Доклад для педагогического совета.
Тема « Патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила воспитатель
МДОУ д/с «Рябинка»
Купцова А.В.
Р.п. Новая Майна
« Патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотизм – в переводе с греческого означает « соотечественник, Родина,
отечество» , а по отношению к человеку- «чувство принадлежности к Родине
отечеству, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству,
преданность, стремление служить ее интересам».К этому определению из
словаря можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает краткая,
но сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции
человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной
нормой.
В настоящее время проблема патриотического воспитания как никогда
актуальна. Вопросы патриотического воспитания дошкольников
обсуждаются сегодня все чаще.
Изменения происходящие в нашем обществе, определяют новые требования
к отечественной системе образования. Усиления воспитательной функции
образования, формирование гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе
рассматриваются как один из базовых направлений государственной
политики.
В государственной программе « Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005г.г.» записано так – « Патриотическое
воспитание и развитие личности, обладающей качествами гражданина –
патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности
в мирное и военное время. Система патриотического воспитания
предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в
образовательных учреждениях всех типов и видов».
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в
Государственной программе « Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2011г.г.» и в концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая
целенаправленная деятельность органов государственной власти и
общественных организаций по формированию у граждан патриотического
сознания, чувство верности своему отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интереса
Родины.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов и
воспитателей дошкольных учреждений, воспитания социально активных,
самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям
современной жизни.
На современном этапе развития системы дошкольного образования
конкретизируются цели и задачи развития, воспитания и образования
детей. Приказ № 655 от 23.11.2009г « Об утверждении и введение в
действие Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования». В
образовательной области « Социализация», наряду с другими задачами,
обращается внимание на формирование гражданской принадлежности и
патриотических чувств.
Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в
социальном развитии подрастающего поколения. Патриотизм
формируется на определенном содержании, которое ребенок постигает
умом и сердцем. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента
рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому
база формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле,
воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды
обитания человека. Это патриотическое воспитания в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям
становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного
патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и
готовность действовать соответствующим образом . Это патриотическое
воспитание как система целенаправленного воздействия.
Патриотизм в современных условиях - это с одной стороны, преданность
своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности
каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения
к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему
дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. Ф.Бэкон, английский
философ- материалист, писал: « Любовь к Родине начинается с семьи:
Почему? Да потому, что семейные отношения - самый крепкий сплав
представлений и эмоций. ( Я знаю своих близких, интересуюсь их делами,
настроением, планами . Я каждую секунду своей жизни проживаю именно
с ними- радуюсь, печалюсь, веселюсь, огорчаюсь, общаюсь…Трудно
переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может
проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному
формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии
с семьей.
Методы и приемы патриотического воспитания используемые педагогами ,
могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать
психологические особенности дошкольника, а это эмоциональное восприятие
окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и
обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории»,
понимания социальных явлений и многое другое.
Педагоги и родители должны учитывать, что воспитывать любовь к семье,
Родине, родному поселку, городу, как начало патриотизма и первых чувств
гражданственности – значит связывать воспитательную работу с
окружающей социальной жизнью и теми ближайшими, доступными
объектами, которые окружают ребенка. Наиболее интересными и
результативными формами работы, как показывает практика, являются –
прогулки, экскурсии, наблюдение, объяснения, побуждающие детей к
игровой , словесной, продуктивной деятельности и т.д. Знакомство малыша с
традициями, обычаями, бытом, прикладным искусством, фольклором России
– это прекрасная возможность в воспитании патриотизма.
Очень важно использовать в работе с детьми великую русскую поэзию. Пусть
ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце
переполняется чувством изящного. Пусть он наслаждается музыкальностью и
поэтичностью русской речи.
Наша страна издавна славится своими защитниками, которые охраняли
границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с
древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками
отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Невозможно
представить воспитания чувства патриотизма у детей, не рассказав о Великой
Отечественной войне, которая оставила неизгладимый след в судьбе страны,
как мужественно наш народ прошел все испытания связанные с ней. Отдавая
дань памяти войнам-героям, мы прививаем нашим детям чувства
патриотизма и любви к Родине, воспитываем в детях такие качества, как
храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и его историю.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и
флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического
воспитания детей дошкольного возраста. В современных программах
воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости
воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в
дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.
Возможно педагогу не всегда будет хватать душевных сил, искренне
реагировать на различные содержания богатого многообразия нашего
мира. Но рядом с нами всегда есть помощники . Надо только правильно
воспользоваться социальным окружением своего дошкольного
образовательного учреждения. Детям никто не откажет во встречах, в
беседах.
Список используемой литературы:
1.Гладкова Л. Справочник старшего воспитателя ДОУ. №7. 2008.
2.Гризик Т. Дошкольное воспитание .№ 12 .2011.
3.Парамонова А.Справочник старшего воспитателя ДОУ. № 2. 2007.