Автор: Шукайло Дина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сотниковский детский сад"
Населённый пункт: Красноярский край, Канский район
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
Тема: "Наши маленькие соседи"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность по
развитию речи детей старшего
дошкольного возраста на тему:
«Маленькие соседи по планете»
(с
использованием методов арт-терапии)
Цель: совершенствовать словарь детей с помощью методов арт-терапии.
Задачи:
- Закреплять словарный запас детей по теме «Насекомые», знания детей о
названиях и внешнем виде, среде обитания насекомых.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного
числа существительного).
- Закреплять умение составлять рассказ с помощью собственных рисунков.
- Развивать воображение, артикуляционные движения, общую и мелкую
моторику, художественное творчество, изобразительные навыки.
- Воспитывать доброе и бережное отношение к маленьким соседям по планете;
проявлять эмоциональную отзывчивость на просьбу.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, фонограммы,
искусственные цветы, мяч, индивидуальные зеркала, бабочка на ниточке, плакат с
изображением полянки, альбомные листы, восковые мелки, корзина с яблоками.
Ход занятия
На
экране
появляется
изображение
персонажа
из
сказки «Маша
и
медведь» (анимация, приветствует детей (запись голоса) и рассказывает о том,
что на полянке видела каких-то незнакомых существ, которые летали, ползали и
прыгали. Маша просит детей подсказать ей, кто это.
Воспитатель предлагает отправиться в волшебное путешествие. Дети
соглашаются помочь Маше.
Звучит аудиозапись «Звуки весеннего луга».
- Мы с вами оказались на очень красивом лугу. Давайте закроем глаза и
представим себя на солнечной весенней полянке. Дети закрывают глаза.
- Так как мы с вами оказались на лугу, давайте посмотрим, кого же мы здесь
можем встретить.
- Куда бы мы не пошли, всюду нас окружают насекомые. Они живут на земле,
под землёй, в воздухе, прекрасно себя чувствуют и в воде. Насекомые -
древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты Земля. Что вы
знаете о насекомых? (проводится краткая беседа с детьми, в ходе которой
выясняется, что одни насекомые привлекают и очень нравятся, а другие
насекомые вызывают у людей неприязнь.)
- Мир насекомых полон тайн. Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые -
наши маленькие, многочисленные соседи. Как думаете, человек может жить на
Земле без природы? Почему? (ответы детей) А Земля может жить без природы?
Почему? Что произойдёт, если исчезнут комары, пчёлы, жуки, бабочки (ответы
детей) Правильно, если исчезнут насекомые, то исчезнут птицы, рыбы, некоторые
животные и дальше пойдёт по цепочке и дойдёт до человека.
- Ребята, у меня есть фотографии.
Дети рассматривают на экране фото насекомых и называют их: жук, комар,
муха, бабочка, муравей, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик,
божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими
насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых ( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы,
дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки
опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых (Муха –разносит микробы, гусеница – ест
листья растений, комар.)
Беседуют на закрепление знаний о названиях и внешнем виде насекомых.
- Ой, посмотрите насекомые заблудились.
Просит помочь им найти дорогу домой. Дети играют в игру «Помоги найти
дорогу домой …»
игра «Четвёртый лишний».
-Молодцы, все справились и помогли насекомым.
- У меня есть мяч и я хочу предложить вам поиграть с помощью него в игру.
Дети играют в дидактическую игру «Один – много», называют насекомых во
множественном числе.
- Ребята, а вы знаете, что у насекомых есть свой язык, я вам сейчас покажу.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)
3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(Упр. «Качели» - 8 раз)
На экране появляется стрекоза.
- Воспитатель обращает внимание детей на то, что прилетела стрекоза, и
предлагает поиграть с ней.
«Повтори чистоговорки»:
За-за-за, вот порхает стрекоза.
Ры-ры-ры, прилетели комары.
Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.
Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.
Маша просит детей помочь ей нарисовать насекомых. Дети соглашаются
помочь Маше.
- Ребята я предлагаю сегодня нарисовать насекомых восковыми мелками, а
потом вы нам всем расскажете о своем маленьком соседе.
аудиозапись «Звуки весеннего луга».
Каждый ребёнок рисует насекомое по своему выбору, приклеивает свою
картинку на плакат и рассказывает о своём насекомом.
- Давайте покажем Маше свои.
Маша хвалит детей, благодарит их, говорит о том, что насекомых надо
беречь.
Угощает
детей
яблоками.
Дети
рассказывают,
чем
им
понравилось
путешествие, угощаются яблоками.