Напоминание

"Весёлый паровозик"


Автор: Лапина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 68"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка по развитию предметно пространственного развития
Тема: "Весёлый паровозик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическое пособие по речевому развитию

«Весёлый паровозик».

Цель: формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Задачи:

Развитие лексической стороны речи:

- Развивать пассивный и активный словарь на основе расширений представлений

детей об окружающем мире.

- Знакомить со словами обобщениями (лесные звери, домашние звери, станции,

лес, город…)

- Расширять словарь детей, обозначающий действия; поощрять стремление детей

использовать определения.

Развитие грамматического строя речи:

- Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице. Упражнять в правильном

употреблении предлогов (у, в, под, с, из, к, за, на).

- Способствовать правильному употреблению в речи имён существительных в

единственном числе и множественном числе. Закреплять умение узнавать и

называть животных в единственном и множественном числе.

Формирование речевого дыхания:

- Формировать правильное дыхание, тем самым развиваем звукопроизношение,

артикуляцию и развитие голоса.

- Вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и

правильное распределение выдоха.

- Способствовать правильному речевому дыханию с увеличением, что позволяет

получить запас воздуха для произношения различных по длине отрезков.

Описание Д/П по речевому развитию «Весёлый паровозик».

Дидактическое пособие представлено в виде железной дороги, по которой

передвигается поезд с двумя вагонами (направление движения паровозика можно

менять). В середине, дидактического пособия, размещены: 2 станции (большая и

маленькая), лес (где живут лесные животные), дом (где живут домашние

животные), также размещена гирлянда со звёздочками для дыхательной

гимнастики – которые не закреплены к основанию, они совершенно мобильны и

вариативны. Также данное пособие позволяет закреплять с детьми сезонные

признаки (меняется декор по сезонам), создавать истории и различные игры,

менять наполняемость пособия по желанию детей и педагога.

Представляемое дидактическое игровое пособие предназначено для детей 3-5

лет, отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Пособие имеет большой размер, что даёт возможность использовать его как в

индивидуальной работе, так в подгрупповой, а также предназначено для

индивидуальной игровой деятельности детей.

Дидактическое пособие «Весёлый паровозик» мобильное, яркое и

многофункциональное – его можно использовать в различных областях и в

различных вариантах игр. В дальнейшем пособие может быть дополнено

игрушками птиц, героев сказок, фруктами и овощами, предметами быта, одеждой

по сезонам, геометрическими формами и т.д., что также даёт нам возможность

широко использовать данное пособие в работе. Согласно возрастной категории,

задачи могут усложняться, по усмотрению педагога.

Дидактические игры:

«Весёлый паровозик»

Цель: знакомство с домашними животными,

лесными животными, формирование произношения

знакомых слов, звукоподражание,

воспитывать внимательность, развивать дикцию.

Игровые действия: детям предлагается рассадить

пассажиров по вагонам, на первом этапе воспитатель

показывает животных и предлагает назвать их, затем предложить детям выбирать

животных, определять их и мотивируем к звукоподражанью выбранного

животного. Усложнение: разделить по вагонам зверей (лесные и домашние

животные), определить направление паровозика (лево-право, вверх-низ),

определение по количеству животных в паровозике и вагонах (один-много),

определение цвета вагончиков.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,

соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Игровые действия: в гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят

поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и

квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у

лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут

поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно

позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

Чудесный Паровозик «Домашние животные»

Перед детьми Д/И «Весёлый паровозик», рядом предоставлено, на выбор детей

домашние и дикие животные. В середину пособия выставляем домики предлагаем

детям выбрать нужных (домашних) животных, и посадить их по вагонам,

определить положение (впереди, за), мотивировать к звукоподражанию.

Формировать умение определять назвать их всех, одним словом.

(Данную игру можно проиграть с дикими животными. В середину пособия

помещаем лес (Деревья и ёлочки) и предлагаем детям выбрать из

представленных животных нужную категорию, определить и воспроизвести

звукоподражанье). Назвать их всех, одним словом.

«Кто уехал? Кто остался?»

Цели: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести

простейший диалог со сверстниками.

Игровые действия: Подул ветерок (дети дуют на гирлянду со звёздочками),

приезжает поезд (дети оповещают о прибытия поезда). Кто к нам приехал? (Дети

называют животных, затем закрывают глаза, поезд уезжает с помощью ребёнка,

который убирает несколько животных). Дети открывают глаза и называют- кто

уехал и, кто остался. Данную Д/И можно усложнять (добавить к животным и их

детёнышам, к примеру, корм для животных –зайчику морковку, мишке мёду).

«Наступила зима! Кто уснул и где? Кто гуляет по снежку?»

Цели: создание условий для проявления познавательной и речевой активности

у детей младшего возраста об изменениях, происходящих в живой природе (на

примере диких и домашних животных).

Игровые действия:

Что происходит зимой? Как люди одеваются зимой? Вы

хотите посмотреть, как звери живут зимой в лесу? Тогда нам надо отправиться в

зимний лес на прогулку. Хотите? Тогда, в путь! Наш паровозик отправляется в

путь, скажем дружно-Ту-ту! (паровозик приезжает в лес, и дети проговаривают

какое животное как зимует). (Данную Д/И проигрываем с домашними

животными).

«Новогодний паровозик»

Колокольчик наш звенит- динь - динь,

Новый год нам зовёт – Приди, Приди!!!

