Напоминание

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ


Авторы: Стороженко Анеглина Александровна, Трембикова Алевтина Александровна
Должность: студент заочного и дистанционного образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и мировой литературы и технологий обучения
Учебное заведение: Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор:

Стороженко Ангелина Александровна

4 курс, 44.03.05. Педагогическое образование

Профили «Русский язык» и «Литература»

ФГОУ ВО СГПИ

г. Ставрополь, Российская Федерация

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русской и

мировой литературы и технологий

обучения

Трембикова Алевтина Александровна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА РОМАНА М. А.

БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье рассмотрен актуальный вопрос основных

направлений анализа романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в

школьном курсе литературы. В ней рассматривается значение

произведения, его место в литературе и культуре, а также основные темы

и символы, которые присутствуют в романе.

Автор раскрывает ряд

особенностей изучения романа в школьной программе, а именно: разные

виды анализа текста, образы героев, определённые идеи, ценности,

нравственные идеалы. Обсуждаются методы анализа текста, которые

могут быть использованы при изучении произведения в школе.

Ключевые слова: уроки литературы, анализ романа, основные

направления анализа, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,

методические подходы, .

По замыслу авторов современных школьных учебников литературы роман

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» может быть изучен по самым

разным направлениям анализа. В учебнике под редакцией Т.Ф.

Курдюмовой [2, с. 272] произведение рассматривается как заключительная

часть биографии Булгакова, главный подвиг его жизни. Изучение романа

подчиняется плану, раскрывающему творческий поиск писателя (поиски

названия, жанр, Москва 20–30-х годов, образ Воланда, мастер как герой

романа, Понтий Пилат в романе мастера,роман-прощание). Такой подход

заслуживает названия биографического, так как подчиняется логике

прощания Булгакова с читателем, сообщения ему самого главного в конце

жизненного и творческого пути.

В учебнике В.А. Чалмаева и С.А. Зинина [3, с. 103] акцент делается на

своеобразие жизненного опыта писателя. Его произведения, благодаря

подробному историческому комментированию, становятся удивительно

реалистичными, несмотря на фантастический характер происходящего.

Авторам пособия удаётся убедить читателя-выпускника в том, что в

романе изображена реальная

Москва 1920-х годов. Учебник радует учителя литературы большим

количеством фотографий того периода. В отличие от многих

исследователей и методистов В.А. Чалмаев и С.А. Зинин выделяют в

романе три сюжетные линии – роман о Пилате, роман о мастере и роман о

дьяволе. В соответствии с этим стратегия изучения булгаковского романа-

лабиринта такова:

1) предыстория романа;

2) три входа в роман-лабиринт;

3) два бессмертия – Иешуа и Пилата, или диалог о добре и зле;

4) карнавальный смех сатаны;

5) путь Ивана Бездомного – путь обретения Родины;

6) особенности повествовательной ткани романа.

Выделив три линии в романе, В.А. Чалмаев и С.А. Зинин представляют

свою собственную версию изучения текста, которую, судя по большому

количеству вопросов, используемых в статье учебника, можно назвать

проблемно-поисковой.

Достаточно подробный анализ жизни и творчества Булгакова даётся в

учебнике «Русский язык и литература. Литература 11 класс» под ред. В.П.

Журавлёва [1, с. 33–63]. Перед непосредственным изучением

произведения обучающиеся знакомятся со статьёй «Инстинкт

государственности» [1, с. 33], в которой подчеркивается, что писатель

верил «в великое прошлое и будущее России», отстаивая при этом

«классическое наследство». Размышляя над новейшей историей России,

автор обратился к новозаветным событиям, показав своё восприятие того

времени, в котором сплетены вера и неверие, добро и зло, борьба между

такими библейскими понятиями, как свет и тьма, хорошее и плохое. По

нашему мнению, стержнем всего романа, одним из главных его

направлений является проблема вины и расплаты за вину. Эта проблема

стоит перед каждым персонажем книги, как и перед читателем. Её

решение можно найти в ерашалаимских главах. Но в мире созданного

Булгаковым романа не существуют карающей силы: расплата за вину

заключена в самой вине. Вина и расплата совместимы.

Изучение романа «Мастер и Маргарита» представлено несколькими

этапами.

1. Знакомство с историей создания и сюжетом [1, с. 33–56]. Составители

статьи удачно приводят фрагмент рукописи с подзаголовком

«Фантастический роман» [1, с. 55].

