Автор: Скоропад Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению
художественной литературы».
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ Детский сад № 69
Скоропад Екатерина Владимировна.
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими
средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все
чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром
телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.
И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок
размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических
средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать,
просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.
Понимая данную проблему, я предложила организовать в нашем дошкольном
учреждении детскую библиотеку для совместного чтения детьми, родителями,
педагогами. Меня поддержали.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении работает детская
библиотека «Читаем вместе». Название не случайно. Именно вместе: дети,
родители и педагоги.
Целью организации работы в библиотеке является приобщение дошкольников к
чтению через сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Для изучения мнения родителей было проведено Анкетирование.
Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях».
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Ваше мнение для нас очень важно.
1.Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?
а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;
в) стеллажи с книгами; г) другое____________________________
2.Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
а) да; б) нет.
3.Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?
а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;
в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________
4.Часто ли вы читаете ребенку книги?
а) каждый день; б) каждый день перед сном;
в) когда попросит; г) иногда.
5.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего
ребенка:___________________________________________________________________
_______________________________________________
6.Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку
произведений:_____________________________________________________________
________________________________________________
7.Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
а) да; б) нет; в) иногда.
8.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
а) да; б) нет; в) не знаю.
9.Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
_____________________________________________________________
10.Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?
а) да; б) нет; в) не знаю.
11.Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
_____________________________________________________________
12.Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
_________________
13.Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?
а) да; б) нет.
Благодарим за сотрудничество!
Слайд 7. Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях»
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Ваше мнение для нас очень важно.
14.Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?
а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;
в) стеллажи с книгами; г) другое____________________________
15.Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
а) да; б) нет.
16.Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?
а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;
в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________
17.Часто ли вы читаете ребенку книги?
а) каждый день; б) каждый день перед сном;
в) когда попросит; г) иногда.
18.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего
ребенка:___________________________________________________________________
_______________________________________________
19.Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку
произведений:_____________________________________________________________
________________________________________________
20.Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
а) да; б) нет; в) иногда.
21.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
а) да; б) нет; в) не знаю.
22.Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
_____________________________________________________________
23.Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?
а) да; б) нет; в) не знаю.
24.Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
_____________________________________________________________
25.Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
_________________
26.Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?
а) да; б) нет.
Благодарим за сотрудничество!
Анализ анкетирования родителей «Организация домашнего чтения в
семьях»
В анкетировании приняли участие 64 семьи.
1 вопрос «Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?»:
- несколько книжных полок -32 человека (50%);
- книжный шкаф – 18 человек (28%);
- стеллажи с книгами – 12 человек (19%);
- нет книг – 2 человека (3%).
2 вопрос «Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка?»:
- да - 61 человек (95%);
- нет – 3 человека (5%).
3 вопрос «Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?»:
- да, часто – 3 человека (5%);
- нет – 61 человек (95%) с указанием различных причин: «есть интернет-ресурс и своя
библиотека, еще рано, достаточно своей литературы, по семейным обстоятельствам, скоро
запишемся, все работают, не было необходимости».
4 вопрос «Часто ли вы читаете ребенку книги?»:
- каждый день -14 человек (22%);
- каждый день перед сном – 15 человек (23%);
- когда попросит – 37 человек (58%);
- иногда – 7 человек (11%);
- нет, сама читает – 1 человек (2%), Саша Никитина, подг.гр.
5 вопрос «Назовите любимые сказки вашего ребенка»:
- сказки, азбука, энциклопедия, книга про животных, библейские рассказы, «Про муравья»
(книга геолога);
- «Куда идет слоненок», «Кошкин дом», «Пароходик», «Теремок», «Волшебник Изумрудного
города». «Винни-пух и все-все-все», «Огниво», «Цветик-семицветик», «Сказка о рыбаке и
золотой рыбке», сказки Чуковского,
«Домовенок Кузя», «Приключения Мюнхгаузена»,
«Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди», Winx, сказки Диснея,
«Про зайчонка Сэнди и Рональда», «Кот в сапогах», «Золушка», сказки Киплинга;
- все, что связано с принцессами;
- все, которые читаем;
- в течение полугода ничего не читала, но сказки на ночь иногда рассказываю;
- названия не запоминаю.
