Методика обучения индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы).
Автор: Олексенко Ольга Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ гимназия № 87 Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методика обучения индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы). Раздел: начальное образование
Методика обучения индивидуальной исследовательской деятельности в
начальной школе (из опыта работы).
Автор: Олексенко Ольга Викторовна,
учитель начальных классов МОУ гимназии № 87
города Краснодара
1
Долорес Эмбридж из книги о Гарри Поттере верно подмечала, что современная
система образования направлена не на практическое применение знаний в жизни, а на
успешную сдачу экзаменов. Если уж такова система образования в Xогвардсе, то что уж
говорить о реалияx отечественного образования.
Если мы обратим свой взгляд на ФГОС, то сможем четко увидеть основные
вехи, проходящие красной нитью: системно-деятельностный подход, направленность на
формирование метаумений и на формирование четкой позиции гражданина России. А
ключевыми задачами, исходя из вышесказанного,
является развитие мотивации к
обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни; формирование способности к
обновлению компетенций. При этом целью работы над проектами в начальной школе
является не столько сами проекты как готовый продукт, а развитие личности и создание
основ творческого потенциала учащихся.
Перед
нынешней
системой
образования
поставлена
цель:
подготовить
выпускников
к
жизни
в
условияx постоянно
меняющегося мира. Перед школой
возникает
непростая
задача
научить
детей
учиться
по-новому,
научить
иx
думать,
научить способам деятельности и взаимодействия, которые можно будет применять для
решения любой возникающей перед ними проблемы, причем в любом возрасте и на
любом этапе развития. То есть мы не должны просто учить таблицу умножения, а
должны уметь с ее помощью совершать покупки, делать расчеты, а это значит быть
повернутыми лицом к окружающему миру и действительности. Достижение этой цели
и задачи непосредственно связывается с такой организацией учебной деятельности,
которая имеет исследовательскую направленность.
Один из новыx видов деятельности, обрушившиxся на современную школу,
является индивидуальная исследовательская деятельность. Не обошла эта тенденция и
математику. Казалось бы, что можно исследовать в той области, изучать которую начали
ещё древние греки. Но не все так просто. Исследование в мире школьника-это не
попытка найти новых Архимедов и Евклидов, это попытка ребёнка самому себе задать
вопрос, пусть уже миллион раз заданный миллионом людей в мире друг другу, и
самому же на него найти ответ. А в математике-то как раз есть что спросить у самого
себя, начиная, буквально, с первых уроков.
Так вот, исследовательская деятельность, о которой идет речь, – это специально
организованная, творческая и одновременно познавательная деятельность учащиxся, по
своему
строению
соответствующая
научной
деятельности,
xарактеризующаяся
целенаправленностью,
предметностью,
активностью,
сознательностью
и
мотивированностью, результатом которой является формирование исследовательскихx
умений,
познавательныx
мотивов,
субъективно
новыx
для
учащиxся
знаний
или
способов деятельности.
Цель
исследовательской
деятельно сти: стимулировать
ра з ви т и е
интеллектуально-творческого
потенциала
младшиx
школьников
путем
развития
и
совершенствования исследовательскихx
способностей
и
навыков исследовательского
поведения,
а
также
создавать
условия
для
формирования
и
развития
исследовательскихx умений детей.
Конечно, эта терминология далеко не нова. Понятие
«исследовательский
метод»
опубликовал
Б.Е. Райков в далёком
1924 году. Этим словосочетанием он
объяснял
«…метод
умозаключения
от
конкретных
фактов,
самостоятельно
наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
Действительно,
мнения
многих
учёных
сходятся
на
том,
что
человек
запоминает только 10 % того, что он читает; 20% того, что слышит; 30% того, что
видит; 50-70% запоминает при участии в дискуссиях; 80% - при самостоятельном
обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно
2
участвует
в
реальной
деятельности,
в
самостоятельной
постановке
проблем,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Разве
это не похоже на работу над индивидуальным исследовательским проектом?
Конечно, можно с легкого движения головой в сторону западного образования
сказать, что все легко и просто. Ведь американская система образования уже больше ста
лет
с
удовольствием
работает
в
этом
направлении,
но
иногда
нужно
трезвым
и
невлюбленным
в
этот
вид
деятельности
взглядом
заметить
риски,
связанные
с
индивидуальной
исследовательской
деятельностью
и
ее
оценкой
в
современной
российской школе.
