Напоминание

Роль хореографии в целостном развитии ребенка


Автор: Мормышева Татьяна Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: Роль хореографии в целостном развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя «Детский сад № 36»

Статья

«Роль хореографии в целостном развитии ребенка»

Разработала:

Педагог дополнительного

образования

Мормышева Татьяна

Ильинична

высшая квалификационная категория

Севастополь

2022

«Настоящее образование включает

умение хорошо петь и танцевать.»

Платон

Хореография в дословном переводе означала “запись танца”. Смысл термина

со временем изменился, и хореография стала означать “искусство танцев”.

Теперь к хореографии относят все, что имеет отношение к танцу - например,

такие разновидности как бальные, современные и народные танцы.

Хореография в детском саду – это, прежде всего, приобретение уверенности

в себе с раннего возраста. В процессе танца ребенок реализует себя как

личность, направляя свою энергию на саморазвитие.

Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который

входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух,

игры, танцы. Хореография - творческое занятие, позволяющее развивать

воображение, чувство ритма, слух, умение поддерживать заданный темп.

Цель хореографических занятий едина для всех детей в детских садах, но для

разных возрастных групп отличаются их задачи:

Младшая группа

У детей 3-4 лет еще слабо развита координация движений. Они ходят,

переваливаясь с одной ноги на другую, много бегают и неуклюже прыгают.

Главная задача танцевальных занятий для младшей группы - научить

малышей слышать, когда мелодия начинается и когда заканчивается, и

совмещать с ней танцевальные движения. Они учатся ходить ритмично,

топать поочередно ногами, выполнять упражнения и движения с предметами

в руках (лентами или мячиками), кружиться в парах.

Средняя группа

У детей 4-5 лет уже сформирована осанка, они умеют спокойно и ритмично

ходить, знают некоторые танцевальные движения в паре и с предметами в

руках. Теперь им нужно научиться изменять движения в такт музыки,

запоминать ритм мелодий. Дети тренируются выполнять элементы народных

танцев, например, переход с пятки на носок или приседания. Также в этом

возрасте следует поощрять импровизации ребенка под музыку.

Старшая группа

Дети 5-6 лет любят самостоятельно импровизировать. Они придумывают

собственные танцевальные движения, проявляют интерес к исполнительству.

В этом возрасте занятия направлены на отработку отдельных движений и их

последовательное исполнение. Дети учатся менять скорость и характер

движений,

прислушиваясь

к

ритму

музыки

и

взаимодействовать

с

остальными танцорами. Их движения становятся более пластичными и

выразительными.

Подготовительная группа

В возрасте 6-7 лет дети хорошо управляют своим телом и могут

непринужденно двигаться под любую музыку. На занятиях они учатся

показывать тонкости движений. Например, переходить с обычного шага на

торжественный марш и обратно. Они осваивают более сложные переходы и

наборы движений, подъемы ног, полуприседания с выставлением ноги под

пятку.

В процессе занятий детей знакомят с классикой мировой культуры. Ребята

учатся

различать

музыкальные

направления,

у

них

вырабатываются

собственные предпочтения, формируется умение разбираться в музыке.

Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:

1. Ознакомление детей с основами классической хореографией;

2. Изучение народных танцев;

3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики);

5.

Развитие

музыкальности,

артистичности,

и

эмоциональной

выразительности;

6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Моя задача как хореографа – прививать детям теоретические и практические

навыки по овладению искусством танца.

Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике

воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к

занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на

начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь

дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха

обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания,

нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли

дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения

превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия

потеряют всякий смысл.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и

движением.

На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки,

учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика

обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но

физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного

значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и

эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в

детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –

использования

минимума

танцевальных

элементов

при

максимуме

возможности их сочетании.

Длительное

изучение,

проработка

небольшого

количества

материала

(движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем

явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных

движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию

детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического

показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в

сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может

привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время

нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети

воспринимают материал подражательно и не осознано. При изучении

материала следует как можно чаще менять построение детей в зале.

Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии,

переходят в последнюю, соответственно вторая линия становится первой и т.

д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях,

привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить

и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается

оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым

танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-

двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс

усвоения

материала

предполагает

поэтапность

с

учетом

возрастных

особенностей.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков:

движение исполненное многократно становится простым и доступным.

Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании

с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений.

Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь

и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций

освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец

состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен

мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага,

скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки.

Вывод:

Для любого ребенка дошкольного возраста занятия хореографией важны и

нужны, так как с их помощью раскрывается каждый ребенок как личность.

Для этого на занятиях используются индивидуальные задания, сюжетно-

ролевые

игры

в

танцевальной

форме,

возможность

придумывать

танцевальные движения, а это важно для последующего обучения в школе.



В раздел образования