Напоминание

Формирование словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.


Авторы: Сидорова Наталья Евгеньевна, Наталья Евгеньевна Сидорова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 1056"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Формирование словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1056»

ДОКЛАД

на студенческой научно-практической конференции МПГУ

«Современные исследования проблем дошкольного образования»

на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Подготовила:

воспитатель Сидорова

Наталья Евгеньевна

Москва, 2024

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается моя исследовательская

работа.

Выбранная мной тема является актуальной, так как имеет

практическую направленность, поскольку словарная работа

составляет основу речевого развития ребенка раннего возраста.

Данное

утверждение

подкреплено

исследованиями

таких

видных отечественных психологов, педагогов, методистов, как

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,

К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова,

М.М. Конина, В.И. Яшина, М.М. Алексеева и других.

Основой

развития

речи

является

знание

ребенком

окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им

предмет

или

явление

должны

быть

подкреплены

соответствующим

словом.

Окружающая

ребенка

действительность

-

предметы

обихода,

люди,

животные,

картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал,

который должен быть использован для расширения детского

восприятия и обогащения речи.

Проблема исследования: каковы педагогические условия

формирования словаря у детей раннего возраста в процессе

ознакомления с окружающим миром.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: лексическая сторона речи (словарь)

детей раннего возраста.

Предмет:

процесс развития лексической стороны речи

детей

раннего возраста при ознакомлении их с окружающим миром.

Гипотеза

исследования:

лексическое

развитие

детей

раннего возраста при ознакомлении их с окружающим миром

будет осуществляться эффективно, если:

- словарная работа проводится в процессе дидактических игр и

игр-инсценировок с игрушками и предметами;

- осуществляется знакомство с качествами и свойствами

различных предметов;

- систематически проводятся целевые прогулки, наблюдения,

осмотры помещений.

Задачи исследования:

1. изучить лингвистические и психолого-педагогические основы

формирования

лексической стороны речи детей раннего

возраста;

2.

выявить особенности

развития

словаря

детей

раннего

возраста;

3.

определить

педагогические

условия

формирования

лексической стороны речи у детей раннего возраста.

Методы исследования:

- изучение теоретической и методической литературы;

- наблюдение;

- описание;

- сравнение;

- измерение;

- беседа;

- опытная работа;

- анализ полученных данных.

Этапы исследования:

I этап – изучение и анализ литературы.

II этап – контрольный эксперимент.

III этап – формирующий эксперимент.

Овладение словарным составом родного языка, по мнению

ряда исследователей таких, как О.С. Ушакова, Е.М. Струнина,

В.И.Яшина и др. - это необходимое условие освоения его

грамматического строя, развития связной монологической речи,

воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как

средства общения так же связано, прежде всего, со словом.

Говорящий

пользуется

словами,

составляет

из

них

словосочетания,

предложения,

а

слушающий

расчленяет

воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические

единицы-слова.

Формирование словаря

- процесс целенаправленный,

систематичный

и

длительный.

Словарь

дошкольников

нуждается не только в количественном обогащении, но и в

качественном совершенствовании. Для этого требуется особая

педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению

семантически

адекватному

употреблению

синонимов,

антонимов, многозначных слов, развитию языкового чутья.

Эти направления легли в основу моего исследования,

которое

проводилось на базе государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1056».

В нем приняли участие 30 детей раннего возраста: 16 девочек и

14 мальчиков.

Целью эмпирического исследования явилось определение

уровня развития лексической стороны речи детей раннего

возраста,

разработка

и

внедрение

комплексной

системы

разнообразных форм и методов обогащения словаря детей

раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим

миром и проверка эффективности проведенной работы.

Целью

констатирующего

эксперимента

явилось

определение уровня сформированности словаря у детей 2

группы раннего возраста.

Для определения уровня развития словаря детей раннего

возраста

использовалась

методика

«Назови

предмет»,

описанная М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной в пособии «Речевое

развитие дошкольников».

