Автор: Черменина Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Алёнушка" города Слободского Кировской области
Населённый пункт: город Слободской, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Черменина Ольга Леонидовна
Воспитатель МКДОУ д/с общеразвивающего вида
«Алёнушка» города Слободского Кировской области
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная задача современного детского сада
- целенаправленная
социализация
личности
ребенка,
развитие
общих
представлений
об
окружающем мире.
Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте
научился
осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог
видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость
своей жизни от благополучия жизни природы. В ФГОС дошкольного
образования определены следующие целевые ориентиры: ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать
экспериментировать. Опираясь на Федеральную Образовательную Программу,
в области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются: «расширять и уточнять представления детей о
богатстве природного мира в разных регионах России и на планете», а
содержанием является: «педагог знакомит с многообразием водных ресурсов
( моря, океаны, озера, реки, водопады) ,камней и минералов, некоторых
полезных ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото,
алмазы и другие) и т.п.»
И здесь на помощь может прийти география, ведь это единственный
естественно – научный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и
естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные
вопросы) объекты и явления. Это наука, которая интегрирует практически все
науки вместе.
В настоящее время одним из наименее изученных и разработанных
направлений познавательного развития дошкольников является формирование
элементарных географических представлений. Необходимость формирования
географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами
развития современных детей - объем информации, вызывающих интерес,
очень возрос. Дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию
знаний об окружающем их мире. Формируя географические представления у
дошкольников, решаются задачи, направленные на развитие умственной и
мыслительной
деятельности
ребенка,
развитие
логического
мышления,
расширяется кругозор, познавательная инициатива, тренируется память,
внимание, наблюдательность, речь.
Цель нашей работы - ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с географическими представлениями, включающими в себя как
представления о нашей стране, так и в мире
в целом. В процессе
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством
формирования
географических
представлений
нами
были
поставлены
следующие задачи:
- формировать представления детей о Вселенной в целом, о временах
года, о целостности и уникальности каждого материка и океана, о полезных
ископаемых Земли;
- умение пользоваться глобусом и картой, находить на карте, на глобусе
материки, заинтересовавшие детей;
-развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные
операции (сравнение ,обобщение);
-развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
-воспитывать любознательность, желание познавать природный мир,
уважение и интерес к странам мира, к природным зонам;
-формировать
коммуникативные
отношения
между
детьми,
формировать патриотические чувств, воспитывать нравственные чувства,
выражающиеся в сопереживании природе.
Отобрав доступное содержание работы с воспитанниками согласно
учебной программе дошкольного образования, учитывая общие задачи ФОП,
был составлен перспективный план работы , который включал в себя цикл
занятий познавательного характера.
Для
решения
поставленных
задач
по
развитию
географических
представлений использовали все виды детской деятельности: игровая,
коммуникативная,
двигательная,
изобразительная
и
познавательно-
исследовательская.
Кроме
запланированных
занятий
в
совместную
деятельность воспитателя и детей были включены чтение познавательной
литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения, просмотр
презентаций,
все виды игр, опытно-
экспериментальная деятельность.
Использовали следующие формы организации: фронтальная, индивидуальная,
игры, эксперименты. Работу по формированию естественно - научных
представлений начали в старшей группе и продолжили в подготовительной.
Для реализации поставленных задач в группах старшего дошкольного
возраста была организована предметно -
развивающая среда ,которая
включала в себя: изготовление и приобретение необходимых дидактических
игр
и
пособий
,составление
презентаций.
Изменяли
и
добавляли
в
развивающую среду различные энциклопедии, атласы, книги, учитывая
принцип вариативности , трансформируемости.
Знакомство с географией началось с карты мира и глобуса. С целью
формирования представлений о планете Земля на географической карте и
глобусе постарались организовать предметно - развивающую среду в группе
таким образом, чтобы и карта, и глобус всегда были на виду у воспитанников,
что способствует непроизвольному запоминанию новой информации.
В цикле занятий «Земной шар» в старшей группе детям рассказывалось
о том, как менялись представления людей об устройстве нашего мира, о том,
как древние люди воображали себе Землю в виде диска, лежащего на спинах
слонов и черепах, и как постепенно ученые рассеяли это заблуждение. Детям
рассказывалось о том, что все моря и океаны окрашены на карте голубым или
синим цветом, несмотря на то, что имеют интересные названия (Черное,
Белое, Желтое). Такие образные названия быстро запоминаются, закрепляли и
дополнили материал рисованием морей и их обитателей. Знакомили с
изображением на глобусе суши, северного и южного полюсов. Объясняли,
для чего картографы придумали особый условный язык цветов. Говорили с
детьми о наиболее крупных и значимых странах мира, о том, какие народы
в них живут, какие крупные города там расположены, знакомились со
столицами разных государств и их достопримечательностями. Позднее начали
знакомство с государственными флагами разных
стран. Проще всего
запоминались флаги, которые выделяются из общего ряда, не похожи на
другие (Канада, США, Япония)- с них и начинали. Также закрепляли
полученную
информацию
рисованием
понравившегося
флага.
В
подготовительной группе по данному разделу знакомство с моделью Земли
было продолжено. Для закрепления разнообразия географических объектов и
явлений были подобраны загадки.
В цикле занятий «Cтраны и населяющие народности» знакомились с
людьми разных национальностей, народами близлежащих стран (Казахстан,
Молдова, Беларусь). В подготовительной группе узнали понятие «раса»,
нации народов, населяющих страны мира. Для этого использовали кукол
разных наций, рассматривали их костюмы, рисовали их.
Такой же подход сохранялся и при формировании представлений о
природных зонах в разделе «Природно
– климатические зоны», где
знакомились с лесами, горами, степями, тундрой, тайгой, джунглями,
пустыней.
С
целью
формирования
представлений
детей
о
типичных
обитателях различных зон использовали наборы карточек с представителями
флоры и фауны разных природных сообществ. Проводились дидактические
игры: «Четвертый лишний», «Найди похожих», «Чей силуэт?», «Узнай и
назови», проводили имитационные игровые упражнения. Для закрепления
использовали словесные игры – цепочки слов, например: животные Африки
или Севера, настольно – печатные «Зоологическое лото».
В цикле занятий «Природные богатства недр земли» знакомились с
глиной, песком, каменным углем, нефтью, газом, а в подготовительной группе
продолжили знакомство с богатством недр – золото, минеральная вода,
железная
руда,
поваренная
соль.
Для
закрепления
использовали
экспериментирование с песком, глиной, поваренной солью.
Вся работа по ознакомлению дошкольников с элементарными
географическими представлениями соответствовала принципу системности и
последовательности . Данный принцип предполагал такой логический
порядок, при котором знания опирались на ранее полученные. Нами был
распределен программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его
последовательное усложнение ,связь последующего материала с предыдущим.
Именно такое изучение обеспечивало прочные и глубокие знания детей.
Таким образом, данный подход к использованию географического
материала дает устойчивый положительный результат в формировании у
детей познавательного интереса к изучению прошлого и будущему земли,
нашей
страны.
Формируя
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
элементарные
географические
представления,
мы
расширяем
их
познавательную сферу, пробуждаем у дошкольника интерес к окружающему
миру, воспитываем эмоционально-положительное отношение к окружающей
среде. Основная цель географии- формирование у дошкольника широкой
картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и
накопления новых фактов и явлений ,что и доказывает реализованный нами
опыт работы.