Напоминание

Роль сказки в развитии творческого воображения старших дошкольников


Автор: Елена Григорьевна Горобченко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1387
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в развитии творческого воображения старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сказки в развитии творческого воображения

старших

дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является

сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что

сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что

чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка.

Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и

внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным

тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут

использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них:

"перевирание" сказки, придумывание сказки - наоборот, придумывание

продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки

вместе с детьми.

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному

знанию,

как

легковесное

-

тяжеловесному,

как

естественное

-

противоестественному,

как

доступное

и

нужное

здесь

и

сейчас

-

труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это

не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это -

жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство

материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция

нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности,

категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных

оценок.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия

средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент

развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные

психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой

действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность

в

компетентности

(силе,

всемогуществе).

Герой

оказывается

способным

преодолеть

самые

невероятные

препятствия,

оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Метафоричность

и

символизм

сказки

позволяют

развивать

воображение

ребенка,

поскольку

фантастический

сказочный

мир,

наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его.

Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно

действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все

происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Дети

очень

любят

слушать

невероятные

истории

и

сказки,

расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо

реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через

сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не

подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к

целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке,

его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки

кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного

жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди

сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для

взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать

не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это

получается

очень

легко.

Почему

образ

зла

менее

правдив,

чем

соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в

сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в

виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В

старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных

переживаниях,

чувствах

героев,

а

не

о

внешних

событиях

и

разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.

Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна,

убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через

реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду

кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то

сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов

никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке

повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое

содержание буквально.

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией,

но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания.

Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все

отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не

заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он

придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто

внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное

нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и

о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание

целенаправленности

поведения

необходимо,

как

условие

развития

творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким

должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок

сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом

уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные

способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает

лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к

сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно),

можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок".

Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В

изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность

будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы

требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы

ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии

целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и

не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10

минут.



В раздел образования