Автор: Винни Елена Адольфовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3 им.Р.Яхина" Г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НОТНОГО ТЕКСТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРЕПЯТСТВИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Детская музыкальная школа №3 им. Рустема Яхина"
г.Казани
(МБУДО "ДМШ №3 им.Р.Яхина" Г.Казани )
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НОТНОГО ТЕКСТА
У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ПРЕПЯТСТВИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Методическая разработка
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО "ДМШ №3 им.Р.Яхина" Г.Казани
Винни Елена Адольфовна
Казань 2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НОТНОГО
ТЕКСТА………………………………………………………………………..
5
1.1. Понятия……………………………………………………………………
5
1.2. Этапы процесса чтения с листа………………………………………….
6
ГЛАВА 2. ПРЕПЯТСТВИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ……….
8
2.1.
Препятствие
№
1
-
неумение
понимать
организацию
и
закономерности музыкального текста………………………………………
8
Игра-упражнение «Нарисованная музыка»…………………………...........
8
2.2. Препятствие № 2 - неумение предвидеть развитие музыкальной
мысли, ограниченное музыкальное мышление…………………………….
9
Игра-упражнение «Догадайся сам»…………………………………………
9
2.3. Препятствие
№ 3
— невнимание или незнание гармонии, лада,
тональности, основных ступеней……………………………………………
11
Игра-упражнение «Путешествия».(Транспонирование) ………………….
12
Игра-упражнение «Найди меня». (Подбор по слуху)………………………
12
Игра-упражнение «Поддержи меня» (Гармонизация мелодии)………….
12
2.4. Препятствие № 4 - плохое ориентирование на клавиатуре...………...
13
Игра-упражнение «Не глядя на клавиатуру»……………………….............
13
2.5. Препятствие № 5 - непонимание ритмических фигураций……………
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
17
3
ВВЕДЕНИЕ
Данная
методическая
разработка
обобщает
опыт
автора
работы
в
классе фортепиано с учениками с 1 — 7 классы детской музыкальной
школы с различным уровнем подготовки и способностями.
Целью настоящей методической разработки является представление
методов и приемов для совершенствования педагогической деятельности,
направленных на преодоление трудностей, которые возникают у учащихся
при чтении нотного текста с листа и освоении новых произведений.
Актуальность настоящей методической разработки заключается в том,
что многие учащиеся не справляются с поставленной перед ними задачей:
прочитать с листа или самостоятельно грамотно разобрать неизвестное
произведение, что значительно ограничивает музыкальный репертуар и
кругозор учащегося, затрудняет учебный процесс.
Преподавателями уделяется много времени и усилий, чтоб ученик
овладел нотной грамотой, пианистическими навыками и умел выразительно
исполнять выбранную программу. Однако, эти умения не тождественны
умению читать с листа и самостоятельно разобрать новое произведение. В
результате чего, после окончания музыкальной школы ребята забывают
выученную
программу,
а
самостоятельно
разобрать
или
прочитать
по
нотам незнакомое произведение для них становится непосильной задачей.
Для ребят, которые решают продолжить музыкальное образование этот
навык также необходим, например в концертмейстерском и ансамблевом
исполнительстве,
так
как
зачастую
репетиции
происходят
без
предварительной
подготовки.
Поэтому
задачей
современной
педагогики
является, чтоб ученик имел навык свободной игры по нотам нового для
него произведения и без затруднений мог исполнить и наиболее точно
передать
его
эмоционально-образный
смысл.
В
процессе
изучения
указанной темы можно однозначно сказать, что основы вышеуказанных
навыков необходимо закладывать на первых же этапах обучения юных
музыкантов.
4
Задача данной работы:
Образовательная – формирование навыков чтения с листа, свободного
разбора
нотного
текста,
умения
самостоятельно
осваивать
новые
произведения, понимать стиль и авторский замысел, проводить анализ
фактуры и формы.
Развивающая – развитие и мелодического и гармонического слуха,
памяти, музыкального мышления.
Воспитательная – преодоление страха при чтении листа, разбору
новых произведений, стимулирование желания осваивать больший объем
музыкального материала.
