Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Радуга" города Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Фетровый театр в развитии речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Фетровый театр в развитии речи дошкольников
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям
заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Вследствие
чего,
неуклонно
увеличивается
количество
детей
с
несформированной связной речью.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания
детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью
в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,
коммуникативная, функция языка и речи.
Потребность
в высказывании является
основой
речевой
деятельности.
Следовательно,
необходимо
обеспечивать
возникновение
такой
потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при
помощи создания интереса. Именно поэтому не теряет своей актуальности
вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного
возраста средств.
Одним
из
таких
средств
является
–
театр
из фетра. Его
простота
использования в том, что для того, чтобы организовать представление не
требуется дополнительных атрибутов. Но в нем есть самое главное – это
его
герои
со
своими
характерами
и
жизнью.
Использование фетрового театра в работе с детьми – это не просто игра, а
еще и эффективный способ для коррекционного развития, и воспитания
ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного
словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и
мышления.
Задачи, которые стоят перед педагогом:
- Формировать умение внимательно слушать сказки, пересказывать их;
- Учить детей разыгрывать небольшие сказки с помощью фетрового театра;
- Обогащать словарь детей, совершенствовать синтаксическую сторону
речи, грамматический строй, развивать диалогическую речь;
-Развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать свое отношение
к героям, характеризовать их;
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
- Вызывать желание детей участвовать в показе сказок, воспитывать
уверенность.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках,
сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть
сюжет,
проговорить
слова
каждого
действующего
лица
с
разной
интонацией.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки - это раскрепощение, это
развитие речи. Сказки дают возможность детям познавать окружающий
мир, учат детей передавать своё настроение с помощью эмоций, жестов,
мимики лица, работать в команде, договариваться.
Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим
условием успешной работы по развитию речи.
В своей работе для развития речи младших дошкольников я использую
сказки из фетра.
За основу в своей работе я взяла область «Речевое развитие» и решение
таких
задач,
как:
развитие
моторики
речедвигательного
аппарата;
закрепление артикуляции звуков; согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже; употребление существительных
с предлогами (в, на, под, за, около); а также формировать умения
употреблять форму множественного числа существительных в родительном
падеже (груш, яблок, деревьев, елок, цветов, грибов).
Во время игры с фетровыми сказками дети учатся делиться своими
впечатлениями со взрослыми, а также с помощью воспитателя учатся
инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Дети знакомятся с домашними и дикими животными, особенностями их
поведения, способами передвижения, изучают части тела. Во время игр с
фетровыми сказками дети определяю цвет, величину, форму предметов,
расположение по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко), а также
устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями.
Таким образом, использование в своей работе сказок из фетра служит
обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих
способностей, практическое овладение воспитанниками нормами речи.