Напоминание

Учебный предмет "Сольфеджио"


Автор: Шешина Вера Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО города Кызыла "Детская школа искусств им. Н. Рушевой"
Населённый пункт: Республика Тыва, город Кызыл
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Учебный предмет "Сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Кызыла «Детская школа искусств имени Нади Рушевой»

Дополнительная общеразвивающая

программа в области музыкального искусства «Фортепиано»,

«Народные инструменты», «Сольное пение(академический вокал)»

Учебный предмет: Сольфеджио

Срок обучения 3 года

Составитель: Шешина В.Н.,

преподаватель

теоретических дисциплин

Кызыл-2021

1

Содержание

I.

Пояснительная записка………………………………………………3

- характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;

- структура программы учебного предмета;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цель и задачи учебного предмета;

- методы обучения

- описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;

- оснащение занятий

-примерные условия реализации данной программы

II.

Содержание учебного предмета……………………………………….7

- формы работы на уроках сольфеджио;

-распределение учебного материала по годам обучения;

- учебно-тематический план со сведениями о затратах учебного

времени;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………..25

IV. Формы и методы контроля, система оценок……………………….25

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки;

- контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса………………………27

-методические рекомендации педагогическим работникам по основным

формам

работы;

-рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы………..36

-основная литература;

-дополнительная литература;

-методическая литература;

-рекомендуемый музыкальный репертуар.

2

I. Пояснительная записка

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе

"Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности при реализации общеразвивающих программ в области

искусств", направленных письмом Министерства культуры Российской

Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также на основе рабочей

учебной программы «Сольфеджио» Мишиной Е.Л.,

проекта

учебной

программы «Сольфеджио», рекомендованной Министерством культуры РФ и

с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.

Учебный предмет «Сольфеджио» является обязательным учебным

предметом

в

детских

школах

искусств,

реализующих

программы

предпрофессионального

и

общеразвивающего

обучения.

Предмет

«Сольфеджио» с трехлетним сроком обучения завершается итоговым

контрольным уроком.

Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные, как слух,

память, ритм, помогают выявлению творческих способностей учеников,

знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с

другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,

формированию

музыкального

вкуса,

пробуждению

любви

к

музыке.

Учитывая национальные и региональные традиции, в список литературы

были включены учебные пособия «Сольфеджио на материале музыки Тувы»

З.К. Казанцевой и «Чтение с листа» - на материале песенного творчества Р.

Кенденбиля – М. М. Лопсан, которые рекомендуются применять на уроках

сольфеджио.

Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и

навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, по

музыкальной литературе и хору.

2. Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки учащихся;

3

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета»

3. Объем учебного времени

предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на

реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1

Классы

1 - 3

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

210

Количество часов на аудиторные занятия

157,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

52,5

Таблица 2

Классы

1

2

3

Продолжительность

учебных занятий (в неделях)

35

35

35

Количество часов на

аудиторные занятия

1,5

1,5

1,5

Общее количество часов на

аудиторные занятия

157,5

Количество часов на

самостоятельную работу в

неделю

0,5

0,5

0,5

Общее количество часов на

самостоятельную работу

52,5

4

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Сольфеджио» проводится в

форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

5. Цели и задачи учебного предмета «Сольфеджио»

Цели:

-развитие

музыкально-творческих

способностей

учащегося

на

основе

приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки;

Задачи:

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на

развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма,

музыкального

восприятия

и

мышления,

художественного

вкуса,

формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной

музыкальной терминологией;

- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным

материалом.

6. Методы обучения

-метод развивающего обучения;

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный

(использование

пособий

«Столбица»,

«Подвижная

нота»,

дидактические карточки, ритмокарточки, таблицы аккордов и интервалов,

принадлежности для дидактических игр);

-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов);

-практический;

-проблемно-поисковый;

-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических

игр);

-научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального

опроса);

-эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественных

впечатлений);

-концентрический метод изучения теоретических сведений.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

5

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Реализация

программы

учебного

предмета

«Сольфеджио»

обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается

печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-

методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также

изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными

изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых

произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету

«Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные

аудитории,

предназначенные

для

реализации

учебного

предмета

«Сольфеджио»,

оснащаются

пианино

или

роялями,

звуковоспроизводящим

и

мультимедийным

оборудованием,

учебной

мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами,

шкафами),

оформляются

наглядными

пособиями.

Учебные

аудитории

должны иметь звукоизоляцию.

8. Оснащение занятий

С по 3 классы активно используется наглядный материал – карточки с

римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая

строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и

аккордов.

Возможно

использование

звукозаписывающей

аппаратуры

для

воспроизведения

тембровых

диктантов,

прослушивания

музыкального

фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический

материал

подбирается

педагогом

на

основе

существующих методических пособий в данном учебном учреждении,

учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также

разрабатывается педагогом самостоятельно.

9. Примерные условия реализации данной программы

-наличие учебных групп (согласно учебным планам);

-наличие учебных пособий для учащихся;

-наличие методической литературы для преподавателей;

-наличие наборов шумовых инструментов;

-наличие фоно - и - аудиотеки;

-наличие дидактического раздаточного материала;

6

-осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому

классу, музыкальной литературе;

-соблюдение межпредметных связей;

-сотрудничество разных учебных заведений (в том числе, музыкальных),

обмен опытом;

-активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио,

самообразование педагогов.

