Напоминание

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА


Автор: Елена Юрьевна Вандышева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО АГО "Ачитская ДШИ"
Населённый пункт: пгт. Ачит, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ

ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ФОЛЬКЛОРА

( Диагностический инструментарий по выявлению уровня

сформированности коммуникативных навыков младших школьников)

Автор методической разработки: Вандышева Елена Юрьевна,

преподаватель МКУ ДО АГО «Ачитская ДШИ» (ВКК)

С целью выявления уровня сформированности коммуникативных

навыков

младших

школьников,

нами

был

отобран

диагностический

инструментарий. Мы использовали такие методы как тестирование (методика

М. Снайдера «Диагностика оценки самоконтроля в общении» (Приложение

1);

методика

В.Ф.

Ряховского

«Оценка

уровня

общительности»)

(Приложение 2)) и опрос (методика В.В. Синявского, В.А. Федорошина

«Коммуникативные и организаторские склонности»)

(Приложение 3)) в

работе с обучающимися 3 класса Ачитской детской школы искусств.

Тестирование

это

стандартизированное

и

обычно

краткое,

ограниченное во времени испытание, которое заключается в том, что оно

состоит из заданий, на которое от испытуемого нужно получить правильный

ответ. Тесты позволяют одновременно проводить испытания с очень

большой группой людей. При тестировании особенно строго соблюдается

единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов

объективна и не требует высокой квалификации [].

Метод опроса подразумевает такую форму его проведения, как

анкетирование.

Анкетирование

в

психологии

используется

с

целью

получения

психологической

информации,

а

социологические

и

демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт

психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет

1

наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как

процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами

получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого

метода

можно

назвать

его

анонимность

(личность

респондента

не

фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в

основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то

вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Для выявления оценки самоконтроля в общении использовалась

методика М. Снайдера [] «Диагностика оценки самоконтроля в общении»,

которая помогла выявить уровень коммуникативного контроля у школьников

по трем показателям: низкий, средний, высокий.

Согласно М. Снайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем

постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести,

управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они

испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не

любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным

контролем

непосредственны

и

открыты,

но

могут

восприниматься

окружающими, как излишне прямолинейные и навязчивые [].

Тест

состоит

из

10

вопросов

соответствующих

возрастным

особенностям

обучающихся.

При

ответах

на

вопросы

нужно

было

использовать определения «верно», «неверно». Оценка ответов проводилась

следующим образом: 1 балл ставился за ответ «неверно» на вопросы № 1, 5, 7

и за ответ «верно» на все остальные вопросы.

Тест предлагает деление уровней коммуникативного контроля по

следующим градациям: низкий уровень коммуникативного контроля –

личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и

взаимодействии

с

окружающими,

низкой

дифференцированностью

поведения, что вызывает раскованность во взаимодействии с партнерами по

общению;

средний

уровень

коммуникативного

контроля

личность

2

характеризуется сдержанностью и низкой эмоциональностью в общении,

искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими;

высокий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется

достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности и контроля

своего поведения при взаимодействии с окружающими.

Итак, результаты теста должны были продемонстрировать разные

уровни оценки общения, что позволит нам предположить уровень развития

коммуникативных навыков у обучающихся.

По результатам проведения диагностики составлена диаграмма 1, на

которой

видно,

что

никто

из

детей

не

показал

высокий

уровень

коммуникативного контроля.

Средний коммуникативный контроль продемонстрировали 7 человек

(70%). Эти школьники отличались искренностью, но, зачастую, они были не

сдержанны в своих эмоциональных проявлениях.

Низкий уровень коммуникативного контроля выявлен у 3 человек

(30%). У данных школьников поведение достаточно устойчиво, они не

считали нужным изменять свое поведение в зависимости от ситуаций, при

этом 3-классники были способны к искреннему самораскрытию в общении

(Приложение 1).

Диаграмма 1

средний (4-6)

70%

низкий (0-3)

30%

высокий (7-10)

средний (4-6)

низкий (0-3)

Рис. 1. Диагностика оценки самоконтроля в общении

3

Наблюдение за школьниками показало, что они недостаточно владеют

такими коммуникативными умениями как: способность общаться с разными

людьми,

владение

выразительными

средствами

языка,

красноречие.

Некоторые склонны к замкнутости, погружению в себя (протокол 1,

приложение 5)

Дополнил наше исследование тест В. Ф. Ряховского «Определение

коэффициента

общительности».

Тест

содержит

16

вопросов

и

дает

возможность

определить

уровень

коммуникабельности

человека.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой

из семи категорий относятся испытуемые [].

