Напоминание

Сплочённость педагогов, как показатель коллектива дошкольного учреждения


Автор: Куклова Надежда Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 216"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сплочённость педагогов, как показатель коллектива дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сплоченность педагогов, как показатель коллектива

дошкольного учреждения.

Коллектив – это группа объединенных общими задачами и целями

людей, которая достигла в процессе совместной деятельности высокого

уровня развития.

При изучении проблемы развития коллектива авторы делают акцент на

такую

характеристику

«сплоченность»,

которая

рассматривается

А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером – как единство действий

(поведения) составляющих ее индивидов; В.В. Шпалинским, Л.А.Карпенко,

М.Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства

членов групп; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой – как одна из основных

характеристик деятельности в образовании.

Анализ реальной практики показывает, что сегодня – в век огромного

потока информации и быстрых перемен – «один в поле не воин», для того

что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности

важны сплоченные действия отдельных педагогов, которые объединены

общими целями и совместный труд.

Социальные

ценности

постижения

механизмов

сплочённости

многомерны. Прежде всего, сплочённость – это специфически социальная

форма интеграции педагогов, а таким образом его целостности и способности

педагогического

коллектива

к

результативным

общим

действиям.

Дезинтеграция является антиподом сплочённости и включает в себя распад

педагогического коллектива, падение его продуктивности, социальности,

дееспособности.

Сплоченность коллектива – это степень его единства, которая

проявляется в единстве убеждений, мнений, традиций, настроений, характере

межличностных отношений и т.д., а так же в единстве практической

деятельности.

С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для

коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов

1

педагогов, а также рост потенциала их взаимосодействия в достижении

личных и общих целей организации. Это обязательно позитивным образом

воздействует на надёжность и результативность коллективной деятельности,

на способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности,

а также находить решение новым проблемам. Сплочённость формирует

предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата,

способствует

сохранению

здоровья

всех

членов

коллектива,

даёт

возможность для самореализации и всестороннего развития. Совместно с

указанными

выше

внутренними

эффектами,

сплочённый

коллектив

активизирует

особое

внешнее

«силовое

поле»

коллективистского

воспитательного воздействия на

другие коллективы и служит для них

своеобразным ориентирующим эталоном. Следовательно, эффект сплочения

носит многогранный характер, является существенным ресурсом роста

социальной

эффективности

общества,

личности,

коллектива

и

их

гуманизации.

Педагогический коллектив – это единство педагогических работников

образовательной

организации,

объединённое

на

основе

общих

мировоззренческих взглядов, воспитательных задач и целей.

Коллективная ответственность за результаты педагогической

деятельности и коллективный характер трудовой деятельности являются

приоритетом для успешного существования педагогического коллектива.

Личное стремление отдельных педагогов достичь желаемых результатов, не

принесут плодов, если нет сплоченности действий, требований в организации

режима дня ДОО, если они не согласованы с действиями других педагогов и

т.д.. Проявление сплоченности у педагогов может быть в общих взглядах,

убеждениях, ценностных ориентациях, но при этом, это не означает, что в

технологии педагогической деятельности должно быть однообразие.

По мнению Л.И. Маленковой, признаками развитого педагогического

коллектива как субъекта педагогической деятельности являются :

1)

владение теоретическими основами личностно-развивающего

2

аспекта образования;

2)

в качестве базовой ценности в коллективе выступает развитие

личности воспитанника;

3)

активность каждого члена коллектива при реализации своей

профессиональной роли и своей функции в достижении общих целей;

4)

сформированность

творческой

позиции

у

педагогов

и

направленность на инновации;

5)

наличие сформированной профессиональной самоорганизации и

способности к саморазвитию у педагогов;

6)

владение коллективной педагогической рефлексией;

7)

готовность

к

коллективному

выполнению

специфических

функций.

Как считает ряд авторов, ведущей коллективистской направленностью

называют сплоченность коллектива при описании его психологических

характеристик.

