Напоминание

"Воспитательный процесс в гимназии в зеркале идей А.С. Макаренко"


Авторы: Сивакова Ульяна Юрьевна, Баевская Ксения Олеговна
Должность: учителя
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: города Минусинска, Красноярского края
Наименование материала: рефлексивно - аналитический доклад
Тема: "Воспитательный процесс в гимназии в зеркале идей А.С. Макаренко"
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 1"

Рефлексивно-аналитический доклад на тему:

«Воспитательный процесс в гимназии в зеркале идей

А.С. Макаренко»

Выполнили: Баевская Ксения Олеговна,

учитель математики

Сивакова Ульяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания

Минусинск, 2024

I «Эволюция идеалов»

Антон Семенович Макаренко говорил: «Человек воспитывается целым

обществом. Все события в обществе, его работа, движение вперед, его быт,

успехи и неудачи – все это могучие и сложные воспитательные факторы

1

».

Правильное

выстраивание

взаимодействий

в

детско-взрослом

гимназическом сообществе - сложная и многогранная работа, занявшая у нас

ни один учебный год. Для начала, нам необходимо было разобраться, каков

же идеал личности выпускника гимназии, в чем особенность этого

собирательного образа? Ведь еще в своей статье «Опыт методики работы

детской трудовой колонии» А.С. Макаренко упоминал, что: «в начале

революции наши педагогические писатели и ораторы, разогнавшись на

западноевропейских педагогических трамплинах, прыгали очень высоко и

брали такие идеалы, как «гармоническая личность». Идеалы эти очень

удобно укладывались в какие угодно логические комбинации»

2

.

Мы также не раз сомневались в такой абстрактной трактовке, нам

хотелось сформировать собственное представление о том, что же такое та

самая «гармоническая личность». Нам также нужны были: «Практические

цели, понятные для нас, выполнимые и грамотные, как хорошие чертежи

дома в жилищном строительстве: здесь балкон, здесь лестница, кухня»

3

.

Мы начали расширять формы работы с родителями, чтобы выстроить с

ними продуктивный диалог, вызвать в них живой отклик, сопереживание и

содействие.

Общешкольные

родительские

собрания

приняли

форму

«Родительской конференции», где родители стали не слушателями, а

полноправными соучастниками решения важных вопросов и планирования

общегимназических

дел.

Антон

Семенович

неоднократно

писал:

«Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на

1 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

3 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

основании заказа общества. Это положение сразу снимает с нашего продукта

идеальные хитоны»

4

.

С внедрением в Российское образование единой «Рабочей программы

воспитания»,

мы

получили

возможность

варьировать

содержание

образовательного

процесса

в

соответствии

со

спецификой

нашего

учреждения, самостоятельно выбирать способы решения поставленных

задач.

II «Достойные эпохи организационные задачи»

А.С. Макаренко утверждал, что таковой задачей может быть только

создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает

возможность каждой отдельной личности развивать свои способности,

сохранять

свою

индивидуальность,

идти

вперед

по

линиям

своих

наклонностей

5

. И перед нами также встал коллектив, как объект нашего

воспитания.

Гимназия

не

маленькая

школа,

в

ней

живет

и

ежедневно

взаимодействует более тысячи детей и взрослых. И как говорил Антон

Семенович:

«Самым опасным моментом еще долго будет страх перед

человеческим разнообразием, наше неумение из разнообразных элементов

построить уравновешенное целое. Поэтому у нас всегда будут жить попытки

остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон,

воспитать узкую серию человеческих типов – это кажется более легким

делом, чем воспитание дифференцированное»

6

.

Григорий

Максимович

Кубраков

в

своей

книге

«По

заветам

Макаренко» писал: «Общение старших и младших в разновозрастном

коллективе - их тяготения друг к другу, стремление к контактам и связям –

естественное явление». Он считает, что прав был А.С. Макаренко, который

4 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

5 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

6 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

завещал: « Тема дружбы младших учеников со старшими – совершенно

неизбежная тема, если только вы хотите создать единый школьный

коллектив».

