Автор: Бравкова Светлана Владимировна Должность: учитель общественных дисциплин Учебное заведение: МБОУ"Бакланская СОШ" Населённый пункт: село Баклань,Почепский район,Брянская область Наименование материала: конспект занятия Тема: Распространение христианства на Брянщине Раздел: полное образование
Лабораторно- практическое занятие по теме : «Распространение христианства на
Брянщине»
Цели урока: показать,как шло распространение христианской религии среди
племен,населявших Брянский край.
Ход урока:
1.Сообщение темы и цели урока
2.Лекция по теме
В 988 году произошло величайшее событие в русской истории — князь Владимир
крестился и утвердил на Руси православную христианскую веру. Народ в столице, считая,
что "если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь, наши бояре", последовал
за Владимиром. Деревянные идолы языческих богов — Перуна, Велеса, Хорса, Мокоши
были сброшены в Днепр или сожжены. Князь Владимир пытался следовать примеру
первого христианского императора Рима Константину Великому, устроившему себе
новую, христианскую столицу, Константинополь-Царьград. По библейскому образцу, как
земное отражение небесного города Иерусалима, где живут на семи холмах праведники.
Чтобы обратить в христианство северян, радимичей и вятичей, в 992 г. в Чернигов
прибыл епископ и множество монахов Киево-Печерского монастыря. Из Чернигова их
заслали во все земли к востоку от Днепра. Местные жители упорно держались за старые
обычаи. Нестор-летописец с возмущением описал нравы этих упорных язычников, среди
которых главными оказались жители Брянского края: "А радимичи, вятичи и северяне
имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели всё нечистое..." (Нечистой едой
христиане считали некоторые виды мяса — конину, например, или "неправильно" убитую
дичь и т.п.) Возмущало преподобного Нестора, что вятичи, радимичи и северяне
сквернословили в присутствии старших и женщин ("при отцах и при снохах"), что не
заключали браков, какие приняты у христиан, но устраивали между несколькими селами
игрища — и на этих игрищах "воровали" себе жён, предварительно сговорившись с
выбранной девушкой. А кроме того, язычники были многоженцами — имели по две и по
три жены.
И обряд погребения у язычников никак не мог понравиться христианину — умершего
поминали на тризне, прощальном пире, а потом, сложив костёр, сжигали тело.
Оставшиеся после костра пепел и кости складывали в небольшой сосуд. "Этого же обычая
держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе
устанавливающие закон", — обличал преподобный Нестор.
Несколько веков потребовалось для насильственного обращения язычников в
христианство. Вятичи более всего упорствовали в язычестве — и не желали признавать
власти христианских князей. Уже в конце XI века Владимир Мономах предпринял
несколько походов в их землю (1082— 1083 гг.): "А в Вятичскую землю ходили подряд две
зимы на Ходоту и на сына его...", — вспоминал в "Поучении к детям" Мономах свои
сражения с вятичским старейшиной Ходотой. Из документов известно, что вятичи,
например, еще в XII в. не признавали новую религию.
Всё было, увы, безрезультатно: вятичи продолжали сопротивление и сохраняли
прежние верования. Однако там, где оружие оказалось бессильно, проявило свою мощь
Слово Божие, принесённое самоотверженным и благочестивым проповедником, жизнь и
труды которого описал в начале XX века настоятель брянского Покровского собора
священник Владимир Попов.
В начале XII века в Киево-Печерском монастыре, монахом которого, как уже
отмечалось, был и преподобный Нестор, жил потомок вятичских князей Кукша (это имя
языческое и означает лесную птицу сойку). С детства, будучи христианином, Кукша имел
тягу к монашеской жизни, и в конце концов стал монахом. Преуспев в монашеских
молитвенных трудах и добродетелях, Кукша печалился о своих соплеменниках, чьи
грубые языческие нравы были известны и за пределами земли вятичей. В 1115 году после
беседы с желавшими просветить вятичей верой Христовой северским и черниговским
князьями (в формальном подчинении у которых находилась вятичская земля) Кукша
отправился проповедовать христианство непокорным язычникам.
Проповедник вместе с учеником своим Никоном поднялся на лодке вверх по течению
Днепра и Десны. Первая проповедь Кукши прозвучала, по преданию, в пределах
современного Брянска. После этого отважный углубился в вятичские леса. Здесь он,
состязаясь с языческими жрецами, свёл молитвой с неба дождь, высушил озеро (язычники
поклонялись озерам и приносили им жертвы, считая озёра воротами в иной мир) — и "во
множестве крестил новых христиан". Всё это вызвало гнев языческих жрецов, и они убили
Кукшу и Никона. Проповедников обезглавили, по преданию, в районе современного
города Мценска (Орловской области).
Однако злоба язычников оказалась бесплодной. Вятичи, пусть в отдельных местах и
сохранившие до XIV века языческий погребальный обряд, в большинстве своём стали
православными христианами.
Тело Кукши вновь обращенные христиане доставили в Брянск, затем по Десне — в
Киев, где оно до сих пор покоится в ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Проповедник, пострадавший за веру, стал святым Русской православной церкви. В
Брянске, в городском Покровском соборе, с 1903 года находилась большая икона святого
Кукши и частица его мощей (небольшая часть тела святого). Ещё в 1923 году горожане
торжественно отметили память своего святого просветителя (церковь отмечает этот день
27 августа по старому и 9 сентября по новому стилю), а в 1924 году, по распоряжению
властей, собор был закрыт, икона исчезла...
3.Практическая работа- составить план ответа на тему «Распространение христианства на
Брянщине»
4.Подведение итогов урока
5.Д/З – подготовить сообщения по теме урока,используя план.