Автор: Павлова Вера Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Аленушка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ "МОЙ РЕБЕНОК ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Аленушка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
«МОЙ РЕБЕНОК ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА»
(для родителей и детей старшего дошкольного возраста)
Павлова Вера Юрьевна
педагог-психолог
Новочебоксарск
Актуальность
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская
одаренность занимает одно из ведущих мест.
Одарённые дети всегда были в
центре общественного внимания. Создание условий, обеспечивающих
выявление, развитие и поддержку одаренных детей, является одной из
приоритетных задач современного образования.
Интерес к ней в настоящее время очень высок, в Чувашской
Республике
проблема
одаренности
имеет
государственное
значение.
Выступая на заседании Координационного совета при Главе Чувашской
Республики по реализации Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012—2017 годы, глава Чувашской Республики обратил внимание,
что
в
Чувашии
ведется
целенаправленная
работа
по
реализации
государственной политики в интересах детей «Мы все понимаем – будущее
за нашими талантливыми, творчески мыслящими детьми» (30 июня 2016
года).
Неопределенность современной окружающей среды требует не только
высокой
активности
человека,
но
и
его
умений,
способности
к
нестандартному мышлению и поведению. И именно высокоодаренные люди
способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому
раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
составляет
одну
из
главных
проблем
совершенствования
системы
образования.
В научной
литературе
существует
многообразие
определений
одаренности. Одаренность понимают, как системное, развивающееся в
течение
жизни
качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, c. 78]. Среди
факторов одаренности называются доминирующая роль познавательной
мотивации, интеллектуальное развитие, творческая активность (Лосева А.А.);
более высокие результаты по сравнению с другими людьми (Богоявленская
Д.Б.); высокий уровень творчества (Еременкин А.И. и другие) [2].
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].
Работа с одаренными детьми может быть успешной, если представляет
собой четко выстроенную систему, где взаимодействуют все участники
педагогического процесса. Так как даже самые большие усилия педагогов в
обучении и воспитании одаренных детей обязательно должны быть
подкреплены большим трудом родителей, на которых также возложена
ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Ведь,
безусловно, эффективность воспитания одаренного ребенка во многом
зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждение образования
и семья. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и
союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов
создает благоприятные условия для развития ребенка как в детском саду, так
и дома.
Поэтому создание новой формы работы с родителями - родительский
клуб для родителей «Мой ребенок восьмое чудо света», поможет им
получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить
усилия и обеспечить одаренному ребенку защиту, эмоциональный комфорт,
интересную и содержательную жизнь в детском саду, затем и в школе и
дома. На каждую клубную встречу родители приходят вместе со своими
детьми, чтобы вместе лучше понять их социальные и эмоциональные
потребности. Руководителем клуба является педагог-психолог детского сада.
Цель родительского клуба «Мой ребенок восьмое чудо света»
- повышение компетентности родителей в вопросах развития одаренных
детей,
совершенствование
навыков
конструктивного
взаимодействия
родителей с одаренными детьми.
Задачи клуба:
Создание условий для установления и развития отношений
партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
Обмен опытом, обсуждение возникших проблем в воспитании
одаренных детей, создание условий для совместного решения проблем
различного характера;
Оказание
всесторонней
психолого-педагогической
помощи
родителям и одаренным детям в обеспечении всестороннего гармоничного
развития, сохранение и укрепление психологического здоровья членов клуба;
Создание условий для адаптации одаренных воспитанников в
современном обществе;
Создание
условий
для
творческого
самовыражения
и
самореализации родителей и детей.
Деятельность клуба осуществляется согласно Положению и Плану
работы родительского клуба. Клуб работает на протяжении года, за
исключением летних месяцев. Периодичность занятий – 1 раз в месяц.
Тематика
заседаний
клуба
должна
касаться
проблем
развития
художественного творчества детей. Формы общения могут быть разные:
наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники,
соревнования и другие.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Родительский клуб - это форма общения предполагает установление
между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание
педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что
педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих
трудностей воспитания.
Наш родительский клуб – это особое пространство для общения, где
каждый родитель сможет получить ответы на волнующие его вопросы, где
можно будет слушать, рассказывать, пробовать, спрашивать и отвечать. Наш
клуб
объединит
профессиональные
знания
педагогов,
психологов
и
родителей, даст возможность повысить родительскую компетентность и с
успехом преодолевать все трудности взросления детей.
Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор
темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную
информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают
различных специалистов (педагогов дополнительных услуг из центра
творчества).
В содержание работы включены следующие эффективные методы:
-
метод
игрового
моделирования
родительского
поведения.
Он
побуждает родителей поиску более подходящего способа родительского
поведения,
упражняет в
логичности
и доказательности
рассуждений,
развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов
родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
-
методы
телесно-ориентированной
терапии.
Они
способствуют
осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия,
установлению различных способов контакта.
- метод проблемной постановки вопроса.
- метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций,
решение
педагогических
задач,
анализ
собственной
воспитательной
деятельности, применение домашних заданий.
- метод анализа. Он позволяет родителю как педагогу - анализировать
их
опыт
собственной
воспитательной
деятельности,
способствующей
развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую
позицию,
повышает
активность
участников
клуба,
актуализирует
полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка,
понять его.
- метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
-методы
игровой
терапии
(театрализованная
деятельность,
психогимнастические упражнения, игровые задания).
- Ведение родителями дневников.
Сотрудничество
с
родителями
следует
строить,
придерживаясь
следующих этапов.