Мы так же, со временем, пришли к пониманию того, о чем говорил в

своей книге Григорий Максимович Кубраков. «В воспитательной работе

распространено одно стойкое заблуждение, с котором в свое время буквально

сражался А.С. Макаренко. Состоит оно в том, что взрослые слишком уж

верят в силу своего личного влияния на детей, да и педагогику нередко

представляют себе как поток умных и правильных советов, наставлений,

идущих от взрослых к воспитуемым»

7

.

И нашей главной организационной задачей стало воспитание личности

в коллективе. Макаренко указывал на наиболее близкое, по его мнению,

определение признака коллектива, данное профессором Ефимом Ароновичем

Аркиным: «Общность сред и организации и самодеятельности»

8

.

Ни один год у нас успешно функционирует Совет гимназистов, куда

входят президенты классов с 5 по 11. Но, как пишет и Г.М. Кубраков, мы

стали замечать, что «старшие и младшие члены совета искусственно

уравниваются в правах и обязанностях» (сноска на Кубракова)

9

.

И действительно, при решении сложных организационных вопросов,

дети 5-6 классов остаются в стороне. Нам необходимо было расширить сферу

деятельности лидеров среднего уровня. Понимая, что почувствовать себя

нужным и значимым в делах старшеклассников, многие пятиклассники,

например, могут либо формально, либо в очень ограниченном количестве

видов деятельности.

Доцент педагогических наук Светлана Сергеевна Невская в своей

статье «Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко» отмечает, что

«Коллектив

у

Макаренко

это

следствие,

закономерный

результат

7 Кубраков Г.М. По заветам Макаренко : [Опыт Мамлют. школы-интерната] : Кн. для учителя / Г. М.

Кубраков. - Москва : Просвещение, 1987.

8 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

9 Кубраков Г.М. По заветам Макаренко : [Опыт Мамлют. школы-интерната] : Кн. для учителя / Г. М.

Кубраков. - Москва : Просвещение, 1987.

производства,

в

котором

существует

объективное

разделение

труда,

объективная необходимость технологического взаимодействия участников,

объективная ответственность за общий результат труда»

10

.

И у нас возникла мысль об организации тематических мастер – классов

младшим школьникам силами более старших. Так началась наша «Эпоха

шефства», где действительной задачей стало создание «социального целого,

образующегося на основе отношений, сотрудничества людей в деятельности,

направленной на общую цель»

11

.

Каждый пятый класс стал шефами у первых, шестой у вторых и так

далее. Сначала это были именно «производственные процессы» совместного

изготовления открыток к праздникам, поделок для выставок и другое. В

классах стихийно формировались шефские команды, в зависимости от

направленности мероприятия и интересов самих шефов.

Ссылаясь на «Антикриминальную педагогику А.С. Макаренко» С.С.

Невская указывает на третье положение, где одним из важнейших аспектов

прописано:

«личность

в

коллективе

применяет

свои

способности

и

утверждает тем самым свою индивидуальность, постепенно превращаясь из

объекта воспитания в его субъект»

12

.

Благодаря тому, что дети создают на шефских мастер – классах

совместный «продукт», процесс воспитания «опредмечивается, становится

видимым и управляемым»

13

. При подготовке к шефскому мероприятию вся

ответственность за его результат ложится на плечи шефской команды. Таким

образом,

классный

руководитель

лишь

направляет

команду,

но

не

контролирует ее при подготовке и проведении мероприятия. Следовательно,

дети становятся полноправными организаторами собственной жизни, а

учитель действует не на них, а вместе с ними. Это то самое «побуждение к

10 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

11 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

12 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

13 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

действию, а не принуждение к послушанию»

14

, о котором пишет Г.М.

Кубраков в книге «По заветам Макаренко».

Это

выражение

мы

и

положили

в

основу

выстроенной

нами

педагогической логики.