Тест классифицирует испытуемых по семи категориям, к которым

относятся: явная некоммуникабельность – неприспособленность к работе в

коллективе, что указывает на низкий уровень социализации; замкнутость –

неразговорчивость, предпочтительность одиночества; в известной степени

общительность – в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно,

но в спорах и диспутах участвует неохотно; нормальная коммуникабельность

– любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с

другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости; весьма

общителен

(порой

может

быть

сверх

нормы)

любопытность,

разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает,

вызывает раздражение окружающих, охотно знакомится с новыми людьми;

«рубаха-парень» – общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел,

любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы;

коммуникабельность болезненного характера – говорлив, многословен,

вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить

о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной

разного рода конфликтов в своем окружении [].

Отвечать на вопросы нужно однозначно: «да», «нет», «иногда». Оценка

ответа проводится следующим образом: за каждое «да» ставится 2 очка,

«иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

4

По результатам проведения диагностики разработана диаграмма 2, на

которой видно, что 7 испытуемых (70%) по классификатору В. Ряховского

относятся ко второй группе. Они замкнуты, неразговорчивы, предпочитают

одиночество. Детям очень трудно найти общий язык со сверстниками.

К третьей группе относятся 3 учеников (30%). Они общительны и в

незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми

людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно

(Приложение 2; приложение 6, протокол 2).

Диаграмма 2

Рис. 2. Определение коэффициента общительности.

Дополнил наше исследование опрос по методике В.В. Синявского, В.А.

Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности» с целью

выявления качественных особенностей коммуникативных и организаторских

склонностей обучающихся.

Опросник состоит из 40 вопросов []. Коммуникативные способности -

ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет»

на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Организаторские способности -

ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет»

на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

5

70%

30%

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

7 группа

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по

каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты

отдельно

для

коммуникативных

и

организаторских

способностей

по

формуле: К = 0,05 С, где К - величина оценочного коэффициента С – кол-во

совпадающих с ключом ответов [].

Оценочные коэффициенты могут варьироваться от 0 до 1. Показатели,

близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских

способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели

коммуникативных

и

организаторских

способностей

могут

быть

представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях

изучаемых способностей.

Результаты можно увидеть на диаграмме, где видно, что испытуемых с

низким показателем КОС нет. На втором уровне 4 человека (40%). Они не

стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании,

коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают

свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми

и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой

ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды.

Далее мы видим, что на третьем уровне 3 человека (30%). Данные

школьники не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение,

планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается

высокой устойчивостью. КОС необходимо развивать и совершенствовать.

И на четвертом уровне 1 человек (10%). Такие люди не теряются в

новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить

круг

знакомых,

занимаются

общественной

деятельностью,

помогают

близким, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают

участие в организации общественных мероприятий, способны принять

самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по

принуждению, а согласно внутренним устремлениям (Приложение 3;

приложение 7, протокол 3).

6

Диаграмма 3

Рис. 3. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей

Анкетирование младших школьников, учащихся 3 класса, дополнило

наши выводы. (Приложение 4).

75% опрошенных младших школьников отметили, что им больше

нравится общаться со сверстниками в социальных сетях и только 25% отдали

приоритет в общении одноклассникам. То есть большая часть детей

принимают как норму виртуальное общение и отдают ему предпочтение.

Большую часть своего свободного времени младшие школьники

проводят в социальных сетях, ежедневно общаются в группах Ватсап

(WhatsApp) и ВКонтакт (VK), причем используют для этого каждую

подвернувшуюся возможность.

50% опрошенных школьников любят гулять с друзьями на улице. На

наш взгляд, это положительный фактор. Хотя и здесь не обходится без

интернета и социальных сетей.

Ответы на вопросы, помогающие выявить уровень «комфортности»

школьников в компании друзей, настораживают и являются подтверждением

вышесказанного нами. Как оказалось, 55% детей предпочитает в компании

друзей молчать, не озвучивать своего мнения, не спорить. Возможно, одной

7

40%

30%

30%

Низкий уровень

Ниже среднего

Средний уровень

Высокий уровень

Оптимальный

уровень

из причин этого, может быть наличие страха быть непонятым, получить

осуждение или критику в свой адрес. При этом, прислушиваются к мнению

других лишь

30% опрошенных,

что

демонстрирует наличие

у

них

собственных взглядов, оценок, линии поведения. В целом, большинству 3-

классников общение с друзьями приятно (85%), но страх негативной оценки

окружающих присутствует.

Закономерно и признание младшими школьниками проблем в общении

со взрослыми: «Надоело что взрослые всегда учат…», «С родителями не

интересно, они не «прикольные»», «С родителями разговариваю редко. Они

меня не понимают…».

Побочным результатом проведенного исследования можно назвать

недостаточность словарного запаса младших школьников, скудное владение

выразительными средствами языка, косноязычность.

Во время наших бесед с родителями 3-классников, мы почувствовали,

что они, также как и мы, выражают озабоченность тем, что дети большую

часть свободного времени «висят» в чате, а «живая» реальность перестает их

интересовать, виртуальный мир становится все более привлекательным для

них.