II.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический

план

содержит

примерное

распределение

учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения.

Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из

особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся

педагогических традиций.

1. Формы работы на уроках сольфеджио

-пение вокально-интонационных упражнений;

-сольфеджирование

музыкальных

примеров

в

одно

и

двухголосном

изложении, в том числе и с листа;

-интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;

-слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;

-метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);

-различные

виды

творческих

работ:

подбор

басового

голоса,

аккомпанемента,

сочинение

мелодии

на

заданный

ритм

или

текст,

досочинение ответных фраз, сочинение периодов и т.д.;

-транспонирование;

- игра на инструменте.

2. Распределение учебного материала по годам обучения

Первый год обучения

Вокально-интонационные навыки

-умение правильно брать дыхание, добиваться чистой интонации и четкой

артикуляции;

-пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным

расширением диапазона;

-пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок,

тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью

звуков);

-мажорного и минорного трезвучия от звуков;

7

-пение в унисон;

Сольфеджирование и пение с листа

-пение несложных песен с текстом (с сопровождением и без него);

-транспонирование песенок от разных звуков;

-нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз,

поступенные ходы;

-скачков на тонику и опевание устойчивых ступеней;

Воспитание чувства метроритма

-ощущение равномерности пульсирующих долей;

-осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

-повторение ритмического рисунка;

-навыки тактирования;

-сольмизация музыкальных примеров;

-исполнение простейших ритмических партитур (в сопровождении

фортепиано и без него).

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

-определение на слух и осознание характера музыкального произведения,

лада, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

-отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;

Музыкальный диктант

-подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и

воспроизведение её на нейтральный слог;

-письменные упражнения для выработки навыков нотописания;

-запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;

-мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях;

-фотодиктант.

Воспитание творческих навыков

-допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных

тональностях;

-подбор по слуху знакомых мелодий от разных звуков и в пройденных

тональностях;

-рисунки к прослушанным произведениям;

-сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм или текст;

-сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным

произведениям.

Теоретические сведения

-звуки (низкие, средние, высокие).

-звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание;

8

-цифровое обозначение ступеней;

-устойчивость и неустойчивость;

-тоника, тоническое трезвучие, тональность.

-ритмические длительности (основные) целые, половинные, четвертные,

восьмые;

-скрипичный и басовый ключи;

-ноты 1-й, 2-й, малой октавы;

-метр, ритм, размер, такт и тактовая черта;

-Размер 2/4,3/4, 4/4;

-тон, полутон, строение мажорной и минорной гаммы;

-диез, бемоль, бекар;

-паузы (восьмая, четвертная).

-тональности – С, G, D, F, а (натуральный вид, гармонический).

Прогнозируемый результат

по окончании первого класса учащийся должен:

-узнавать на слух музыку пройденных песен или пьес, кратко их

характеризовать;

-интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;

-знать необходимый теоретический материал;

-прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм

ритмослогами и записать его;

-петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-написать несложный ритмический или мелодический диктант в объёме 2-4

тактов;

-определять на слух в музыкальных примерах размеры – 2/4 и ¾.

1 класс

Таблица 3

№ Наименование тем

Общий объем времени (в часах)

Вид

учебного

занятия

Самостояте

льная

работа

Аудиторные

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

1

Знакомство с

предметом, с

группой. Высокие,

низкие звуки.

Регистры.

Восходящее,

нисходящее

урок

0,5

1,5

2

9

движение мелодии

2

Знакомство с

клавиатурой,

октавами

урок

0,5

1,5

2

3

Нотный стан.

Скрипичный ключ.

Ноты первой

октавы

урок

0,5

1,5

2

4

Длительности:

четверть, восьмые

урок

0,5

1,5

2

5

Доля, пульс.

Сильные и слабые

доли. Тактовая

черта. Акцент

урок

0,5

1,5

2

6

Размер 2/4.

Ритмические

упражнения.

Паузы восьмые и

четвертные

урок

0,5

1,5

2

7

Текущий контроль

в конце первой

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

8

Лад. Тональность.

Тоника. Звукоряд

урок

0,5

1,5

2

9

Гамма.

Тональность «До

мажор». Цифровое

обозначение

ступеней

урок

0,5

1,5

2

10

Устойчивые и

неустойчивые

ступени.

Разрешение.

Вводные звуки.

Опевание ступеней

урок

0,5

1,5

2

11

Аккорд.

Тоническое

урок

0,5

1,5

2

10

трезвучие в

мелодическом и

гармоническом

звучании (понятие)

12

Знаки альтерации:

диез, бемоль.

Ключевые и

случайные знаки.

Тон, полутон

урок

0,5

1,5

2

13

Строение

мажорной гаммы.

Тональность «Соль

мажор»

урок

0,5

1,5

2

14

Подготовка к

контрольному

уроку

урок

0,5

1,5

2

15

Текущий контроль

в конце второй

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

16

Ноты второй

октавы

0,5

1,5

2

17

Длительность:

половинная, целая.