III «Педагогическая логика»

В основу ей мы положили методику так называемого параллельного

педагогического воздействия, о которой упоминает Георгий Максимович

Кубраков. Когда классный руководитель имеет дело не с отдельной

личностью, а с ее шефским отрядом (которых может быть несколько, с

разным составом). Именно тогда формируется ответственная зависимость в

коллективе. Ведь «коллектив возможен только при условии, что он

объединяет людей на задачах деятельности»

15

.

Чтобы выстроить собственную педагогическую логику процесса

организации шефства, нам необходимо было понять, на основании чего мы

будем определять результативность данной технологии. Мы согласны с

мнением А.С. Макаренко, который говорил, что работа его детского дома

оценивалась по отдельному рецепту: «Проверялась не действительная

работа,

не

ее

результаты,

а

исключительно

номенклатура

общих

рекомендованных средств: производилась ли общественно полезная работа,

не употреблялись ли наказания, имеются ли органы самоуправления, есть ли

простор для инициативы, имеется ли самокритика. Если все это налицо,

значит дело поставлено хорошо, если чего-либо нет, значит, плохо. Такой

простой способ измерения, с одной стороны представляет широкий простор

для

всякого

очковтирательства,

с

другой

стороны,

он

очень

скоро

превращается в догматический шаблон, мертвый список, в содержание

которого не способна пробиться жизнь»

16

.

При этом Антон Семенович

14 Кубраков Г.М. По заветам Макаренко : [Опыт Мамлют. школы-интерната] : Кн. для учителя / Г. М.

Кубраков. - Москва : Просвещение, 1987.

15 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

16 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

считал, что «методическая догма представляет собой недопустимое условие

для дела воспитания»

17

И именно здесь нашим намерениям отозвалась методика параллельного

воздействия. Когда содержание деятельности детей диктуется потребностями

самих детей, их интересам, а не установленным требованиям и шаблонам.

Мы получили возможность «свободы выбора и маневрированности в

воспитательной сфере», о которой говорил А. С. Макаренко.

Постепенно содержание шефских мероприятий стало расширяться и

менять основные цели. Ведь в каждом классе сформировалось по несколько

активных шефских команд, сложившихся на основе «деловых отношений,

стиль и тон которых стали постепенно распространяться и на другие сферы

жизни»

18

.

В третьем концептуальном положении антикриманальной педагогики

Макаренко указывал созвучные нашим результаты:

«Коллектив

становится

эстетически

привлекательным,

интересным

живым

«организмом»,

способным

выполнять

воспитательные

функции

благодаря

эстетически

привлекательному, интересному и живому производству.

В

коллективе,

сфокусированном

на

качественный

продукт

производства, нарабатываются качества хозяина и организатора,

технические знания и умения».

19

IV «Мастерство педагога»

Конечно же, мы опасались, что в шефской деятельности не каждый

классный

руководитель

сможет

обеспечить

то

самое

«параллельное

воздействие». Ведь многие учителя не способны отпустить контроль за

деятельностью детей класса, и находясь в постоянной позиции «над» -

настаивая, превалируя, навязывая и т.д. Вопрос о риске, вызванный

17 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

18 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

19 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

отсутствием педагогического такта, мобильности учителя, поднимал и А. С.

Макаренко в «Избранных педагогических сочинениях» 1997. Он говорил, что

вопрос о риске не может быть разрешён на одной паре: учитель - ученик , так

как, по его мнению: такой пары нет. А что есть? Есть школа, организация,

коллектив¸ общий стиль всей работы. И если у вас в школе будет правильный

стиль, правильный тон, правильный коллектив, то никакой риск не делается

страшным, и всякий риск необходим и оправдан.

20

Так же, он указывал, что

«Вопросы воспитательной работы никогда не могут разрешены порядком

рекомендации метода каждому отдельному учителю по отношению к

отдельному ученику, а могут быть разрешены рекомендацией формы, стиля и

тона для всей организации. И первой такой формой, необходимой у нас, в

советском воспитании, является коллектив»

21

.

Мы так же считаем, что «коллектив педагогов и коллектив детей – это

не два коллектива, а единый организм. Он будет успешно функционировать в

единых требованиях, едином стиле. Нужно использовать такие формы, чтобы

каждый был вынужден в общем движении». (сноска на Избр. Пед. Сочин.)