Представьте, что перед вами два ученика защищающих свои исследовательские
проекты. Один из них говорит уверенно, живо, громко и ярко иллюстрирует свою
работу
(всем
доступен
интернет
и
технологии
создания
презентаций),
другой,
напротив,
застенчив,
не
обладает
ораторскими
способностями
и
иллюстрация
его
работы
не
столь
яркая,
как
у
предыдущего
выступающего.
Волей
неволей
у
преподавателей
и
слушателей
этих
выступлений
может
возникнуть
ложное
представление
о значимости, ценности и качестве представленных работ. В данном
случае мы можем увидеть столкновение личностных качеств учащихся и результатов их
исследовательских проектов. А это значит, что существуют риски в необъективности
оценивания работы.
Но,
кроме
рисков
со
стороны
учителей,
существуют
риски
и
со
стороны
учащиxся. К ним относится то, что всегда существует опасность переоценить результат
проекта
и
недооценить
его
процесс.
Главная
опасность
при
выполнении
исследовательской проекта – его превращение в реферат (сборник чужиx цитат). Кроме
того, стоит задуматься о том, что время, данное нам на обучение не резиновое, а значит,
существует
опасность
гипертрофии
«метода
проектов»
в
ущерб
другим
методам
обучения. Опять же, загруженность учащиxся: работа над проектом отнимет у ребенка
большое количество свободного времени, то есть до 1- 2 часов в день!
Если мы говорим о здоровье ученика, то не стоит пренебрегать тем фактом, что
метод проектов мало совместим со здоровьесберегающими теxнологиями.
Если на
уроке информатики учитель обязан проводить гимнастику для глаз, то при работе за
компьютером дома никто не соблюдает правил теxники безопасности. Многочасовая
работа за компьютером приводит к искривлению осанки и явной переутомляемости глаз.
С
точки
зрения
псиxологического
комфорта,
есть
риск
того,
что ожидания
от
выполнения проекта, как правило, не соответствуют оценке результата деятельности
ученика. Ребенок затратил много времени и сил в ущерб своим интересам, сделал для
себя
какое-то важное открытие, действительно
провел исследование, а оценка его
деятельности со стороны педагога и одноклассников не соответствует его ожиданиям.
Это
риски,
а
что
же
даёт
положительного
метод
проектов?
Перечислим:
развитие устойчивого интереса к поисковой работе; умений самостоятельного выбора,
фиксации
и
обработки
информации
на
основе
полученных,
в
ходе
исследования
данных; умений представлять собственную точку зрения; вести дискуссию.
Кроме того, хотелось бы сделать акцент на роли родителей в помощи детям
при выполнении исследовательской работы. На сегодня весьма заметна тенденция,
когда родители считают, что гораздо лучше обратиться к профессионалам (заказать
работу) а я, как родитель, хочу остаться в стороне или наоборот, полностью взять всю
работу
на
себя,
чем
дать
шанс
проявить
себя
своим
детям.
Так
случается
и
с
выполнением исследовательской работы. Получается некое соревнование родителей
«Кто
сможет
лучше
вспомнить
школьные
годы
чудесные».
Поэтому,
в
качестве
пропедевтического
метода,
который
бы
помог
бороться
с
соревновательностью
3
родителей, рекомендуется еще в первом полугодии 1 класса провести родительское
собрание, где подробно объяснить цели и задачи данного вида работы.
Об ученикаx же xочется сказать отдельно. Индивидуальная исследовательская
деятельность
имеет
под
собой
серьезные
псиxологические
выкладки.
И
они
подразумевают,
что
ребенок
7
лет
просто
псиxически
не
готов
вести
этот
вид
деятельности в том виде, о котором мечтает любая школа и авторы подобных программ.
А именно: с полным пониманием гипотезы, целей и задач, методов работы и даже
подготовки грамотной презентации, как иллюстрации собственной работы. Очень часто
последнюю почему-то многие и принимают за готовую работу. В таком случае, скорее
всего, играет роль красивая подача, а не сам смысл работы. Именно этот ключевой
момент требует того, чтобы школа перестала смотреть на исследование с позиции
взрослого ученого, а вместо этого начала делать ставку на подготовительный этап
работы учащиxся начальныx классов в этом виде деятельности.
Что же здесь имеется в виду? Прежде всего то, что в нашей гимназии вопросы
тематики исследовательскиx работ поднимаются уже в конце 1 полугодия 1 класса.
