Автор: Чухно Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №88 "Антошка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Особенности речевого развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Второй год жизни является решающим в
развитии речи ребенка. В первом полугодии у
малыша в основном развивается понимание речи.
Он быстро усваивает название предметов, но также
быстро и забывает новые слова. Поэтому, если вы
хотите, чтобы ваш ребенок усвоил какое-либо слово,
его необходимо повторить в среднем до 70 раз в
разных ситуациях. Немаловажное условие – по
возможности дать ребёнку подействовать с новым предметом.
Период
с
1
года
до
1
года
6
месяцев
характеризуется появлением
2-х
сложнейших функций – ХОДЬБА и РЕЧЬ. Они формируются на протяжении
всего года.
Ребенок активно познает разные свойства предметов быта, игрушек и т. д.,
слышит
и
запоминает
их
названия.
Малыш
внимательно
рассматривает,
казалось бы, совсем незанимательный предмет, например: дуршлаг, сито.
Эти предметы интересны ему по способу использования.
Овладение
речью
и
ходьбой
не
происходит
с
одинаковой скоростью. Сначала ребенок, преодолевая
страх и неуверенность, учится ходить. Тут уж не до
разговоров!
От 1 года до 1 года 3 месяцев в речи ребенка в
основном
лепетные
слова,
например:
«амам».
В
среднем
ребенок
от
1
года
до
1
года
3
месяцев
произносит 6 – 10 слов, а понимает примерно 50-70.
От чего зависит переход слова из пассивного словаря в
активный?
➢
От доступности произношения звуков. Например: слово мама состоит
из легко произносимых звуков, а слово вертолёт – ребенок сможет
правильно произнести к 5 годам.
➢
От того, как часто вы употребляете это слово.
➢
От
того,
необходимо
ли
это
слово
ребенку
чтобы
выйти
из
затруднительной ситуации или нет.
С
1
года
3
месяцев
до
1
года
6
месяцев
увеличивается
количество
произносимых слов. Максимум это – 58 слов, минимум – 3.
У малыша еще много слов искаженных, но увеличивается и количество слов
точно совпадающих с образцом взрослого.
Во втором полугодии, уже умея уверенно ходить, ребенок переключает свое
внимание на умение говорить.
С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев произносится максимум 383
слова, минимум – 4. Малыш повторяет слова из 2-х слогов. К 1 году 10
месяцев – слова из 3-х слогов. Этот период
получил название «самостоятельной речи».
С 1 года 10 месяцев ребенок может
произносить 2х – 3х - словные предложения.
Например: «Тата пать» – спать хочу.
Этот период имеет огромное значение для
дальнейшего
развития
речи
ребенка.
Неправильное или недостаточное воспитание
в
этом
возрасте
в
дальнейшем
может
привести
к
педагогической
запущенности,
речь такого ребенка будет сильно отставать в
развитии
по
сравнению
с
речью
его
сверстников,
воспитывающихся
в
нормальных условиях.
Поэтому на развитие речи ребенка надо обратить самое серьезное внимание.
Именно на этом этапе возникают и развиваются все основные способности
ребенка:
➢
Потребность в общении.
➢
Артикуляция (подвижность губ, языка, мягкого неба).
➢
Внимание к речи.
➢
Подражание звукам и словам.
➢
Подражание на слова.
С 1 года 10 месяцев до 2-х лет 1 месяца происходит рост состава
предложения до 3 – 4 слов. В активном словаре максимум 707 слов, минимум
– 27.
К 2 годам 3 месяцам - в активном словаре максимум 1509 слов, минимум
– 171, в среднем – свыше 300.
С 2-х лет до 2-х лет 6 месяцев малыш начинает задавать вопросы: Где?
Куда? Откуда? В 2 года 6 месяцев – 3 года – появляются вопросы: Почему?
Когда?
При общении с малышом стройте понятные для него фразы, делайте паузы,
давайте ребенку время осознать, что вы просите, о чем спрашиваете.
Развитию речевой активности также способствуют:
ВОПРОСЫ: Что это? Где то-то? Где такой же? Как кричит?
ПОРУЧЕНИЯ: покажи, открой, принеси, позови, найди, где спрятано и т. д.