Цели: создание условий для проявления познавательной и речевой активности,

закрепление признаков зимы.

Игровые действия: Наступает Новый год, он подарки принесёт. И зайчишкам, и

лисичкам, и волчатам, и цыплятам. Только подарочки лежат в лесу под ёлочкой.

Ребята давайте отправим в путешествие наш паровозик, найдём в лесу подарки,

загрузим в паровозик и подарим нашим зверятам! (Детям очень нравится данная

игра, её можно усложнять, добавляя разных героев и тогда сказка продолжится!)

Дидактические игры в дальнейшем можно усложнять, видоизменять в

зависимости от поставленных целей и задач, от сезона и персонажей,

возрастных особенностей детей.

Важно отметить, что игры необходимо чередовать с дыхательной

гимнастикой и физкультминутками для наилучшего результата в развитии

речевой активности у детей.

Дыхательная гимнастика:

«Кто дольше сможет подуть на звёздочки?»

Цель: Развитие физиологического дыхания.

Описание игры: в середине дидактического

пособия «Весёлый паровозик», на ниточках висят звёздочки.

«Посмотрите, дети. Наступила ночь и на небе зажглись звёздочки.

Они такие красивые, лёгкие. Какого они цвета?

Правильно ребята, жёлтые и белые!

Давайте, как ветерок, подуем на звёздочки! Вот так. (Показать, как нужно дуть).

Интересно, у кого звёздочки дольше будут летать и держаться на ветру. Педагог

смотрит, чтобы дети не надували щёки, не напрягались, дули на звёздочки легко

и спокойно.

«В лес за ёлочкой»

Цель: Развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Киска с Собачкой пошли в лес за ёлочкой, в лесу повстречали

лесного жителя. (Педагог спрашивает. Кого? Дети называют лесных жителей.)

«Правильно, Мишку!». Киска с Собачкой напугались и убежали в разные стороны

и перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, с

чёткой интонацией произнести фразы)

- Ау-у-у, Киска (низким голосом) кричит Собачка

- Ау-у-у, Собачка (высоким голосом) кричит Киска

- Ау-у-у, Киска (низким голосом) кричит Собачка

- Ау-у-у, Собачка (высоким голосом) кричит Киска

А в ответ раздаётся тихо: Ау-у-ууу.

«Сдуваем снежинки»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного

выдоха.

Описание игры: Педагог обращает внимание детьми на дидактическое пособие

«Весёлый паровозик» и предлагает устроить снегопад. Для этого нужно дружно

подуть на снежинки. Педагог показывает, как сделать глубокий вдох через нос и

плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на снежинки.

«Зоопарк»

Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.

Описание игры: Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного.

Паровозик привозит животного, дети узнают, называют и делают

соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох

контролируется ладонью.

«Эхо»

Цель: развитие речевого дыхания.

Описание игры: паровозик приехал в город (в лес) и зовёт всех присесть в

него. Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо

отзывается: а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания:

ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

«Как мыши пищат?»

Цели: формирование ритмичного дыхания и тренировка артикуляционного

аппарата.

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на

выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

«Отгадай, кто кричит?» (перекличка)

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Кто едет в нашем паровозике? (Звукоподражание животным.

Изменять голос по силе и высоте). Корова: «Му, молока кому?» (Громко, низким

голосом) Телёнок: «Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: «Мяу-мяу-мяу»

(Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом)

Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле».и т.д.

«На лесной полянке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Ёжики принюхиваются. Волк воет: «У-у» (Произносить тихо и

громко) Кто так голос подает. Ёжик пыхтит: «Пых-пых-пых».

Разговор Лисы и зайца

Су-зу-су-зу, су-зу-су-зу.

Зайка, где ты был?

В лесу.

За-са-за-са

Ты не съешь меня, лиса?

«Кто как кричит в лесу»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

взрослый предлагает послушать ребенку, кто как кричит в лесу и повторить

речевой материал в том же темпе и ритме на одном выдохе.

Описание игры: Собачка катается на паровозике и кричит так: тяв – тяв, тяв – тяв

– тяв. Как мне нравится кататься!

Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса на втором слоге):

ку – ку, ку –ку, ку – ку! Волк воет так (произносить слитно с постепенным

усилением голоса): У –у –у –у –у –у –у!

Физкультминутка

Бегал по двору щеночек

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Котик

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, (трут ладонью носик)

Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)

Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)

Вытер сухо. (потёрли ушки)

Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)

К детям в гости собирается.

Гимнастика для шеи «Козлик»

Ома – ома – ома (поднимать и опускать голову)

Стоит козлик у дома.

Оме – оме – оме (качать головой вправо – влево)

Хорошо в высоком доме.

Ме – ме – ме (поднимать и опускать голову)

Подойди-ка ты ко мне. (делая призывные движения)

Мот – мот – мот (качать головой вправо – влево)

Не ставь копытца на комод. (грозя пальцем)

Козочка

Я козочка Ме-ке-ке (дети идут по кругу)

Я гуляю на лужке

Острые рожки (показывают «рожки»)

Тонкие ножки (топают ножками)

На самой макушке

Бархатные ушки (показывают ушки)

Язык полотняный, (показывают язык « лопаткой»)

Хвостик конопляный (показывают рукой хвостик сзади)

Как прыгну, (подпрыгивают)

Сразу забодаю («бодаются»)

«Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,

Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)

Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

«Зайка»

Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)

А затем вприсядку, (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

«Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на

То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала!



В раздел образования