Обучающимся наглядно продемонстрировано известное выражение

«рукописи не горят». Книгу своей жизни, по словам авторов учебника,

Булгаков посвятил добру и злу в их вечном, абсолютном противостоянии,

преступлению и возмездию, любви и равнодушию [1, с. 54]. Перед тем,

как узнать о замысле романа, ученик убеждается в том, что создатель

Воланда был верующим человеком. Отрицание Бога, скорее, не

раздражало, а удивляло Булгакова. Будучи, действительно, религиозным

человеком, он видел в своём романе необходимость реабилитации

прописных христианских истин. Именно поэтому начало его романа –

рассуждение о религии, спор между Воландом и Берлиозом, борющихся за

юную душу Бездомного. Чарам и волшебству Воланда поддаётся лишь то,

что уже подгнило [1, с. 56]. Наблюдение интересное, но не тотально

характеризующее Воланда. Мессир – знаток человеческой психологии:

«Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят

деньги, но ведь это всегда было... человечество любит деньги, из чего бы

те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну

легкомысленны...ну, что ж... И милосердие иногда стучится в их сердца...

обыкновенные люди...

В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил

их... – и громко приказал: – Наденьте голову» [1, с. 57]. Второй шаг

дискредитации Воланда – указание на то, что якобы сам автор относится к

герою со сдержанной иронией [1, с. 56]. Но примера такой иронии в

учебнике нет. Вероятно, авторы смешивают с таким отношением

ироничность самого Воланда по отношению к своей человеческой

природе. Наконец, в конце статьи о замысле звучит мысль:

Воланд – это вершитель справедливого суда над нечистью,

расплодившейся в Советской России [1, с. 56].

2. Композиционно-стилистический анализ [1, с. 56]. Прежде всего по

стилистическим различиям (сатирическое обличение – благочестивый

пафос) противопоставлены две сюжетных линии: «красная Москва» и

«роман в романе» «о Понтии Пилате и о Том, Кого не смеет ослушаться и

сам дьявол – об Иешуа» [2,с. 56]. По мнению авторов учебника, Воланд –

свидетель событий «романа в романе». Вопрос о субординации Воланда и

Иешуа сам по себе звучит неграмотно и нелогично по отношению к тому,

что написал автор. Мессир признаёт разумное, управляемое устройство

мира: «А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в

Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, –пустяковое,

казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно

почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели

вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать,

что управился с ним кто-то совсем другой?» [1, с. 5]. Две сюжетные линии

противопоставлены в учебнике по принципу реальности: библейская

Иудея – реальность, события Москвы вокруг мастера и Маргариты –

«сплошной нелепый сон»[1, с. 56]. Это, разумеется, не так. Парадокс в

том, что фантасмагория похождений Воланда и его свиты удивительно

правдоподобна.

3. Сравнение сатиры романа с творчеством И. Ильфа и Е. Петрова [1, с.

56 ]. Этот раздел придуман авторами учебника для того, чтобы убедить

выпускников в том, что роман Булгакова – это не просто сатира, а

размышление о добре и зле. Знаменитые соавторы для возмездия глупости

и бюрократии придумали симпатичного жулика, а писатель –

привлекательного Сатану. В любом случае автор «Мастера и Маргариты»

написал историю любви, в которой самое главное – доказать подлинность

событий, важных для человека и человечества.

4. Интерпретация философской концепции романа [1, с. 57]. В романе

причудливо переплетаются сатира, пародия, волшебная фантастика и

философия. А философия текста непростая, как его архитектоника [1, с.

58]:

1-й мир –Древний Ершалаим;

2-й мир – вечный потусторонний мир;

3-й мир – современный московский мир.

Этим мирам соответствуют некие «триады»: Понтий Пилат – Воланд –

профессор Стравинский (диктаторы воли в своих мирах); Афраний –

Фагот – Фёдор Васильевич (первые помощники диктаторов); Крысобой –

Азазелло – директор ресторана (телохранители диктаторов); собака Банга

– Кот Бегемот – пёс Тузбубён (животные диктаторов); Низа – Гелла –

Наташа (агентыдиктаторов) и др. [3, с. 144]. Такую трёхмерность авторы

учебников возводят к трудам П.А. Флоренского, читающего, что

троичность – наиболее общий принцип бытия. Даже Маргарита – символ

трёх аспектов: любви, милосердия и вечной женственности [3, с. 544].

