Автор: Панчева Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 ЦО г. Суворова им. Е.П. Тарасова"
Населённый пункт: г. Суворов
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста
Подготовила
Панчева Ирина Васильевна
Возможность
работы
по ранней
профориентации
детей
дошкольного возраста обусловлена следующим фактором:
дошкольный
возраст
детей является
наиболее
благоприятным
периодом
для
формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей
активный интерес к профессиям взрослых.
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование
положительного отношения к труду и первичных представлений о труде
взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Профессиональная
ориентация
–
это
система
мероприятий,
направленных
на
выявление
личностных
особенностей,
интересов
и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе
профессии,
наиболее
соответствующих
его
индивидуальным
возможностям.
Актуальность
работы
по
ознакомлению детей
с
профессиями
обоснована и в ФГОС дошкольного
образования.
Один из
аспектов
образовательной
области «Социально-коммуникативное
развитие»
направлен на достижение цели формирования положительного отношения к
труду
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания
трудиться.
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам. Формирование умения ответственно
относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до
конца, стремление сделать его хорошо).
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
Ранняя профориентация призвана:
— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления
о профессиях;
— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к
труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных
видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок
смог
анализировать профессиональную сферу
более
осмысленно
и
чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными
направлениями ранней
профессиональной
ориентации
являются:
— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к
труду, трудолюбия);
— профессиональное
информирование (обеспечение детей
информацией о мире профессий).
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно
носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кем работают
его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой
различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а
также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. в этом возрасте
дети получают информацию о труде взрослых, взаимодействуя с ними,
слушая сказки такие как например, С. Михалков «Дядя Стёпа», К. И.
Чуковский «Айболит», и др., а также через сюжетно – ролевые игры
(«Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Больница» и т. п.). Отношение к
профессии и
интерес
проявляются
в
зависимости
от
способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, а также от
воспитания ребенка и привития ему ценности труда.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные
методы обучения и воспитания:
словесный
(беседы
с
использованием
игровых
персонажей
и
наглядности, чтение детской художественной литературы);
наглядный (наблюдение конкретных
трудовых
процессов
людей
разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда)
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые
ситуации)
На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании
друг с другом.
Формирование
представлений дошкольников
о
мире
труда
и
профессий строится с учетом современных образовательных технологий:
1.Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный
материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая
образовательный процесс интересным и мотивационным.
2.Технология исследовательской деятельности.
Детям
старшего дошкольного
возраста наиболее
интересны
опыты (экспериментирование) и коллекционирование
(классификационная
работа).
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Именно
игра
является
фундаментом
всего дошкольного
образования.
Ребенку
мало
знать
о профессии,
в
нее
нужно
поиграть!
В
играх дошкольники отражают
содержание
деятельности
представителей
самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и
др.).
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:
Младший возраст (3–4 года): трудовые действия носят имитационный,
подражательный характер (водитель управляет, продавец взвешивает, …).
Средний
возраст
(4–5
лет):
сюжет усложняется,
увеличивается
количество изображаемых трудовых действий (построение дома, лечение
детей, …)
Старший возраст (5–7 лет):
игра отражает отдельные профессии
(актер, летчик, врач), воспроизводятся взаимоотношения людей в работе,
появляются игры в профессии родителей.
4. Технология интегрированного обучения.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом
принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с
ФГОС дошкольного
образования, возрастными
возможностями
и
особенностями воспитанников.
5.
Информационно-коммуникационные
технологии
предполагают
моделирование
различных профессиональных
ситуаций,
которые
невозможно воссоздать в условиях детского сада.
- мультимедийные презентации;
- виртуальные экскурсии.
Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду
является оснащение РППС:
- система студий (творческих мастерских) : «Строители» (архитектор,
плотник и т. д.); «Ателье» (швея, модельер и т. д.);«Изостудия» (художник,
скульптор, «Музыкальная школа»(инструменталисты, певцы);
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных
книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и
песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в
уголке изобразительной деятельности
Из
этого
следует,
что
основной
целью «ранней
профориентации» является постепенное формирование у ребенка готовности
самостоятельно
планировать,
анализировать
и
реализовывать
свой
путь профессионального развития.
Как отмечал всемирно известный воспитатель, педагог и писатель Антон
Семёнович Макаренко «Правильное воспитание – это обязательно трудовое
воспитание, так как труд всегда был основой жизни».