Младшие школьников все чаще теряют грань между реальным и

виртуальным, больше общаются с друзьями в онлайн, используя при этом

специфический сленг, смайлики, стикеры, минимальный словарный запас.

Родители при этом отмечали, что благодаря занятиям в детской школе

искусств, у ребят меньше остается время на «зависание» в интернете, что

благодаря общению с музыкой, творчеству, у них расширяется кругозор,

приобретаются социокультурные навыки, они становятся более открытыми и

добрыми.

То

есть

восполняется

дефицит

живого,

эмоционально

наполненного,

заинтересованного

межличностного

общения,

не

дает

подросткам «уйти в себя».

Таким образом, результаты констатирующего этапа позволяют сделать

вывод, что проблема, направленная на формирование коммуникативных

8

навыков для данного контингента актуальна и стараемся реализовать ее в

практической работе.

Приложение 1

М. Снайдер «Диагностика оценки самоконтроля в общении»

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля:

низкий, средний или высокий коммуникативный контроль.

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые

ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к

себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, ответьте

"Верно", если неверным или преимущественно неверным – "Неверно".

Вопросы:

1.

Мне трудно подражать поведению других людей.

2.

Я воспринимаю как спектакль свои попытки произвести впечатление на

других людей или поддерживать отношения с ними.

3.

Мне кажется, что я мог бы быть неплохим актером.

4.

Я произвожу на других впечатление человека, испытывающего значительно

более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.

5.

Я редко нахожусь в центре внимания окружающих меня людей.

6.

В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя как совершенно

другой человек.

7.

Я могу доказывать только те идеи, в которые я верю.

8.

Для того, чтобы не остаться в одиночестве и нравиться другим людям я

стараюсь быть таким, каким они меня хотят видеть и никаким другим.

9.

Я могу вводить в заблуждение других людей, демонстрируя дружелюбие

даже, если они не нравятся мне.

10.

Я не всегда такой, каким кажусь.

9

Приложение 2

Тест

«Определение коэффициента общительности»

В. Ф. Ряховского

1.

Вам предстоит встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2.

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3.

Вызывает ли у вас смятение и неудовлетворение поручение

выступать с сообщением, на каком – либо мероприятии или на занятии?

4.

Вам предлагают выехать в город, где вы никогда не бывали.

Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки?

5.

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к

вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой – то вопрос?)

7.

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям

разных поколений трудно понимать друг друга?

8.

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть

10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9.

В

столовой

вам

подали

явно

недоброкачественное

блюдо.

Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с

ним в беседу и будите тяготиться, если первым заговорил он. Так ли это?

11.

Вас приводит в ужас любая очередь, где бы она не была (в магазине,

в библиотеке). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в

хвост и будете томиться в ожидании?

12.

Боитесь ли вы участвовать в какой – либо комиссии по рассмотрению

конфликтных ситуаций?

13.

У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки

произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот

счет вы не приемлите. Это так?

14.

Услышав где – либо в кулуарах высказывания явно ошибочной точки

зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не

вступать в спор?

15.

Вызывает ли у вас досаду чья – либо просьба помочь разобраться в

том или ином вопросе, в учебной теме?

16.

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в

письменной форме, чем в устной?

10

Приложение 3

Текст опросника

«Коммуникативные и организаторские склонности»

В.В. Синявский, В.А. Федорошин

1.

Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию

ими Вашего мнения?

3.

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших

товарищей?

4.

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической

ситуации?

5.

Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными

людьми?

6.

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7.

Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за

каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8.

Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то

легко ли Вы отступаете от них?

9.

Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно

старше Вас по возрасту?

10.

Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами

различные игры и развлечения?

11.

Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12.

Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы

выполнить сегодня?

13.

Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.

Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в

соответствии с Вашим мнением?

15.

Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за

невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17.

Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с

новым человеком?

18.

Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.

Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20.

Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас

обстановке?

21.

Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.

Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое

дело?

23.

Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если

приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

11

25.

Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.

Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих

интересы Ваших товарищей?

27.

Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам

людей?

28.

Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.

Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в

малознакомую Вам компанию?

30.

Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.

Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством

людей?

32.

Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если

оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33.

Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам

компанию?

34.

Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих

товарищей?

35.

Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным,

когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.

Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.

Верно ли, что у Вас много друзей?

38.

Часто

ли

Вы

смущаетесь,

чувствуете

неловкость

при

общении

с

малознакомыми людьми?

39.

Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

40.

Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой

группы своих товарищей?

12

Приложение 4

Анкета для школьников: «Как ты общаешься?»

Ф.И,_________________________________________________________

Класс __________________________ Дата ________________________

1. С кем тебе больше нравится общаться?

- со сверстниками

- с одноклассниками

- с учителями

- с родителями

2. Где ты больше общаешься со сверстниками?

