Автор: Печёнкина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Челябинская область, Г.Снежинск
Наименование материала: конспект
Тема: "Животные Севера"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 21»
Конспект
занятия по формированию целостной картины мира для детей 5 – 6 лет
по теме «Животные Севера»
Составитель:
Печёнкина Ольга Васильевна,
воспитатель
г. Снежинск
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.
Формировать представления детей о животных Севера – северном
олене, белом медведе, тюлене (о среде обитания, о том, чем питаются,
как передвигаются, о характерных повадках, о названии членов семьи)
2.
Учить детей
устанавливать причинно-следственные связи между
живой и неживой природой ( Холод -бедная растительность).
Образовательная область «Речевое развитие»
1.
Активизировать словарь по теме «Животные Севера»
2.
Продолжать формировать у детей навык объяснительной речи.
3.
Упражнять
детей
в
умении
отвечать
на
вопросы
полным,
грамматически правильно оформленным предложением.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.
Продолжать учить детей слушать товарищей, не перебивать друг друга,
2.
Воспитывать у детей выдержку и терпение.
Образовательная область «Физическое развитие»
1.
Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей
посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки на
занятии, через непосредственное общение с каждым ребёнком.
2.
Сохранять и укреплять физическое здоровье детей посредством
гимнастики для глаз.
Материалы
и
оборудование:
наждачная
бумага,
мох,
картинки
с
изображением рыб и тюленя, образовательное видео.
Ход занятия:
Целеполагание
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: Установка на полные ответы, следить за звуками др.
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «4 лишний». Итак,
Кто лишний Карась, Окунь, Тюлень, Кит.
Дети: Лишний тюлень, потому что это животное, а все остальные рыбы.
Если
дети
затрудняются
с
правильным
ответом,
то
на
заранее
приготовленный мольберт выставляются картинки с названными рыбами и
тюленем, сидящим на льдине.
Воспитатель: Ребята, кто догадался, о ком мы будем сегодня говорить?
Дети: Мы будем говорить, тюлене,
Воспитатель: Где живёт тюлень?
Дети: Тюлень живёт на Севере. Значит, о ком мы будем говорить? О
животных Севера.
Воспитатель: Совершенно верно. Сегодня мы отправимся с вами на Север.
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики перед доской.
Воспитатель: Ребята, Что вы знаете о Севере? (Ответы детей)
Воспитатель: слайд №1.
На Севере долгая и холодная зима. Зимой солнце не показывается на небе.
Океан покрыты льдами, которые никогда не тают, даже летом. Лето на
Севере короткое и тоже холодное, солнечные лучи не согревают землю.
Летом здесь растут только редкие травы и мох.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему здесь так мало растений? (Этот
вопрос задается в том случае, если дети не затронут растения в своих
предположениях)
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот в таком холодном краю и живет тюлень. Ребята, как
вы думаете, что спасает тюленя от холода?
(Ответы детей)
Воспитатель: От холода его спасает толстая кожа и толстый слой жира под
кожей. Тело тюленя покрыто шерстью. Шерсть короткая, жёсткая.
Воспитатель: Ребята, чем отличается тюлень от других животных? (Если
дети затрудняются, вопросы: Есть ли у тюленя лапы? (Нет) Что у тюленя
вместо лап?
Воспитатель: Вместо лап у тюленя ласты. Для чего тюленю нужны ласты?
А как тюлень передвигается по суше? (Предположения детей)
Дело в том, тюлень прекрасный ныряльщик и пловец. Под водой он может
находиться очень долго. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду.
Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд
головой.
Воспитатель: Тюлень живет и на воде и на суше? - Чем же он питается? -
Рыбой
Воспитатель: Ребята, в прошлом году мы с вами познакомились с детёнышем
тюленя. Так кто помнит, как называют детёныша тюленей. (Ответы детей)
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки (повторить
хором).
А как вы думаете, для чего белькам нужен белый окрас?
Дети: Белый окрас нужен для того, что бы быть незаметным для хищников.
В.: Ребята, а кто защищает бельков от хищников? Мама.
Давайте назовем всю семью тюленя. А кто у белька папа? (Папа белька -
тюлень) А как называют маму белька? (Мама белька –тюлениха. Все члены
семьи проговариваются хором).
Воспитатель: Ребята, кто из хищников может охотиться на тюленей?
(Ответы детей)
В.: Ребята, почему тюлени могут быть легкой добычей для белых медведей.
Ответы детей.
В.: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап, они не могут
быстро убежать.
В.: На кого медведю легче охотится: на взрослого тюленя или на
бельков? (На бельков)
В.: Да, и поэтому бельки и тюленихи прячутся среди льдин от белых
медведей
В. Ребята, а как белые медведи приспособились к жизни на Севере?
Дети: у медведя толстый мех.
В.: Верно.
Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой
подшерсток. Медведь – самый крупный хищник Севера. У него широкие
могучие лапы. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. (Показ
наждачной бумаги). Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по
льду. Белый медведь превосходный пловец и ныряльщик.
В.: Что помогает медведю плавать? (предположения детей) Что есть на лапах
у медведя. ( У медведя на лапах есть перепонки).
В.: Почему медведь так много плавает?
Д.: Медведь в воде ловит рыбу.
В.: Ребята, а что делает зимой бурый медведь, который обитает в наших
лесах? (Зимой медведь спит)
В.: Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге)
В.: Как вы думаете, а белый медведь зимой спит? (предположения детей)
В.: Правы те, кто говорит, что медведь зимой не спит? Но медведица, для
того чтобы у нее появились детёныши, строит берлогу.
А кто детёныши у медведицы?
Д.: Совершенно верно - медвежата. Назовите всю семью медведей.
В.: А следующего животного вы сможете узнать, собрав разрезную картинку.
(Картинки собирают на ковре – смена динамики)
В.: Кто это? (Северный олень)
В.:- Как олень приспособился жить в холоде?
Д.: У Северного оленя густая шерсть………..
В.: Правильно, у оленя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. У
него крепкие ноги, на ногах широкие копыта,
В.: А для чего оленю такие широкие копыта. Такие широки копыта помогают
ему не проваливаться в снег.
В.: Чем питается олень?
Д.: Травой. А еще чем?
В.: Коротким летом олень питается мхом. Кто знает, что такое мох?
(Показ мха).
Мох - это очень короткая, плотная, густая трава. А зимой олень роет
широкими копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха,
спрятанного глубоко под снегом.
В.: Что на голове у оленя (Рога) какие рога у оленя?
В.: Для чего оленю большие рога? (Для защиты своей семьи)
В.: Давайте назовем семью оленя : папа-олень, детеныша оленя – Оленёнок.
мама - ОЛЕНУХА (проговаривание хором) Олени и оленухи защищают
своих оленят всем стадом. Если стаду угрожают хищники, взрослые олени
становятся вокруг оленят и не подпускают к ним хищников.
Рефлексия.
1.
Где мы сегодня побывали? На Севере
2.
Кто живет на севере?
3.
Что нового вы сегодня узнали?
4.
Рассказ о каком животном вам показался интересным?
5.
А кто запомнил, как зовут маму оленёнка?
6.
О каких животных Севера вам еще бы хотелось узнать?
7.
А кто нам может рассказать о других животных севера. Мы
обязательно послушаем ваши рассказы
А наше занятие закончилось.