов: «Воздух», «Земля», «Вода».

30

Взрослые, поймав мяч, возвращают его ребятам, назвав при этом какой-либо вид

воздушного, водного, наземного транспорта. Кто не знает ответа - выходит из

игры.

4.7. «Веселый автобус»

Дети встают в две колонны. Первые участники команд с рулем в руках бегут к

ориентиру, объезжают его, возвращаются к команде, к нему присоединяется

следующий «пассажир», положив руки на плечи впереди стоящему. «Водитель

автобуса» добегает до ориентира, оставляет там «пассажира», возвращается

за следующим «пассажиром». Таким образом «водители» «перевезут» всех

«пассажиров».

Приложение 5

5.1.

Беседа

-

рассуждение

«Возможности

восприятия

дошкольниками

дорожной среды»

Воспитатель дает участникам красного стола карточки. Родители, по очереди

зачитывают информацию:

• В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают

опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при

внезапном появлении пешехода на проезжей части.

• Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их видит и

обязательно объедет.

• Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства

и правильно оценить дорожную ситуацию.

• У дошкольников другие особенности слуха. Им сложно определить, откуда

слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны.

• Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.

• Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности

легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

• Из – за своего небольшого роста дети не могут целостно обозревать

происходящее на дороге.

31

• Не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять

сразу несколько действий.

• В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники

теряются: чем труднее ситуация, тем сложнее найти выход из нее.

5.2. «Сказочные ситуации»

Воспитатель зачитывает сказочные ситуации, на которые участники желтого

стола должны постараться дать правильный ответ.

1. Сегодня у Вини - Пуха День рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день

ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город увидел его подарок, сел на

велосипед и выехал на улицу, а затем и на проезжую часть.

Какие ошибки допустил Вини - Пух?

Ответ: детям до 14 лет выезжать на проезжую часть запрещено. Они могут

кататься во дворе.

2. Из автобуса вышли шесть зайцев. Трое из них перешли дорогу по

пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус впереди, один остался на

остановке. Сколько зайцев поступили согласно правилам дорожного движения?

Ответ: один, надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и только

тогда переходить дорогу.

3. Ехал волк к лисе по левой стороне. Его остановил дорожный инспектор и велел

заплатить штраф. Какое правило нарушил волк?

Ответ:

транспортному средству разрешается ехать, придерживаясь правой

стороны.

5.3. Игра «Передай жезл»

Воспитатель дает одному из сидящих за зеленым столом родителей жезл

регулировщика. Тот передает

жезл игроку слева. Обязательное условие -

принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому

участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у

кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило

дорожного движения. Игра продолжается.

5.4. «Игра в мяч»

Все участники встают в общий круг.

Воспитатель с мячом встает в

центр круга и бросает одному из родителей мяч, одновременно задавая вопрос.

Тот отвечает и возвращает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми

взрослыми по очереди.

-По дороге кто идет?

-Пешеход.

-Кто машину ведет?

-Водитель.

-Сколько цветов у светофора?

32

-Три.

-Если красный свет горит, то о чем он говорит?

-Стой и жди.

-Если желтый свет горит, то о чем он говорит?

-Подожди.

-Если зеленый свет горит, то о чем он говорит?

-Можете идти.

-Идут наши ножки по пешеходной…

-Дорожке.

-Где мы автобус ждем?

-На остановке.

-Где играем в прятки?

-На детской площадке.

33



В раздел образования