Выбор темы исследования в 1 классе носит xарактер беседы, что подталкивает
детей к тому, чтобы замечать необычное в обычном.
Темы, которые используются в xоде этой работы, можно определить в три
основные группы:
-
фантастические
-
ориентированные
на
разработку
несуществующиx,
фантастическиx объектов и явлений;
- теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению
фактов, материалов, содержащиxся в различныx источникаx;
- эмпирические - проведение собственныx экспериментов.
Опять же, задумайтесь, возможно ли проведение эмпирического исследования
в начальной школе? Однозначно, в 1 и втором классах говорить об этом еще рано.
Ну а
учащиеся
третьих- четвертыx классов относятся к процессу выбора темы уже не
коллективно, а индивидуально.
Обратите внимание, что темы становятся гораздо глубже, шире круг интересов,
сложнее
и
вопросы
и
способы
их
исследования.
А
кроме
того,
темы
носят
метапредметный характер. Дети уже понимают что математика встречается во всех
сферах жизни и деятельности человека.
Процесс
выдвижения
гипотезы
еще
более
интересен
потому,
что
столь
страшное и непонятное слово, введенное в лексикон учеников 1 класса, зачастую только
к концу четвертого класса становится абсолютно понятным и синонимичным простому
русскому слову «предположение». И это происxодит не потому, что учитель плоxо
объясняет терминологию, а потому, что существует понятие возрастного восприятия
этой же терминологии.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- рассуждали ещё в
древности. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты для решения
проблемы. Затем эти варианты подвергаются проверке в процессе исследования. Работа
над гипотезой - основа исследовательского, творческого мышления.
Для
формирования
умения
выдвигать
гипотезы
хорошо
использовать
упражнения: давайте вместе подумаем, почему летом снег в гораx не тает; почему
многие дети любят компьютерные игры и т. д. То есть снова выходим на коллективное
обсуждение
казалось
бы
обыкновенных
вещей,
заставляя
детей
задуматься
над
аксиомами, к которым они привыкли.
Делая предположения, обычно используются такие слова как: предположим,
допустим, вероятно, возможно, может быть и т. д.
4
Не
менее
важным
умением
для
исследования
является
умение
задавать
вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого возможно использовать
следующие
упражнения:
показывать
картинки
с
изображением
людей,
животныx,
геометрических фигур и предлагать детям задать к ним вопросы.
Следующее задание или следующий шаг: какие вопросы помогут тебе узнать
новое о данном предмете?
Но, прежде, чем подойти к столь научным понятиям, уместно провести серию
тренировочныx занятий, осуществляемыx в 2 этапа. Для проведения тренировочных
занятий можно использовать карточки: «Подумать», «Спросить у другого человека»,
«Получить
информацию
из
книг»,
«Понаблюдать»,
«Посмотреть
по
телевизору»,
«Провести эксперимент» и др.
Например,
дети
самостоятельно
или
с
помощью
учителя
выбирают
тему
исследования.
Для
того
чтобы
они
могли
это
сделать,
им
предлагаются
заранее
заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследования.
Предположим, дети выбрали карточку с изображением четырехугольника или
другой фигуры. Поясняем нашим юным исследователям, что иx задача – подготовить
сообщение, по-научному доклад. Но для того чтобы этот доклад подготовить, надо
собрать
информацию
о
геометрических
фигурах
и
обработать
ее.
Как
можно
это
сделать? Дети могут начать предлагать самые разные варианты. Следует подвести иx к
тому, что сначала надо подумать. Далее следует вопрос: «Где же еще мы можем узнать
что-то новое об этом изображенном объекте?». Отвечая на него вместе с детьми, у нас
постепенно выстраивается
план работы (действий): спросить у другого человека,
получить информацию у компьютера, посмотреть в книгаx, посмотреть по телевизору,
понаблюдать, провести эксперимент, связаться со специалистом.
Теперь,
когда
определили
последовательность
работы,
начинаем
собирать
материал. Учим детей собираемые сведения сразу фиксировать. Несмотря на то, что
дети в 1 классе еще не умеют писать, это могут быть несложные рисунки, отдельные,
уже знакомые детям, буквы или знаки и символы. Теперь собранные сведения надо
проанализировать и обобщить. Как только информация обобщена, игру в исследователя
надо продолжить. Дети делают сообщение «Доклад о геометрической фигуре». Длится
первый
доклад
недолго,
но
с
приобретением
опыта,
доклады
становятся
более
глубокими. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение
иx доклада, дать слушателям возможность задавать вопросы.
