Автор: Куклова Надежда Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 216"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сплочённость педагогов, как показатель коллектива дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Сплоченность педагогов, как показатель коллектива
дошкольного учреждения.
Коллектив – это группа объединенных общими задачами и целями
людей, которая достигла в процессе совместной деятельности высокого
уровня развития.
При изучении проблемы развития коллектива авторы делают акцент на
такую
характеристику
–
«сплоченность»,
которая
рассматривается
А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером – как единство действий
(поведения) составляющих ее индивидов; В.В. Шпалинским, Л.А.Карпенко,
М.Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства
членов групп; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой – как одна из основных
характеристик деятельности в образовании.
Анализ реальной практики показывает, что сегодня – в век огромного
потока информации и быстрых перемен – «один в поле не воин», для того
что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности
важны сплоченные действия отдельных педагогов, которые объединены
общими целями и совместный труд.
Социальные
ценности
постижения
механизмов
сплочённости
многомерны. Прежде всего, сплочённость – это специфически социальная
форма интеграции педагогов, а таким образом его целостности и способности
педагогического
коллектива
к
результативным
общим
действиям.
Дезинтеграция является антиподом сплочённости и включает в себя распад
педагогического коллектива, падение его продуктивности, социальности,
дееспособности.
Сплоченность коллектива – это степень его единства, которая
проявляется в единстве убеждений, мнений, традиций, настроений, характере
межличностных отношений и т.д., а так же в единстве практической
деятельности.
С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для
коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов
1
педагогов, а также рост потенциала их взаимосодействия в достижении
личных и общих целей организации. Это обязательно позитивным образом
воздействует на надёжность и результативность коллективной деятельности,
на способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности,
а также находить решение новым проблемам. Сплочённость формирует
предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата,
способствует
сохранению
здоровья
всех
членов
коллектива,
даёт
возможность для самореализации и всестороннего развития. Совместно с
указанными
выше
внутренними
эффектами,
сплочённый
коллектив
активизирует
особое
внешнее
«силовое
поле»
коллективистского
воспитательного воздействия на
другие коллективы и служит для них
своеобразным ориентирующим эталоном. Следовательно, эффект сплочения
носит многогранный характер, является существенным ресурсом роста
социальной
эффективности
общества,
личности,
коллектива
и
их
гуманизации.
Педагогический коллектив – это единство педагогических работников
образовательной
организации,
объединённое
на
основе
общих
мировоззренческих взглядов, воспитательных задач и целей.
Коллективная ответственность за результаты педагогической
деятельности и коллективный характер трудовой деятельности являются
приоритетом для успешного существования педагогического коллектива.
Личное стремление отдельных педагогов достичь желаемых результатов, не
принесут плодов, если нет сплоченности действий, требований в организации
режима дня ДОО, если они не согласованы с действиями других педагогов и
т.д.. Проявление сплоченности у педагогов может быть в общих взглядах,
убеждениях, ценностных ориентациях, но при этом, это не означает, что в
технологии педагогической деятельности должно быть однообразие.
По мнению Л.И. Маленковой, признаками развитого педагогического
коллектива как субъекта педагогической деятельности являются :
1)
владение теоретическими основами личностно-развивающего
2
аспекта образования;
2)
в качестве базовой ценности в коллективе выступает развитие
личности воспитанника;
3)
активность каждого члена коллектива при реализации своей
профессиональной роли и своей функции в достижении общих целей;
4)
сформированность
творческой
позиции
у
педагогов
и
направленность на инновации;
5)
наличие сформированной профессиональной самоорганизации и
способности к саморазвитию у педагогов;
6)
владение коллективной педагогической рефлексией;
7)
готовность
к
коллективному
выполнению
специфических
функций.
Как считает ряд авторов, ведущей коллективистской направленностью
называют сплоченность коллектива при описании его психологических
характеристик.
