Напоминание

"Форма работы с детьми по средствам конструктивных игр"


Автор: Мороз Элиза Дарвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Форма работы с детьми по средствам конструктивных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание педагогического процесса

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но

LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать»

выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с

возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных

элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является

веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна,

но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на

развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и

сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что

тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая

свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из

освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления,

приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на

столе.

Информационно-

рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов

(зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных

соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и

ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и

конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов,

разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий

(предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для

обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-

конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.

Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с

учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с

ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-

кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик)

определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти

названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых

показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам,

чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им

продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике,

окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким

образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура,

животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем

он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать

конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных

пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики

(ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного

запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с

предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали,

рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке

основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют

порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания,

высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении

конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения

деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены

индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о

межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и

навыками.



В раздел образования