Авторы: Махмутова Наталья Владиславовна, Тарасова Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №88 г.Стерлитамак
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Говорящая среда в детском образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Раздел образования: дошкольное образование
Авторы: Махмутова Наталья Владиславовна,
Тарасова Наталья Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №88
г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
ТЕМА: ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ.
Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в
детском саду – одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в
дошкольном учреждении позволяет ребёнку проявить свои способности, стимулирует
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности,
инициативности,
помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему
гармоничному развитию личности.
С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое
понятие
как
«говорящая
среда»,
предложенная
доцентом
кафедры
дошкольного
образования института развития образования Краснодарского края Ю.В. Илюхиной.
Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим
нормативным документом – ФОП дошкольного образования, с другой стороны посылами
гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности
каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.
Говорящая среда – это технология организации образовательного пространства в
детском саду, где слышен «голос ребёнка»,
его интересы,
идеи,
пожелания, а его
предложения и инициативы поддерживаются. Эта технология даёт ребёнку возможность
ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность,
понять собственную значимость, а педагогу помогает слышать «голос ребенка» и вместе с
ним создавать пространство детской реализации.
Так с кем и о чем разговаривает «говорящая среда»? И как она это делает? Можно
представить, что если стены, шкафчики, игрушки могли говорить, то ребенок слышал бы
такие фразы:
Ты здесь очень важен! Смотри, вот висит твой рисунок, он подписан твоим именем, мы
знаем и любим, как ты выглядишь, нам важно, какое у тебя настроение, и мы бережно
относимся к твоим личным вещам.
Часто используются фотографии детей, их имена;
Экран новостей, где каждый может выставить любую свою новость;
1
Экран «Я пришёл!»;
Экран «Моё настроение»;
Фотоальбомы с подписями сделанными взрослыми или детьми;
Ростомеры с результатами измерений;
Личные коробочки для вещей.
Твой труд ценен! Всё, что ты создал сам, это большая ценность, ты сам вправе решить,
что с этим делать.
Выставки детских работ, обязательно аккуратно и понятно подписанных;
Места для демонстрации результатов труда с подписями;
Индивидуальные конверты-копилки для детской «документации»;
Использование в деятельности игр и пособий, изготовленных детскими руками.
Твое мышление многого значит! Смотри, вот висят результаты опроса и голосования, и
там учтен твой голос. Твоё мнение и твой выбор учитывается при принятии решения.
Правила группы обсуждаются и принимаются всем сообществом;
Опросы, голосования демонстрируют ребенку, что его мнение слышат, и оно
влияет на коллективное решение;
Доски выбора.
Мы гордимся твоими достижениями! Посмотри по сторонам: вот слово, которое ты
назвал, или даже сам написал, вот грамота, которую ты принес, и мы радуемся твоим
успехам, вот схема проезда до твоего дома, а вот результат твоего прыжка.
Записанные со слов детей истории, их ответы, фразы или слова;
Спортивные победы;
Удачные роли в утренниках (фото).
Не тревожься! Тебе будет все здесь понятно! Ты точно справишься! У нас много
подсказок и помощников. Присмотрись к знакам и схемам, а как научишься читать, твои
помощники – слова и надписи.
Календари;
Ленты времени;
Подсказки;
Условные обозначения, где что лежит;
Указатели.
Проще говоря, «говорящая среда» это пространство, которое дети заполняют
результатами своей деятельности. А педагоги создают условия, чтобы эти проявлений
детской активности были видны, осязаемы, понятны окружающим.
2
По рекомендациям Ю.В. Илюхиной в условиях реализации ФОП ДО особой
важности приобретает умение педагога организовать пространство группового помещения
так, чтобы оно само побуждало ребёнка к игре, исследованию или творчеству,
способствуя
его
саморазвитию.
Например,
для
создания
«говорящего
среды»
рекомендуется использовать 4 направления:
1.
Зонирование пространства;
2.
Автодидактические центры;
3.
Голос ребенка;
4.
Креативные занятия.
Грамотная организация зон и центров будут служить «механизмом движения»
творчества детей, ведь поддержание у детей постоянного творческого поиска —
важнейшая задача педагога при создании развивающей среды. «Среда должна обеспечить
возможность ребёнку развиваться в деятельности», - говорил советский психолог
Александр Владимирович Запорожец, это так и есть.
Таким образом, технология «говорящей среды» – это современная и актуальная
форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и
процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего
развития.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Детство – это важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая
жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
Список литературы
1.
Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей
предметно-пространственной среды в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
2.
Ю.В. Илюхина «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в
группе детского сада?».
3