Автор: Аккуратова Наталья Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28 г.
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание школьников средствами музицирования в оркестре русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование
Аккуратова Наталья Валентиновна
Преподаватель высшей категории,
Почётный работник общего образования РФ
МБОУ города Костромы «Гимназия № 28
Gymnasium № 28 of Kostroma citi
Духовно – нравственное воспитание школьников
средствами музицирования в оркестре русских
народных инструментов
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовного
и
нравственного
становления
личности.
Особая
роль
в
духовно
–
нравственном воспитании детей принадлежит музыкальному образованию,
основанному на изучении русской народной песенной и инструментальной
музыки, народных музыкальных инструментов, национальных традиций. В
статье говорится о том, что коллективное музицирование, а именно
занятия в оркестре русских народных инструментов, призвано решать
задачи духовно – нравственного и эстетического развития школьников.
Автор статьи отмечает, что через занятия в оркестре русских народных
инструментов происходит развитие музыкальных вкусов, потребностей,
интересов, формирование музыкальной культуры у школьников. Занятия
музыкой в коллективе воспитывает у детей
чувство коллективизма,
дисциплины, ответственности. Исполнение русской народной музыки,
которая составляет основную часть репертуара народного оркестра,
воспитывает у юных музыкантов любовь к Родине, к её истории, культуре,
чувство гордости за свою страну. Коллективное музыцирование в
оркестре русских народных инструментов – это не только обучение
данному виду искусства, это воспитание личности ребёнка, его духовно –
нравственных качеств.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, музыкальное
образование, коллективное музицирование, оркестр народных
инструментов, репертуар.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России
на современном этапе
сформулирована высшая цель
образования
–
воспитание
«высоконравственного,
творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как
свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны,
укорененного
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального народа Российской Федерации».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, – не в трудностях в экономике, не в смене политической системы, а
в разрушении личности. Сегодня современное российское общество остро
переживает
кризис
духовно
–
нравственных
идеалов.
Материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Общее среднее образование является определяющим в формировании у
подрастающего
поколения
гуманистических
идеалов,
ценностных
ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии государства,
становлении интеллектуального, культурного и духовно – нравственного
потенциала нации.
Нравственному совершенствованию, пониманию своего места в
национальной культуре, осознанию себя истинно русским человеком немало
способствует
и
музыкальное
образование,
основанное
на
изучении
национальных традиций, русских народных музыкальных инструментов, а
также практика исполнительства в оркестре русских народных инструментов.
В системе современного музыкального образования обучение учащихся в
оркестровых коллективах занимает значительное место. Оркестр играет
важную
роль
в
развитии
музыкальных
способностей
учащихся,
их
творческого потенциала, воспитанию трудолюбия; способствует целостному
музыкальному развитию ребенка и формированию художественного вкуса.
Игра
в
оркестре
является
творческим
процессом
и
способствует
эффективному развитию личности, тем самым помогая решению актуальных
задач
общества,
решению
образовательных
и
воспитательных
задач,
вытекающих из социального заказа государства в области образования.
Фундаментом духовного воспитания музыканта в оркестре народных
инструментов является репертуар. Он очень разнообразен: это произведения
различных музыкальных стилей, направлений, жанров, народная музыка,
классика (отечественная и зарубежная) и лучшие образцы современной
музыки.
Народная музыка, как живой источник народных традиций, бесценный
клад национальной культуры, в котором запечатлен духовный багаж народа,
составляет основную часть репертуара народного оркестра. Русская народно-
песенная стихия явилась той основой, той почвой, на которой произросла вся
русская профессиональная музыка. Ни один народ в Европе не имеет такого
богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. В
народных песнях отражены характер народа, богатство и высота его души.
Так же народная музыка помогает воспитывать у подростков активную
жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство
патриотизма.
Высокохудожественный репертуар, а значит – духовный репертуар,
способен воспитывать высоконравственные качества. Работа над характером,
настроением, художественным образом произведения, его духовный
потенциал и душевная чистота, стремление к правде и красоте воспитывают
учащихся нравственно и художественно.
Совместная деятельность детей разных возрастов и уровня подготовки
воспитывает заботливое и внимательное отношение учащихся друг к другу.
Так, при исполнении одной партии за одним пультом могут оказаться
музыкант с большим опытом игры в оркестре и начинающий оркестрант.
Старший школьник не только помогает своему подопечному сыграть
трудную фразу, вариацию, берет на себя ответственность за его подготовку,
но и следит за его поведением, не позволяет ему отвлекаться. Так
воспитывается у детей чувство коллективизма, дисциплины, взаимопомощи,
ответственности за себя и за других.
Развиваются коммуникативные
способности детей, основы формирования культуры общения, воспитывается
стремление к саморазвитию.
Таким образом, коллективное музицирование в оркестре русских
народных инструментов – это не только обучение данному виду искусства,
это воспитание личности ребенка, его духовно – нравственных качеств. «Без
зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь
из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать
поколение в путь» (Ф. М. Достоевский).
Библиографический список
1.
Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо
– М.,1983.
2.
Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов:
методические рекомендации. — М., 1955.
3.
Иванов – Радкевич А. Хрестоматия для начинающих дирижёров и
руководителей оркестров народных инструментов. Часть 1. М.,1964.
4.
Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры.
— М., 1987.
5.
Лебединский Л., Хрестоматия по дирижированию оркестром народных
инструментов. Учебно – методическое пособие для студентов 1 курсов
консерватории. Л.,