Напоминание

Рисунок в первом классе в детской художественной школе


Автор: Пшенина Анастасия Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская художественная школа №1" НГО
Населённый пункт: г. Находка, Приморский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Рисунок в первом классе в детской художественной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования " Детская художественная школа №1"

Находкинского городского округа г. Находка

«Рисунок в первом классе в детской

художественной школе»

Методическая работа

преподавателя высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Детская художественная школа №1»НГО

Пшениной Анастасии Юрьевны

г. Находка

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение. Рисунок, как основа реалистического изображения….3

2. Особенности преподавания рисунка на уроках в первом классе

детской художественной школы……………………………………...4

3. Примерный учебно-тематический план…………………………...7

4. Заключение…………………………………………………………20

5. Список литературы………………………………………………...21

6. Приложение………………………………………………………...22

2

Введение

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В

системе художественного образования рисунок является основополагающим

учебным предметом.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и

воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного

развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд

теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и

осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм

природы и овладеть навыками графического изображения.

Рисунок, как учебная дисциплина, является одной из базовых составляющих

художественного образования. Принципы реалистического изображения

предметов окружающего мира с передачей их пространственного положения,

объема, конструкции, как с натуры, так и по памяти, представлению,

воображению развивают творческие способности. В процессе рисования

развиваются

и

совершенствуются

такие

качества,

без

которых

профессиональная деятельность не возможна: глазомер, чувство пропорций и

гармонии, целостность видения. Также формируется эстетическое отношение

к

действительности,

активнее познается окружающий

мир.

Осваивая

средства выразительности рисунка, учащиеся учатся передавать форму

предмета, его объем, положение в пространстве, фактуру и текстуру, глубину

пространственной среды. Во время прохождения

программы учащиеся осваивают основы наглядной перспективы, понятие о

светотеневых отношениях, сведения о пластической анатомии животных и

человека. Приобретают навыки последовательной работы над рисунком по

принципу: от общего к частному и от частного к общему, а также осваивают

технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных. А также

проводится работа над воспитанием комплекса, необходимых для художника

качеств - «постановка глаза», развитие «твердости руки», цельное видение,

умение наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера.

Целью курса рисунка являются освоение учащимися законов, правил и

приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его

предметов и человека, методики ведения длительного и краткосрочного

рисунков.

Рисунок

помогает

формироваться

творческому

мышлению,

художественно-эстетическому восприятию мира, способствует овладению

творческим методом работы в различных видах и жанрах искусства.

Эффективному

освоению

академическим

рисунком

способствуют

систематические занятия в учебном процессе в классе, а также в процессе

самостоятельной работы с натуры, по памяти, представлению вне аудитории

– дома, на пленэре.

3

Особенности преподавания рисунка на уроках в первом классе

детской художественной школы

В ДХШ занятия по рисунку ведутся в системе программных заданий на

основе методов и принципов академического художественного образования.

В первом классе основная задача состоит в том, чтобы научить детей

понимать и изображать форму предметов. Учащиеся изучают основы

«наглядной»

и

естественной

перспективы

на

примере

объемных

геометрических тел правильной формы, а также предметов быта. Они

осваивают основы светотеневых отношений с передачей особенностей

фактуры предметов. Учащиеся рисуют чучела животных, делают зарисовки

и быстрые композиционные наброски фигуры человека. Основной принцип

обучения – движение от простого к сложному, от главного (большой формы)

к частностям (деталям) по классическим схемам:

-постановка руки

-композиционное решение задания

-работа над эскизом

-компоновка в формат листа

-законы перспективы и пропорций

-конструктивный рисунок

-тональный рисунок

-работа с формой и объемом

Цели и задачи учебного предмета «Рисунок» в первом классе ДХШ

- знакомство с предметом, основными выразительными средствами,

техническими приемами

- знакомство с линией, тоном, штрихом

- развитие у учащихся зрительных восприятий, целостного видения натуры,

выработка глазомера и двигательных навыков руки

- умение грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги

- изучение правил построения простых предметов

- обучение приемам и совершенствование навыков работы с простым

карандашом и другими графическими материалами

- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»

- знание законов перспективы

- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы

- умение последовательно вести длительные постановки

- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени

- навыки передачи фактуры и материала предмета

- умение рисовать по памяти, представлению, наблюдению

Задания первого класса знакомят учащихся с основами рисунка. Первые

упражнения - рисование линий, создание различных штрихов предназначены

для тренировки руки, знакомят учащихся со свойствами и техническими

возможностями графических материалов.