6 вопрос «Назовите несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений»:
- «Уроки тетушки Совы», «Летучий корабль», «Буратино», «Котенок по имени Гав»,
«Крокодил Гена», детские сборники, «Оловянный солдатик», «Все о Мумми-троллях»,
рус.народные сказки,
«Что я видел» Б.Житкова, «Тимур и его команда, «Малахитовая
шкатулка», «Маленький Мук», «Сказка о царевне-лягушке», «Иван-царевич и серый волк»,
«Мальчик-с-пальчик», «Смешарики-азбука», детская развивающая энциклопедия, загадки и
стихотворения, «Снежная королева», «Сказка о глупом мышонка С.Маршака, «Усатый-
полосатый»,
«Маугли»,
«Емеля»,
«Спящая
красавица»,
«Вкусная
каша»,
стихи
Э.Мошковской, «Конек-горбунок», «Чипполино», «Кот Леопольд».
7 вопрос «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?»:
- да -30 человек (47%);
- нет – 2 человека (3%);
- иногда – 32 человека (50%).
8 вопрос «Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?»:
- да – 33 человека (52%);
- нет – 2 человека (3%);
- не знаю – 29 человек (45%).
9 вопрос «Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?»:
-26 человек (41%): Чуковский, Пушкин, Толстой, Барто, Андерсен, Волков, Бажов, Шарль
Перро, Маршак, Носов;
- не знает -38 человек (59%): не уверен, что знает; пока никаких, но будем над этим работать;
я как-то не спрашивала; думаю, не знает, потому что мы не говорим.
10 вопрос «Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?»:
-да – 39 человек (61%);
- нет -4 человека (6%);
- не знаю – 21 человек (33%).
11 вопрос «Выписываете ли вы детские журналы?»:
- да -2 человека (3%) – «Лунтик» и «Кроссворды для детей», «Непоседа»;
- нет -57 человек (89%);
- покупаем журналы в розницу – 5 человек (8%).
12 вопрос «Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?»:
- 2,5 -3 года -2 человека (3%);
- 4- 5 лет – 1 человек (2%);
- 6 -7 лет – 56 человек (88%);
- другое – 5 человек (7%): всему свое время, индивидуально, не знаю, все дети разные, по
желанию.
13 вопрос «Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?»:
- да -12 человек (19%);
- нет -52 человека (81%).
Анализируя анкеты, я пришла к выводу, что родители хотят, чтобы дети
любили читать, воспринимали содержание художественных произведений,
слушали и слышали красоту слова, ритм, видели литературные образы,
эмоционально отзывались на чтение, но, к сожалению, не у всех родителей есть
такая возможность: уделить время для чтения ребенку.
Подготовив необходимую документацию, в январе 2020 года, в нашем
дошкольном учреждении было открытие библиотеки «Читаем вместе».
Это было совместное мероприятие с семьями, детьми и педагогами. Так как
библиотека находится на третьем этаже нашего ДОУ, встречали и провожали
родителей ростовые куклы из детских произведений.
Родители вместе с детьми рассматривали книги библиотеки, репродукции к
детским произведениям, знакомились с новыми детскими писателями и их
произведениями.
Далее родителям было предложено поучаствовать в викторине «Знаете ли Вы
сказки...» Предлагаю вашему вниманию некоторые вопросы.
Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а
Емеля).
Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный
серый… (не Кот, а Волк).
В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не
козлят, а поросят)
Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не
Снегуркой, а Буратино)
У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а
Балда)
Порядок работы библиотеки следующий.
1. Родители могут посещать библиотеку с 16.00 — 18.00 в определенные дни,
вторник, четверг.
2. Книги можно брать с собой домой, а можно читать в библиотеке.
3. Если книгу взяли домой, возвратить ее нужно не позднее двух недель.
Наш библиотечный фонд, это сказки, стихи, познавательная литература,
периодические издания.
Еженедельно организуются выставки, посвященные детским писателям.
Тематические выставки к различным датам.
Наша библиотека пополняется быстрыми темпами. И в этом нам помогаю
родители. Именно по инициативе родителей, появились новые рубрики «Книга
моего детства».
«Ценные экземпляры семейной библиотеки».
За время работы библиотеки проведены следующие мероприятия с родителями:
изготовление
книжек-самоделок,
участие
родителей
в
театрализованной
деятельности совместно с детьми, КВНы, викторины.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и
развитии,
мировоззренческом и нравственном становлении ребенка как
личности и взаимодействие взрослых (педагогов ДОУ и родителей) в этом
процессе является определяющим.
Спасибо за внимание.