Напоминание

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ "МОЙ РЕБЕНОК ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА"


Автор: Павлова Вера Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Аленушка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ "МОЙ РЕБЕНОК ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Аленушка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

«МОЙ РЕБЕНОК ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА»

(для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

Павлова Вера Юрьевна

педагог-психолог

Новочебоксарск

Актуальность

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность занимает одно из ведущих мест.

Одарённые дети всегда были в

центре общественного внимания. Создание условий, обеспечивающих

выявление, развитие и поддержку одаренных детей, является одной из

приоритетных задач современного образования.

Интерес к ней в настоящее время очень высок, в Чувашской

Республике

проблема

одаренности

имеет

государственное

значение.

Выступая на заседании Координационного совета при Главе Чувашской

Республики по реализации Национальной стратегии действий в интересах

детей на 2012—2017 годы, глава Чувашской Республики обратил внимание,

что

в

Чувашии

ведется

целенаправленная

работа

по

реализации

государственной политики в интересах детей «Мы все понимаем – будущее

за нашими талантливыми, творчески мыслящими детьми» (30 июня 2016

года).

Неопределенность современной окружающей среды требует не только

высокой

активности

человека,

но

и

его

умений,

способности

к

нестандартному мышлению и поведению. И именно высокоодаренные люди

способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому

раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей

составляет

одну

из

главных

проблем

совершенствования

системы

образования.

В научной

литературе

существует

многообразие

определений

одаренности. Одаренность понимают, как системное, развивающееся в

течение

жизни

качество

психики,

которое

определяет

возможность

достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, c. 78]. Среди

факторов одаренности называются доминирующая роль познавательной

мотивации, интеллектуальное развитие, творческая активность (Лосева А.А.);

более высокие результаты по сравнению с другими людьми (Богоявленская

Д.Б.); высокий уровень творчества (Еременкин А.И. и другие) [2].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

Работа с одаренными детьми может быть успешной, если представляет

собой четко выстроенную систему, где взаимодействуют все участники

педагогического процесса. Так как даже самые большие усилия педагогов в

обучении и воспитании одаренных детей обязательно должны быть

подкреплены большим трудом родителей, на которых также возложена

ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Ведь,

безусловно, эффективность воспитания одаренного ребенка во многом

зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждение образования

и семья. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и

союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов

создает благоприятные условия для развития ребенка как в детском саду, так

и дома.

Поэтому создание новой формы работы с родителями - родительский

клуб для родителей «Мой ребенок восьмое чудо света», поможет им

получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить

усилия и обеспечить одаренному ребенку защиту, эмоциональный комфорт,

интересную и содержательную жизнь в детском саду, затем и в школе и

дома. На каждую клубную встречу родители приходят вместе со своими

детьми, чтобы вместе лучше понять их социальные и эмоциональные

потребности. Руководителем клуба является педагог-психолог детского сада.

Цель родительского клуба «Мой ребенок восьмое чудо света»

- повышение компетентности родителей в вопросах развития одаренных

детей,

совершенствование

навыков

конструктивного

взаимодействия

родителей с одаренными детьми.

Задачи клуба:

Создание условий для установления и развития отношений

партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

Обмен опытом, обсуждение возникших проблем в воспитании

одаренных детей, создание условий для совместного решения проблем

различного характера;

Оказание

всесторонней

психолого-педагогической

помощи

родителям и одаренным детям в обеспечении всестороннего гармоничного

развития, сохранение и укрепление психологического здоровья членов клуба;

Создание условий для адаптации одаренных воспитанников в

современном обществе;

Создание

условий

для

творческого

самовыражения

и

самореализации родителей и детей.

Деятельность клуба осуществляется согласно Положению и Плану

работы родительского клуба. Клуб работает на протяжении года, за

исключением летних месяцев. Периодичность занятий – 1 раз в месяц.

Тематика

заседаний

клуба

должна

касаться

проблем

развития

художественного творчества детей. Формы общения могут быть разные:

наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники,

соревнования и другие.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Родительский клуб - это форма общения предполагает установление

между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание

педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что

педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих

трудностей воспитания.

Наш родительский клуб – это особое пространство для общения, где

каждый родитель сможет получить ответы на волнующие его вопросы, где

можно будет слушать, рассказывать, пробовать, спрашивать и отвечать. Наш

клуб

объединит

профессиональные

знания

педагогов,

психологов

и

родителей, даст возможность повысить родительскую компетентность и с

успехом преодолевать все трудности взросления детей.

Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор

темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную

информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают

различных специалистов (педагогов дополнительных услуг из центра

творчества).

В содержание работы включены следующие эффективные методы:

-

метод

игрового

моделирования

родительского

поведения.

Он

побуждает родителей поиску более подходящего способа родительского

поведения,

упражняет в

логичности

и доказательности

рассуждений,

развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов

родительского поведения и взаимодействия с ребенком.

-

методы

телесно-ориентированной

терапии.

Они

способствуют

осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия,

установлению различных способов контакта.

- метод проблемной постановки вопроса.

- метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций,

решение

педагогических

задач,

анализ

собственной

воспитательной

деятельности, применение домашних заданий.

- метод анализа. Он позволяет родителю как педагогу - анализировать

их

опыт

собственной

воспитательной

деятельности,

способствующей

развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую

позицию,

повышает

активность

участников

клуба,

актуализирует

полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка,

понять его.

- метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).

-методы

игровой

терапии

(театрализованная

деятельность,

психогимнастические упражнения, игровые задания).

- Ведение родителями дневников.

Сотрудничество

с

родителями

следует

строить,

придерживаясь

следующих этапов.

1.