Метод
исследования:
комплексный
анализ,
дающий
возможность
выявить
общие
принципы
изложения
музыкального
материала
и
его
структуры.
Настоящая
методическая
разработка
может
быть
полезной
для
преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных
студий.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА
НОТНОГО ТЕКСТА
1.1. Понятия
Чтение с листа (итал. а prima vista) – это исполнение неизвестного
музыкального
произведения
без
предварительного
разучивания.
Исполнение с первого раза должно быть максимально приближено по
темпу и характеру к авторским ремаркам без остановок и «переигрываний».
При чтении с листа достаточно трудно сыграть всю фактуру без
облегчений и сокращений, но исполнитель должен распределить свои силу
таким образом, чтобы произведение не пострадало. Нельзя сокращать,
например, гамму или пассаж, если они являются частью мелодического
рисунка.
Необходимо разделять понятия чтение с листа и разбора нового
произведения.
Разбор
(итал.
analisi)
это
изучение
и
анализ
музыкального
произведения.
Работа
в
основном
происходит
в
медленном
темпе
с
остановками
и
повторными
переигрываниями
для
наиболее
точного
исполнения
музыкального
материала,
проработка
отдельных
его
элементов, фрагментов и голосов.
Чтение с листа и разбор, на первый взгляд — два разных понятия и
процессы отличаются друг от друга. Однако, навыки, которые помогают
быстро
читать
нотный
текст,
однозначно
помогают
и
при
разборе:
целостное
восприятие
нотной
записи
и
умение
обобщать
и
видеть
музыкальные
формулы
и
модели
музыкального
материала,
понимание
гармонического строения произведения. Все это поможет и прочитать с
листа, и грамотно разобрать, выучить наизусть и выразительно исполнить.
Поэтому получается, что процессы чтения с листа и разбора тесно связаны и
имеют общую основу.
6
1.2. Этапы процесса чтения с листа
Процесс чтения с листа состоит из нескольких этапов:
1
этап:
чтение
без
инструмента-беглый
просмотр
только
глазами
с
учетом размера, лада, гармонии, модуляций, мелодического и ритмического
рисунка,
темпа
и
характера.
Необходимо
прочитать
все
письменные
обозначения, указанные в произведении автором или редактором: название,
темп, характер, динамические оттенки. Выявить имеющиеся ритмические и
мелодические
сложности
и
мысленно
проработать
(упростить
при
необходимости),
выбрать
верные
способы
звукоизвлечения
и
другие
исполнительские приемы для конкретного произведения.
2 этап: непосредственное исполнение произведения на инструменте,
при этом синхронно происходит работа: синтез мозговой деятельности с
органами чувств, задействовано зрение, слух. Исполнителю нужно на
несколько тактов вперед чувствовать развитие музыки, внутренним слухом
«предслышать» звучание наперед и осуществлять звуковой контроль уже
звучащей
музыки,
при
этом
мозг
четко
должен
передавать
сигналы
пианистическому аппарату, применяя формулу: «вижу - слышу - играю -
слышу…...».
Чтение с листа нотного текста имеет общее начало с чтением обычного
литературного текста, в котором «вырабатывается механизм перехода от
слова видимого к произносимому», — пишет Т. Г. Егоров.
В случае игры на инструменте зрительное восприятие также должно
опережать звукоизвлечение, но при этом еще задействованы внутренний
слух и физические движения, также чтение усложнено многослойностью
нотного текста: ритмический, динамический, агогический и другие. Но и в
том
и
в
другом
случае
зрительное
восприятие
должно
опережать
произнесение (звукоизвлечение).
Встает вопрос как же в таком сложном процессе добиться легкости?
Выдающийся польский пианист, изобретатель (в том числе изобретатель
устройства,
определяющего
местонахождение
предметов
или
человека
7
(GPS-навигатор) Иосиф Гофман (1876–1957) на вопрос «Как научиться
легко читать с листа» ответил: «Много читать и играть с листа, причем как
можно быстрее, хотя бы на первых порах и вкрадывались кое-какие мелкие
неточности.