Паузы: восьмая,

четвертная,

половинная, целая

урок

0,5

1,5

2

18

Тональность «Фа

мажор»

урок

0,5

1,5

2

19

Басовый ключ,

ноты малой октавы

урок

0,5

1,5

2

20

Размер: 3/4

урок

0,5

1,5

2

21

Половинная с

точкой в размере

3/4

урок

0,5

1,5

2

22

Тональность «Ре

мажор»

урок

0,5

1,5

2

11

23

Тональность «Ля

минор»

(натуральный вид).

Параллельные

тональности

урок

0,5

1,5

2

24

Сопоставление

мажора и минора

на примере песен.

Строение

минорного лада

урок

0,5

1,5

2

25

Текущий контроль

в конце третьей

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

26

Затакт: две

восьмые.

Ритмические

партитуры.

Шумовой оркестр

урок

0,5

1,5

2

27

Размер 4/4

урок

0,5

1,5

2

28

Интервалы.

Понятие, умение

строить от разных

звуков

урок

0,5

1,5

2

29

Транспонирование.

Интервалы

урок

0,5

1,5

2

30

Тональность «ми

минор».

Интервалы

урок

0,5

1,5

2

31

Трезвучие

урок

0,5

1,5

2

32

Тональность «си

минор». Три вида

минора

урок

0,5

1,5

2

33

Обобщающее

занятие.

Подготовка к

контрольному

урок

1

3

4

12

уроку по всему

материалу.

34

Промежуточный

контроль

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

Итого

общее количество часов в год 70

35 учебных недель

Второй год обучения

Вокально-интонационные навыки

Пение:

-гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок,

тетрахордов;

-тона и полутона на слог и с названием звуков;

-пройденных интервалов попевками и нотами;

-простейших секвенций;

-мажорного и минорного трезвучий в ладу и от звуков.

Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

-несложных песен с текстом с сопровождением и без него;

-с листа простейших мелодий с названием звуков, с тактированием;

-простейших двухголосных песен, с пением второго голоса преподавателем

или инструментальной поддержкой;

-чередование пения «вслух» и про «себя», поочерёдное пение по фразам

(группами или индивидуально);

-транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;

-нотных примеров с тактированием и дирижированием (для продвинутых

групп), включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные

ходы, скачки на тонику и опевание;

-ритмические длительности в размерах 2/4, ¾, 4/4 и новые: четверть с точкой

и восьмая.

Воспитание чувства метроритма

-навыки дирижирования в размере 2/4, 3/4, 4/4;

-повторение данного ритмического рисунка на слоги;

-простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по

записанному нотному тексту, ритмическим таблицам, карточкам;

13

-узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-воспроизведение ритмического остинато;

-ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям или музыкальным

фрагментам, исполняемым педагогом, с использованием пройденных

длительностей;

-разучивание и чтение простейших ритмических партитур с сопровождением

или без него (группами);

-запись ритмического рисунка мелодии или ритма (в размерах 2/4,3/4).

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание

-в прослушанном произведении характера, лада (мажор и минор двух видов),

размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков,

интонаций пройденных интервалов;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического

трезвучия, сочетания отдельных ступеней;

-мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом

звучании;

-пройденных интервалов в мелодическом виде (вверх и вниз), в

гармоническом звучании.

Музыкальный диктант

-запись мелодий, выученных на слух;

-диктант с предварительным разбором;

-письменный диктант в объёме 4-8 тактов, с использованием пройденных

мелодических оборотов, повторными фразами, с использованием

пройденных ритмических групп (четверть и восьмые);

-запись мелодий, подобранных на фортепиано;

-фото-диктант.

Воспитание творческих навыков

-допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;

-импровизация мелодий на заданный текст и ритм;

-сочинение мелодических вариантов фразы;

-подбор баса к выученным мелодиям;

-запоминание и запись сочинённых мелодий, попевок;

-рисунки к прослушанным произведениям.

Теоретические сведения

-параллельные тональности;

-натуральный, гармонический вид минора;

14

-тональности: До мажор, Соль мажор, Фа мажор ,Ре мажор (повтор),Си-

бемоль мажор, ля минор, ми минор, ре минор;

-интервалы (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8);

-секвенция;

-трезвучие;

-ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре

шестнадцатых;

-затакт восьмая и две восьмые;

-паузы (половинная, целая).

Прогнозируемый результат

По окончании второго класса учащийся должен:

-петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-интонационно чисто петь пройденные гаммы, мелодические обороты и

упражнения;

-знать необходимый теоретический материал;

-написать несложный мелодический или ритмический диктант в объёме 4-8

тактов;

-прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, записать его;

-петь отдельные звуки в интервале;

-допевать до тоники незавершённую короткую фразу.

Таблица 4

2 класс

№ Наименование тем

Общий объем времени (в часах)

Вид

учебного

занятия

Самостоятел

ьная работа

Аудиторные

занятия

Максималь

ная учебная

нагрузка

1

Повторение

материала за

первый класс

урок

0,5

1,5

2

2

Нотная грамота,

длительности

урок

0,5

1,5

2

3

Интервалы

урок

0,5

1,5

2

4

Тональности До

мажор, Соль

урок

0,5

1,5

2

15

мажор, Ре мажор

5

Ладовое тяготение.

