Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Купцова Антонина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: р.п. Новая Майна Ульяновская область
Наименование материала: доклад на педагогическом совете
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад для педагогического совета. Тема « Патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила воспитатель МДОУ д/с «Рябинка» Купцова А.В. Р.п. Новая Майна « Патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотизм – в переводе с греческого означает « соотечественник, Родина, отечество» , а по отношению к человеку- «чувство принадлежности к Родине отечеству, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам».К этому определению из словаря можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает краткая, но сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой. В настоящее время проблема патриотического воспитания как никогда актуальна. Вопросы патриотического воспитания дошкольников обсуждаются сегодня все чаще. Изменения происходящие в нашем обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Усиления воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как один из базовых направлений государственной политики. В государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.» записано так – « Патриотическое воспитание и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011г.г.» и в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувство верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интереса Родины. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, воспитания социально активных,
самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования конкретизируются цели и задачи развития, воспитания и образования детей. Приказ № 655 от 23.11.2009г « Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В образовательной области « Социализация», наряду с другими задачами, обращается внимание на формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств. Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Патриотизм формируется на определенном содержании, которое ребенок постигает умом и сердцем. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому база формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитания в широком смысле слова. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом . Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях - это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. Ф.Бэкон, английский философ- материалист, писал: « Любовь к Родине начинается с семьи: Почему? Да потому, что семейные отношения - самый крепкий сплав представлений и эмоций. ( Я знаю своих близких, интересуюсь их делами,
настроением, планами . Я каждую секунду своей жизни проживаю именно с ними- радуюсь, печалюсь, веселюсь, огорчаюсь, общаюсь…Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Методы и приемы патриотического воспитания используемые педагогами , могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника, а это эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и многое другое. Педагоги и родители должны учитывать, что воспитывать любовь к семье, Родине, родному поселку, городу, как начало патриотизма и первых чувств гражданственности – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими, доступными объектами, которые окружают ребенка. Наиболее интересными и результативными формами работы, как показывает практика, являются – прогулки, экскурсии, наблюдение, объяснения, побуждающие детей к игровой , словесной, продуктивной деятельности и т.д. Знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом, прикладным искусством, фольклором России – это прекрасная возможность в воспитании патриотизма. Очень важно использовать в работе с детьми великую русскую поэзию. Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного. Пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи. Наша страна издавна славится своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Невозможно представить воспитания чувства патриотизма у детей, не рассказав о Великой Отечественной войне, которая оставила неизгладимый след в судьбе страны, как мужественно наш народ прошел все испытания связанные с ней. Отдавая дань памяти войнам-героям, мы прививаем нашим детям чувства патриотизма и любви к Родине, воспитываем в детях такие качества, как храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и его историю.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В современных программах воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины. Возможно педагогу не всегда будет хватать душевных сил, искренне реагировать на различные содержания богатого многообразия нашего мира. Но рядом с нами всегда есть помощники . Надо только правильно воспользоваться социальным окружением своего дошкольного образовательного учреждения. Детям никто не откажет во встречах, в беседах. Список используемой литературы: 1.Гладкова Л. Справочник старшего воспитателя ДОУ. №7. 2008. 2.Гризик Т. Дошкольное воспитание .№ 12 .2011. 3.Парамонова А.Справочник старшего воспитателя ДОУ. № 2. 2007.


В раздел образования