Автор: Никитина Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №88 г.Стерлитамак
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в реализации ФОП ДО.
Раздел: дошкольное образование
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в
реализации ФОП ДО.
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами дошкольного
образования, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, ведь от состояния
здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому в каждом дошкольном
учреждении уделяется большое внимание современным здоровьесберегающим технологиям,
которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФОП отлично сочетаются с традиционными
формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления
оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач: а именно:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья; повышение уровня психического и
социального здоровья воспитанников; проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни; мотивация детей на
здоровый образ жизни; формирование полезных привычек; формирование валеологических
навыков;
формирование
осознанной
потребности
в
регулярных
занятиях
физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников,
требуемого по ФОП, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих
технологий:
медико-профилактические
(проведение медосмотров, контроль состояния здоровья
детей,
противоэпидемиологическая
работа,
организация
специализированных
коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая
работа, контроль качества организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия,
валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);
валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового
образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у
них валеологической культуры);
валеологическое
просвещение
педагогов
(ознакомление
воспитателей
с
инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения,
мотивация
к
здоровому
образу
жизни,
расширение
знаний
о
возрастных
и
психологических особенностях дошкольников);
здоровьесберегающее образование детей
(формирование валеологических знаний и
навыков).
Только реализуя все указанные виды современных здоровьесберегающих технологий
можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье
дошкольников.
Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания
в детском саду и зачастую реализуются в детском саду в игровых формах.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих
технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
1. Физкультминутки.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
являются
физкультурные
минутки.
Их
еще
называют
динамичными
паузами.
Это
кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время
которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для
выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и
т.п.).
Большинство
физкультминуток
сопровождаются
стихотворным
текстом
или
же
выполняются под музыку.
Длятся
такие
динамичные
паузы
1-2
минуты.
К
выполнению
физкультминуток
привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для
проведения
выбирается
произвольно
в
зависимости
от
степени
утомляемости
ребят.
Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
2. Дыхательная гимнастика.
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к
самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная
гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в
комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить
ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть
ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая
форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых
вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и
легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает
упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие
речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
3.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика
–
это
вид
здоровьесберегающих
технологий,
который
применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к
рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо
этого, такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью
пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В
ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения
пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно
следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что
каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями.
Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
4. Гимнастика для глаз.
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она
подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику
нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной
гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном
состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать
стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют
за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать
упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
5.Психогимнастика.
Психогимнастика
относится
к
инновационным
здоровьесберегающим
технологиям,
которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления
его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
проведение психофизической разрядки;
развитие познавательных психических процессов;
нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые
проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут.
Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
этюдов с использованием мимики и пантомимы;
этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка
шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
6.Ритмопластика
Ритмопластика – это инновационный метод работы с детьми, который основан на
выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный
характер. Цель ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические
упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно
проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не
раньше, чем через полчаса после приема пищи.
7. Игротерапия.
В ФОП указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому
обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта
технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у
них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
8. Ароматерапия.
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных
предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье
дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут
заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.
Таким образом происходит:
улучшение самочувствия и настроения детей;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза
ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с
родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или
индивидуальные аромамедальоны. Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
можно использовать и другие их виды:
фитотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
гелиотерапию;
песочную терапию.
Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФОП –
это сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения
результативности учебно-воспитательного процесса. Ведь только здоровый ребенок может стать
хорошим учеником и успешной личностью и очень важно, чтобы каждая из рассмотренных
технологий
имела
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Список литературы:
1.
Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С.36.
2.
Величко, О.А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной
компетентности педагогов ДОУ / О.А.Величко. — Текст: непосредственный // Проблемы и
перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь
2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 49-51.
3.
Матвеева Т.Г. Современные образовательные технологии в ДОУ // Педагогическое
мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.–практ. конф.
(Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. Чебоксары:ЦНС «Интерактив
плюс», 2015. № 3 (5). С. 292–295.
4.
Сафаргулина Э.И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ //
Дошкольное
образование:
опыт,
проблемы,
перспективы
развития:
материалы
VII
Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132.
5.
Якурина М.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М.В.Якурина, Е.Г.Докина, Н.Н.
Трунова,
Ю.Г.Гартвиг.
—
Текст:
непосредственный
//
Педагогическое
мастерство:
материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016.
— С. 160-163.