Материалом для проведения исследования послужили 30

картинок с изображением:

- животных, - одежды, - фруктов, - овощей, - транспорта, -

игрушек.

В

ходе

исследования

педагог

называл

понятие,

обозначающее

группу

картинок,

просил

ребенка

дать

определение

понятия,

а

затем

отобрать

соответствующие

картинки.

Воспитатель,

обращаясь

к

детям,

говорил:

«Скажи,

пожалуйста, что или кто изображен на картинке». В случае

отсутствия

слова

в

активном

словаре,

ребенку

давалась

инструкция: «Покажи то-то».

Результаты диагностики показали, что большинство детей

имеют

достаточный

уровень

развития

словаря,

соответствующий возрасту, дальнейшее его развитие

будет

проводиться в процессе ознакомления детей с окружающим

миром в ходе формирующего этапа работы.

Целью формирующего этапа исследования было развитие у

детей активного словарного запаса в процессе ознакомления с

окружающим миром.

Работа проводилась в следующих направлениях:

1. словарная работа в процессе дидактических игр и игр-

инсценировок с игрушками и предметами;

2.

рассматривание

картин,

знакомство

с

качествами

и

свойствами различных предметов;

3. целевые прогулки и наблюдения.

Большое

внимание

в

словарной

работе

уделялось

накоплению и обогащению словаря на основе знаний и

представлений из окружающей ребенка жизни, активизации

разных частей речи, не только имен существительных, но и

глаголов, имен прилагательных, наречий.

Мы показывали детям, что каждый предмет, его свойства и

действия имеют названия. Для этого учили их различать

предметы по существенным признакам, правильно называть их,

отвечая на вопросы: что это? кто это? видеть особенности

предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?),

а также действия, связанные с движением игрушек, животных,

их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с

ним можно делать?). Такое обучение проводилось в играх:

«Что за предмет?»

Цель:

учить

различать

предметы

по

существенным

признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?

кто это?

«Скажи, какой?»

Цель: учить видеть особенности предметов, выделять

характерные признаки и качества

«Кто что умеет делать?»

Цель: учить выделять действия, связанные с движением

игрушек,

животных,

их состоянием,

возможные

действия

человека (что делает? что с ним можно делать?) и другие.

Подробное описание игр приводится в тексте работы.

Непосредственное

восприятие

окружающего

мира

в

процессе

наблюдений,

обследования

предметов,

рассматривания картин и других наглядных методов занимали

ведущее место. Усложнение состояло в расширении круга

объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора

предметов и материалов, их признаков. Одно из основных

правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление

со

словом

в

определенном

контексте

(словосочетании

и

предложении).

Осуществлялось рассматривание предметов и игрушечных

животных,

наблюдения на прогулке, игры с образными

игрушками, прежде всего с куклой (куклы обедают, сборы

куклы на прогулку, укладывание куклы спать и т. д.).

Проводились целевые прогулки и осмотры помещений.

Результаты, полученные на контрольном этапе, дают

полное

основание

говорить,

что

дети

стали

больше

использовать

в

своей

речи

слова,

обозначающие

существительные, прилагательные, действия предметов, слова –

антонимы, сложные предложения. Содержание совместной

игровой деятельности стало обогащаться.

Таким образом, процесс количественного и качественного

накопления слов детьми, который происходил с опорой на

активное познание ими окружающего мира в игровой, трудовой,

познавательной, бытовой деятельности детей осуществлялся

целенаправленно,

систематически

и

дал

положительные

результаты.

Выдвинутая мной гипотеза о том, что формирование

словаря детей раннего возраста в ходе

ознакомления их с

окружающим миром будет осуществляться эффективно при

проведении

наблюдений,

целевых

прогулок,

осмотров

помещений, игр-инсценировок с образными игрушками, занятий

по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, нашла

свое подтверждение. Поставленные задачи для подтверждения

гипотезы решены.

Мое выступление закончено, благодарю за внимание.



В раздел образования