- в школе

- по телефону

- дома

- во дворе, на улице

- в социальных сетях

3. При общении со сверстниками вы чаще говорите:

- о кинофильмах

- о своих проблемах

- о дружбе между мальчиками и девочками

- о чём то другом…

4. Нравится ли тебе общаться с одноклассниками?

- да

- не всегда- нет

5.Где ты чаще встречаешься с друзьями?

- в школе

- на дне рождения у кого – то из друзей

- в клубе

- у себя дома

- во дворе, на улице

6. Часто ли ты молчишь в компании с друзьями?

- часто

- иногда

- никогда

7. Любишь ли ты спорить со своими друзьями?

- да

- нет

- иногда

8. Прислушиваешься ли ты к мнению других в спорах?

-да

- иногда

- нет

9. Общение с друзьями приносит тебе радость?

- да

- нет

- не всегда

10. У тебя есть проблемы в общении со сверстниками или взрослыми?

13

- нет

- есть в общении со сверстниками (какие) - есть в общении со взрослыми (какие).

Приложение 5

Протокол 1

Дата: 03.10.2023

Количество участников: 10 человек (учащиеся 3 класса Ачитской ДШИ)

Метод исследования: тестирование

Методика: М. Снайдера «Диагностика оценки самоконтроля в общении»

Цель: выявить уровень коммуникативного контроля младших подростков.

Критерии: тест состоит из 10 вопросов. Ответить на вопросы нужно: верно, неверно.

Оценка ответа проводится следующим образом: ставится 1 балл за ответ "неверно" на

вопросы № 1, 5, 7 и за ответ "верно" на все остальные вопросы. Выявляется уровень

коммуникативного контроля по трем показателям: высокий, средний, низкий.

Результаты:

Участники

Вопросы

Баллы

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

4

Средний

2

1

0

0

1

0

0

1

1

0

1

5

Средний

3

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

3

Низкий

4

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

2

Низкий

5

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

4

Средний

6

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

2

Низкий

7

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

6

Средний

8

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

5

Средний

9

0

1

0

0

0

1

0

0

1

1

4

Средний

10

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

4

Средний

- высокий уровень – 0 человек (0%);

- средний – 7 человек (70%);

- низкий – 3 человека (30%).

14

Приложение 6

Протокол 2

Дата: 13.10.2023

Количество участников: 10 человек (учащиеся 3 класса Ачитской ДШИ)

Метод исследования: тестирование

Методика: В. Ф. Ряховского

Цель: выявить диагностику на определение коэффициента общительности подростков.

Критерии:

Оценка ответа проводилась следующим образом: за каждое «да» ставилось 2 очка,

«иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Затем общее число очков суммировали и по

классификаторам

определили,

к

какой

категории

людей

относится

каждый

из

испытуемых.

1. 30 -32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от

этого больше всего сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положится в

деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте

себя.

2. 25 – 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у

вас,

наверное,

мало

друзей.

Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то

надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете,

недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти

переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой – либо

увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит встряхнуться.

3. 19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми

людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших

высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти

недостатки исправимы.

15

4. 14 – 18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно

слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими,

отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без переживаний на встречу с новыми

людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и

многословие у вас вызывает раздражение.

5. 9 -13 очков. Вы весьма общительны.

6. 4 – 8 очков. Вы, должны быть, «рубаха - парень». Общительность бьет из вас ключом.

Вы всегда в курсе всех дел.

7. 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы,

многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения.

Результаты:

Уровень коммуникабельности

1

гр.

2

гр.

3

гр.

4

гр.

5

гр.

6

гр.

7

гр.

Количество человек

-

7

чел.

3

чел.

-

-

-

-

Качественные показатели

-

70

%

30

%

-

-

-

-

16

Приложение 7

Протокол 3

Дата: 26.10.2023

Количество участников: 10 человек (учащиеся 3 класса Ачитской ДШИ)

Метод исследования: опрос

Методика: В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские

склонности»

Цель:

выявить

качественные

особенности

коммуникативных

и

организаторских

склонностей обучающихся.

Критерии: опросник состоит из 40 вопросов. Обработка результатов подсчитываются

отдельными способностями. Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие

вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35,

39. Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22,

26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу

методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных

и организаторских способностей по формуле: К = 0,05

.

С, где К - величина оценочного

коэффициента С – кол-во совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1

говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к

0 - о

низком

уровне.

Первичные

показатели

коммуникативных

и

организаторских

17

Уровни

Количество человек -10

1 уровень – низкий

0 – 0%

2 уровень – ниже среднего

4 – 40%

3 уровень – средний

3 – 30%

4 уровень – высокий

3 – 30%

5 уровень – очень высокий

-

способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных

уровнях изучаемых способностей.

Результаты:

18



В раздел образования