Напоминание

"Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы"


Автор: Скоропад Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению

художественной литературы».

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ Детский сад № 69

Скоропад Екатерина Владимировна.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими

средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все

чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром

телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.

И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок

размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических

средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать,

просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.

Понимая данную проблему, я предложила организовать в нашем дошкольном

учреждении детскую библиотеку для совместного чтения детьми, родителями,

педагогами. Меня поддержали.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении работает детская

библиотека «Читаем вместе». Название не случайно. Именно вместе: дети,

родители и педагоги.

Целью организации работы в библиотеке является приобщение дошкольников к

чтению через сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

Для изучения мнения родителей было проведено Анкетирование.

Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях».

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

1.Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами; г) другое____________________________

2.Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да; б) нет.

3.Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________

4.Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном;

в) когда попросит; г) иногда.

5.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего

ребенка:___________________________________________________________________

_______________________________________________

6.Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку

произведений:_____________________________________________________________

________________________________________________

7.Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

8.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

9.Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

_____________________________________________________________

10.Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

11.Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

_____________________________________________________________

12.Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

_________________

13.Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?

а) да; б) нет.

Благодарим за сотрудничество!

Слайд 7. Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

14.Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами; г) другое____________________________

15.Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да; б) нет.

16.Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________

17.Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном;

в) когда попросит; г) иногда.

18.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего

ребенка:___________________________________________________________________

_______________________________________________

19.Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку

произведений:_____________________________________________________________

________________________________________________

20.Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

21.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

22.Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

_____________________________________________________________

23.Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

24.Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

_____________________________________________________________

25.Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

_________________

26.Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?

а) да; б) нет.

Благодарим за сотрудничество!

Анализ анкетирования родителей «Организация домашнего чтения в

семьях»

В анкетировании приняли участие 64 семьи.

1 вопрос «Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?»:

- несколько книжных полок -32 человека (50%);

- книжный шкаф – 18 человек (28%);

- стеллажи с книгами – 12 человек (19%);

- нет книг – 2 человека (3%).

2 вопрос «Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка?»:

- да - 61 человек (95%);

- нет – 3 человека (5%).

3 вопрос «Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?»:

- да, часто – 3 человека (5%);

- нет – 61 человек (95%) с указанием различных причин: «есть интернет-ресурс и своя

библиотека, еще рано, достаточно своей литературы, по семейным обстоятельствам, скоро

запишемся, все работают, не было необходимости».

4 вопрос «Часто ли вы читаете ребенку книги?»:

- каждый день -14 человек (22%);

- каждый день перед сном – 15 человек (23%);

- когда попросит – 37 человек (58%);

- иногда – 7 человек (11%);

- нет, сама читает – 1 человек (2%), Саша Никитина, подг.гр.

5 вопрос «Назовите любимые сказки вашего ребенка»:

- сказки, азбука, энциклопедия, книга про животных, библейские рассказы, «Про муравья»

(книга геолога);

- «Куда идет слоненок», «Кошкин дом», «Пароходик», «Теремок», «Волшебник Изумрудного

города». «Винни-пух и все-все-все», «Огниво», «Цветик-семицветик», «Сказка о рыбаке и

золотой рыбке», сказки Чуковского,

«Домовенок Кузя», «Приключения Мюнхгаузена»,

«Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди», Winx, сказки Диснея,

«Про зайчонка Сэнди и Рональда», «Кот в сапогах», «Золушка», сказки Киплинга;

- все, что связано с принцессами;

- все, которые читаем;

- в течение полугода ничего не читала, но сказки на ночь иногда рассказываю;

- названия не запоминаю.

6 вопрос «Назовите несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений»:

- «Уроки тетушки Совы», «Летучий корабль», «Буратино», «Котенок по имени Гав»,

«Крокодил Гена», детские сборники, «Оловянный солдатик», «Все о Мумми-троллях»,

рус.народные сказки,

«Что я видел» Б.Житкова, «Тимур и его команда, «Малахитовая

шкатулка», «Маленький Мук», «Сказка о царевне-лягушке», «Иван-царевич и серый волк»,

«Мальчик-с-пальчик», «Смешарики-азбука», детская развивающая энциклопедия, загадки и

стихотворения, «Снежная королева», «Сказка о глупом мышонка С.Маршака, «Усатый-

полосатый»,

«Маугли»,

«Емеля»,

«Спящая

красавица»,

«Вкусная

каша»,

стихи

Э.Мошковской, «Конек-горбунок», «Чипполино», «Кот Леопольд».

