Напоминание

Семья и школа: взгляд в одном направлении.


Автор: Милошевич Елена Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №12"
Населённый пункт: город Феодосия, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Семья и школа: взгляд в одном направлении.
Раздел: начальное образование





Назад




Семья и школа: взгляд в одном направлении.

Сегодня

мы

поговорим

о

наиболее

важных

вопросах

конструктивного

взаимодействия учителя и родителей ученика.

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение

школьных педагогов и домашних воспитателей другими словами – родителей, имеет свои

особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия,

обмена знаний, которые учитель и родители передают друг другу.

Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую

линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А

они

случаются

и

нередко.

Ведь

учителя

и

родители

воспитывают

ребёнка

в

специфических условиях: одни - в школе, планомерно и обдуманно, другие – дома, где

воспитание более «таинственно» и свободно.

Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями –

процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя

приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери

обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы

учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению

истины.

Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Давайте же

попробуем разобраться в причине возникновения помех, которые возникают в процессе

общения учителя и родителей.

Видится разумным сопоставление наших общих и различных подходов. Что есть

между нами общего по вопросу образования и воспитания наших детей?

Во-первых, все мы являемся участниками образовательного процесса.

Что еще нас объединяет? Наши общие цели.

Все мы хотим видеть своих детей

образованными, воспитанными, культурными. Нас объединяет еще и то, что мы оказались

в одном и том же месте в одно и то же время. Это школа №12 и год 2024. Все мы

наделены правом иметь свое мнение и открыто высказывать его.

Мы с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребенка на любом уровне.

Нас объединяет педагогика и психология, в которой учитель- профессионал, а родитель –

по своему родительскому предназначению тоже педагог и психолог.

Вопрос в другом: как избежать конфликтов, которые являются безусловной помехой,

в общем, самом важном нашем деле? Секрет, на мой взгляд, в правилах общения, которые

мы можем на добровольной основе заключить друг с другом.

Если говорить образно, семья и школа- это берег и море. На берегу ребенок делает

свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается

необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что

ребенок должен оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда

возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

Семья ребенку дает первичную подготовку к жизни, которую школа не может дать,

потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких и родных. А

уже потом рождается чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а

поддерживать.

Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и педагогов. Школа и

семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Мы - союзники, и

должны идти навстречу друг другу.

На мой взгляд, пожалуй, самое главное- нам всегда следует помнить, что главной целью

общения является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то

ее нужно преодолевать во имя ребенка.

Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей.

Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы

убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». А

родителям хорошо бы в это поверить! Общение учителя и родителя выгодно обоим

сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников.

Призываю нас всех к многолетнему плодотворному сотрудничеству!

Работа классных руководителей, администрации школы с родителями учащихся

направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих

подходов

к

воспитанию,

совместному

изучению

личности

ребенка,

его

психофизиологических особенностей.

Классные руководители в течение учебного года ведут систематическую работу по

привлечению

родителей

к

участию

в

воспитательном

и

учебном процессе

в

общеобразовательном учреждении, что способствовало созданию благоприятного климата

в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее

пределами.

Классные руководители организуют работу по повышению педагогической и

психологической

культуры

родителей

через

проведение

родительских

собраний,

совместную деятельность. Но вместе с тем было отмечено, что интерес родителей к

«школьной жизни», проблемам в последнее время несколько снижен, не все родители

принимают активное участие в учебно – воспитательном процессе школы, неактивно

посещают общешкольные и классные мероприятия, родительские собрания.

Также и организационная, научно-методическая работа, и и психологическая

работа с детьми и диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными

учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая

готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ.

Из года в год в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по

предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Классные руководители

совместно с членами родительского комитета посещают семьи учащихся, которые

оказались в жизненно-трудной ситуации. Родители приглашаются на заседания Совета

профилактики.

С

целью

повышения

педагогической

культуры

родителей,

укрепления

взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются

массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.

Председатели родительских комитетов классов стали настоящими помощниками и

друзьями школы.

Каковы наши планы на будущее:

Привлекать родителей в решение вопросов социальной защиты учащихся, снижение

роста детской преступности и безнадзорности.

В заключении хочу процитировать слова Макаренко: «Наши дети - это наша старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе и слезы». И я желаю сегодня, чтобы наши

дети были нашей гордостью.

Моя практика работы в школе показывает, что это возможно в том случае, когда между

родителями и школой возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной

деятельности.



В раздел образования