Автор: Юшина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №27 , дошкольное отделение
Населённый пункт: г.о Подольск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка
Раздел: дошкольное образование
Р
оль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности
ребенка воспитатель.
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании
определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части
своей жизни. Познавательная активность не является врождённой. Она
формируется на протяжении всей сознательной жизни человека.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они
побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в
интересующей области.
Семья
обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка
интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают
особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу
положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.
Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются»
теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи
о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса
к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели
детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама»,
«Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо
проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит
их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители
должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность
общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных
видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об
интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к
птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на
особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах
наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов
оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по
силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи
разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную
помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые
результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность
дошкольника.