Автор: Горбунова Мария Александровна Должность: студент Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н.Толстого Населённый пункт: город Тула Наименование материала: План-конспект урока Тема: План-конспект урока биологии на тему: "Цветок" Раздел: среднее образование
План – конспект урока биологии на тему:
«Цветок»
Дата: 12.11.2015 год.
Тема урока: «Цветок».
Цель урока: дать представление о цветке, как об основном органе растения.
Задачи урока:
1. Образовательная: сформировать понятие о цветке. Выделить основные составные
части цветка, сформировать понятие о формулах цветка и объяснить их расшифровку.
2. Воспитательная: сформировать бережное отношение к растениям и природе.
3. Развивающая: развить навыки обобщения и умения сравнивать.
Материал и оборудование:
1. Небольшие листочки для проведения рефлексии.
2. Карточки 3-х цветов.
3. Таблица «Строение цветка».
4. Карточки с изображением строения цветка с неподписанными структурами.
5. Таблица «Строение тычинки и пестика».
6. Схема строения правильных и неправильных цветков.
7. Раздаточный материал (кроссворды, карточки).
План урока:
1. Организационный момент (1,5 - 2 минуты).
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть. Как ваше настроение? Сегодня у нас
сложная, но очень интересная тема, для того, что бы вас ничего не отвлекало от
восприятия материала, я попрошу вас написать на листочках (листочки заранее розданы
учащимся) проблемы, которые вас волнуют на данный момент. Все записали? Теперь
сложите свой листочек несколько раз и уберите в дальний карман. Теперь проблемы ушли
на задний план, мы их отложили и можем приступать к уроку!
2 . Повторение и проверка ранее изученного (7 минут).
Наш урок мы начнем с небольшой проверки того, как вы усвоили пройденный на прошлом
уроке материал. У каждого на столе лежат по 3 карточки: желтая, красная, зеленая, если
вы хорошо подготовились к уроку – поднимите зеленую карточку, если не совсем уверены
в своих силах – желтую, если совсем не уверены – красную, в зависимости от карточки,
вам будет дано задание.
(Дается задание на карточках, каждому индивидуальное).
Примеры заданий на карточках:
Карточка № 1 (зеленая)
Повторим пройденное:
Задание 1:
Подпишите в пустых прямоугольниках
не обозначенные
структуры.
Задание 2:
Заполните пропуски:
Клубни это - … утолщения столонов. На поверхности клубня, в углублениях, находится по
2-3 почки, называемые … .
… больше на той стороне клубня, которую называют верхушкой. Противоположная
сторона - … . Этой стороной клубень соединен со столоном.
Задание 3
:
Сделайте вывод:
Клубень – это
Карточка №2 (желтая)
Повторим пройденное:
Задание 1:
Подпишите структуры, обозначенные на рисунке цифрами: 1-4.
Задание 2:
Приведите по 3-4 примера КОРНЕВИЩ и
КЛУБНЕЙ
Задание 3:
Что такое СТОЛОНЫ?
Карточка № 3 (красная)
Повторим пройденное:
Отгадайте слова, которые записаны в виде ребусов.
С полученными словами составьте предложение, или дайте определение.
Приведите по 1-2 примера.
После того, как учащиеся закончили выполнять задание, учитель собирает карточки.
После проверки обязательно сообщает результаты и выставляет отметки, комментируя
ошибки.
3. Изучение нового материала (25 минут).
Ребята, знакомство с сегодняшней темой хотелось бы начать с небольшого стихотворения:
С удивленьем гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Лук гусиный с мышиным горохом,
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Грустный ландыш с весёлою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке!
Дождь осенний за окнами хлынул.
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом.
- Как вы думаете, какая именно часть растения так вдохновляла поэтов?
(Цветок).
Что же такое цветок? Давайте обсудим этот вопрос.
- Давайте запишем: цветок – видоизмененный укороченный побег, для семенного
размножения. Цветком заканчивается главный или боковой побег. Цветок развивается из
почки.
- У каждого на столе лежат карточки со строением цветка, я буду показывать структуру на
доске, а вы подписывать на карточках, дома вам нужно будет вклеить эту карточку в
тетрадь.
-Стеблевая часть цветка – цветоножка и цветоложе (показать на таблице,
проконтролировать записи детей).
А чашечка, венчик, тычинка и пестики – видоизмененные листья.
В центре цветка – пестик. Он окружен тычинками. Пестик и тычинки – главные части
цветка. Давайте посмотрим строение тычинки и пестика более подробно. (Посмотреть
по таблице и учебнику).
(Записать основные структуры).
Вокруг тычинок и пестика – околоцветник. Околоцветник состоит из листочков.
Внутренние листочки – лепестки. Наружные - чашелистики. Что образуют
чашелистики, как вы думаете? (Чашечку).
Венчики бывают нескольких видов.
Стебелек, на котором сидит цветок, называют – цветоножкой, а верхняя часть – цветоложе.
Ребят, кто-нибудь знает, какие бывают цветки? (Правильные и неправильные).
У правильного цветка все части обычно одинаковы и расположены так, что
через венчик можно провести несколько плоскостей симметрии (у лютика,
гвоздики, незабудки).
Через неправильный цветок можно провести только одну ось симметрии (у гороха,
фиалки, орхидных).
А еще есть ассиметричные.
Асимметричный цветок построен так, что через него нельзя провести ни одной плоскости
симметрии (у валерианы лекарственной, канны).
Ребят, я думаю, вы немного устали, давайте отдохнем минутку, закройте глаза и
представьте приятное для вас место. (Включить музыку – звуки леса, 1 минута).
Мы немного отдохнули, привели мысли в порядок, давайте продолжим.
Поговорим немного про формулу цветка.
И мы снова обратимся к табличке. (Разъясняется каждый символ).
4. Закрепление и обобщение (5 минут).
Ребят, у нас осталось немного времени, давайте обобщим все то, что мы узнали на уроке.
Кто хочет немного потрудиться? Я предлагаю вам решить кроссворд. Время на решение –
5 минут.
Вопросы:
1.Верхняя расширенная часть цветоножки, которая может принимать различную форму.
2. Он расположен вокруг тычинок и пестика.
3. В центре цветка хорошо заметен … .
4. Внутренние листочки, составляющие венчик – это …
5. Тоненький стебелек, на котором, у большинства растений расположен цветок - ?
6. Чашелистики образуют (Ответ впишите в именительном падеже) - ?
Есть еще желающие? На учительском столе лежат части цветка и магнитики, нужно
собрать целый цветок.
С теми, кто не захотел выполнять индивидуальные задания мы ответим на несколько
вопросов:
Вопросы для повторения:
Что такое цветок
Что является главными частями цветка
Что составляет венчик
Что называют цветоножкой и цветоложем
Какие два вида цветков выделяют
Строение тычинки рассказать по схеме
5. Домашнее задание (2 минуты)
1. Прочесть параграф 28, ответить на вопросы. Написать 3 формулы цветка (на выбор) из
разных семейств. Сделать презентацию на 6 слайдов (по желанию) про двудомные и
однодомные растения.
- Вам все понятно по домашнему заданию? Есть вопросы? Если вопросов нет, то спасибо
за внимание, всего доброго!