Величайшему социальному психологу Леону Фестингеру принадлежит
наиболее
употребляемое
и
распространенное
определение
групповой
сплоченности,
заключающейся
в
результативности
всех
сил,
которые
действуют на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней.
Преподаватель
факультета
социологии
Санкт-Петербургского
Государственного университета А.А. Гусалинова определяет сплоченность
коллектива
как
нравственное,
идейное,
интеллектуальное,
волевое
и
эмоциональное единство его членов, которое развивается на основе такой
объективной характеристики, как организационное единство.
В.Е. Семенов рассматривает сплоченность, как характерологический и
существенный признак первичного коллектива, при этом экспериментальные
способы выявления феномена сплоченности связывает с анализом системы
взаимодействия и коммуникации в коллективе.
3
В.С.
Лазарев
в
свою
очередь,
дает
следующее
определение
сплоченного
педагогического
коллектива
–
это
группа
совместно
работающих педагогов, которые имеют общие образовательные цели,
достижения являются для них так же личностно значимым, и реализующих
структуру
межличностных
взаимодействий
и
взаимоотношений,
способствующих достижению общих целей.
В
педагогической
системе
В.
А.
Сухомлинского
нашли
свое
практическое воплощение идеи развития и сплочения педагогического
коллектива. Опыт образовательных организаций, который изложен в ряде
работ В. А. Сухомлинского, подтвердил правомерность сформулированных
им принципов коллективной организации деятельности педагогов. Он
отметил, что каждый педагогический коллектив в конкретной организации
обладает собственными особенностями. Обмен опытом должен приводить не
к копированию работы той или иной образовательной организации, а к
оценке концепций и идей ее деятельности .
В
работе
Н.В.
Разновой
описаны
характеристики
сплоченного
педагогического коллектива. Далее кратко опишем их.
Во-первых, у каждого члена такого коллектива должно быть чувство
достижения общей цели и готовность работать над ней.
Во-вторых, люди в коллективе должны доверять друг другу и
показывать высокую степень сотрудничества.
В-третьих, нужен свободный обмен разнообразными мнениями по
достижению общих целей.
В-четвертых, энергия не должна быть сконцентрирована на выяснении
отношений и соперничество.
В-пятых, члены сплоченного педагогического коллектива считают себя
неотъемлемой
частью
команды,
являющейся
для
них
существенным
источником как профессионального, так и личностного роста.
Критерии сплоченности коллектива по А.Г. Казаковой:
1.
Продолжительность адаптации в коллективе новых педагогов.
4
2.
Стабильность состава коллектива.
3.
Умение
выходить
из
конфликтной
ситуации
путем
саморегуляции.
4.
Мобильность коллектива в решении каких-либо сложных задач.
5.
Психологический климат в коллективе.
6.
Демократический стиль руководства в организации.
7.
Ритмичность, стабильность работы коллектива при длительном
отсутствии руководителя в организации.
8.
Оценка коллектива со стороны общественности.
Создать сплоченный педагогический коллектив сразу невозможно, на
это необходимо длительное время, поэтому, как правило, выделяют три
стадии в развитии коллектива. Основным из критериев такого развития
считается отношение коллектива к предъявленным требованиям со стороны
руководителя организации.
Первая стадия развития коллектива педагогов характеризуется тем, что
в качестве средства по сплочению выступают требования руководителя к
педаг Во-первых, у каждого члена такого коллектива должно быть чувство
достижения общей цели и готовность работать над ней.
Во-вторых, люди в коллективе должны доверять друг другу и
показывать высокую степень сотрудничества.
В-третьих, нужен свободный обмен разнообразными мнениями по
достижению общих целей.
В-четвертых, энергия не должна быть сконцентрирована на выяснении
отношений и соперничество.
В-пятых, члены сплоченного педагогического коллектива считают себя
неотъемлемой
частью
команды,
являющейся
для
них
существенным
источником как профессионального, так и личностного роста .
