Автор: Мормышева Татьяна Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: Роль хореографии в целостном развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Севастополя «Детский сад № 36»
Статья
«Роль хореографии в целостном развитии ребенка»
Разработала:
Педагог дополнительного
образования
Мормышева Татьяна
Ильинична
высшая квалификационная категория
Севастополь
2022
«Настоящее образование включает
умение хорошо петь и танцевать.»
Платон
Хореография в дословном переводе означала “запись танца”. Смысл термина
со временем изменился, и хореография стала означать “искусство танцев”.
Теперь к хореографии относят все, что имеет отношение к танцу - например,
такие разновидности как бальные, современные и народные танцы.
Хореография в детском саду – это, прежде всего, приобретение уверенности
в себе с раннего возраста. В процессе танца ребенок реализует себя как
личность, направляя свою энергию на саморазвитие.
Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который
входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух,
игры, танцы. Хореография - творческое занятие, позволяющее развивать
воображение, чувство ритма, слух, умение поддерживать заданный темп.
Цель хореографических занятий едина для всех детей в детских садах, но для
разных возрастных групп отличаются их задачи:
Младшая группа
У детей 3-4 лет еще слабо развита координация движений. Они ходят,
переваливаясь с одной ноги на другую, много бегают и неуклюже прыгают.
Главная задача танцевальных занятий для младшей группы - научить
малышей слышать, когда мелодия начинается и когда заканчивается, и
совмещать с ней танцевальные движения. Они учатся ходить ритмично,
топать поочередно ногами, выполнять упражнения и движения с предметами
в руках (лентами или мячиками), кружиться в парах.
Средняя группа
У детей 4-5 лет уже сформирована осанка, они умеют спокойно и ритмично
ходить, знают некоторые танцевальные движения в паре и с предметами в
руках. Теперь им нужно научиться изменять движения в такт музыки,
запоминать ритм мелодий. Дети тренируются выполнять элементы народных
танцев, например, переход с пятки на носок или приседания. Также в этом
возрасте следует поощрять импровизации ребенка под музыку.
Старшая группа
Дети 5-6 лет любят самостоятельно импровизировать. Они придумывают
собственные танцевальные движения, проявляют интерес к исполнительству.
В этом возрасте занятия направлены на отработку отдельных движений и их
последовательное исполнение. Дети учатся менять скорость и характер
движений,
прислушиваясь
к
ритму
музыки
и
взаимодействовать
с
остальными танцорами. Их движения становятся более пластичными и
выразительными.
Подготовительная группа
В возрасте 6-7 лет дети хорошо управляют своим телом и могут
непринужденно двигаться под любую музыку. На занятиях они учатся
показывать тонкости движений. Например, переходить с обычного шага на
торжественный марш и обратно. Они осваивают более сложные переходы и
наборы движений, подъемы ног, полуприседания с выставлением ноги под
пятку.
В процессе занятий детей знакомят с классикой мировой культуры. Ребята
учатся
различать
музыкальные
направления,
у
них
вырабатываются
собственные предпочтения, формируется умение разбираться в музыке.
Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:
1. Ознакомление детей с основами классической хореографией;
2. Изучение народных танцев;
3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики);
5.
Развитие
музыкальности,
артистичности,
и
эмоциональной
выразительности;
6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Моя задача как хореографа – прививать детям теоретические и практические
навыки по овладению искусством танца.
Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике
воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к
занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на
начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь
дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха
обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания,
нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли
дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения
превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия
потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и
движением.
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки,
учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика
обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но
физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного
значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и
эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в
детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –
использования
минимума
танцевальных
элементов
при
максимуме
возможности их сочетании.
Длительное
изучение,
проработка
небольшого
количества
материала
(движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем
явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных
движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию
детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического
показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в
сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может
привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время
нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети
воспринимают материал подражательно и не осознано. При изучении
материала следует как можно чаще менять построение детей в зале.
Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии,
переходят в последнюю, соответственно вторая линия становится первой и т.
д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях,
привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить
и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается
оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.
Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым
танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-
двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс
усвоения
материала
предполагает
поэтапность
с
учетом
возрастных
особенностей.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков:
движение исполненное многократно становится простым и доступным.
Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании
с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений.
Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь
и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций
освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец
состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен
мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага,
скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Вывод:
Для любого ребенка дошкольного возраста занятия хореографией важны и
нужны, так как с их помощью раскрывается каждый ребенок как личность.
Для этого на занятиях используются индивидуальные задания, сюжетно-
ролевые
игры
в
танцевальной
форме,
возможность
придумывать
танцевальные движения, а это важно для последующего обучения в школе.