При
быстром
чтении
вы
разовьете
способность
глаза,
как
говорится,
«схватывать»,
а
это
в
свою
очередь
облегчит
вам
чтение
деталей.
1
Исходя из педагогического опыта, мы приходим к выводу, что если чтение
с листа своевременно не начато в младших классах, то в средних классах,
когда вводиться урок «чтение с листа» по обязательной программе, у
многих
учащихся
наблюдается
психологический
зажим
и
страх
перед
нотами. В связи с этим, рекомендуется начинать ежедневные занятия в
этом направлении с самых первых шагов обучения.
Ребенок
по
своим
психологическим
возрастным
особенностям
не
может трудиться как взрослый человек, и наиболее полно свои возможности
он раскрывает в игре. Поначалу ученик видит отдельные ноты, но со
временем, умеет увидеть и охватить уже фразы или мотивы. Двигаясь от
простого
к
сложному,
постепенно
ребенок
становится
уверенным
за
инструментом, и может решить многие поставленные педагогом задачи
значительно быстрее, что придает стимул к занятиям и более эффективное
движение вперед.
В настоящей работе мы постарались обозначить наиболее частые и
явные
проблемы,
которые
встречаются
у
учащихся.
Также
предлагаем
вашему
вниманию
несколько
практических
игр
-
упражнений
и
рекомендаций,
которые
помогут
с
самых
первых
шагов
обучения
формировать необходимые навыки для свободного чтения с листа.
1
И.Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.М >» изд-во АПН РСФСР,1961, стр.176
.
8
ГЛАВА 2. ПРЕПЯТСТВИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
2.1.
Препятствие
№
1
-
неумение
понимать
организацию
и
закономерности музыкального текста.
Необходимо научить учеников видеть и понимать систему изложения
музыкального текста, играть не отдельные ноты а обобщать, зрительно
узнавать и слышать крупные типичные обороты и отрезки: мотивы, фразы,
предложения построенные из знакомых ему «формул»: гамм, опеваний,
арпеджио разных видов. В левой руке понимать характерную для данного
жанра фактуру изложения: например, бас аккорд, арпеджио по гармонии
или альбертиевы басы и т.д.).
Игра-упражнение «Нарисованная музыка»
Развивает умение ориентироваться в тексте с помощью графического
рисунка, способствует запоминанию часто встречающихся музыкальных
элементов.
Ученику
предлагается
играть
наиболее
часто
встречающиеся
музыкальные «рисунки» без нотного стана: восходящие нисходящие
движения,
арпеджированное
движение,
движение
октавами,
секундами,
трезвучиями, опевание звука. Рекомендуется играть «рисунки» от разных
клавиш в разных тональностях (включая черные), добиваясь легкости. Для
начала
играть
ровными
длительностями
правой
и
левой
руками,
в
дальнейшем применяя различные ритмические рисунки.
9
Движение трезвучиями Опевание звука. Движение секундами
Рекомендуется сразу применять традиционные апликатурные формулы для
того,
чтоб
формировалась
свободная
ориентировка
пальцев
и
рук
на
клавиатуре.
Если
рука
у
ребенка
маленькая
трезвучия
можно
играть
распределяя звуки между руками.
В
дальнейшем
при
регулярных
занятиях,
у
учеников
формируется
связи зрительных рисунков с интонациями.
На наш взгляд замечательным пособием с которого можно начать
занятия
является
сборник
С.
Барсуковой
«Веселая
музыкальная
гимнастика».
Сборник
состоит
из
67
мини-пьес,
которые
способствуют
развитию
технически
навыков
начинающих
музыкантов:
исполнению
двойных нот и аккордов, гаммообразного движения, игре двумя руками в
зеркальном и параллельном движении, координации рук.
2
2.2.
Препятствие
№
2
-
неумение
предвидеть
развитие
музыкальной мысли, ограниченное музыкальное мышление.
К
сожалению,
довольно
часто
при
игре
по
нотам
начинающие
музыканты играют формально, по слогам, что в корне не верно. Музыканту
необходимо уметь предвидеть развитие читаемого текста и поэтому, одной
из
главных
задач
в
обучении
чтению
нот
с
листа
является
развитие
способности и навыков «предслышания».
