Автор: Мороз Элиза Дарвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Форма работы с детьми по средствам конструктивных игр"
Раздел: дошкольное образование
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но
LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать»
выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с
возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных
элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является
веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна,
но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на
развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и
сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что
тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая
свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из
освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления,
приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на
столе.
Информационно-
рецептивный
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов
(зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных
соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и
ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и
конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий
(предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-
конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.
Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с
учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с
ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-
кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик)
определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти
названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых
показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам,
чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им
продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике,
окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким
образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура,
животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем
он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных
пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного
запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с
предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали,
рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке
основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют
порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания,
высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении
конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения
деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены
индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о
межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и
навыками.