Напоминание

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в реализации ФОП ДО.


Автор: Никитина Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №88 г.Стерлитамак
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в реализации ФОП ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в

реализации ФОП ДО.

В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами дошкольного

образования, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, ведь от состояния

здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому в каждом дошкольном

учреждении уделяется большое внимание современным здоровьесберегающим технологиям,

которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –

сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья

ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФОП отлично сочетаются с традиционными

формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления

оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач: а именно:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья; повышение уровня психического и

социального здоровья воспитанников; проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни; мотивация детей на

здоровый образ жизни; формирование полезных привычек; формирование валеологических

навыков;

формирование

осознанной

потребности

в

регулярных

занятиях

физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников,

требуемого по ФОП, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих

технологий:

медико-профилактические

(проведение медосмотров, контроль состояния здоровья

детей,

противоэпидемиологическая

работа,

организация

специализированных

коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая

работа, контроль качества организации питания и т.д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия,

валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового

образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у

них валеологической культуры);

валеологическое

просвещение

педагогов

(ознакомление

воспитателей

с

инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения,

мотивация

к

здоровому

образу

жизни,

расширение

знаний

о

возрастных

и

психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей

(формирование валеологических знаний и

навыков).

Только реализуя все указанные виды современных здоровьесберегающих технологий

можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье

дошкольников.

Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания

в детском саду и зачастую реализуются в детском саду в игровых формах.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих

технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

1. Физкультминутки.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

являются

физкультурные

минутки.

Их

еще

называют

динамичными

паузами.

Это

кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время

которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для

выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и

т.п.).

Большинство

физкультминуток

сопровождаются

стихотворным

текстом

или

же

выполняются под музыку.

Длятся

такие

динамичные

паузы

1-2

минуты.

К

выполнению

физкультминуток

привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для

проведения

выбирается

произвольно

в

зависимости

от

степени

утомляемости

ребят.

Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

2. Дыхательная гимнастика.

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к

самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная

гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в

комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить

ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть

ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая

форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых

вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и

легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает

упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие

речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

3.Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая

гимнастика

это

вид

здоровьесберегающих

технологий,

который

применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к

рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо

этого, такая гимнастика способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью

пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В

ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения

пальцами. Используются такие виды упражнений:

массаж;

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно

следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что

каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями.

Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

4. Гимнастика для глаз.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она

подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику

нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной

гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном

состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать

стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют

за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать

упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

5.Психогимнастика.

Психогимнастика

относится

к

инновационным

здоровьесберегающим

технологиям,

которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления

его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые

проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут.

Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка

шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

6.Ритмопластика

Ритмопластика – это инновационный метод работы с детьми, который основан на

выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный

характер. Цель ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические

упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно

проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не

раньше, чем через полчаса после приема пищи.

7. Игротерапия.

В ФОП указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому

обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта

технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у

них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

8. Ароматерапия.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных

предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье

дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут

заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.

Таким образом происходит:

улучшение самочувствия и настроения детей;

профилактика простудных заболеваний;

решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза

ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с

родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или

индивидуальные аромамедальоны. Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

можно использовать и другие их виды:

фитотерапию;

цветотерапию;

музыкотерапию;

витаминотерапию;

физиотерапию;

гелиотерапию;

песочную терапию.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФОП –

это сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения

результативности учебно-воспитательного процесса. Ведь только здоровый ребенок может стать

хорошим учеником и успешной личностью и очень важно, чтобы каждая из рассмотренных

технологий

имела

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на

здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Список литературы:

1.

Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С.36.

2.

Величко, О.А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной

компетентности педагогов ДОУ / О.А.Величко. — Текст: непосредственный // Проблемы и

перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь

2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 49-51.

3.

Матвеева Т.Г. Современные образовательные технологии в ДОУ // Педагогическое

мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.–практ. конф.

(Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. Чебоксары:ЦНС «Интерактив

плюс», 2015. № 3 (5). С. 292–295.

4.

Сафаргулина Э.И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ //

Дошкольное

образование:

опыт,

проблемы,

перспективы

развития:

материалы

VII

Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].

Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132.

5.

Якурина М.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М.В.Якурина, Е.Г.Докина, Н.Н.

Трунова,

Ю.Г.Гартвиг.

Текст:

непосредственный

//

Педагогическое

мастерство:

материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016.

— С. 160-163.



В раздел образования