Напоминание

"Использование динамических пауз с целью удовлетворения в двигательной активности у детей дошкольного возраста"


Автор: Кузьмичева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ д/с №10 "Кроха"
Населённый пункт: г.о.г. Чкаловск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование динамических пауз с целью удовлетворения в двигательной активности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование динамических пауз с целью удовлетворения в двигательной

активности у детей дошкольного возраста.»

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем,

появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом,

нарушениями осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных —

малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными

играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными

играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, использование гаджетов

(телефоны, планшеты и т.д.). И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после

напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок,

разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит —

спокойнее будет».

Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат» и

«готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много

«заниматься». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами:

иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в

этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко.

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот

факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко

не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья

человека и насколько необходимо уже с раннего возраста приучать наших детей вести

активный образ жизни.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его

выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая

информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость

движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем

возрасте.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно

действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности

маленького ребёнка.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика.

Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и

речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности:

подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений

(ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными

средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо

развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности:

введение физкультурных пауз и физкультминуток во время занятий, сопровождение

бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во

время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20

мин

Динамические паузы для дошкольников-это небольшие активные занятия,

проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка

в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на

одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей.

Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка

осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев,

ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, ходьба по ребристым дорожкам,

пробкам, пуговицам, «классики» и т.д..

Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников? Они

развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы

релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой,

способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают

новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они

способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка,

предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

Динамические паузы или физкультминутки для дошкольников – прекрасная

возможность для ребёнка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное

напряжение, а так же познакомиться со своим телом. Динамические паузы можно

использовать в течение всего дня в детском саду.

Выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями,

перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству,

взаимодействию межу собой;

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие

психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы

ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную – способствовать выздоровлению.

Ритмические движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой

целостный воспитательно - развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп,

ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения,

вызывают согласованную реакцию всего организма.

Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой

пальцев на столе шагом, бегом, прыжками. Для дошкольников наиболее интересна

стихотворная форма таких игр-упражнений, так же можно выполнять под весёлую

детскую музыку. Движения должны быть простыми, непринуждёнными, сочетаться со

словом и музыкой. При проведении динамических пауз развиваются пластика движений,

точность и координация как общей, так и мелкой моторики, выразительность голоса,

мимика. Динамические паузы эффективно проводить между занятиями, так как они

положительно настраивают детей.

Заключение:

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у

них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко

взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись,

не бегай, не прыгай». А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает

питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие.

Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.

А динамическая пауза - это время активного и здорового отдыха, прекрасная

возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, и размяться

между занятиями, которые требуют усидчивости и повышенного внимания малыша.



В раздел образования