Напоминание

"Методические рекомендации по развитию вниманию детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"


Автор: Тищенко Наталья Анатолиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 10 г. Сим, Челябинская область
Населённый пункт: г. Сим
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Методические рекомендации по развитию вниманию детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тищенко Наталья Анатолиевна

МКДОУ № 10 г. Сим, Челябинская область

Методические рекомендации по развитию вниманию детей старшего

дошкольного возраста средствами дидактической игры

Аннотация: в статье представлены методические рекомендации по

развитию внимания детей старшего дошкольного возраста средствами

дидактической игры. Актуализируется проблема развития такой когнитивной

функции как внимание, это связано с общим их интеллектуальным

развитием. В статье представлена программа развития внимания, которая

ориентирована на детей старшего дошкольного возраста включает в себя 3

занятия с периодичностью одно занятие в неделю, рассчитана на 3 недели.

Так же приведены примеры конспекта проведения занятия на развитие

внимания.

Ключевые слова: методические рекомендации, развитие внимания,

дети старшего дошкольного возраста, средства, дидактическая игра.

Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста по праву

относится к одной из значимых и трудных проблем психологической и

педагогической наук. С ее решением связано развитие всего комплекса

психологического по знания – как теоретического, так и практического

характера. Знаменитые Л.С. Выготский и В.С. Мухина подчеркивают, что

возникновению

и

развитию

произвольного

внимания

предшествует

становление управляемого восприятия и активного пользования речью [1].

Появление

и

совершенствование

у

дошкольника

произвольного

внимания становится одним из значимых достижений личности на указанном

этапе онтогенеза, связанных с появлением у ребенка качеств воли и

состоящем в непосредственной связи с общим интеллектуальным развитием

дошкольника [2].

1

Программа развития внимания ориентирована на детей дошкольного

возраста включает в себя 3 занятия с периодичностью одно занятие в неделю,

рассчитана на 3 недели.

Формы работы: групповая.

Содержание занятий: Занятия проводятся с детьми 5-7 лет.

Структура занятий: Программа состоит из развивающих занятий.

Занятия организуются с применением игр на развитие внимания.

План занятий на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Цель: способствовать развитию внимания посредством игры у детей

дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость

внимания.

Формировать концентрацию внимания детей старшего дошкольного

возраста.

Условия проведения занятий:

занятия рассчитаны на детей 5-7 лет;

проводилось 1 раз в неделю;

продолжительность одного занятия – 15-25 минут;

оптимальное количество участвующих в занятии детей – 8-12 человек.

Содержание занятий. Занятия включают:

— игры с правилами, словесные, подвижные, развивающие;

упражнения

творческие

и

подражательно-исполнительного

характера;

— свободное и тематическое рисование;

— релаксацию.

День

Название и цель занятия

Развивающие

игры

Вырабатываемые

навыки

Занятие

1.

Тема: «Давайте познакомимся!»

Цель:

Создание

атмосферы

психологического

комфорта

в

Игра

«Снежный

ком».

Игры:

“Собери

Устойчивость

и

концентрация

внимания

2

группе,

снятие

напряженности,

знакомство

ведущего

с

детьми.

Развить

устойчивость

и

концентрацию внимания.

пазлы”,

упражнение

“Шалтай-

болтай”.

Занятие

2.

Тема: «Светофор».

Цель:

научиться

переключать

и

распределять внимание.

Игры:

“Повтори

движения”, “Что

изменилось”.

Переключаемость

внимания

и

распределение

Занятие

3.

Тема: «Учимся наблюдать».

Цель: научиться наблюдательности

и

развивать

произвольность

внимания.

Игры:

“Пуговицы”,

“Пирамидки”,

«Делай как я».

Произвольность и

наблюдательность

Конспект проведения занятия на развитие внимания

Тема: «Давайте познакомимся».

Цель:

Создание атмосферы психологического комфорта в группе,

снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.

Задачи:

Познакомиться с детьми.

Снять эмоциональное напряжение.

Развивать устойчивость и концентрацию внимания.

Оборудование: мяч, игровые карточки

Ход занятия:

Игра «Снежный ком».

Дидактическая задача: снять эмоциональное напряжение, познакомить

детей.

Игровые действия: передавать мяч друг другу.

Ход игры: Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому,

а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий

участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками [3].

2. Игра «Собери пазлы».

Дидактическая

задача:

развивать

наблюдательность,

внимание,

память, обучаться выявлять отдельные элементы узоров, вызывать интерес к

народной росписи.

3

Игровое правило: правильно собрать пазлы, вспоминая какие рисунки

характерны для той или иной народной росписи.

Игровые действия: сложить пазлы в единую картинку.

Ход игры: перед ребенком выкладываются игровые карточки в виде

пазлов, на которых изображены различные виды народной росписи. Задача

ребенка соотнести пазлы к каждому виду росписи.

Усложнение:

предложить

ребенку

выполнить

сразу

несколько

действий с пазлами, например гжель и дымка, перемешать пазлы.

Упражнение «Шалтай-болтай».

Дидактическая задача: развивать внимание на словах.

Игровые действия: поворачивать туловище вправо-влево и наклонять

корпус.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

С. Маршак

Ход игры:

Ведущий читает четверостишие. Дети поворачивают

туловище вправо и влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы.

Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют корпус вниз.

Подведение итога занятия (настроение в цвете).

Под влиянием игровой деятельности у детей дошкольного возраста

развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость,

объем, переключаемость и распределяемость. Осуществляется это благодаря

играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную

активность детей [4].

Список литературы

1.

Веракса А.Н., Бухаленкова Д.Б., Якупова В.А. Возможности

развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический

4

обзор [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2019.

Том 15. № 4. С. 97–112.

2.

Веракса Н.Е., Сухих В.Л. Игра и проблема единства аффекта и

интеллекта // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 253–260.

3.

Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми

раннего возраста пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под ред.

С. Л. Новоселовой. − М. : Просвещение, 2015. – 156 с

4.

Чепелева,

А.

Э.

Педагогическое

обеспечение

игровой

деятельности:

понятие

и

структура

/

А.

Э.

Чепелева.

Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 64-66. —

URL:

5



В раздел образования