7 вопрос «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?»:

- да -30 человек (47%);

- нет – 2 человека (3%);

- иногда – 32 человека (50%).

8 вопрос «Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?»:

- да – 33 человека (52%);

- нет – 2 человека (3%);

- не знаю – 29 человек (45%).

9 вопрос «Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?»:

-26 человек (41%): Чуковский, Пушкин, Толстой, Барто, Андерсен, Волков, Бажов, Шарль

Перро, Маршак, Носов;

- не знает -38 человек (59%): не уверен, что знает; пока никаких, но будем над этим работать;

я как-то не спрашивала; думаю, не знает, потому что мы не говорим.

10 вопрос «Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?»:

-да – 39 человек (61%);

- нет -4 человека (6%);

- не знаю – 21 человек (33%).

11 вопрос «Выписываете ли вы детские журналы?»:

- да -2 человека (3%) – «Лунтик» и «Кроссворды для детей», «Непоседа»;

- нет -57 человек (89%);

- покупаем журналы в розницу – 5 человек (8%).

12 вопрос «Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?»:

- 2,5 -3 года -2 человека (3%);

- 4- 5 лет – 1 человек (2%);

- 6 -7 лет – 56 человек (88%);

- другое – 5 человек (7%): всему свое время, индивидуально, не знаю, все дети разные, по

желанию.

13 вопрос «Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?»:

- да -12 человек (19%);

- нет -52 человека (81%).

Анализируя анкеты, я пришла к выводу, что родители хотят, чтобы дети

любили читать, воспринимали содержание художественных произведений,

слушали и слышали красоту слова, ритм, видели литературные образы,

эмоционально отзывались на чтение, но, к сожалению, не у всех родителей есть

такая возможность: уделить время для чтения ребенку.

Подготовив необходимую документацию, в январе 2020 года, в нашем

дошкольном учреждении было открытие библиотеки «Читаем вместе».

Это было совместное мероприятие с семьями, детьми и педагогами. Так как

библиотека находится на третьем этаже нашего ДОУ, встречали и провожали

родителей ростовые куклы из детских произведений.

Родители вместе с детьми рассматривали книги библиотеки, репродукции к

детским произведениям, знакомились с новыми детскими писателями и их

произведениями.

Далее родителям было предложено поучаствовать в викторине «Знаете ли Вы

сказки...» Предлагаю вашему вниманию некоторые вопросы.

Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а

Емеля).

Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный

серый… (не Кот, а Волк).

В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не

козлят, а поросят)

Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не

Снегуркой, а Буратино)

У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а

Балда)

Порядок работы библиотеки следующий.

1. Родители могут посещать библиотеку с 16.00 — 18.00 в определенные дни,

вторник, четверг.

2. Книги можно брать с собой домой, а можно читать в библиотеке.

3. Если книгу взяли домой, возвратить ее нужно не позднее двух недель.

Наш библиотечный фонд, это сказки, стихи, познавательная литература,

периодические издания.

Еженедельно организуются выставки, посвященные детским писателям.

Тематические выставки к различным датам.

Наша библиотека пополняется быстрыми темпами. И в этом нам помогаю

родители. Именно по инициативе родителей, появились новые рубрики «Книга

моего детства».

«Ценные экземпляры семейной библиотеки».

За время работы библиотеки проведены следующие мероприятия с родителями:

изготовление

книжек-самоделок,

участие

родителей

в

театрализованной

деятельности совместно с детьми, КВНы, викторины.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и

развитии,

мировоззренческом и нравственном становлении ребенка как

личности и взаимодействие взрослых (педагогов ДОУ и родителей) в этом

процессе является определяющим.

Спасибо за внимание.



В раздел образования