Тональности Фа

мажор, Си-бемоль

мажор

урок

0,5

1,5

2

6

Чистые интервалы.

Построение от

звуков,

разучивание

попевок

урок

0,5

1,5

2

7

Текущий контроль

в конце первой

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

8

Диссонирующие

интервалы.

Построение от

звуков

урок

0,5

1,5

2

9

Ритмическая

группа: четверть с

точкой и восьмая.

Ритмические

упражнения

урок

0,5

1,5

2

10

Параллельные

тональности.

Тональности ля

минор, ре минор (з

вида)

урок

0,5

1,5

2

11

Шестнадцатые

урок

0,5

1,5

2

12

Группировка нот в

размере 4/4

урок

0,5

1,5

2

13

Повторение

пройденного

материала.

Подготовка к

контрольному

уроку.

Проигрывание на

ф-но элементов

урок

1

3

4

16

музыкального

языка

14

Текущий контроль

в конце второй

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

15

Малые и большие

интервалы.

Построение от

звуков

урок

0,5

1,5

2

16

Разучивание

попевок

интервалов,

определение их на

слух

урок

0,5

1,5

2

17

Мотив. Фраза.

Секвенция.

Транспонирование

урок

0,5

1,5

2

18

Тональности ми

минор, си минор (3

вида)

урок

0,5

1,5

2

19

Размер 4/4

урок

0,5

1,5

2

20

Ритмическая

группа: четверть с

точкой и восьмая в

размере 4/4

урок

0,5

1,5

2

21

Творческие

задания

урок

0,5

1,5

2

22

Строение

мажорного и

минорного

трезвучий

урок

0,5

1,5

2

23

Проигрывание на

ф-но элементов

музыкального

языка

урок

0,5

1,5

2

24

Текущий контроль

контроль

0,5

1,5

2

17

ный урок

25

Ритмические

упражнения в

пройденных

размерах,

ритмические

каноны

урок

0,5

1,5

2

26

Повторение

материала третьей

четверти

урок

0,5

1,5

2

27

Тональность соль

минор (3 вида)

урок

0,5

1,5

2

28

Ритмическая

группа четыре

шестнадцатых.

Ритмические

партитуры.

Шумовой оркестр

урок

0,5

1,5

2

29

Главные ступени

лада. Построение,

игра, пение

урок

0,5

1,5

2

30

Главные трезвучия

лада. Построение,

игра, пение.

урок

0,5

1,5

2

31

Анализ

музыкального

текста

урок

0,5

1,5

2

32

Подготовка к

контрольному

уроку по всему

материалу.

Проигрывание на

ф-но элементов

музыкального

языка

урок

1

3

4

33

Промежуточный

контроль

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

18

Итого

Общее количество часов в год 70

35 учебных недель

Третий год обучения

Вокально-интонационные навыки

Пение

-мажорных и минорных гамм (3 вида);

-мажорного и минорного трезвучия;

-упражнений на обращение трезвучий;

-тонического трезвучия с обращениями, ступеней лада, мелодических

оборотов в пройденных тональностях;

-устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением;

-пройденных интервалов от звука вверх и вниз (секунды, терции, чистая

кварта, квинта, октава);

-мелодий в переменном ладу.

Сольфеджирование и пение с листа

Пение

-песен в пройденных тональностях на слух и по нотам (с названием звуков

или с текстом) с дирижированием в размерах 2/4,3/4;

-с листа простейших мелодий в пройденных тональностях с движением по

звукам тонического трезвучия, его обращений, с интонациями пройденных

интервалов;

-транспонирование простых попевок ступеневым способом в пройденные

тональности;

-ритмические группы: четверть и две восьмые, четверть с точкой и восьмая,

четыре шестнадцатых

в размерах 2/4,3/4,4/4.

Воспитание чувства метроритма

-ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;

-затакты: четверть, восьмая¸ две восьмые;

-проработка размеров 2/4,3/4,4/4;

-продолжение работы над остинато, ритмическим аккомпанементом,

ритмическим каноном;

-простукивание ритмического рисунка;

-ритмические диктанты;

-навыки дирижирования в размерах 2/4,3/4, 4/4.

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

19

Определение на слух и осознание:

-в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера,

количества фраз, лада (включая переменный), размера, темпа, ритмических

особенностей, динамических оттенков;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического

трезвучия и его обращений в мажоре и миноре, интонаций пройденных

интервалов, опевание устойчивых ступеней;

-пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, взятых

от звука, в сопоставлении секунды-терции, кварта-квинта;

-трезвучий одноименных тональностей.

Музыкальный диктант

-с разбором;

-различные виды устного диктанта;

-запись выученных мелодий;

-письменный диктант в пройденных тональностях (объём 4-8 тактов) в

размерах 2/4,3/4, включающий пройденные мелодические обороты,

ритмические группы, поступенное движение, скачки на устойчивые ступени,

повторность фраз;

-затакт;

-паузы: восьмые.

