Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов цветотерапии в работе учителя-логопеда при коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Тема: «Использование элементов цветотерапии
в работе учителя-логопеда при коррекции
звукопроизношения у детей с ОВЗ»
Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми
нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти
дети имеют свою специфику развития. У многих из них имеются проблемы с
речью, такие дети обычно растут ослабленными, нервными,
раздражительными. Им свойственно отсутствие интереса к окружающему,
снижение уровня эмоционально – волевой сферы.
Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные
трудности в выборе коррекционных методик при коррекции
звукопроизношения. Поэтому я решила включить в свою практику
инновационную технологию, такую, как хромотерапию.
Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые
давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют
приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают.
Но тем не менее, все цвета нужны для гармоничного равновесия, так как у
каждого цвета свои специфические свойства и сила.
Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее
воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли,
понижает аппетит.
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность,
улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта,
оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе,
головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические
процессы.
Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет
вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
Белый цвет считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает
тонизирующее действие на организм человека.
Технология использования хромотерапии я применяю на разных этапах
работы:
- автоматизация и дифференциация звуков;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие правильного дыхания.
Использование элементов цветотерапии может превратить скучную работу в
интересную, живую с помощью таких игр:
Например, игры «Путешествие в Желтый город». При автоматизации звука
«ж», можно предложить ребенку найти среди желтых предметов сначала те, что
содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтый жираф
и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик,
желтый зайчик, желтая звезда и т. д.) – задание на развитие дифференциации
звуков «ж» - «з». По такой аналогии можно использовать предметы разного
цвета, закрепляя различные звуки.
При автоматизация звука «р» можно взять картинки таких цветов:
красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый.
При автоматизации звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.
При автоматизации звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый,
серебряный.
При автоматизации звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зелёный.
При автоматизации звука «ж»: жёлтый, оранжевый.
При автоматизации звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый.
При автоматизации звука «ль»: зелёный, фиолетовый.
При автоматизации звука «ч»: чёрный, коричневый.
Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по
цвету» является автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.
Также при её использовании решаются и другие важные задачи:
- Активизация словарного запаса,
- Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными
- Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза.
- Развивитие восприятия цвета, закрепление умения правильно называть
красный, оранжевый, розовый, бордовый, чёрный, серый цвета.
Для игры понадобится 9 кубиков, на грани каждого из которых картинки
красного, оранжевого, бордового, розового, серого чёрного цвета (это цвета и
картинки, имеющие в названии звук [Р]).
Взрослый сообщает ребёнку, что в названии каждой картинки и каждого
цвета имеется звук [Р] и предлагает найти на каждом кубике, например, все
розовые картинки, и при этом чётко проговаривать цвет предмета и его
название: «розовая коробка, розовая расческа, розовый карандаш» и т.д.
На следующем занятии можно предложить ребёнку аналогичное задание, но
уже с картинками другого цвета (красными, оранжевыми, бордовыми, серыми,
чёрными).
Так же можно поиграть в игру «Мой, моя, моё, мои», используя данные
картинки на кубиках и задавая вопросы:
Розовая расческа (чья?) -моя розовая расческа
Розовый карандаш (чей?) –
Игра «Что перепутал художник?»
Дидактическая игра по развитию речи «Что перепутал художник?» для детей
подготовительной группы
Оборудование: картинки с изображениями животных, растений и т.д., которые
раскрашены в нехарактерные для них цвета.
Задача: Продолжать развивать связную монологическую речь, обогащать и
закреплять активный словарь детей; Развивать произвольное внимание,
логическое мышление, Воспитывать чувство юмора, умение выслушивать и не
перебивать участников игры. Игровая задача: найти ошибки допущенные в его
картинах. Игровые действия: Дети рассматривают картинки, находят, что в них
изображено с ошибками, рассказывают в чем они заключаются, аргументируют
свое мнение.
Такого рода кинезеологические упражнения с разноцветными крышечками и
дорожками в сочетании проговариванием звуков, слогов, слов так же
положительно сказывается на развитии речи и психических процессов ребенка,
развитие мелкой моторики рук.
Спасибо за внимание!