Величайшему социальному психологу Леону Фестингеру принадлежит

наиболее

употребляемое

и

распространенное

определение

групповой

сплоченности,

заключающейся

в

результативности

всех

сил,

которые

действуют на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней.

Преподаватель

факультета

социологии

Санкт-Петербургского

Государственного университета А.А. Гусалинова определяет сплоченность

коллектива

как

нравственное,

идейное,

интеллектуальное,

волевое

и

эмоциональное единство его членов, которое развивается на основе такой

объективной характеристики, как организационное единство.

В.Е. Семенов рассматривает сплоченность, как характерологический и

существенный признак первичного коллектива, при этом экспериментальные

способы выявления феномена сплоченности связывает с анализом системы

взаимодействия и коммуникации в коллективе.

3

В.С.

Лазарев

в

свою

очередь,

дает

следующее

определение

сплоченного

педагогического

коллектива

это

группа

совместно

работающих педагогов, которые имеют общие образовательные цели,

достижения являются для них так же личностно значимым, и реализующих

структуру

межличностных

взаимодействий

и

взаимоотношений,

способствующих достижению общих целей.

В

педагогической

системе

В.

А.

Сухомлинского

нашли

свое

практическое воплощение идеи развития и сплочения педагогического

коллектива. Опыт образовательных организаций, который изложен в ряде

работ В. А. Сухомлинского, подтвердил правомерность сформулированных

им принципов коллективной организации деятельности педагогов. Он

отметил, что каждый педагогический коллектив в конкретной организации

обладает собственными особенностями. Обмен опытом должен приводить не

к копированию работы той или иной образовательной организации, а к

оценке концепций и идей ее деятельности .

В

работе

Н.В.

Разновой

описаны

характеристики

сплоченного

педагогического коллектива. Далее кратко опишем их.

Во-первых, у каждого члена такого коллектива должно быть чувство

достижения общей цели и готовность работать над ней.

Во-вторых, люди в коллективе должны доверять друг другу и

показывать высокую степень сотрудничества.

В-третьих, нужен свободный обмен разнообразными мнениями по

достижению общих целей.

В-четвертых, энергия не должна быть сконцентрирована на выяснении

отношений и соперничество.

В-пятых, члены сплоченного педагогического коллектива считают себя

неотъемлемой

частью

команды,

являющейся

для

них

существенным

источником как профессионального, так и личностного роста.

Критерии сплоченности коллектива по А.Г. Казаковой:

1.

Продолжительность адаптации в коллективе новых педагогов.

4

2.

Стабильность состава коллектива.

3.

Умение

выходить

из

конфликтной

ситуации

путем

саморегуляции.

4.

Мобильность коллектива в решении каких-либо сложных задач.

5.

Психологический климат в коллективе.

6.

Демократический стиль руководства в организации.

7.

Ритмичность, стабильность работы коллектива при длительном

отсутствии руководителя в организации.

8.

Оценка коллектива со стороны общественности.

Создать сплоченный педагогический коллектив сразу невозможно, на

это необходимо длительное время, поэтому, как правило, выделяют три

стадии в развитии коллектива. Основным из критериев такого развития

считается отношение коллектива к предъявленным требованиям со стороны

руководителя организации.

Первая стадия развития коллектива педагогов характеризуется тем, что

в качестве средства по сплочению выступают требования руководителя к

педаг Во-первых, у каждого члена такого коллектива должно быть чувство

достижения общей цели и готовность работать над ней.

Во-вторых, люди в коллективе должны доверять друг другу и

показывать высокую степень сотрудничества.

В-третьих, нужен свободный обмен разнообразными мнениями по

достижению общих целей.

В-четвертых, энергия не должна быть сконцентрирована на выяснении

отношений и соперничество.

В-пятых, члены сплоченного педагогического коллектива считают себя

неотъемлемой

частью

команды,

являющейся

для

них

существенным

источником как профессионального, так и личностного роста .

