Напоминание

Духовно – нравственное воспитание школьников средствами музицирования в оркестре русских народных инструментов


Автор: Аккуратова Наталья Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28 г.
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание школьников средствами музицирования в оркестре русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Аккуратова Наталья Валентиновна

Преподаватель высшей категории,

Почётный работник общего образования РФ

МБОУ города Костромы «Гимназия № 28

Gymnasium № 28 of Kostroma citi

Духовно – нравственное воспитание школьников

средствами музицирования в оркестре русских

народных инструментов

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовного

и

нравственного

становления

личности.

Особая

роль

в

духовно

нравственном воспитании детей принадлежит музыкальному образованию,

основанному на изучении русской народной песенной и инструментальной

музыки, народных музыкальных инструментов, национальных традиций. В

статье говорится о том, что коллективное музицирование, а именно

занятия в оркестре русских народных инструментов, призвано решать

задачи духовно – нравственного и эстетического развития школьников.

Автор статьи отмечает, что через занятия в оркестре русских народных

инструментов происходит развитие музыкальных вкусов, потребностей,

интересов, формирование музыкальной культуры у школьников. Занятия

музыкой в коллективе воспитывает у детей

чувство коллективизма,

дисциплины, ответственности. Исполнение русской народной музыки,

которая составляет основную часть репертуара народного оркестра,

воспитывает у юных музыкантов любовь к Родине, к её истории, культуре,

чувство гордости за свою страну. Коллективное музыцирование в

оркестре русских народных инструментов – это не только обучение

данному виду искусства, это воспитание личности ребёнка, его духовно –

нравственных качеств.

Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, музыкальное

образование, коллективное музицирование, оркестр народных

инструментов, репертуар.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России

на современном этапе

сформулирована высшая цель

образования

воспитание

«высоконравственного,

творческого,

компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как

свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей

страны,

укорененного

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального народа Российской Федерации».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество

сегодня, – не в трудностях в экономике, не в смене политической системы, а

в разрушении личности. Сегодня современное российское общество остро

переживает

кризис

духовно

нравственных

идеалов.

Материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

о

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности и патриотизме.

Общее среднее образование является определяющим в формировании у

подрастающего

поколения

гуманистических

идеалов,

ценностных

ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии государства,

становлении интеллектуального, культурного и духовно – нравственного

потенциала нации.

Нравственному совершенствованию, пониманию своего места в

национальной культуре, осознанию себя истинно русским человеком немало

способствует

и

музыкальное

образование,

основанное

на

изучении

национальных традиций, русских народных музыкальных инструментов, а

также практика исполнительства в оркестре русских народных инструментов.

В системе современного музыкального образования обучение учащихся в

оркестровых коллективах занимает значительное место. Оркестр играет

важную

роль

в

развитии

музыкальных

способностей

учащихся,

их

творческого потенциала, воспитанию трудолюбия; способствует целостному

музыкальному развитию ребенка и формированию художественного вкуса.

Игра

в

оркестре

является

творческим

процессом

и

способствует

эффективному развитию личности, тем самым помогая решению актуальных

задач

общества,

решению

образовательных

и

воспитательных

задач,

вытекающих из социального заказа государства в области образования.

Фундаментом духовного воспитания музыканта в оркестре народных

инструментов является репертуар. Он очень разнообразен: это произведения

различных музыкальных стилей, направлений, жанров, народная музыка,

классика (отечественная и зарубежная) и лучшие образцы современной

музыки.

Народная музыка, как живой источник народных традиций, бесценный

клад национальной культуры, в котором запечатлен духовный багаж народа,

составляет основную часть репертуара народного оркестра. Русская народно-

песенная стихия явилась той основой, той почвой, на которой произросла вся

русская профессиональная музыка. Ни один народ в Европе не имеет такого

богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. В

народных песнях отражены характер народа, богатство и высота его души.

Так же народная музыка помогает воспитывать у подростков активную

жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство

патриотизма.

Высокохудожественный репертуар, а значит – духовный репертуар,

способен воспитывать высоконравственные качества. Работа над характером,

настроением, художественным образом произведения, его духовный

потенциал и душевная чистота, стремление к правде и красоте воспитывают

учащихся нравственно и художественно.

Совместная деятельность детей разных возрастов и уровня подготовки

воспитывает заботливое и внимательное отношение учащихся друг к другу.

Так, при исполнении одной партии за одним пультом могут оказаться

музыкант с большим опытом игры в оркестре и начинающий оркестрант.

Старший школьник не только помогает своему подопечному сыграть

трудную фразу, вариацию, берет на себя ответственность за его подготовку,

но и следит за его поведением, не позволяет ему отвлекаться. Так

воспитывается у детей чувство коллективизма, дисциплины, взаимопомощи,

ответственности за себя и за других.

Развиваются коммуникативные

способности детей, основы формирования культуры общения, воспитывается

стремление к саморазвитию.

Таким образом, коллективное музицирование в оркестре русских

народных инструментов – это не только обучение данному виду искусства,

это воспитание личности ребенка, его духовно – нравственных качеств. «Без

зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь

из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать

поколение в путь» (Ф. М. Достоевский).

Библиографический список

1.

Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо

– М.,1983.

2.

Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов:

методические рекомендации. — М., 1955.

3.

Иванов – Радкевич А. Хрестоматия для начинающих дирижёров и

руководителей оркестров народных инструментов. Часть 1. М.,1964.

4.

Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры.

— М., 1987.

5.

Лебединский Л., Хрестоматия по дирижированию оркестром народных

инструментов. Учебно – методическое пособие для студентов 1 курсов

консерватории. Л.,



В раздел образования