Автор: Тищенко Наталья Анатолиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 10 г. Сим, Челябинская область
Населённый пункт: г. Сим
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Методические рекомендации по развитию вниманию детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"
Раздел: дошкольное образование
Тищенко Наталья Анатолиевна
МКДОУ № 10 г. Сим, Челябинская область
Методические рекомендации по развитию вниманию детей старшего
дошкольного возраста средствами дидактической игры
Аннотация: в статье представлены методические рекомендации по
развитию внимания детей старшего дошкольного возраста средствами
дидактической игры. Актуализируется проблема развития такой когнитивной
функции как внимание, это связано с общим их интеллектуальным
развитием. В статье представлена программа развития внимания, которая
ориентирована на детей старшего дошкольного возраста включает в себя 3
занятия с периодичностью одно занятие в неделю, рассчитана на 3 недели.
Так же приведены примеры конспекта проведения занятия на развитие
внимания.
Ключевые слова: методические рекомендации, развитие внимания,
дети старшего дошкольного возраста, средства, дидактическая игра.
Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста по праву
относится к одной из значимых и трудных проблем психологической и
педагогической наук. С ее решением связано развитие всего комплекса
психологического по знания – как теоретического, так и практического
характера. Знаменитые Л.С. Выготский и В.С. Мухина подчеркивают, что
возникновению
и
развитию
произвольного
внимания
предшествует
становление управляемого восприятия и активного пользования речью [1].
Появление
и
совершенствование
у
дошкольника
произвольного
внимания становится одним из значимых достижений личности на указанном
этапе онтогенеза, связанных с появлением у ребенка качеств воли и
состоящем в непосредственной связи с общим интеллектуальным развитием
дошкольника [2].
1
Программа развития внимания ориентирована на детей дошкольного
возраста включает в себя 3 занятия с периодичностью одно занятие в неделю,
рассчитана на 3 недели.
Формы работы: групповая.
Содержание занятий: Занятия проводятся с детьми 5-7 лет.
Структура занятий: Программа состоит из развивающих занятий.
Занятия организуются с применением игр на развитие внимания.
План занятий на развитие внимания у детей дошкольного возраста
Цель: способствовать развитию внимания посредством игры у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость
внимания.
Формировать концентрацию внимания детей старшего дошкольного
возраста.
Условия проведения занятий:
занятия рассчитаны на детей 5-7 лет;
проводилось 1 раз в неделю;
продолжительность одного занятия – 15-25 минут;
оптимальное количество участвующих в занятии детей – 8-12 человек.
Содержание занятий. Занятия включают:
— игры с правилами, словесные, подвижные, развивающие;
—
упражнения
творческие
и
подражательно-исполнительного
характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
День
Название и цель занятия
Развивающие
игры
Вырабатываемые
навыки
Занятие
1.
Тема: «Давайте познакомимся!»
Цель:
Создание
атмосферы
психологического
комфорта
в
Игра
«Снежный
ком».
Игры:
“Собери
Устойчивость
и
концентрация
внимания
2
группе,
снятие
напряженности,
знакомство
ведущего
с
детьми.
Развить
устойчивость
и
концентрацию внимания.
пазлы”,
упражнение
“Шалтай-
болтай”.
Занятие
2.
Тема: «Светофор».
Цель:
научиться
переключать
и
распределять внимание.
Игры:
“Повтори
движения”, “Что
изменилось”.
Переключаемость
внимания
и
распределение
Занятие
3.
Тема: «Учимся наблюдать».
Цель: научиться наблюдательности
и
развивать
произвольность
внимания.
Игры:
“Пуговицы”,
“Пирамидки”,
«Делай как я».
Произвольность и
наблюдательность
Конспект проведения занятия на развитие внимания
Тема: «Давайте познакомимся».
Цель:
Создание атмосферы психологического комфорта в группе,
снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Задачи:
Познакомиться с детьми.
Снять эмоциональное напряжение.
Развивать устойчивость и концентрацию внимания.
Оборудование: мяч, игровые карточки
Ход занятия:
Игра «Снежный ком».
Дидактическая задача: снять эмоциональное напряжение, познакомить
детей.
Игровые действия: передавать мяч друг другу.
Ход игры: Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому,
а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий
участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками [3].
2. Игра «Собери пазлы».
Дидактическая
задача:
развивать
наблюдательность,
внимание,
память, обучаться выявлять отдельные элементы узоров, вызывать интерес к
народной росписи.
3
Игровое правило: правильно собрать пазлы, вспоминая какие рисунки
характерны для той или иной народной росписи.
Игровые действия: сложить пазлы в единую картинку.
Ход игры: перед ребенком выкладываются игровые карточки в виде
пазлов, на которых изображены различные виды народной росписи. Задача
ребенка соотнести пазлы к каждому виду росписи.
Усложнение:
предложить
ребенку
выполнить
сразу
несколько
действий с пазлами, например гжель и дымка, перемешать пазлы.
Упражнение «Шалтай-болтай».
Дидактическая задача: развивать внимание на словах.
Игровые действия: поворачивать туловище вправо-влево и наклонять
корпус.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
С. Маршак
Ход игры:
Ведущий читает четверостишие. Дети поворачивают
туловище вправо и влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы.
Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют корпус вниз.
Подведение итога занятия (настроение в цвете).
Под влиянием игровой деятельности у детей дошкольного возраста
развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость,
объем, переключаемость и распределяемость. Осуществляется это благодаря
играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную
активность детей [4].
Список литературы
1.
Веракса А.Н., Бухаленкова Д.Б., Якупова В.А. Возможности
развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический
4
обзор [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2019.
Том 15. № 4. С. 97–112.
2.
Веракса Н.Е., Сухих В.Л. Игра и проблема единства аффекта и
интеллекта // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 253–260.
3.
Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми
раннего возраста пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под ред.
С. Л. Новоселовой. − М. : Просвещение, 2015. – 156 с
4.
Чепелева,
А.
Э.
Педагогическое
обеспечение
игровой
деятельности:
понятие
и
структура
/
А.
Э.
Чепелева.
—
Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 64-66. —
URL:
5