1.
Продумывание
содержания
и
форм
работы
с
родителями.
Проведение анкетирования с целью изучения их потребностей. Важно не
только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и
узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что
некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский
сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или
дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2.
Установление
между
воспитателями
и
родителями
доброжелательных
отношений
с
установкой
на
будущее
деловое
сотрудничество.
Необходимо
заинтересовать
родителей
той
работой,
которую
предполагается
с
ними
проводить,
сформировать
у
них
положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного
его
восприятия
посредством
сообщения
им
знаний,
информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются
неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о
некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к
труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют
здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем
не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в
поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности
ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы,
выбираются формы сотрудничества
Принципы взаимодействия с родителями
1.
Доброжелательный
стиль
общения
педагогов
с
родителями.
Позитивный
настрой
на
общение
является
тем
самым
прочным
фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуместны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на
бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм
обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие
педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное
мероприятие.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но
и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться
человеческое
и
педагогическое
умение
воспитателя
успокоить,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в
большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо
знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция
наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли
принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание
атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие
по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное
в этой работе – качество, а не количество.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме
развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Правила взаимодействия участников Клуба:
1. Уважение мнения каждого участника.
2. Активная работа всех членов Клуба
3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.
4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!
5. Взаимная помощь и поддержка.
6. Говорим только от себя и за себя.
7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
План работы родительского клуба
«Мой ребенок восьмое чудо света»
Срок
проведения
Тема заседаний
Форма
проведения
Ответственные
Сентябрь
Опрос родителей с целью
выявления их потребностей.
Анкетирование «Как
определить способности
моего ребёнка?» Тест А. де
Хаана и Г.Кафа
Опрос,
анкетирования
Педагог-
психолог
Консультация для родителей
«Что такое одаренность?»
Дискуссия
Октябрь
Семинар-практикум
«Как распознать одарённого
ребенка?»
Практикум
Педагог-
психолог
Ноябрь
Концерт для родителей
«Мамин праздник»
Концерт
Музыкальный
руководитель
Декабрь
Тренинг для родителей
«Одаренный ребенок»
Тренинг –
практикум
Педагог-
психолог
Январь
Родительская встреча
«Особенности семейного
воспитания одаренного
ребенка»
Дискуссия
Педагог-
психолог
Февраль
Спортивное развлечение
«Наши папы силачи»
Развлечение
Физкультурный
инструктор
Консультация для родителей
«Как вы создаёте условия для
развития одарённости»
Индивидуальные и
групповая
консультация
Педагог-
психолог
Март
Мастер-класс
«Мама рукодельница»
Мастер-класс
Воспитатели
Советы родителям одаренных
детей
Информационные
памятки
Педагог-
психолог
Апрель
Родительская встреча с
приглашенными гостями
Круглый стол
Педагог-
психолог
(педагоги дополнительных
услуг)
Май
Совместный праздник
«Семейные традиции»
Праздник
Физкультурный
инструктор
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Создание мотивации, вызывающей у родителей стремление к
сотрудничеству
с
ДОУ
и
внесению
своего
вклада
в
развитие
художественного творчества своих детей;
Использование сотворчества родителей и детей;
Родители становятся партнерами педагогов, активными участниками
воспитательно-образовательного процесса;
Распространение положительного семейного опыта воспитания
ребенка;
Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной
деятельности
Выводы и предложения
Родительский клуб «Мой ребенок восьмое чудо света» посвящена
проблеме сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи, которая
позволит лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций,
увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, поможет в понимании его
индивидуальных
особенностей,
развитии
способностей,
формировании
ценных жизненных ориентаций.
Кроме того, такая форма работы с родителями направлена на
активизацию
деятельности
родителей,
что
будет
способствовать
установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать
активную родительскую позицию, в получении необходимых знаний,
поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей,
понять их. Родительское открытие одаренности собственного ребенка
должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим
проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает
живость самой важной для растущего человека связи - связи между
родителями и детьми.
Использование педагогами новых инновационных форм работы с
родителями повысит их потребность в постоянном росте профессионального
мастерства, уровня самообразования, эрудированности, поможет установить
теплые,
дружеские
взаимоотношения
между
детьми,
педагогами,
родителями.
Подобранный практический материал (игры, упражнения, проблемные
ситуации и т.д.) являются для педагогов хорошим материалом по работе с
родителями.
Список литературы:
1.
Асмолов А.Г. Одаренные дети: от интеллектуального потенциала
школы – к инновационному потенциалу общества. – М.: Федеральный
институт образования, 2004. – 48с.
2.
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.:
Академия,1998. – 251с.
3.
Белова Е.С. «Возрастные возможности и предпосылки развития
одаренности дошкольника» / Е.С. Белова // ПИ РАО «проблема
индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд».
Памяти Н.С. Лейтеса. – с. 56-68.
4.
Богоявленская
Д.Б.
Исследование
творчества
и
одаренности
в
традициях процессульно – деятельностной парадигмы. - М.: Молодая
гвардия, 2004.
5.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Изд-во
«Мозака-Синтез». – 1996г. – 160с.
6.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. –М., 1997.
7.
Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.
—376 с.
8.
Иванов А. Одаренные дети: как их понимать и развивать// Частная школа,
1995. - №6.
9.
Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного
возраста // Прикладная психология, 1998.- №1.
10.Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.:
Пресс,1991. – 232с.
11.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.:
Академия,2000.- 232с.
12.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для
учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-
136с.