Автор: Елена Григорьевна Горобченко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1387
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в развитии творческого воображения старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль сказки в развитии творческого воображения
старших
дошкольников
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является
сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что
сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что
чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка.
Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и
внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным
тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут
использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них:
"перевирание" сказки, придумывание сказки - наоборот, придумывание
продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки
вместе с детьми.
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному
знанию,
как
легковесное
-
тяжеловесному,
как
естественное
-
противоестественному,
как
доступное
и
нужное
здесь
и
сейчас
-
труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это
не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это -
жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство
материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция
нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности,
категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных
оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия
средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент
развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные
психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой
действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность
в
компетентности
(силе,
всемогуществе).
Герой
оказывается
способным
преодолеть
самые
невероятные
препятствия,
оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Метафоричность
и
символизм
сказки
позволяют
развивать
воображение
ребенка,
поскольку
фантастический
сказочный
мир,
наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его.
Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно
действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все
происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Дети
очень
любят
слушать
невероятные
истории
и
сказки,
расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо
реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через
сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не
подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к
целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке,
его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки
кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного
жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди
сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для
взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать
не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это
получается
очень
легко.
Почему
образ
зла
менее
правдив,
чем
соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в
сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в
виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В
старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных
переживаниях,
чувствах
героев,
а
не
о
внешних
событиях
и
разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.
Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна,
убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через
реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду
кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то
сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов
никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке
повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое
содержание буквально.
Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией,
но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания.
Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все
отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не
заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он
придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто
внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное
нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и
о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание
целенаправленности
поведения
необходимо,
как
условие
развития
творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким
должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок
сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом
уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные
способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает
лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к
сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно),
можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок".
Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В
изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность
будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы
требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы
ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии
целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и
не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10
минут.