Игра-упражнение «Догадайся сам».
Развивает
музыкальное
мышление,
активирует
внимание,
приносит
массу положительных эмоций.
Данное упражнение можно сначала проиллюстрировать на чтении
2
Барсукова
С.
«Веселая
музыкальная
гимнастика»
сборник
пьес
для
фортепиано
для
учащихся
подготовительного и первого класса ДМШ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону, 2010
10
отрывка из книги. Учитель читает предложение, оставляя последнее слово
непрочитанным. Ученик внимательно слушая (не глядя в книгу, сам должен
(догадаться) и произнести последнее необходимое слово в предложении,
либо его синоним. Потом учитель произносит то слово которое использовал
писатель.
Например
предлагаем
отрывок
из
книги
Эдуарда
Успенского
«Крокодил Гена и его друзья.»: «Наверное, у каждого из вас, ребята, есть
своя любимая ….... (игрушка). А может быть, даже две или ,…....( пять). У
меня,
например,
когда
я
был
маленьким,
было
три
любимых
игрушки:
громадный резиновый крокодил по имени Гена, маленькая пластмассовая
кукла Галя и неуклюжий плюшевый
зверёк со странным названием
—
…………. (Чебурашка).»
В музыкальном обучении можно взять небольшую фразу из 4 тактов
(закрыв
последний
такт
или
два
такта,
чтоб
ученик
услышал
своим
внутренним слухом и завершил мелодию самостоятельно.
На
наш
взгляд
даже
для
самых
маленьких
учеников
эти
задачи
выполнимы,
можно
использовать
пьесы
из
сборника
С.
Ляховицкая
«Задания
для
развития
самостоятельных
навыков
при
обучении
фортепианной
игре»
или
из
сборника
И.С.
Корольковой
«Крохе-
музыканту» (нотная азбука для самых маленьких):
В
процессе
поиска
(намерения
завершить
мелодию)
ученик
знакомиться с понятием ТОНИКИ и ее функцией. И на этом этапе уже
можно подключить игру левой рукой (просить ученика найти тонику) и
помочь завершить пьесу двумя руками.
11
Далее
можно
попросить
ученика
сочинить
еще
одно
музыкальное
предложение (4 такта) в той же тональности и в том же размере. Сочинение
развивает
творческие
способности,
музыкальное
мышление,
улучшает
слухо– моторную ориентацию на клавиатуре, стимулирует к занятиям.
Хочется
отметить,
что
для
успешного
предугадывания
мелодии
и
умению
сочинять,
важны
не
только
врожденные
музыкальные
способности, регулярные занятия, но также и музыкальный слуховой опыт.
И. Гофман в своей книги «Фортепианная игра» писал, что «быстрота успеха
зависит
от
уровня
вашего
образования,
ибо
чем
оно
шире,
тем
легче
предугадать логическое продолжение начатой фразы»3 Поэтому помимо
практических занятий, конечно, необходимым условием развития является
посещение концертов и прослушивание классической музыки в записях.
2.3. Препятствие № 3 — невнимание или незнание гармонии, лада,
тональности, основных ступеней.
Гармония является важнейшим средством выразительности и создает
фундамент звучания музыкального произведения. Не смотря на важность
гармонической функции, педагогами в работе зачастую отдается приоритет
верхнему голосу. Поэтому, даже при хорошей теоретической подготовке по
сольфеджио ученик не слышит назначение аккорда в музыкальной фразе
при
игре
на
инструменте.
Транспонирование,
подбор
по
слуху
и
гармонизация мелодий развивает слух, память мышление, зрительно
–
слухо
–
моторную
ориентацию,
формирует
внутренние
слуховые
представления о звучании лада, гармонических оборотах, помогает ученику
чувствовать себя увереннее.
3И.Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.М >» изд-во АПН РСФСР,1961,
стр.176.
12
Игра-упражнение «Путешествия».
(Транспонирование )
После того как ученик освоил и уверенно выучил наизусть пьесу, ему
дается задание сыграть ее от других клавиш и в других октавах.
