Автор: Мормышева Татьяна Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами хореографии"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Севастополя «Детский сад № 36»
Статья
«Нравственно-эстетическое воспитание детей
средствами хореографии»
Разработала:
Педагог дополнительного образования
Мормышева Татьяна Ильинична
высшая квалификационная категория
г. Севастополь, 2023 год
В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность,
обнищалдуховный мир людей. Для эстетического развития личности ребенка
огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность —
изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей
эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов,
потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее
поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет танцевальная деятельность.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для
всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности
умственного,
эстетического
и
нравственного
воспитания
детей,
развития
их
координации
движений
рук
и
ног,
пластики
исполнения,
грациозности,
гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять
содержание музыки, освоить её музыкальный язык.
Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию
движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных
упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен
чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы,
радующейся, когда ее чадо преодолевает очередную трудность в осваивании танца,
ребенок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он – любим.
Ребенок учится творить и воплощать свои фантазии. Нужно стараться использовать
сказочные сюжеты и образы веселых персонажей, наглядно показывать
артикуляционные движения, пальчиковые игры, гимнастику, танцевальные па.
Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное
отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности.
Пусть ваш ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении
всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и
грациозных движений под руководством любящих родителей.
Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с
годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей
стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Но неужели наши дети должны
расти такими же закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить!
Лучше присоединяйтесь к выступлениям маленьких танцоров хотя бы в качестве
зрителя. От этого выигрывают все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся
сами.
Не пройдет и месяца, как мама с папой или дедушка с бабушкой с удивлением
обнаружат, что ребенок стал чаще улыбаться, движения приобрели пластичность,
изменился даже голос. С ребенком происходят поистине чудесные метаморфозы! Он
перестает бояться высказывать свое мнение, начинает непринужденно себя вести,
окружающим с ним легко и весело. Это не значит, конечно, что в доме, где растет
ребенок, должна звучать только мажорная классика и детские попевки. Малыш до
трех лет вряд ли заинтересуется музыкой, присутствующей в его жизни только как
фон. Такого кроху в процесс слушания нужно вовлечь, наложив музыку и на другие
занятия и впечатления, отвечающие характеру музыки: попрыгать, покачаться или
покружиться. Слушать музыку по-взрослому, без всяких дополнительных уловок и
занятий наиболее продуктивные малыши начинают года в три; некоторые маленькие
меломаны влюбляются в музыку настолько серьезно, что уже лет в пять-шесть их
можно брать на концерты.
Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитывать в ребенке хороший музыкальный
слух, чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и
мышлением – через тренировку каждого нового движения малыш развивает
мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, каждый шаг в
развитии дает органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие
преимущества в восприятии окружающей информации.
О пользе развития артистизма у детей можно говорить часами и писать газетными
разворотами. На самое главное: у маленьких артистов возрастет уверенность в себе,
повысится самооценка, на полную мощность начнет работать абстрактное мышление
и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым
ребенком.
Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без нее, это
проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная, с
помощью движений. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы
становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно
делать в повседневной жизни.
Таким образом, танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и
психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних
противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов,
которые уже успели пустить корни в нашей душе. Танец позволяет полностью
раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой. Танец тем и прекрасен, что
каждый может проявить в нем свою индивидуальность, а осознание и отражение в
танце своей уникальности позволяет возвести его в ранг искусства.
Настоящий танец – это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное
искусство, мы приобретаем способность легко импровизировать, под любую музыку,
мы находим свой стиль не только в искусстве танца, но и вообще в жизни. Для
ребенка танец, то есть движения, - родная стихия. Вот почему уроки танцев должны
превратиться в уроки эмоциональной культуры, которые позволят ребенку пережить
самые разнообразные чувства.
Занятия музыкой необходимы каждому ребенку, они
помогают его общему развитию, помогают сформировать чувство прекрасного.
Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их
психологическое состояние.