Критерии сплоченности коллектива по А.Г. Казаковой :
9.
Продолжительность адаптации в коллективе новых педагогов.
10.
Стабильность состава коллектива.
5
11.
Умение
выходить
из
конфликтной
ситуации
путем
саморегуляции.
12.
Мобильность коллектива в решении каких-либо сложных задач.
13.
Психологический климат в коллективе.
14.
Демократический стиль руководства в организации.
15.
Ритмичность, стабильность работы коллектива при длительном
отсутствии руководителя в организации.
16.
Оценка коллектива со стороны общественности.
Создать сплоченный педагогический коллектив сразу невозможно, на
это необходимо длительное время, поэтому, как правило, выделяют три
стадии в развитии коллектива. Основным из критериев такого развития
считается отношение коллектива к предъявленным требованиям со стороны
руководителя организации.
Первая стадия развития коллектива педагогов характеризуется тем, что
в качестве средства по сплочению выступают требования руководителя к
педагогам. Требования, высказанные в такой форме, которая не допускает
возражений, необходимы на первых порах в каждом коллективе и в любой
организации.
Вторая стадия развития этих требований характеризуется тем, когда на
вашу сторону перешли несколько основных активистов, когда рядом с вами
образуется группа единомышленников, которые сознательно поддерживают
ту, или иную точку зрения.
А третья стадия развития этих требований характеризуется тем, что
требует коллектив, т.е. это результат, вознаграждающий вас за нервный труд
первого периода. Тогда, когда коллектив требует, когда он сбился в
известном
стиле
и
тоне,
деятельность
руководителя
становится
организованной и математически точной .
Воспитание сплоченного педагогического коллектива базируется на
следующей: во-первых, нужно вовлекать всех педагогов в разнообразное и
6
содержательное совместное дело и, во-вторых, нужно стимулировать и
организовывать это дело так, чтобы она объединяла и способствовала
сплочению педагогических работников в работоспособный и дружный
коллектив. Из вышесказанного вытекают два существенных вывода:
1) в качестве основных средств развития сплоченного педагогического
коллектива выступают: разнообразная внерабочая, общественная, культурно-
массовая, трудовая и учебная деятельность педагогов;
2)
при организации указанных в первом пункте видов деятельности,
необходимо применять специальные методики, которые направлены на
воспитание и создание сплоченного педагогического коллектива.
По мнению И.Ф. Харламова, педагогическую основу воспитания
сплоченного педагогического коллектива составляют следующие условия:
– умелое предъявление требований к педагогам;
– организация педагогического самоуправления и воспитание актива
педагогов;
– организация увлекательных перспектив в педагогической, трудовой,
художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;
–
создание
и
развитие
положительных
традиций
коллективной
жизнедеятельности;
– воспитание здорового общественного мнения.
Управление педагогическим коллективом и его развитие – это сложная
и одновременно приоритетная задача каждого руководителя. Как утверждает
Н.В. Разнова, не из любых работников и не всегда, можно создать
сплоченный коллектив. Для этого необходимо выполнение следующих
условий:
– человек, который выполняет свою работу, должен быть специалистом
своего дела и выступать в качестве «эксперта» при решении возлагаемых на
него задач;
–
таланты
и
совокупный
опыт
педагогических
работников,
сотрудничающих в команде, должны превышать способности и опыт любого
7
из тех, кто работает в одиночку;
– большая часть из членов педагогического коллектива должны иметь
возможность в какой-либо мере воздействовать на принятие выполняемых
ими решений. Это способствует повышению их заинтересованности в общем
деле;
– каждый из педагогов должен обладать склонностями к творчеству,
которые можно использовать систематически, привлекая его к участию в
групповой деятельности .
Анализируя все вышесказанное, в условиях, связанных с развитием
педагогического коллектива, определяющим является его сплоченность,
поэтому первоочередной задачей руководителя ДОО является организация
методической работы по развитию сплоченного педагогического коллектива.
8
9