Для самых маленьких, перед началом игры можно попросить ученика
показать рукой в каком направлении движется мелодия. Данное упражнение
мягко подводит ученика к желанию подбирать мелодии на инструменте не
боясь
«заблудиться»
на
клавиатуре.
При
транспонировании
от
других
клавиш
ученик закрепляет понятие
ТОНИКИ. (Более сложным этапом
является транспонирование неизвестного текста с листа и связана уже со
знанием тональностей и интервалов).
Игра-упражнение «Найди меня».
(Подбор по слуху).
Для подбора по слуху рекомендуется использовать песни, хорошо
известные ученику (для начинающих лучше брать мелодии с несложным
поступенным
движением).
По
мере
занятий,
у
ученика
формируется
понятие и слышание устойчивости и неустойчивости звуков,
Игра-упражнение «Поддержи меня»
( Гармонизация мелодии)
Для гармонизации мелодии сначала следует вводить три главные
ступени лада:
I ступень – ТОНИКА - T
IV ступень – СУБДОМИНАНТА - S
V ступень – ДОМИНАНТА - D
Учащиеся подбирают сопровождение к мелодии в виде басов.
Левая
рука
в
пятипальцевой
позиции:
1-й
палец
играет
тонику,
5-й
–
субдоминанту, 4-й – доминанту.
Либо 5-й палец играет тонику, 2-й – субдоминанту, 1-й – субдоминанту.
13
Включение
в
данное
упражнение
сопровождения
басами
левой
рукой
считаем очень важным элементом, которое с одной стороны не перегружает
сложностью фактуры, но с другой стороны позволяет удерживать слух в
активном состоянии, фиксировать слуховые тяготения и устремления к
тонике, поиска устойчивого итога движения.
Для
более
подготовленных
учеников
постепенно
вводятся
побочные
ступени, заменяющие основные ( II и VI степени - субдоминанту, III и VII
доминанту)
2.4. Препятствие № 4 - плохое ориентирование на клавиатуре.
Одним из препятствий, для быстрого чтения с листа является плохое -
ориентирование на клавиатуре. У многих учеников отсутствует умение
играть не глядя на клавиатуру и быстро находить «нужные клавиши» в
нужной последовательности, а для успешного чтения с листа – это очень
важно.
У
многих
присутствует
еще
и
психологический
дискомфорт-
состояние страха «потеряться на клавиатуре», что блокирует дальнейшие
мыслительные
процессы.
В
связи
с
этим
с
самого
начала
обучения
необходимо тренировать навыки «слепой» игры.
Игра-упражнени « Не глядя на клавиатуру»
Развивает
владение
клавиатурой,
память,
ориентацию
и
скорость
восприятия нотного текста, внутренний слух.
Для начала, ученику предлагается поиграть с закрытыми глазами (или
накрытыми листком бумаги руками) только на белых, и только на
черных
клавишах.
Потом
нащупать
соседние
клавиши,
вверх
и
вниз,
слушая их звучание.
Еще одним
упражнением, помогающим преодолеть
желание
(а
у
некоторых учеников психологическую зависимость) смотреть на клавиши
проиграть мелодию или пьесу на закрытой крышке инструмента, пропевая
или
называя
ноты.
Постепенно
формируются
привычка
управлять
пальцами не глядя на клавиатуру- а только глядя в ноты.
14
Для этой цели можно взять пьесы из музыкального учебного пособия
«В музыку с радостью» О. Геталовой. В сборнике имеются авторские
подтекстовки,
которые
помогут
ученикам
раскрепоститься,
верно
прочитать ритмический рисунок и понять характер.
В качестве примера можно использовать также пьесы
Цезаря Кюи
«Десять пятиклавишных пьес. Ор. 74.» для исполнения в 4 руки.
В дальнейшем следует усложнять произведения, двигаясь к более
сложным
позициям
и
комбинациям,
требующим
переноса
рук
и
исполнению более протяженных фрагментов.
2.5. Препятствие №5 - непонимание ритмических фигураций.
