Напоминание

Говорящая среда в детском образовательном учреждении


Авторы: Махмутова Наталья Владиславовна, Тарасова Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №88 г.Стерлитамак
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Говорящая среда в детском образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раздел образования: дошкольное образование

Авторы: Махмутова Наталья Владиславовна,

Тарасова Наталья Владимировна

Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №88

г.Стерлитамак, Республика Башкортостан

ТЕМА: ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ.

Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в

детском саду – одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в

дошкольном учреждении позволяет ребёнку проявить свои способности, стимулирует

развитие

творческих

способностей,

самостоятельности,

инициативности,

помогает

утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему

гармоничному развитию личности.

С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое

понятие

как

«говорящая

среда»,

предложенная

доцентом

кафедры

дошкольного

образования института развития образования Краснодарского края Ю.В. Илюхиной.

Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим

нормативным документом – ФОП дошкольного образования, с другой стороны посылами

гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности

каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.

Говорящая среда – это технология организации образовательного пространства в

детском саду, где слышен «голос ребёнка»,

его интересы,

идеи,

пожелания, а его

предложения и инициативы поддерживаются. Эта технология даёт ребёнку возможность

ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность,

понять собственную значимость, а педагогу помогает слышать «голос ребенка» и вместе с

ним создавать пространство детской реализации.

Так с кем и о чем разговаривает «говорящая среда»? И как она это делает? Можно

представить, что если стены, шкафчики, игрушки могли говорить, то ребенок слышал бы

такие фразы:

Ты здесь очень важен! Смотри, вот висит твой рисунок, он подписан твоим именем, мы

знаем и любим, как ты выглядишь, нам важно, какое у тебя настроение, и мы бережно

относимся к твоим личным вещам.

Часто используются фотографии детей, их имена;

Экран новостей, где каждый может выставить любую свою новость;

1

Экран «Я пришёл!»;

Экран «Моё настроение»;

Фотоальбомы с подписями сделанными взрослыми или детьми;

Ростомеры с результатами измерений;

Личные коробочки для вещей.

Твой труд ценен! Всё, что ты создал сам, это большая ценность, ты сам вправе решить,

что с этим делать.

Выставки детских работ, обязательно аккуратно и понятно подписанных;

Места для демонстрации результатов труда с подписями;

Индивидуальные конверты-копилки для детской «документации»;

Использование в деятельности игр и пособий, изготовленных детскими руками.

Твое мышление многого значит! Смотри, вот висят результаты опроса и голосования, и

там учтен твой голос. Твоё мнение и твой выбор учитывается при принятии решения.

Правила группы обсуждаются и принимаются всем сообществом;

Опросы, голосования демонстрируют ребенку, что его мнение слышат, и оно

влияет на коллективное решение;

Доски выбора.

Мы гордимся твоими достижениями! Посмотри по сторонам: вот слово, которое ты

назвал, или даже сам написал, вот грамота, которую ты принес, и мы радуемся твоим

успехам, вот схема проезда до твоего дома, а вот результат твоего прыжка.

Записанные со слов детей истории, их ответы, фразы или слова;

Спортивные победы;

Удачные роли в утренниках (фото).

Не тревожься! Тебе будет все здесь понятно! Ты точно справишься! У нас много

подсказок и помощников. Присмотрись к знакам и схемам, а как научишься читать, твои

помощники – слова и надписи.

Календари;

Ленты времени;

Подсказки;

Условные обозначения, где что лежит;

Указатели.

Проще говоря, «говорящая среда» это пространство, которое дети заполняют

результатами своей деятельности. А педагоги создают условия, чтобы эти проявлений

детской активности были видны, осязаемы, понятны окружающим.

2

По рекомендациям Ю.В. Илюхиной в условиях реализации ФОП ДО особой

важности приобретает умение педагога организовать пространство группового помещения

так, чтобы оно само побуждало ребёнка к игре, исследованию или творчеству,

способствуя

его

саморазвитию.

Например,

для

создания

«говорящего

среды»

рекомендуется использовать 4 направления:

1.

Зонирование пространства;

2.

Автодидактические центры;

3.

Голос ребенка;

4.

Креативные занятия.

Грамотная организация зон и центров будут служить «механизмом движения»

творчества детей, ведь поддержание у детей постоянного творческого поиска —

важнейшая задача педагога при создании развивающей среды. «Среда должна обеспечить

возможность ребёнку развиваться в деятельности», - говорил советский психолог

Александр Владимирович Запорожец, это так и есть.

Таким образом, технология «говорящей среды» – это современная и актуальная

форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и

процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего

развития.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Детство – это важнейший период человеческой

жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в

его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

Список литературы

1.

Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей

предметно-пространственной среды в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.

Ю.В. Илюхина «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в

группе детского сада?».

3



В раздел образования