Воспитание творческих навыков

Импровизация

-мелодии (песни) на заданный ритм;

-мелодии (песни) на заданный текст;

Сочинение

-мелодических и ритмических вариантов фразы;

-мелодий различного характера, жанра (песня, вальс, полька);

-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, обращений

тонического трезвучия;

-подбор простого ритмического аккомпанемента;

-допевание мелодии, досочинение до тоники;

-рисунки, стихи.

Теоретические сведения

-мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе;

-переменный лад;

-обращение интервала;

-главные трезвучия лада;

- обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд;

20

- ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в

размерах 2/4, 3/4, 4/4;

-ритмический канон;

- тоническое трезвучие с обращениями;

-размер 3/8 (на усмотрение преподавателя).

Прогнозируемый результат

По окончании третьего класса учащийся должен

-интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы, аккорды;

-интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с листа;

-знать необходимый теоретический материал;

-написать несложный мелодический или ритмический диктант в объёме 4-8

тактов;

-использовать полученные теоретические знания на практике.

3 класс

Таблица 5

№ Наименование

тем

Общий объем времени (в часах)

Вид

учебного

занятия

Самостоятель

ная работа

Аудиторные

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

1

Повторение

материала

второго класса.

урок

0,5

1,5

2

2

Тональности до

двух знаков.

Параллельные

тональности и

их нахождение.

Три вида

минора

(повторение)

урок

0,5

1,5

2

3

Пройденные

ритмы

урок

0,5

1,5

2

4

Интервалы с

качественной

величиной

урок

0,5

1,5

2

5

Главные

ступени и

трезвучия лада.

Проигрывание

урок

0,5

1,5

2

21

на ф-но

пройденных

элементов

музыкального

языка

6

Тональность Ля

мажор

урок

0,5

1,5

2

7

Текущий

контроль в

конце первой

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

8

Ритмические

группы:

четверть с

точкой и

восьмая,

четыре

шестнадцатых

в пройденных

размерах

(повтор).

Группировка

урок

0,5

1,5

2

9

Обращение

интервалов

урок

0,5

1,5

2

10

Тональность

«фа-диез

минор» (три

вида)

урок

0,5

1,5

2

11

Ритмическая

группа:

восьмая и две

шестнадцатых

урок

0,5

1,5

2

12

Проигрывание

на ф-но

пройденных

элементов

музыкального

языка.

Ритмические

партитуры

урок

0,5

1,5

2

13

Подготовка к

контрольному

уроку по

материалу

урок

1

3

4

22

первого

полугодия

14

Текущий

контроль по

материалу

первого

полугодия

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

15

Работа над

ошибками

урок

0,5

1,5

2

16

Обращения

тонического

трезвучия.

урок

0,5

1,5

2

17

Ритмический

рисунок: две

шестнадцатых

и восьмая.

Ритмические

партитуры.

Шумовой

оркестр

урок

0,5

1,5

2

18

Обращение

интервалов

урок

0,5

1,5

2

19

Размер: 3/8.

Ритмические

группы в нем,

группировка

нот в размере

3/8

урок

0,5

1,5

2

20

Ритмический

канон

урок

0,5

1,5

2

21

Обращение

субдоминанты

урок

0,5

1,5

2

22

Обращение

доминанты.

Проигрывание

на фортепиано

урок

0,5

1,5

2

23

Повторение

пройденного

материала.

Проигрывание

на ф-но

элементов

музыкального

языка

урок

0,5

1,5

2

23

24

Текущий

контроль в

конце третьей

четверти

контроль

ный урок

0,5

1,5

2

25

Работа над

ошибками

урок

0,5

1,5

2

26

Урок

творчества.

Сочинение

мелодий на

заданный

ритм(использов

ание

пройденных

ритмических

групп в

пройденных

размерах)

урок

0,5

1,5

2

27

Тональность

Ми-бемоль

мажор

урок

0,5

1,5

2

28

Тональность до

минор

урок

0,5

1,5

2

29

Обращения

трезвучий в

пройденных

тональностях

урок

0,5

1,5

2

30

Анализ

музыкальных

отрывков.

урок

0,5

1,5

2

31

Ритмические

партитуры,

каноны в

пройденных

размерах.

Группировка

нот в

пройденных

размерах

урок

0,5

1,5

2

32

Подготовка к

контрольному

уроку по всему

материалу.

Проигрывание

урок

1

3

4

24

на ф-но

элементов

музыкального

языка

33

Итоговая

аттестация

2

Итого:

Общее количество часов в год 70

35 учебных недель

III. Требования к уровню подготовки выпускника

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио»

является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и

навыков:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий

наличие у обучающегося сформированного звуковысотного музыкального

слуха и памяти, чувства лада, метроритма, в том числе:

первичные теоретические знания, знание музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры,

слышать и анализировать интервальные цепочки (3-4 интервала);

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на

инструменте, запись по слуху и т.п.).

умения осуществлять элементарный анализ нотного текста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестации: установить соответствие достигнутого учеником

уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным

требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль

осуществляется регулярно преподавателем на

уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную

организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются

качество

выполнения

предложенных

заданий,

инициативность

и

самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы

продвижения

ученика.

Особой

формой

текущего

контроля

является

контрольный урок в конце каждой четверти.

25

Промежуточный контроль

– контрольный урок в конце каждого

учебного года.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.