Продумывание

содержания

и

форм

работы

с

родителями.

Проведение анкетирования с целью изучения их потребностей. Важно не

только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и

узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что

некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский

сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или

дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2.

Установление

между

воспитателями

и

родителями

доброжелательных

отношений

с

установкой

на

будущее

деловое

сотрудничество.

Необходимо

заинтересовать

родителей

той

работой,

которую

предполагается

с

ними

проводить,

сформировать

у

них

положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и

правильного

его

восприятия

посредством

сообщения

им

знаний,

информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются

неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о

некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к

труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют

здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем

не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в

поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности

ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы,

выбираются формы сотрудничества

Принципы взаимодействия с родителями

1.

Доброжелательный

стиль

общения

педагогов

с

родителями.

Позитивный

настрой

на

общение

является

тем

самым

прочным

фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с

родителями.

В

общении

воспитателя

с

родителями

неуместны

категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная

администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на

бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм

обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие

педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное

мероприятие.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но

и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен

чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться

человеческое

и

педагогическое

умение

воспитателя

успокоить,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в

большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо

знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция

наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли

принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание

атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических

ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи

и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие

по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное

в этой работе – качество, а не количество.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме

развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Правила взаимодействия участников Клуба:

1. Уважение мнения каждого участника.

2. Активная работа всех членов Клуба

3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.

4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!

5. Взаимная помощь и поддержка.

6. Говорим только от себя и за себя.

7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

План работы родительского клуба

«Мой ребенок восьмое чудо света»

Срок

проведения

Тема заседаний

Форма

проведения

Ответственные

Сентябрь

Опрос родителей с целью

выявления их потребностей.

Анкетирование «Как

определить способности

моего ребёнка?» Тест А. де

Хаана и Г.Кафа

Опрос,

анкетирования

Педагог-

психолог

Консультация для родителей

«Что такое одаренность?»

Дискуссия

Октябрь

Семинар-практикум

«Как распознать одарённого

ребенка?»

Практикум

Педагог-

психолог

Ноябрь

Концерт для родителей

«Мамин праздник»

Концерт

Музыкальный

руководитель

Декабрь

Тренинг для родителей

«Одаренный ребенок»

Тренинг –

практикум

Педагог-

психолог

Январь

Родительская встреча

«Особенности семейного

воспитания одаренного

ребенка»

Дискуссия

Педагог-

психолог

Февраль

Спортивное развлечение

«Наши папы силачи»

Развлечение

Физкультурный

инструктор

Консультация для родителей

«Как вы создаёте условия для

развития одарённости»

Индивидуальные и

групповая

консультация

Педагог-

психолог

Март

Мастер-класс

«Мама рукодельница»

Мастер-класс

Воспитатели

Советы родителям одаренных

детей

Информационные

памятки

Педагог-

психолог

Апрель

Родительская встреча с

приглашенными гостями

Круглый стол

Педагог-

психолог

(педагоги дополнительных

услуг)

Май

Совместный праздник

«Семейные традиции»

Праздник

Физкультурный

инструктор

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Создание мотивации, вызывающей у родителей стремление к

сотрудничеству

с

ДОУ

и

внесению

своего

вклада

в

развитие

художественного творчества своих детей;

Использование сотворчества родителей и детей;

Родители становятся партнерами педагогов, активными участниками

воспитательно-образовательного процесса;

Распространение положительного семейного опыта воспитания

ребенка;

Повышение психолого-педагогической культуры родителей;

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной

деятельности

Выводы и предложения

Родительский клуб «Мой ребенок восьмое чудо света» посвящена

проблеме сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи, которая

позволит лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций,

увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, поможет в понимании его

индивидуальных

особенностей,

развитии

способностей,

формировании

ценных жизненных ориентаций.

Кроме того, такая форма работы с родителями направлена на

активизацию

деятельности

родителей,

что

будет

способствовать

установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать

активную родительскую позицию, в получении необходимых знаний,

поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей,

понять их. Родительское открытие одаренности собственного ребенка

должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим

проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает

живость самой важной для растущего человека связи - связи между

родителями и детьми.

Использование педагогами новых инновационных форм работы с

родителями повысит их потребность в постоянном росте профессионального

мастерства, уровня самообразования, эрудированности, поможет установить

теплые,

дружеские

взаимоотношения

между

детьми,

педагогами,

родителями.

Подобранный практический материал (игры, упражнения, проблемные

ситуации и т.д.) являются для педагогов хорошим материалом по работе с

родителями.

Список литературы:

1.

Асмолов А.Г. Одаренные дети: от интеллектуального потенциала

школы – к инновационному потенциалу общества. – М.: Федеральный

институт образования, 2004. – 48с.

2.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.:

Академия,1998. – 251с.

3.

Белова Е.С. «Возрастные возможности и предпосылки развития

одаренности дошкольника» / Е.С. Белова // ПИ РАО «проблема

индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд».

Памяти Н.С. Лейтеса. – с. 56-68.

4.

Богоявленская

Д.Б.

Исследование

творчества

и

одаренности

в

традициях процессульно – деятельностной парадигмы. - М.: Молодая

гвардия, 2004.

5.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Изд-во

«Мозака-Синтез». – 1996г. – 160с.

6.

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. –М., 1997.

7.

Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.

—376 с.

8.

Иванов А. Одаренные дети: как их понимать и развивать// Частная школа,

1995. - №6.

9.

Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного

возраста // Прикладная психология, 1998.- №1.

10.Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.:

Пресс,1991. – 232с.

11.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.:

Академия,2000.- 232с.

12.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для

учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-

136с.



В раздел образования