Напоминание

"Животные Севера"


Автор: Печёнкина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Челябинская область, Г.Снежинск
Наименование материала: конспект
Тема: "Животные Севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 21»

Конспект

занятия по формированию целостной картины мира для детей 5 – 6 лет

по теме «Животные Севера»

Составитель:

Печёнкина Ольга Васильевна,

воспитатель

г. Снежинск

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.

Формировать представления детей о животных Севера – северном

олене, белом медведе, тюлене (о среде обитания, о том, чем питаются,

как передвигаются, о характерных повадках, о названии членов семьи)

2.

Учить детей

устанавливать причинно-следственные связи между

живой и неживой природой ( Холод -бедная растительность).

Образовательная область «Речевое развитие»

1.

Активизировать словарь по теме «Животные Севера»

2.

Продолжать формировать у детей навык объяснительной речи.

3.

Упражнять

детей

в

умении

отвечать

на

вопросы

полным,

грамматически правильно оформленным предложением.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.

Продолжать учить детей слушать товарищей, не перебивать друг друга,

2.

Воспитывать у детей выдержку и терпение.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.

Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей

посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки на

занятии, через непосредственное общение с каждым ребёнком.

2.

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей посредством

гимнастики для глаз.

Материалы

и

оборудование:

наждачная

бумага,

мох,

картинки

с

изображением рыб и тюленя, образовательное видео.

Ход занятия:

Целеполагание

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Установка на полные ответы, следить за звуками др.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «4 лишний». Итак,

Кто лишний Карась, Окунь, Тюлень, Кит.

Дети: Лишний тюлень, потому что это животное, а все остальные рыбы.

Если

дети

затрудняются

с

правильным

ответом,

то

на

заранее

приготовленный мольберт выставляются картинки с названными рыбами и

тюленем, сидящим на льдине.

Воспитатель: Ребята, кто догадался, о ком мы будем сегодня говорить?

Дети: Мы будем говорить, тюлене,

Воспитатель: Где живёт тюлень?

Дети: Тюлень живёт на Севере. Значит, о ком мы будем говорить? О

животных Севера.

Воспитатель: Совершенно верно. Сегодня мы отправимся с вами на Север.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики перед доской.

Воспитатель: Ребята, Что вы знаете о Севере? (Ответы детей)

Воспитатель: слайд №1.

На Севере долгая и холодная зима. Зимой солнце не показывается на небе.

Океан покрыты льдами, которые никогда не тают, даже летом. Лето на

Севере короткое и тоже холодное, солнечные лучи не согревают землю.

Летом здесь растут только редкие травы и мох.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему здесь так мало растений? (Этот

вопрос задается в том случае, если дети не затронут растения в своих

предположениях)

(Ответы детей)

Воспитатель: Вот в таком холодном краю и живет тюлень. Ребята, как

вы думаете, что спасает тюленя от холода?

(Ответы детей)

Воспитатель: От холода его спасает толстая кожа и толстый слой жира под

кожей. Тело тюленя покрыто шерстью. Шерсть короткая, жёсткая.

Воспитатель: Ребята, чем отличается тюлень от других животных? (Если

дети затрудняются, вопросы: Есть ли у тюленя лапы? (Нет) Что у тюленя

вместо лап?

Воспитатель: Вместо лап у тюленя ласты. Для чего тюленю нужны ласты?

А как тюлень передвигается по суше? (Предположения детей)

Дело в том, тюлень прекрасный ныряльщик и пловец. Под водой он может

находиться очень долго. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду.

Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд

головой.

Воспитатель: Тюлень живет и на воде и на суше? - Чем же он питается? -

Рыбой

Воспитатель: Ребята, в прошлом году мы с вами познакомились с детёнышем

тюленя. Так кто помнит, как называют детёныша тюленей. (Ответы детей)

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки (повторить

хором).

А как вы думаете, для чего белькам нужен белый окрас?

Дети: Белый окрас нужен для того, что бы быть незаметным для хищников.

В.: Ребята, а кто защищает бельков от хищников? Мама.

Давайте назовем всю семью тюленя. А кто у белька папа? (Папа белька -

тюлень) А как называют маму белька? (Мама белька –тюлениха. Все члены

семьи проговариваются хором).

Воспитатель: Ребята, кто из хищников может охотиться на тюленей?

(Ответы детей)

В.: Ребята, почему тюлени могут быть легкой добычей для белых медведей.

Ответы детей.

В.: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап, они не могут

быстро убежать.

В.: На кого медведю легче охотится: на взрослого тюленя или на

бельков? (На бельков)

В.: Да, и поэтому бельки и тюленихи прячутся среди льдин от белых

медведей

В. Ребята, а как белые медведи приспособились к жизни на Севере?

Дети: у медведя толстый мех.

В.: Верно.

Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой

подшерсток. Медведь – самый крупный хищник Севера. У него широкие

могучие лапы. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. (Показ

наждачной бумаги). Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по

льду. Белый медведь превосходный пловец и ныряльщик.

В.: Что помогает медведю плавать? (предположения детей) Что есть на лапах

у медведя. ( У медведя на лапах есть перепонки).

В.: Почему медведь так много плавает?

Д.: Медведь в воде ловит рыбу.

В.: Ребята, а что делает зимой бурый медведь, который обитает в наших

лесах? (Зимой медведь спит)

В.: Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге)

В.: Как вы думаете, а белый медведь зимой спит? (предположения детей)

В.: Правы те, кто говорит, что медведь зимой не спит? Но медведица, для

того чтобы у нее появились детёныши, строит берлогу.

А кто детёныши у медведицы?

Д.: Совершенно верно - медвежата. Назовите всю семью медведей.

В.: А следующего животного вы сможете узнать, собрав разрезную картинку.

(Картинки собирают на ковре – смена динамики)

В.: Кто это? (Северный олень)

В.:- Как олень приспособился жить в холоде?

Д.: У Северного оленя густая шерсть………..

В.: Правильно, у оленя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. У

него крепкие ноги, на ногах широкие копыта,

В.: А для чего оленю такие широкие копыта. Такие широки копыта помогают

ему не проваливаться в снег.

В.: Чем питается олень?

Д.: Травой. А еще чем?

В.: Коротким летом олень питается мхом. Кто знает, что такое мох?

(Показ мха).

Мох - это очень короткая, плотная, густая трава. А зимой олень роет

широкими копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха,

спрятанного глубоко под снегом.

В.: Что на голове у оленя (Рога) какие рога у оленя?

В.: Для чего оленю большие рога? (Для защиты своей семьи)

В.: Давайте назовем семью оленя : папа-олень, детеныша оленя – Оленёнок.

мама - ОЛЕНУХА (проговаривание хором) Олени и оленухи защищают

своих оленят всем стадом. Если стаду угрожают хищники, взрослые олени

становятся вокруг оленят и не подпускают к ним хищников.

Рефлексия.

1.

Где мы сегодня побывали? На Севере

2.

Кто живет на севере?

3.

Что нового вы сегодня узнали?

4.

Рассказ о каком животном вам показался интересным?

5.

А кто запомнил, как зовут маму оленёнка?

6.

О каких животных Севера вам еще бы хотелось узнать?

7.

А кто нам может рассказать о других животных севера. Мы

обязательно послушаем ваши рассказы

А наше занятие закончилось.



В раздел образования