Напоминание

Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста


Автор: Панчева Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 ЦО г. Суворова им. Е.П. Тарасова"
Населённый пункт: г. Суворов
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста

Подготовила

Панчева Ирина Васильевна

Возможность

работы

по ранней

профориентации

детей

дошкольного возраста обусловлена следующим фактором:

дошкольный

возраст

детей является

наиболее

благоприятным

периодом

для

формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей

активный интерес к профессиям взрослых.

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование

положительного отношения к труду и первичных представлений о труде

взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Профессиональная

ориентация

это

система

мероприятий,

направленных

на

выявление

личностных

особенностей,

интересов

и

способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном

выборе

профессии,

наиболее

соответствующих

его

индивидуальным

возможностям.

Актуальность

работы

по

ознакомлению детей

с

профессиями

обоснована и в ФГОС дошкольного

образования.

Один из

аспектов

образовательной

области «Социально-коммуникативное

развитие»

направлен на достижение цели формирования положительного отношения к

труду

• Формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания

трудиться.

• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду

других людей и его результатам. Формирование умения ответственно

относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до

конца, стремление сделать его хорошо).

• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека.

Ранняя профориентация призвана:

— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления

о профессиях;

— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к

труду и профессиональному миру;

— предоставить возможность использовать свои силы в доступных

видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок

смог

анализировать профессиональную сферу

более

осмысленно

и

чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными

направлениями ранней

профессиональной

ориентации

являются:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к

труду, трудолюбия);

— профессиональное

информирование (обеспечение детей

информацией о мире профессий).

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно

носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кем работают

его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой

различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а

также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. в этом возрасте

дети получают информацию о труде взрослых, взаимодействуя с ними,

слушая сказки такие как например, С. Михалков «Дядя Стёпа», К. И.

Чуковский «Айболит», и др., а также через сюжетно – ролевые игры

(«Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Больница» и т. п.). Отношение к

профессии и

интерес

проявляются

в

зависимости

от

способностей,

психологических особенностей темперамента и характера, а также от

воспитания ребенка и привития ему ценности труда.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные

методы обучения и воспитания:

словесный

(беседы

с

использованием

игровых

персонажей

и

наглядности, чтение детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных

трудовых

процессов

людей

разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт

хозяйственно-бытового труда)

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые

ситуации)

На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании

друг с другом.

Формирование

представлений дошкольников

о

мире

труда

и

профессий строится с учетом современных образовательных технологий:

1.Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный

материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая

образовательный процесс интересным и мотивационным.

2.Технология исследовательской деятельности.

Детям

старшего дошкольного

возраста наиболее

интересны

опыты (экспериментирование) и коллекционирование

(классификационная

работа).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Именно

игра

является

фундаментом

всего дошкольного

образования.

Ребенку

мало

знать

о профессии,

в

нее

нужно

поиграть!

В

играх дошкольники отражают

содержание

деятельности

представителей

самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и

др.).

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:

Младший возраст (3–4 года): трудовые действия носят имитационный,

подражательный характер (водитель управляет, продавец взвешивает, …).

Средний

возраст

(4–5

лет):

сюжет усложняется,

увеличивается

количество изображаемых трудовых действий (построение дома, лечение

детей, …)

Старший возраст (5–7 лет):

игра отражает отдельные профессии

(актер, летчик, врач), воспроизводятся взаимоотношения людей в работе,

появляются игры в профессии родителей.

4. Технология интегрированного обучения.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом

принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с

ФГОС дошкольного

образования, возрастными

возможностями

и

особенностями воспитанников.

5.

Информационно-коммуникационные

технологии

предполагают

моделирование

различных профессиональных

ситуаций,

которые

невозможно воссоздать в условиях детского сада.

- мультимедийные презентации;

- виртуальные экскурсии.

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду

является оснащение РППС:

- система студий (творческих мастерских) : «Строители» (архитектор,

плотник и т. д.); «Ателье» (швея, модельер и т. д.);«Изостудия» (художник,

скульптор, «Музыкальная школа»(инструменталисты, певцы);

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных

книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и

песен о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в

уголке изобразительной деятельности

Из

этого

следует,

что

основной

целью «ранней

профориентации» является постепенное формирование у ребенка готовности

самостоятельно

планировать,

анализировать

и

реализовывать

свой

путь профессионального развития.

Как отмечал всемирно известный воспитатель, педагог и писатель Антон

Семёнович Макаренко «Правильное воспитание – это обязательно трудовое

воспитание, так как труд всегда был основой жизни».



В раздел образования