Каждый классный руководитель, по нашему мнению, должен обладать

способностью транслировать свои взрослые воспитывающие намерения

через детскую инициативу, опираясь на интересы и способности своих

воспитанников.

В

процессе

организации

и

проведения

шефских

мероприятий, в каждом классе проявлялись лидеры, зачастую ранее себя

никак не проявляющие. Такие дети становятся опором педагога, его

«ретранслятором», передающим своим командам «взрослую цель» детским,

более понятным и удобоваримым для осознания языком.

Ведь тогда

шефская команда самостоятельно формирует цель своей деятельности, а

классный руководитель лишь тактично направляет процесс и осуществляет

педагогическое наблюдение. И замечательно, если в классе такой лидер не

20 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

21 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»

один. Сохранение этого «живого ядра», как говорил А.С. Макаенко,

сохраняет весь коллектив.

V «Заключение»

С. С. Невская в статье «Актикриминальная педагогика Макаренко»

ссылается на его главную и конечную идею цель воспитания: «Свободная,

продуктивная» личность, счастливый человек, правильно определившийся в

жизни, способностях и возможностях»

22

.

Современная Рабочая программа воспитания трактует эту цель, как

«развитие личности, созданий условия для самоопределения и социализации

на основе социокультурных, нравственных ценностей».

Обе эти трактовки включают две важнейшие, по нашему мнению,

составляющие

становления

коллективного

образа

гимназического

сообщества. «Продуктивность» и «социализация».

В. И. Слободчиков в совей статье «Педагогика А. С. Макаренко –

социально педагогическое открытие 20 века» говорит о том, что все «типы

социальной

организованности

имеют

деятельностную

основу,

они

существуют

ровно

столько,

сколько

продолжается

сама

совместная

деятельность».

Реализация конкретного дела, достижение определенной цели – это то,

что наполняет общим смыслом совместную деятельность. Школа , как единая

семья – это «со-бытийная общность - это живое единство, сплетение и

взаимосвязь жизней»

23

.

Шефская деятельность для нас и стала тем живым воплощением

неструктурированной общности, которая, по мнению В.И. Слободчикова,

складывается на основе общих ценностей и смыслов ее участников. Виктор

Иванович ссылался на слова философа М. Хайдеггера, который писал, что

22 Невская С.С., Антикриминальная педагогика А.С. Макаренко, «Народное образование»-выпуск 5/2020

23 Слободчиков В.И., Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие ХХ

века, Образовательный портал «Слово», - 2009

человек – это не только «бытие – в – мире», но, главным образом, «бытие – с

– другими».

«Общество существует не потому, что все мы существуем, а потому,

что каждому из нас присуща ориентация на другого»

24

.

Именно эта ориентация и была взята нами основополагающей при

выборе шефской деятельности, как способа продуктивной социализации

гимназистов. Младшие всегда стремятся походить на своих старших

товарищей, и это часть принятия друг друга, основанного на духовной и

событийной связи участников деятельности.

В результате организации шефства мы успешно создали условия для

формирования у гимназистов социально значимых мотивов деятельности и

практического ее осознания, которые формируют способности соотносить

свои действия с интересами окружающих людей. Это – цель шефской

деятельности, и наш педагогический процесс достаточно целесообразен. И

следовательно, как говорил А. С. Макаренко в «Опыте работы ДТК», в нем

«невозможно допустить действие каких бы то ни было шаблонов». Ведь

«свобода выбора маневрирования в строителя-большевика и убежденного

буржуазийского деятеля сплошь и рядом может пригодиться один и тот же

список приемов, как требуется одинаково кирпич, бетон, железо, дерево и

для стройки храма, и для постройки рабочего клуба. Вопрос решается не

выбором списка, а сочтением средств, их расстановкой по отношению друг к

другу, их общей гармонированной направленностью»

25

.

24 Слободчиков В.И., Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие ХХ

века, Образовательный портал «Слово», - 2009

25 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. «Опыт методики работы

детской трудовой колонии»



В раздел образования