Напоминание

формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Клюева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ лицей №4
Населённый пункт: г Коломна Московская область
Наименование материала: статья
Тема: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование грамматического строя речи детей старшего

дошкольного возраста.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим

условием его полноценного речевого и общего психического развития,

поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления

и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка,

самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания,

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном

детстве. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить

внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить

сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи

окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне,

обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка

происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова

способствует

усложнению

структуры

предложения,

и

наоборот,

использование

определённой

структуры

предложения

в

устной

речи

одновременно

закрепляет

и

грамматические

формы

слов.

Овладение

грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в

течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому

развитию

будущих

учеников

в

связи

с

усложнением

программного

материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками

словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях,

распространять предложения второстепенными и однородными членами

предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно

находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей

сформировать

грамматические

категории

у

воспитанников

становится

особенно значимой.

Задачи программы

1. Научить детей произвольно строить высказывания,

целенаправленно выбирать языковые средства, анализировать некоторые

грамматические явления.

2. Сформировать у детей способы словообразования существительных,

глаголов, прилагательных, наречий, причастий.

3. Научить детей обращать внимание на морфологический состав слов,

правильно изменять слова и сочетать их в предложениях.

4. Формировать умение правильно составлять простые распространенные

предложения,

сложносочиненные

и

сложноподчиненные

предложения,

употреблять различные конструкции предложений.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место

занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей

готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо

развитая речь.

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о

ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,

которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного

языка.

Таким образом, совместная работа с семьями воспитанников, работа всех

специалистов, учет психологических особенностей детей дошкольного

возраста, использование дидактических игр и приемов в сочетании с

многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений

позволяют

достичь

эффективности

в

коррекционной

работе

по

формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у

детей с общим недоразвитием речи.



В раздел образования