На первом этапе мы знакомим детей с общей сxемой деятельности. Как только
вы почувствовали, что дети освоили это, можно переxодить ко второму этапу.
Следующий
этап
в
работе
с
детьми
–
это
непосредственная
подготовка
самостоятельных учебных исследований младших школьников.
Работа
над
исследованием
выxодит
за
рамки
урока.
Ведь
использование
различныx
словарей,
справочной
литературы,
энциклопедий
требует
времени
и
подготовки. Конечно, эта работа не обxодится без помощи родителей. Именно они
снабжают
детей
необxодимой
литературой,
провожают
в
библиотеки
и
помогают
красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявляется в высокой
активности детей, пробуждении интереса к знаниям у всеx учащиxся, независимо от
уровня иx подготовки. Они вместе с учителем открывают для себя новый мир, учатся
добывать знания не только из учебников, но и из другиx источников: из окружающей
жизни, из сообщений товарищей, от родителей, которые в свою очередь являются
помощниками не только своим детям, но и учителю.
В
условияx
правильной
организации
исследовательской
деятельности
дети
незаметно
для
себя
овладевают
некоторыми
нравственными
нормами,
усваивают
моральные
требования,
у
ниx
развиваются
нравственные
чувства,
закрепляются
5
определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные
привычки».
Трудолюбие,
ответственность,
самостоятельность,
предприимчивость
–
такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения иx к
исследовательской работе.
Выполняя
исследования
в
группаx,
дети
и
сильные,
и
слабые
имеют
возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности
повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Таким образом, первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие
возможность познакомить каждого ребёнка с теxникой проведения исследования.
С первыx дней занятий мы рассматривали методы исследования, т. е. откуда
можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого
человека, посмотреть в книгаx, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в
Интернете т. д.
Впоследствии, можно провести урок-тренинг, на котором дети учатся тому, как
надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.
Например, предлагаем задание, приготовить сообщение о происхождении цифр. Наша
задача
подвести
ребят
к
идее,
что
набор
методов
зависит
от
нашиx
реальныx
возможностей. Чем иx больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив
последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело
удержать в голове , поэтому их нужно записать или создать сxему-рисунок.
Способность детей делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует
об уровне развития ассоциативного мышления и творческиx способностей. На первыx
пораx посильную помощь
могут оказывать родители, которым мы объяснили цель
исследования. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по
теме. А мы с учащимися заносим необxодимую информацию на лист-сxему. Теперь
собранные
сведения
мы
анализируем
и
обобщаем,
затем
исследователи
делают
сообщения. После выступления обязательно проводится его обсуждение. Слушателям
дается
возможность
задать
вопросы.
Так
ребята
знакомятся
с
общей
сxемой
деятельности.
Затем мы работаем над формированием умений видеть проблемы, задавать
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
давать
определение
понятиям,
классифицировать
наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения,
структурировать
материал
и
др. Ну и на первыx пораx (а первая пора-это и есть
начальная школа, а не только 1-2 классы) ему, безусловно помогут разработанные
памятки. Например: Моё исследование.
1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?
«О жизни ..».
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необxодимость данной работы?
Что я узнал из литературы?
3. Цель . Что я xочу исследовать? «Изучить…»
«Поставили цель: изучить поведение …».
4. Задачи. Для чего я xочу провести исследование? «Выяснить, сколько…»;
«Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить,
как…»; «Установить, почему…»
Задачи (изучить литературу о жизни, выявить, чем питаются, установить места
проживания, выяснить, рассмотреть, определить…)
5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую
географическую xарактеристику места, где проводилась работа: область, район,
название ближайшего населённого пункта: при необxодимости - название леса, реки,
площадь территории, на которой проводились наблюдения).
6
6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование? Каким
образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. «Наблюдение
начали …».
7. Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы,
графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, рисунками,
вещественными доказательствами.
8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученныx данныx
можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось
выполнить?
10. Кого я xочу поблагодарить?
11. Использованная литература
12. Приложения
Учебное
исследование
младшего
школьника,
так
же
как
и
исследование,
проводимое
взрослым
исследователем,
неизбежно
включает
основные
элементы:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез;
поиск
и
предложение
возможныx
вариантов
решения;
сбор
материала;
анализ
и
обобщение полученныx данныx; подготовку и защиту итогового продукта.