Непонимание
ритмического
рисунка
значительно
тормозит
исполнение.
Навыки
чтения
с
листа
целесообразно
развивать
на
произведениях с четким и понятным ритмическим рисунком, простой
мелодической линией с классической гармонизацией, придерживаясь
принципа «от простого к сложному».
Для
этих
целей
хотим
порекомендовать
сборник
австрийского
композитора,
редактора
и
издателя
музыкальных
произведений
Антона
Диабелли (1781 — 1858) - «28 мелодических упражнений» (Melodische
Übungsstücke für Pianoforte zu
vier Händen
im Umfange von
fünf Tönen)
написанных
для
фортепианного
дуэта.
Игра
в
четыре
руки
прекрасно
дисциплинирует
ритмику,
ученику
легче
чувствовать
паузы
и
считать
"пустые" такты, своевременно вступать. Еще одним из плюсов указанных
упражнений является постепенный ввод более мелких длительностей, в
связи с чем ученик в реальном времени успевает их осознать и сыграть.
15
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение игре на фортепиано — это сложный процесс, где все
элементы
взаимосвязаны
и
чтение
с
листа
это
неотъемлемая
часть
комплексного развитии пианиста.
В данной работе мы остановились на проблемах возникающих в
ходе
работы
с
обучающимися
детских
музыкальных
школ
и
предложили
несколько
способов
для
их
преодоления.
В
работе
использовались различные педагогические методы: вербальный, метод
стимулирования
и
мотивации,
поиск
самостоятельных
творческих
решений и экспериментов.
Исходя
из
педагогической
практики
можно
сделать
вывод,
что
заниматься
чтением
с
листа
необходимо
с
первых
лет
обучения,
целенаправленно, уделяя этому предмету специально отведенное время и
придерживаясь методики.
Успех чтения с листа зависит как от ученика: от регулярности и
систематичности
его
занятий,
крепкого
знания
нот,
активности
и
вовлеченности
в
процесс,
так
и
от
учителя
—
планомерности
его
работы, выработанной методики и правильно подобранного репертуара
не
превышающего
по
своей
сложности
индивидуального
уровня
подготовки ученика и его психологических особенностей.
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Алексеева
Л.
Н.
Как
воспитывать
профессиональный
слух
у
маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4 /Научные
труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Сб. 26 М., 1999 С. 86-95.
2.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке: Книжка с нотами для
начинающих обучаться игре на фортепиано. JL, 1988
3.
Барсукова С. «Веселая музыкальная гимнастика» сборник пьес для
фортепиано
для
учащихся
подготовительного
и
первого
класса
ДМШ.
Учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону, 2010
4.
Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в
первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. - М.: ООО Издательский
дом «Классика XXI», 2005
5.
Верхолаз
Р.А.
Вопросы
методики
чтения
нот
с
листа./Педагогические
чтения.
Издательство
Академии
педагогических
наук РСФСР М., 1960.
6.
Геталова.О. «В музыку с радостью». Учебное пособие по фортепиано
для детей 4 6 лет. Разделы I - IX. - Санкт-Петербург: Изд. «Композитор».
2007.
7.
Гофман Н. Фортепианная игра.- М., 1961.
8.
Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано.
Игровой курс. – М., Издательский дом «Классика – ХХ1», 2006
9.
Ляховицкая
С.«Развитие
навыков
самостоятельности
у
юных
музыкантов.» Сб. : Вопросы методики преподавания в ДМШ. - М.-Л. :
Музгиз, 1965 г.
10.
Королькова
И.С.«Крохе-музыканту»
(нотная
азбука
для
самых
18
маленьких). Часть 1. Часть 2. - Издание 9-е. - Ростов-на-Дону: «Феникс».
2009
11.
Кюи Ц. «Десять пятиклавишных пьес. Ор. 74.» М., 1980.
12.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. -
М., Музыка, 1987
13.
Николаев
А.
А.
Очерки
по
истории
фортепианной
педагогики
и
теории пианизма. - М., Музыка, 1980
14.
Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование / Г.И.
Шахов - М.: Музыка, 1996 - 189 с.