Автор: Мормышева Татьяна Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности обучения дошкольников искусству хореографии в условиях детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Севастополя «Детский сад № 36»
Статья
«Особенности обучения дошкольников искусству
хореографии в условиях детского сада»
Разработала:
Педагог дополнительного
образования
Мормышева Татьяна
Ильинична
высшая квалификационная категория
Севастополь
2023
Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нём в качестве главного
средства создания художественных образов используется движения и
положение человеческого тела, которые составляют свой образный язык.
Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком
слов, но и языком движений. Каждая единица движения несет какую-либо
информацию, то есть имеет некоторое значение.
Эти
содержательные
свойства
движений
сохранились
и
в
танце.
Возможность раннего знакомства детей с танцами и их первого активного
приобщения к этому виду художественной деятельности появились в нашем
саду.
Становление творческих способностей в танце у дошкольников может
проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием видимой
деятельности музыки, движения и игры – трёх характерных компонентов
танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и
воображения.
На
занятиях
хореографией
музыка
является
активным
действенным
средством
эмоциональной
коррекции,
помогает
войти
в
нужное
эмоциональное
состояние.
Музыка
положительно
влияет
на
детей:
успокаивает, раскрепощает, развивает фантазию, даёт толчок к творчеству,
что необходимо для дошкольного возраста, который является самым
открытым к восприятию Красоты.
На занятиях по хореографии разучиваем не только отдельные танцевальные,
ритмические движения, но и осуществляю постановку танцев. При выборе
вида танцев не имеется никаких ограничений. Дети с удовольствием танцуют
народные и классические, современные и историко-бытовые композиции.
Занятие хореографией – очень тонкий, хрупкий процесс, поэтому при
обучении детей необходимо соблюдать следующие методические принципы:
- Одним из главных принципов в работе с детьми является создание
непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно,
раскрепощено.
Не
следует
принуждать
детей
к
действиям
(танцу),
необходимо дать им возможность освоиться, захотеть принять участие в
занятии.
- Второй принцип – целостной подход в решении педагогических задач.
- Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных
задач (от простых движений до более сложных).
- Принцип партнёрства. детей необходимо встречать с улыбкой, приветливо,
радостно. Вместе слушать, рассуждать играть, танцевать. На занятиях
создавать доброжелательную обстановку, проявлять искренний и чуткий
интерес к любым малейшим находкам, успехам своих воспитанников,
воспитывать внимательное отношение у детей друг к другу.
- Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще
более высокой активности, эмоциональное отдаче, хорошему настроению и
желание заниматься хореографией.
Занятия по хореографии строятся с учетом общих задач музыкально-
эстетического воспитания детей.
Структура занятия:
Первая часть занятия – подготовительная. Цель: настроить ребёнка на
занятие.
- вход детей в музыкальный зал (марш), выстраивание детей по росту – от
меньших к большим, чередование мальчиков и девочек;
- выстраивание детей в несколько линий, в две и более колонн;
- поклон – приветствие педагогу и музруководителю;
- общеразвивающие упражнения.
Вторая часть занятия – основная:
- изучение музыкально-ритмических движений, элементов хореографической
азбуки;
- работа над этюдами, танцами, цель; развитие навыков основных и
танцевальных движений, которые будут использоваться в плясках, танцах,
хороводах.
Третья
часть
занятия
–
заключительная.
Цель:
доставить
детям
эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых
действий, интерес к хореографическим занятиям и желанием приходить на
них.
- закрепление музыкально-ритмических движений в игре;
- музыкально-танцевальные импровизации;
- основное построение для выхода из зала;
- поклон – прощание педагогу и музруководителю;
- выход из музыкального зала (марш)
Самое трудное – заниматься с маленькими детьми, они не всегда слышат
музыку, отвлекаются и в силу специфики возраста еще и не получают
удовольствия от занятий, всё их внимание направлено на педагога.
Раскрепостить ребёнка, заставить его забыть о своей неумелости поможет
создание образных ситуаций.
Занятия по хореографии с маленькими детьми проводятся в виде игры,
сказки, с использованием сюрприза, появления сказочных героев. Если в
руках зайчик, то обязательное прочитать стихотворение о нём, прослушать
музыку, затем зайчик спляшет под веселую музыку, поиграет на каком-либо
инструменте (барабане, бубне), а в конце занятия он обязательно поиграет с
детьми в прятки, ладушки-ладошки и т.д.
Уже через полгода у детей появляется интерес к занятию, каждый
проявляется в заявках на любимые упражнения. Когда дети немного
освоятся, необходимо направлять свои усилия на качество выполнения
упражнений, в первую очередь на достижение слитности с музыкой, что
является отличительным компонентом психологической атмосферы занятия.
Важный компонент занятия-слушание музыки. Это развивает интерес и
любовь
к
ней,
расширяет
кругозор,
повышает
музыкальную
восприимчивость. Яркая и интересная музыка вызывает желание двигаться,
танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать, на что он
способен. Это способствует созданию обстановки взаимного доверия,
уважения, открытости.
Я пришла к выводу, что хореография одно из могучих средств эстетического
воспитания детей. Воздействие музыки и танца положительно сказывается на
эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее
эстетическое, моральное и физическое развитие, концентрирует внимание,
память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект
выполнения музыкально-ритмических движений, улучшает педагогический
процесс.
Список литературы:
1.
Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В.
Иванникова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 286 с.
2.
Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие /Д.З.
Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. – Казань: Познание, 2007. – 184 с