Виды и содержание контроля:

устный

опрос

(индивидуальный

и

фронтальный),

включающий

основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров,

чтение с листа, слуховой анализ интервалов и интонационные упражнения;

самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта,

слуховой анализ, выполнение теоретического задания.

1.Критерии оценки

Уровень

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

должен

соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в

полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует

приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к

ученику может выражаться в разном по сложности материале при

однотипности

задания.

Для

аттестации

учащихся

используется

дифференцированная 5-балльная система оценок.

Музыкальный диктант

Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без

ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний.

Возможны

небольшие

недочеты

(не

более

двух)

в

группировке

длительностей.

Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в

пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3

ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое

количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан

полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний,

допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии,

ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но

больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в

пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено

большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и

ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем

наполовину.

26

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ:

Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа,

правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие

погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в

дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией,

замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, невладение

интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

2.Примерные требования на итоговом экзамене в 3 классе

Письменно:

-записать

самостоятельно

музыкальный

диктант,

соответствующий

требованиям настоящей программы. Уровень сложности диктанта может

быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности

внутри одной группы.

Устно:

-индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм

работы, но уровень трудности музыкального материала может быть

различным:

- пение пройденных гамм, отдельных ступеней;

- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз;

- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз;

- пение пройденных аккордов и интервалов в тональности;

- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;

-чтение одноголосного примера с листа;

- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.

Методические рекомендации педагогическим работникам по

основным формам работы

Вокально-интонационные навыки

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются

вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов,

секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Данная форма работы

помогает

развитию

музыкального

слуха

(ладового,

гармонического,

27

внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа,

записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность практически

закрепить теоретические сведения, которые обучающиеся получают на

уроках сольфеджио.

При

работе

над

интонационными

упражнениями

педагог

должен

внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя,

свободное

дыхание,

умение

петь

распевно,

легато).

Как

и

при

сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные

упражнения хором или группами, затем переходить к индивидуальному

исполнению.

Интонационные

упражнения

вначале

выполняются

в

умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем

интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения

следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым

интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных),

отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических

оборотов,

тональных

секвенций,

интервалов

и

аккордов

в

ладу

с

разрешением и т.д.

Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада

можно

использовать

элементы

существующих

современных

систем

начального музыкального образования: показ ступеней по болгарской

столбице,

ручными

знаками

из

венгерской

системы

относительной

сольмизации, а также некоторые другие приёмы (числовой показ ступеней

пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами,

обозначающими порядковый номер ступени и т.д.).

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя,

ансамбля

и

как

подготовительные

упражнения

к

многоголосному

сольфеджированию

необходимо

пропевать

интервалы,

аккорды

и

их

последовательности в гармоническом звучании.

Параллельно

с

ладовыми

упражнениями

следует

систематически

заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и

гармоническом виде) от заданного звука.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют вначале

урока, при распевании или перед сольфеджированием. Не следует уделять им

слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания

основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений

могут служить фрагменты из музыкальной литературы, а также упражнения,

составленные педагогом.

28

Сольфеджирование и пение с листа

Сольфеджирование является основной формой работы по предмету

сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие

навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному

тексту, воспитание чувства лада.

Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения.

При

сольфеджировании

следует

добиваться

чистого,

стройного,

выразительного пения по нотам (в начале - выученных на слух мелодий, в

дальнейшем - незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен

обращать внимание на правильность и чёткость дирижёрского жеста

обучающегося. С первых уроков необходимо следить за правильным

звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку

обучающихся при пении.

Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся

младших классов («до первой октавы - «ми» второй октавы). В старших

классах его можно расширить. Встречаются обучающиеся с ограниченным

голосовым

диапазоном.

Следует

систематически

работать

над

его

расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях

целесообразно

менять

тональность

исполняемого

произведения,

транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном учащихся.

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a

capella).

Не

рекомендуется

дублировать

исполняемую

мелодию

на

фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах

при

потере

ощущения

лада

можно

поддержать

пение

ученика

гармоническим сопровождением. Но, наряду с пением без сопровождения,

необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с

текстовым и фортепианным сопровождением.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует

вводить элементы двухголосных примеров.

Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение

мелодий незнакомых мелодий.

Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу

момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта,

ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей,

умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи.

Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность

чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.

29

В

процессе

работы

особое

внимание

следует

уделять

развитию

внутреннего

слуха

(научить

учащихся

мысленно

представить

себе

написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

В

процессе

развития

навыка

пения

с

листа

следует

добиваться

осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического

пения от ноты к ноте, следует обучать ученика всё время смотреть по

нотному тексту как бы вперёд и петь без остановок, не теряя ощущение

конкретной тональности.

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать,

проанализировать. В младших классах учащиеся это делают совместно с

педагогом, в старших - самостоятельно. Анализу должны подвергаться

структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В

качестве

подготовительного

упражнения

можно

использовать

приём

сольмизации (проговаривание названия звуков в ритме).

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной

тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной

тональности свободную гармоническую последовательность (несколько

аккордов, утверждающих данную тональность).

Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в

классе. В них должны преобладать знакомые обучающимся мелодические и

ритмические обороты. Очень важно уделять внимание художественной

ценности примеров, доступности для данного возраста, стилистическому

разнообразию.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в

младших классах, следует проводить большей частью коллективно, группами

и лишь потом переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование

выученных мелодий в другие тональности, транспонирование с листа

незнакомых мелодий.

Воспитание чувства метроритма

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие

ладово-интонационных навыков.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде

работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.). Но для более

успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и

отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в

30

изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические

упражнения.

При

подборе

первоначальных

ритмических

упражнений

следует

опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с

двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются

первоначальные представления детей о длительностях (четверть - «шаг»,

восьмые - «бег»).

К ритмическим упражнениям также относятся:

-простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии;

-

простукивание

(карандашом,

хлопками,

на

ударных

инструментах)

ритмического рисунка, исполненного педагогом;

-простукивание ритмического рисунка, записанного на доске;

-по специальным карточкам, по нотной записи;

-проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без

него;

-ритмическое остинато, аккомпанемент к песням;

-чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных

инструментах;

- ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или

ритмического рисунка, исполненного другим способом).

Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог

может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые.

Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, обороты должны

быть

прежде

всего

восприняты

эмоционально,

затем

практически

проработаны, лишь потом дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование,

но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на

начальном этапе представляет для учащегося значительную трудность.

Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим

равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при

этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема

жестов.

Вначале

лучше работать

над дирижёрским

жестом

при

пении

знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной

формой работы над развитием музыкального слуха обучающихся. Всякое

31

осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить

учащихся правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт

необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных

музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами

работы (интонационными упражнениями,

пеним

с

листа,

творческой

работой, диктантом).

Систематическая

работа

по

анализу

на

слух

даёт

возможность

обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает

музыкальную память, мышление. Особое значение данная работа имеет в

развитии

гармонического слуха.

Анализ

на слух

связывает предмет

сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе

и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух

направлениях:

целостный анализ музыкальных произведений или фрагментов;

анализ отдельных элементов музыкального языка.

Музыкальный диктант

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он

развивает

музыкальную

память

учащихся,

способствует

осознанному

восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать

услышанное.

В

работе

над

диктантом

синтезируются

все

знания

и

навыки

обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Не следует

торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время (зависит от

продвинутости

группы)

заниматься

различными

подготовительными

упражнениями. Успешная запись диктанта зависит и от индивидуальности

учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладавого мышления,

ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по

звукам аккордов и т.д.

Не менее важно для учащихся разбираться в строении формы мелодии

(членение мелодии на фразы и предложения), иметь чёткое представление о

метроритмической

структуре

мелодии:

её

размере,

строении

тактов,

особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с

предварительным

разбором.

Учащиеся

с

помощью

преподавателя

определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные

моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность

32

развития мелодии, затем приступают к записи. На предварительный разбор

должно уходить не более 8-10 минут.

Наряду

с

такими

диктантами

следует

давать

диктант

без

предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися при

определённом количестве проигрываний. Вначале мелодия исполняется 2-3

раза подряд (в это время учащиеся слушают и запоминают мелодию), затем

диктант проигрывается ещё несколько раз с интервалом 3-4 минуты.

Необходимо широко применять форму устного диктанта, который

помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей

мелодии, развивает музыкальную память.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся запись

знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа или выученные наизусть. Это

помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь

услышанного звучаниия с его нотным изображением.

Возможны и другие формы диктанта:

-гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);

-ритмический;

-фото-диктант (проанализировав знакомую мелодию, записанную на доске,

оформить в тетради по памяти) и др.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его

проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различны

(педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга,

один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на

фортепиано, класс поёт диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.)

В качестве домашнего задания можно выучить диктант наизусть,

транспонировать, подбирать на инструменте.

Воспитание творческих навыков

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную

роль. Оно способствует более эмоциональному и осмысленному отношению

учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности

каждого из детей, вызывает интерес к предмету, что является неотъемлемой

предпосылкой для успешного исполнения им музыкальных произведений,

помогает в исполнительской практике.

Поскольку творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями,

он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении

33

практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения,

аналитически мыслить.

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое

внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, развивают

слух и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на

начальном этапе, является наличие эмоционального начала. Вместе с тем,

упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих

упражнений – не только развивать у учащихся творческие навыки, но и

помогать им в приобретении основных навыков: пения с листа, записи

диктанта,

определения

на

слух.

Творческие

упражнения

закрепляют

теоретические знания учащихся.

Творческие задания должны быть доступны обучающимся. Творческую

работу можно начинать с первого класса, но лишь после того, как у детей

накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и

знаний. Основным видом творчества является импровизация:

-допевание ответной фразы:

-досочинение ответной фразы на заданный ритмический рисунок;

-сочинение мелодии на заданный текст.

К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с

условием обязательной проверки или обсуждением работ всем классом.

Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи

диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.

Творческие приёмы развития слуха особенно эффективны в младших

классах.

