Напоминание

"РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Черменина Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Алёнушка" города Слободского Кировской области
Населённый пункт: город Слободской, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Черменина Ольга Леонидовна

Воспитатель МКДОУ д/с общеразвивающего вида

«Алёнушка» города Слободского Кировской области

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная задача современного детского сада

- целенаправленная

социализация

личности

ребенка,

развитие

общих

представлений

об

окружающем мире.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте

научился

осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог

видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость

своей жизни от благополучия жизни природы. В ФГОС дошкольного

образования определены следующие целевые ориентиры: ребенок проявляет

любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется

причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать

экспериментировать. Опираясь на Федеральную Образовательную Программу,

в области познавательного развития основными задачами образовательной

деятельности являются: «расширять и уточнять представления детей о

богатстве природного мира в разных регионах России и на планете», а

содержанием является: «педагог знакомит с многообразием водных ресурсов

( моря, океаны, озера, реки, водопады) ,камней и минералов, некоторых

полезных ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото,

алмазы и другие) и т.п.»

И здесь на помощь может прийти география, ведь это единственный

естественно – научный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и

естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные

вопросы) объекты и явления. Это наука, которая интегрирует практически все

науки вместе.

В настоящее время одним из наименее изученных и разработанных

направлений познавательного развития дошкольников является формирование

элементарных географических представлений. Необходимость формирования

географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами

развития современных детей - объем информации, вызывающих интерес,

очень возрос. Дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию

знаний об окружающем их мире. Формируя географические представления у

дошкольников, решаются задачи, направленные на развитие умственной и

мыслительной

деятельности

ребенка,

развитие

логического

мышления,

расширяется кругозор, познавательная инициатива, тренируется память,

внимание, наблюдательность, речь.

Цель нашей работы - ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с географическими представлениями, включающими в себя как

представления о нашей стране, так и в мире

в целом. В процессе

познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством

формирования

географических

представлений

нами

были

поставлены

следующие задачи:

- формировать представления детей о Вселенной в целом, о временах

года, о целостности и уникальности каждого материка и океана, о полезных

ископаемых Земли;

- умение пользоваться глобусом и картой, находить на карте, на глобусе

материки, заинтересовавшие детей;

-развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные

операции (сравнение ,обобщение);

-развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;

-воспитывать любознательность, желание познавать природный мир,

уважение и интерес к странам мира, к природным зонам;

-формировать

коммуникативные

отношения

между

детьми,

формировать патриотические чувств, воспитывать нравственные чувства,

выражающиеся в сопереживании природе.

Отобрав доступное содержание работы с воспитанниками согласно

учебной программе дошкольного образования, учитывая общие задачи ФОП,

был составлен перспективный план работы , который включал в себя цикл

занятий познавательного характера.

Для

решения

поставленных

задач

по

развитию

географических

представлений использовали все виды детской деятельности: игровая,

коммуникативная,

двигательная,

изобразительная

и

познавательно-

исследовательская.

Кроме

запланированных

занятий

в

совместную

деятельность воспитателя и детей были включены чтение познавательной

литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения, просмотр

презентаций,

все виды игр, опытно-

экспериментальная деятельность.

Использовали следующие формы организации: фронтальная, индивидуальная,

игры, эксперименты. Работу по формированию естественно - научных

представлений начали в старшей группе и продолжили в подготовительной.

Для реализации поставленных задач в группах старшего дошкольного

возраста была организована предметно -

развивающая среда ,которая

включала в себя: изготовление и приобретение необходимых дидактических

игр

и

пособий

,составление

презентаций.

Изменяли

и

добавляли

в

развивающую среду различные энциклопедии, атласы, книги, учитывая

принцип вариативности , трансформируемости.

Знакомство с географией началось с карты мира и глобуса. С целью

формирования представлений о планете Земля на географической карте и

глобусе постарались организовать предметно - развивающую среду в группе

таким образом, чтобы и карта, и глобус всегда были на виду у воспитанников,

что способствует непроизвольному запоминанию новой информации.

В цикле занятий «Земной шар» в старшей группе детям рассказывалось

о том, как менялись представления людей об устройстве нашего мира, о том,

как древние люди воображали себе Землю в виде диска, лежащего на спинах

слонов и черепах, и как постепенно ученые рассеяли это заблуждение. Детям

рассказывалось о том, что все моря и океаны окрашены на карте голубым или

синим цветом, несмотря на то, что имеют интересные названия (Черное,

Белое, Желтое). Такие образные названия быстро запоминаются, закрепляли и

дополнили материал рисованием морей и их обитателей. Знакомили с

изображением на глобусе суши, северного и южного полюсов. Объясняли,

для чего картографы придумали особый условный язык цветов. Говорили с

детьми о наиболее крупных и значимых странах мира, о том, какие народы

в них живут, какие крупные города там расположены, знакомились со

столицами разных государств и их достопримечательностями. Позднее начали

знакомство с государственными флагами разных

стран. Проще всего

запоминались флаги, которые выделяются из общего ряда, не похожи на

другие (Канада, США, Япония)- с них и начинали. Также закрепляли

полученную

информацию

рисованием

понравившегося

флага.

В

подготовительной группе по данному разделу знакомство с моделью Земли

было продолжено. Для закрепления разнообразия географических объектов и

явлений были подобраны загадки.

В цикле занятий «Cтраны и населяющие народности» знакомились с

людьми разных национальностей, народами близлежащих стран (Казахстан,

Молдова, Беларусь). В подготовительной группе узнали понятие «раса»,

нации народов, населяющих страны мира. Для этого использовали кукол

разных наций, рассматривали их костюмы, рисовали их.

Такой же подход сохранялся и при формировании представлений о

природных зонах в разделе «Природно

– климатические зоны», где

знакомились с лесами, горами, степями, тундрой, тайгой, джунглями,

пустыней.

С

целью

формирования

представлений

детей

о

типичных

обитателях различных зон использовали наборы карточек с представителями

флоры и фауны разных природных сообществ. Проводились дидактические

игры: «Четвертый лишний», «Найди похожих», «Чей силуэт?», «Узнай и

назови», проводили имитационные игровые упражнения. Для закрепления

использовали словесные игры – цепочки слов, например: животные Африки

или Севера, настольно – печатные «Зоологическое лото».

В цикле занятий «Природные богатства недр земли» знакомились с

глиной, песком, каменным углем, нефтью, газом, а в подготовительной группе

продолжили знакомство с богатством недр – золото, минеральная вода,

железная

руда,

поваренная

соль.

Для

закрепления

использовали

экспериментирование с песком, глиной, поваренной солью.

Вся работа по ознакомлению дошкольников с элементарными

географическими представлениями соответствовала принципу системности и

последовательности . Данный принцип предполагал такой логический

порядок, при котором знания опирались на ранее полученные. Нами был

распределен программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его

последовательное усложнение ,связь последующего материала с предыдущим.

Именно такое изучение обеспечивало прочные и глубокие знания детей.

Таким образом, данный подход к использованию географического

материала дает устойчивый положительный результат в формировании у

детей познавательного интереса к изучению прошлого и будущему земли,

нашей

страны.

Формируя

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

элементарные

географические

представления,

мы

расширяем

их

познавательную сферу, пробуждаем у дошкольника интерес к окружающему

миру, воспитываем эмоционально-положительное отношение к окружающей

среде. Основная цель географии- формирование у дошкольника широкой

картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и

накопления новых фактов и явлений ,что и доказывает реализованный нами

опыт работы.



В раздел образования