Критерии сплоченности коллектива по А.Г. Казаковой :

9.

Продолжительность адаптации в коллективе новых педагогов.

10.

Стабильность состава коллектива.

5

11.

Умение

выходить

из

конфликтной

ситуации

путем

саморегуляции.

12.

Мобильность коллектива в решении каких-либо сложных задач.

13.

Психологический климат в коллективе.

14.

Демократический стиль руководства в организации.

15.

Ритмичность, стабильность работы коллектива при длительном

отсутствии руководителя в организации.

16.

Оценка коллектива со стороны общественности.

Создать сплоченный педагогический коллектив сразу невозможно, на

это необходимо длительное время, поэтому, как правило, выделяют три

стадии в развитии коллектива. Основным из критериев такого развития

считается отношение коллектива к предъявленным требованиям со стороны

руководителя организации.

Первая стадия развития коллектива педагогов характеризуется тем, что

в качестве средства по сплочению выступают требования руководителя к

педагогам. Требования, высказанные в такой форме, которая не допускает

возражений, необходимы на первых порах в каждом коллективе и в любой

организации.

Вторая стадия развития этих требований характеризуется тем, когда на

вашу сторону перешли несколько основных активистов, когда рядом с вами

образуется группа единомышленников, которые сознательно поддерживают

ту, или иную точку зрения.

А третья стадия развития этих требований характеризуется тем, что

требует коллектив, т.е. это результат, вознаграждающий вас за нервный труд

первого периода. Тогда, когда коллектив требует, когда он сбился в

известном

стиле

и

тоне,

деятельность

руководителя

становится

организованной и математически точной .

Воспитание сплоченного педагогического коллектива базируется на

следующей: во-первых, нужно вовлекать всех педагогов в разнообразное и

6

содержательное совместное дело и, во-вторых, нужно стимулировать и

организовывать это дело так, чтобы она объединяла и способствовала

сплочению педагогических работников в работоспособный и дружный

коллектив. Из вышесказанного вытекают два существенных вывода:

1) в качестве основных средств развития сплоченного педагогического

коллектива выступают: разнообразная внерабочая, общественная, культурно-

массовая, трудовая и учебная деятельность педагогов;

2)

при организации указанных в первом пункте видов деятельности,

необходимо применять специальные методики, которые направлены на

воспитание и создание сплоченного педагогического коллектива.

По мнению И.Ф. Харламова, педагогическую основу воспитания

сплоченного педагогического коллектива составляют следующие условия:

– умелое предъявление требований к педагогам;

– организация педагогического самоуправления и воспитание актива

педагогов;

– организация увлекательных перспектив в педагогической, трудовой,

художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

создание

и

развитие

положительных

традиций

коллективной

жизнедеятельности;

– воспитание здорового общественного мнения.

Управление педагогическим коллективом и его развитие – это сложная

и одновременно приоритетная задача каждого руководителя. Как утверждает

Н.В. Разнова, не из любых работников и не всегда, можно создать

сплоченный коллектив. Для этого необходимо выполнение следующих

условий:

– человек, который выполняет свою работу, должен быть специалистом

своего дела и выступать в качестве «эксперта» при решении возлагаемых на

него задач;

таланты

и

совокупный

опыт

педагогических

работников,

сотрудничающих в команде, должны превышать способности и опыт любого

7

из тех, кто работает в одиночку;

– большая часть из членов педагогического коллектива должны иметь

возможность в какой-либо мере воздействовать на принятие выполняемых

ими решений. Это способствует повышению их заинтересованности в общем

деле;

– каждый из педагогов должен обладать склонностями к творчеству,

которые можно использовать систематически, привлекая его к участию в

групповой деятельности .

Анализируя все вышесказанное, в условиях, связанных с развитием

педагогического коллектива, определяющим является его сплоченность,

поэтому первоочередной задачей руководителя ДОО является организация

методической работы по развитию сплоченного педагогического коллектива.

8

9



В раздел образования