Теоретические сведения

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной

грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который

может

быть

освоен

при

условии

повторения

и

закрепления

ранее

пройденного. Исключение составляет седьмой класс, где подводится итог

знаниям, приобретённым учащимися к моменту окончания музыкальной

школы.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-

слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к младшим классам,

где каждому теоретическому

Материалу

должна

предшествовать

слуховая

подготовка

на

соответствующем музыкальном материале.

34

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной

ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных

элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и

гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Обучающиеся

на

уроках

сольфеджио

исполняют,

записывают,

анализируют

музыкальные

произведения

и

их

фрагменты.

Поэтому

необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами,

обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это

должно происходить на протяжении всех лет обучения, а окончательно

закрепляется и систематизируется в выпускном классе.

2.Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на

выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение

домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на

отдельные

виды

заданий

(сольфеджирование,

интонационные

упражнения, теоретические задания,

творческие задания и др.) и

составляет от 0,5 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять

время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до

урока), затрачивая на это 5-10 минут в день. Домашнюю подготовку

рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый

теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти

(выучивание

примеров

наизусть,

транспонирование),

чтобы

иметь

возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении

недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить

интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен

иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это

делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).

35

VI. Список литературы

Основная литература

Андреева М. «От примы до октавы», - М.,1976.

Андреева М. «От примы до октавы», ч.2. – М.,1972.

Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ» М., 1975.

Барабошкина А. «Сольфеджио: учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1975.

Барабошкина А. «Сольфеджио: учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1977.

Вахромеев В. «Сольфеджио». – М., 1968.

Ветлугина Н. «Детский оркестр». – М., 1976.

Давыдова Е., Запорожец С. «Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ». - М.,

1976.

Давыдова Е. «Сольфеджио: учебник для 4 класса ДМШ». - М., 1978.

Давыдова Е. «Сольфеджио: учебник для 5 класса ДМШ». - М., 1981.

Далматов Н. «Музыкальный диктант». – М., 1972.

Драгомиров П. «Учебник сольфеджио». – М., 1965.

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио, часть 1». – М., 2000.

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио, часть 2». – М., 2000.

«Музыкальные диктанты для ДМШ»/сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. –

Л., 1989.

Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. Комплект из 60 карточек.

Методическое пособие. – М.: Владос, 2004.

Казанцева З.К. Сольфеджио на материале музыки Тувы. Учебное пособиев 3-

х частях. – Кызыл, 2012.

Котляревская - Крафт М., Москалькова И., Бахтан Л. «Сольфеджио. Учебное

пособие для подготовительных отделений». – М., СПб., 1995.

Лопсан М.М. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Учебное пособие. –

Кызыл, РПК «Эскадо», 2013.

Ладухин Н. Вокализы. – М., 1997.

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. Учебное пособие. – М.,

1981.

Лехина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-игровое

пособие. – М., «Классика -XXI», 2010.

Дополнительная литература

Алексеева Л., Голубева Е. «Интонационно-смысловое сольфеджио». – М.,

2007.

Вахромеев В. А. «Элементарная теория музыки». – М., 1983.

Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио

для музыкальных школ и школ искусств», изд. В Катанского – М., 2006.

Ладухин Н. «Одноголосное сольфеджио». - М.,1980.

36

Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио». – М., 1987.

Максимов С. Е. «Музыкальная грамота». – М., 1979

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для

подготовительного класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 1

класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 2

класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 3

класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 4

класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 5

класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 6

класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж. «Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ». – М., 1989.

Ромм Р. «Изучение тональностей в ДМШ». – М., 1977.

Середа В. «Каноны». – М., 1997.

Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 1976.

Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». – М.,

1974.

Методическая литература

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1

класса ДМШ». – М., 1975.

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2

класса ДМШ». – М., 1977.

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3

класса ДМШ». – М., 1978.

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4

класса ДМШ». – М., 1975.

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5

класса ДМШ». – М., 1981.

Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1975.

Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса». –

М., 1976.

Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса». –

М., 1978.

37

Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса». –

М., 1981.

Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., 2006.

Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио» – М., 1989.

Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». – Л., 1970.

Стоклицкая Т. «Сто уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 1998.

Рекомендуемый музыкальный репертуар

Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». – М., 1975.

Бах И. С. «Хорошо темперированный клавир. Т.1.» /ред. Б. Муджеллини. –

М., 1974.

Бородин А. «Князь Игорь» / клавир. – М., 1973.

Верди Д. «Аида» / клавир. – М., 1978.

Глинка М. «Иван Сусанин» / клавир. – М., 1978.

«Маленькому виртуозу: пьесы для фортепиано» / сост. А. Самонов. Вып. 3. –

М., 1989.

Мендельсон Ф. «Песни без слов». – М., 1977.

Мусоргский М. «Борис Годунов» / клавир. – Л., 1974.

Римский – Корсаков Н. «Снегурочка» / клавир. – М., 1974.

Чайковский П. «Детский альбом». – М., 1979.

1.

«Школа игры на фортепиано» / ред. А. Николаева. – М., 1987.

2.

Шопен Ф. «Вальсы». – М., 1968.

3.

Шопен Ф. «Мазурки». – М., 1940.

4.

Шопен Ф. «Ноктюрны». – М., 1973.

5.

Шуман Р. «Альбом для юношества». – М., 1973.

38



В раздел образования