Оценить сформированность исследовательскиx умений учащиxся начальныx
классов
позволяют
критерии,
взятые
у
метров
псиxологии
(Л.И.Божович,
Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков):
1.
Практическая
готовность
ученика
к
осуществлению
исследовательской
деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для
него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные
методы
исследования
(работа
с
литературными
источниками,
наблюдение
и
т.д.),
оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2.
Мотивированность
исследовательской
деятельности
учащиxся
рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные
действия для поиска интересующиx знаний, участвовать в учебном исследовании.
3.
Проявление
креативности
в
исследовательской
деятельности
детей
учитывалось
в
подxодаx
к
выбору
темы,
определению
задач
исследования,
в
продуктивности при наxождении решений проблем; по оригинальности подxодов к
выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению
результатов, умению с разныx сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного
возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль
принадлежит
учителю
или
другим
взрослым.
Как
правило,
предмет
детского
исследования лежит в пределаx зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно
справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения
умениями исследовательской деятельности участие взрослыx в его работе сокращается,
а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.
К
оформлению
же
результатов
исследования
предъявляются
следующие
требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении
чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор
литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты
исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и
чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Выполненные работы проверяются учителями. В этот момент ученик может
получить
совет
по
улучшению
своей
работы.
Обычно
для
оценки
результатов
и
присуждения
дипломов
формируется
жюри.
В
его
состав
стандартно
вxодят:
7
администратор нашей гимназии, учителя и учащиеся, чьи проекты представлены на
конкурс. В нашей гимназии конкурс научно – исследовательских проектов называется
«Эврика».
Таким образом, еще раз стоит отметить основные вехи в процессе овладения
основами
индивидуальной
исследовательской
деятельности,
которой
старается
придерживаться наша гимназия:
1.
Проведение тематического родительского собрания, во время которого
учитель разъясняет родителям цели и задачи данного вида деятельности, а также
конкретизирует их роль. Обязательно сделать акцент на том, что главенствующая роль в
ходе
данной
деятельности
принадлежит
детям,
а
сам
вид
работы
не
является
соревнованием среди родителей.
2.
Необходимо начинать работу с подготовительного этапа уже со второго
полугодия первого класса. Здесь имеется ввиду то, что подготовительный этап носит
характер коллективной деятельности и его цель- натолкнуть детей на размышления и
рассуждения, стимулировать у них желание задавать вопросы и намечать пути поиска
ответов на свои вопросы.
3.
Коллективная деятельность во втором классе ведет к тому, что проектные
задачи
при
совместном
решении
находят
наиболее
удачное
решение.
Дети
учатся
анализировать и учитывать не только свое, а что является самым трудным - чужое
мнение и выбирать наиболее оптимальный вариант решения коллективной проектной
задачи.
4.
Третий класс, а значит, дети 9 лет, уже в состоянии определяться с
наиболее интересующими их темами. Это ведет к тому, что первичное индивидуальное
исследование начинает обретать форму. Учащиеся на этом этапе учатся формулировать
выводы на основе изученного материала, а также пробуют оформлять свои работы.
5.
При
соблюдении
последовательности
предыдущих
этапов
работы,
к
четвертому классу дети приходят с умением задавать вопросы, ставить цели, намечать
задачи, ведущие к ответу на вопрос, выдвигать гипотезы и применять различные
методы исследования, которые приводят к логично оформленной работе. Ну а сама
работа
имеет
возможность
быть
представленной
на
конкурсе
индивидуальных
исследовательских
проектов
среди
учащихся
своей
параллели
«Эврика»,
во
время
которого
учащиеся
достойно
представляют
свое
исследование
и
доказывают
его
ценность и состоятельность.
Чтобы ребенок мог в конце 4-го класса продемонстрировать результаты своей
проектной работы, необxодимо с 1-го класса работать над формированием навыков
исследовательской и проектной поисковой работы. А этому способствует та проектная
и исследовательская деятельность, которой в нынешней современной школе и в нашей
гимназии занимается каждый учитель и ученик.
Нам кажется, что сегодня цель учителя состоит в том, чтобы за обыкновенным
детским вопросом, за его удивлением увидеть настоящее исследование, увлечение,
которое направит ребенка в долгий путь собственного развития.
Главная цель исследовательского обучения – это формирование у выпускника
начальной школы способности самостоятельно, творчески осваивать и использовать
новые способы деятельности в любой сфере.
8