Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Говорящая среда" в кабинете учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Современные подходы в работе учителя-логопеда
«Говорящая среда»
в кабинете учителя-логопеда
С недавних пор все чаще в образовательном пространстве детского
сада стало появляться выражение «говорящая среда». Что же это такое? У
термина нет единого определения, так же как и нет единого автора.
«Говорящая» среда выступает как «третий педагог», обеспечивая ребенку
необходимые условия для раскрытия его потенциала в самостоятельной
деятельности.
Юлия Валерьевна Илюхина - один из современных известных
педагогов, соавтор «говорящей среды», вдохновила меня на новое видение
предметно-пространственной развивающей среды в моем кабинете. Для чего
все это? Чтобы создавать такую среду, в которой слышен голос ребёнка.
Чтобы стены, мебель и игрушки моего кабинета могли говорить, а ребенок
слышал бы:
«Ты здесь очень важен! Посмотри: вот на стене твой рисунок, он подписан
твоим именем, поэтому мы будем его очень беречь».
«Твое мнение много значит!». «Мы гордимся твоими достижениями». «Здесь
много интересного для тебя. Оглядись!» «В этом центре есть много
«развивашек». Попробуй! Тебе понравится!». «Сегодня у тебя именное
приглашение в центр грамоты. Новые открытия ждут тебя. Ты точно
справишься!» «Вот здесь есть подсказка – она тебе обязательно поможет».
Необходимость такой «перезагрузки» продиктована, с одной стороны,
действующим
нормативным
полем
–
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования,
с
другой
–
посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного
детства, уникальность каждого ребенка, его безграничные возможности и
доверие взрослых к его ресурсам.
Организованная предметно – пространственная развивающая среда
логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию
эмоционально-положительного
психологического
климата
детей
и
обеспечивает максимальную реализацию коррекционно-образовательного
процесса.
Пространство
кабинета
обустроено
в
соответствии
с
особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и
коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей и логопеда.
При организации РППС логопедического кабинета соблюдены
основные принципы ФГОС ДО: содержательность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в
логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических,
эстетических и санитарно-гигиенических требований.
В соответствии с направлениями работы помещение логопедического
кабинета можно условно разделить на несколько основных центров.
Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся все
необходимые для проведения артикуляционной гимнастики, автоматизации и
дифференциации звуков всех групп картотеки, профили звуков, настольно-
печатные
дидактические
игры
и
т.д.
Центр
по формированию лексико–грамматической стороны речи и обучения
грамоте плавно переходит из одного в другой. Пространство кабинета
трансформируется в зависимости от коррекционных задач и темы недели.
Материал каждого центра меняется и дополняется, в случае необходимости
осуществления коррекционной работы с участием нескольких сенсорных
органов центры объединяются.
Вся предметно-развивающая среда организуется таким образом,
чтобы была возможность осуществления фронтальной, подгрупповой и
индивидуальной коррекционной работы.
Созданная коррекционно-пространственная «говорящая» среда способствует
развитию и формированию всей речевой системы: умению правильно
произносить звуки в самостоятельной речи; составлять и моделировать
предложения, рассказы; обогащать, расширять и активизировать словарь и
речемыслительную деятельность; проявлять активность и самостоятельность
в общении со сверстниками и взрослыми; формированию потребности
говорить, слушать.
Я хотела поделиться своими первыми шагами строительства
«говорящей среды». Знаю, что впереди еще много открытий и интересных
решений. Главное – захотеть!