Напоминание

"Гений русской музыки"


Автор: Даржай Шораана Валерьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств с.Хову-Аксы"
Населённый пункт: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы
Наименование материала: Музыкальная гостиная посвященная 150-летию С.В. Рахманинова
Тема: "Гений русской музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. ХОВУ-АКСЫ»

____________________________________________________________________________

«Гений русской музыки»

музыкальная гостиная,

посвященная 150-летию

С.В. Рахманинов

Провела преподаватель первой категории

музыкально-теоретических дисциплин:

Даржай Шораана Валерьевна

класс теории №29

18 января 2023 г.

Русский композитор, гениальный

пианист, дирижер. Стал символом

русской музыки во всем мире.

Сергей Васильевич Рахманинов

«Гений русской музыки»

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому

стилю) 1973 года. Длительное время местом рождения считалось имение его

родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич,

происходил из дворян. Мать, Любовь Петровна.

Склонность

к

музыке

была

характерной

чертой

Рахманиновых.

Музыкальная одаренность С. В. Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве

с 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством

матери, затем А.Д. Орнатской, знакомой родителей композитора. На начало 1880-

х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых:

разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переселение в

Петербург.

Осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступает на младшее отделение

Петербургской консерватории и поселяется в семье Трубниковых. Однако,

нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя

самостоятельность мало способствуют учению. Самым близким человеком для

Рахманинова в те годы была его бабушка С.А. Бутакова. По окончанию каждого

года занятий в Петербургской консерватории она берет внука к себе в Новгород.

Там они посещают церкви, слушают духовную музыку. Большое впечатление

произвели на юного композитора звон колоколов и служба в монастырях и

соборах. Занятия С.В. Рахманинова в Петербургской консерватории в течении

трех лет шли плохо, тогда мать его по совету А.И. Зилоти решает перевести сына

в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору Н.С. Звереву.

30 января 1892 года, он даст свой первый самостоятельный концерт, в

котором выступает не только как пианист, но и как автор своих произведений.

29 мая 1892 года С.В. Рахманинов заканчивает консерваторию, с большой

золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в

Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явилась

одноактовая опера «Алеко». С весны 1894 года он начинает педагогическую

работу в Мариинском женском училище. Однако необычность симфонии и ее

неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело

переживался автором.

Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка за границу в

Англию. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческий сил,

наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. В

связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью

творческая

деятельность

Рахманинова

сокращается.

Борьба

между

тремя

специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь.

В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной

и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По

возращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903

года в семье родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна.

Усиленная,

непрекращающаяся

работа Сергея Васильевича

начинала

отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей

концертной деятельности. В 1930 году С. В. Рахманинов приобретает участок

земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. Здесь он прожил творчески

плодотворную проводит концерт, весь сбор которого передает русскому

генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое

самочувствие. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после

которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.

28 марта 1943 года С.В. Рахманинова не стало. ОН был похоронен на

русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами

«самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике

выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия

в исторической перспективе мировой музыки. Тема «Россия и ее судьба», нашла в

творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду

русского искусства, который принято называть «серебряным веком».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи

глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в

развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил

христианские идеи и символику.

- Вокальный цикл «Шесть хоров», соч. 15 (прослушивание)

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии

претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину

и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды кардинально обновлял

стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит

далеко за пределы пост романтической традиции и в то же время не принадлежит

ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Стиль

Рахманинова

остался

неповторимо

индивидуальным

и

своеобразным,

не

имеющим аналогов в мировом искусстве.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов

синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические

и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем –

Русским

национальным

стилем.

Рахманинов

обогатил

русскую

музыку

достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную

традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и

мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.

Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную

музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи

фортепианные

произведения

входят

в

репертуар

всех

пианистов

мира.

Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

- Концерт для фортепиано №2 у рояля Денис Мацуев (прослушивание

музыки)

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико:

Рахманинов – пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных

стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы,

отличительными чертами которой являются:

1) глубокая содержательность исполнения;

2) внимание к интонационному богатству музыки;

3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального

звучания и вокальной интонации.

Рахманинов – пианист оставил эталонные записи многих произведений

мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

И с гордостью мы говорим, что Сергей Васильевич Рахманинов «Гений

русской музыки».



В раздел образования