Автор: Тулбанова Ольга Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Сасовской СОШ №1
Населённый пункт: Рязанская область, г.Сасово
Наименование материала: конспект урока с элементами функциональной грамотности
Тема: "Сумма углов в треугольнике" геометрия, 7 класс
Раздел: среднее образование
Урок-исследование по теме «Сумма углов треугольника»
Предмет: геометрия
Класс: 7
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: Геометрия, 7-9 класс, Л.С.Атанасян
1) Организационный этап
Вы были в Мурманске?
Оказывается, 22 июня, в день летнего
солнцестояния*, в Мурманске длина тени
в полдень равна вашему росту. Это пик
полярного дня. Как вы думаете, под ка-
ким углом к поверхности Земли в этот
момент падают солнечные лучи?
*Солнцестояние — это один из двух дней в
году, в который высота Солнца над горизонтом
в полдень максимальна (летом) или минимальна
(зимой) и которому соответствует самый длин-
ный или самый короткий день)
2) Актуализация знаний
Справиться с этой задачей нам поможет одна из геометрических фигур, известный
древний символ. В культуре он популярен, особенно его любят использовать как сим-
вол таинственности или мирового господства.
Эту фигуру связывали с землей и плодородием, а плодородие олицетворяла женщина,
а женщина – это хранительница очага. Отсюда эта фигура становится символом дома.
(о треугольнике)
Такая геометрическая фигура, как треугольник, нам знакома давно.
Давайте вспомнить все, что мы знаем про треугольник
(работа в группах: создание кластера «Что я знаю про треугольник?»)
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
С помощью каких инструментов можно построить треугольник?
(линейка, циркуль и транспортир)
2 ученика на доске пробуют построить 2 тре-
угольника с углами 30
0
, 100
0
, 50
0
и 60
0
, 70
0
, 80
0
)
А остальные в тетради пробуют построить тре-
угольник с углами 90
0
, 30
0
, 90
0
Давайте посмотрим, что у вас получилось? Все
ли вы смогли построить треугольник с предло-
женными углами?
(нет)
Выходит треугольник существует не для любых троек углов?
Наверное, есть какое-то свойство углов треугольника, о котором мы еще не знаем
Предложите тему сегодняшнего урока (Свойство углов треугольника)
Какие цели вы поставите перед собой?
1)
Сформулировать теорему о сумме углов треугольника
2)
Доказать теорему
3)
Научиться применять теорему на практике
4) Первичное усвоение новых знаний.
Проведем исследовательскую работу (по группам):
1 группа: измерить углы на модели треугольника транспортиром (остроугольный, ту-
поугольный и прямоугольный треугольники)
2-3 группы: у модели оторвать углы и совместить их вершинами, приложив друг к
другу
4-5 группы: три равных треугольника совместить вершинами
Исследовательская работа 1
1.
У модели треугольника измерьте все углы.
2.
Найдите сумму всех углов
3.
Сделайте вывод
Исследовательская работа 2
1.
У модели треугольника отрежьте/оторвите все углы.
2.
На лист бумаги приклейте оторванные углы, совместив их стороны
3.
Сделайте вывод
Исследовательская работа 3
1.
На лист бумаги приклейте модели треугольников, совместив их
равные стороны
2.
Сделайте вывод
К какому выводу можно прийти?
(ГИПОТЕЗА: сумма углов треугольника равна 180
о
)
Запишите в тетрадь свою гипотезу
А теперь давайте докажем это утверждение.
Посмотрите на результаты 4 и 5 групп, модели очень похожи
Попробуем с вами перенести эти модели в тетрадь. Как получить развернутый угол
при вершине треугольника
(провести прямую, параллельную стороне треугольника)
Доказательство теоремы:
5)Физкультминутка (показать руками разные углы, головой и глазами нарисовать
треугольник вершиной вверх и вершиной вниз)
6) Первичная проверка понимания и закрепление
Прочитать по учебнику теорему (стр.69)
Давайте вернемся к задаче про тень. Какой же угол падения солнечных лучей в этот
момент? (45
0
, так как получится равнобедренный треугольник)
Выполним задачи на готовых чертежах
Лови ошибку (найти неверные утверждения, взаимопроверка в парах)
7) Подведение итогов
Какая тема урока?
Какие цели мы ставили перед собой?
Достигли ли мы их?
8) Информация о домашнем задании
1.
Домашнее задание: п. 31-32 (стр.69-70)
2.
Выполнить задание «Конструкция строительной фермы» (математическая гра-
мотность)
Конструкция строительной фермы
Строительная ферма - это стержневая конструкция, служащая в основном для перекрытия больших
пролетов, например, при возведении мостов, промышленных зданий, спортивных сооружений, а
также для строительства небольших легких павильонов и сценических конструкций.
Жесткость конструкции обеспечивают составляющие ее треугольники.
Рассмотрите чертеж и укажите величины всех углов, обозначенные цифрами 1,2 и 3.
9) Рефлексия: используется Кубик Блума