Главным доказательством того, что данная «философская» концепция

романа, мягко говоря, спорна, является совершенная неочевидность

выделенных пар. Обыкновенный, неискушённый читатель чётко различает

дихотомии (например, Ершалаим – Москва), но совершенно не чувствует

никакой троичности, которой наверняка и нет. Линейность, предложенная

в учебнике, – следствие опыта работы Булгакова в драматургии, в которой

приняты подобные параллели, не имеющие отношение к философии

произведения.

5. Гиперболизация образа Ивана Бездомного ради обретения дома, Родины

и истории [1, с. 58]. Иван Бездомный – важный образ романа. Неслучайно

в экранизации этого произведения Бездомный – главный герой. Учебник

ассоциирует его псевдоним с бездумный, называет его учеником Берлиоза,

затем – учеником мастера. Но забывают добавить, что именно Бездомный,

бросив свои стихи, получает вместе с поцелуем Маргариты, настоящий

дар и решается писать историю произошедшего, того, что он обрёл сам, а

не услышал от Берлиоза.

6. Анализ образа Иешуа [1, с. 59]. Итак, в истолковании авторов

учебной статьи этот герой: − человек, прошедший Голгофу –

принявший неминуемую судьбу, подобно Булгакову и многим,

посетившим сей мир «в его минуты роковые» (каждый несёт свой

крест);

− Сын Человеческий (напоминание о мощнейшей христианской

традиции в культуре до новейшей, советской действительности);

− реальный пример всем людям (достоверность описания,

происходящего с ним поразительна, абсолютно правдоподобна);

− воплощение идеальной любви как простого подвига (вспомним

его знаменитое «добрый человек»);

− неразгаданная тайна для многих поколений.

В учебнике В.П. Журавлёва мы имеем дело с философским подходом к

изучению романа, ориентированном на определение высших

нравственных ценностей.

Проанализировав разные учебники литературы для 11 класса, мы можем

утверждать, что для изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

используются самые разные подходы, а именно:

1) диалогический, при котором работа до изучения текста подготавливает

ребят к прочтению хрестоматийного отрывка с подчёркнутыми местами,

вызывающими читателя на диалог;

2) биографический, показывающем, что роман – вершина творчества

писателя, своеобразное прощание Булгакова с читателем;

3) проблемно-поисковый, основанный на историческом подходе;

4) философский подход, направленный на объяснение главных моральных

и жизненных ценностей. Последний подход объединяет разные версии

изучения булгаковского текста и помогает раскрыть этическое содержание

образов героев.

Итак, методика изучения романа «Мастер и Маргарита» в школьной

программе имеет ряд следующих особенностей. Во-первых,

литературоведы и методисты направляют учителя и читателя романа на

самые разные виды анализа текста. Логика изучения произведения в

школе предполагает начинать исследование с истории создания и

заканчивать решением самых сложных и противоречивых вопросов,

предлагая выработать свои собственные истолкования. Во-вторых,

основными носителями художественного своеобразия в произведении

становятся образы его героев. Начиная с 1 класса, ребята привыкли видеть

в них оппозицию «злой» – «добрый», «хороший» – «плохой», поэтому

этический подход к сравнению образов, идей и героев закономерен и

продуктивен. В-третьих, интерпретируя текст, авторы школьных

учебников по литературе обращают внимание учителя и

старшеклассников на то, что в образах «Мастера и Маргариты» находят

выражения определённые идеи, ценности, нравственные идеалы. В-

четвертых, текст Булгакова – благодатный материал для литературных

аргументов.

Работа над романом может быть организована как подготовка к

сочинению-рассуждению. Вслед за автором выпускники могут активно

иллюстрировать примерами романа различные нравственные проблемы:

«Что такое настоящая любовь?», «Что такое предательство?» и т. д. В-

пятых, самое сложное направление изучения художественного текста в

школе – интерпретация авторской позиции.

Один из комплексных способов изучения позиции автора романа «Мастер

и Маргарита» – анализ языка и стиля произведения (например, системы

афоризмов, фраз, характеризующих героев).

Список литературы

1.

Барков А. Н. Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”:

альтернативное прочтение. Киев: Текма, 2004. — 298 с.

2.

Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная

литература, 2008.

3.

Галинская И.Л. Наследие Михаила Булгакова в современных

толкованиях. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-

информ. исслед. Отд. культурологии; Отв. ред. Скворцов Л.В. – М.,

2003.



В раздел образования