4

Очень важно с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать

натуру и правильно изображать ее на плоскости листа. Основой обучения

является рисование с натуры. Работа с натуры начинается с рисования

простых по форме предметов. Изображение может быть и тональным и

линейным. С первого задания необходимо учить умению выбирать формат в

зависимости от характера постановки. В течение первого года обучения

учащиеся

овладевают

выразительными

возможностями

графических

материалов (карандаш, мягкие материалы, тушь) и их техническими

возможностями, приобретают навыки передачи формы, характера предметов

(в начале обучения преимущественно плоскостное, силуэтное решение).

Учащиеся знакомятся с понятием наглядной перспективы и изучают основы

перспективного построения простейших геометрических тел. Изучается

распределение светотени на предметах разной формы, освоение способов

передачи пространства и объема предметов с помощью штриха, тона, пятна.

Ученики развивают глазомер, учатся передавать симметричные формы как

простых так и более сложных предметов, учатся передавать силуэтом

особенности формы предметов быта, делать наброски и зарисовки фигур и

человека с натуры.

В качестве модели для рисования можно использовать овощи, фрукты,

цветы, предметы быта. Обычно размер изображения бывает равен размеру

модели или чуть меньше его. Для правильной передачи формы, ее

внутреннего строения, выполняют предварительный эскиз-набросок. Работа

должна вестись по степени усложнения заданий, формы изображаемых

предметов.

Основным видом учебной работы является натюрморт. Продуманная,

ясная по цели, хорошо видимая с места учащегося постановка воспитывает у

него художественный вкус. Натюрморты, особенно в начале обучения

должны

быть

интересными,

посильными,

дающими

возможность

использовать знания и умения, проявлять свои творческие способности.

Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное

изображение натуры, на правильную передачу конструкции предметов,

перспективы,

особенностей

светотени.

Для

облегчения

этих

задач

желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из

проволоки, картона, плексигласа), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и

ясно понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

В течение первого года обучения учащиеся должны освоить

последовательность ведения длительной работы. В длительных постановках

учащиеся учатся передавать пространство. Основное место в обучении

занимает тональный рисунок натюрморта, составленный из предметов быта.

Объем предметов передают штрихами по форме длинными и короткими,

прямыми и изогнутыми, Работая над тональными отношениями надо

помнить, что светлое выразительно выглядит на темном, а темное на

светлом. Для передачи в рисунке фактурных особенностей предметов

необходимо

овладеть

различными

приемами

штриховки.

Здесь

5

немаловажное значение имеют техника владения карандашом, умения

использовать выразительные средства рисунка. Следует избегать черноты в

рисунке.

Необходимо ставить постановки таким образом, чтобы учащиеся

осваивали изображение предметов различных по форме, светлоте, материалу,

фактуре. Освещение предпочтительно искусственное, верхнее, боковое,

наиболее четко выявляющее форму предметов.

Важная роль в обучении основам рисунка отводится гипсовым телам.

Геометрические тела очень хорошо помогают понять строение формы.

Построение таких предметов требует точности. Гипсы ставят немало задач,

связанных с передачей пропорций, объемов, освещения, фактуры, линейной

и воздушной перспективы. Фактура и цвет гипсовых тел таковы, что на их

поверхности

светотень

располагается

идеально,

давая

прекрасную

возможность изучать ее законы.

Большое значение при изучении рисунка в первом классе имеют

краткосрочные задания: это обязательно наброски человека, животных,

отдельных предметов, рисунки по памяти (можно из тех же предметов, но

расположенных с другой точки зрения). Краткосрочные рисунки, зарисовки

и наброски являются необходимыми заданиями, активизирующими учебный

процесс, развивают наблюдательность и зрительную память, приучают к

умению целостно видеть, быстро фиксировать наблюдения на бумаге. На

уроках в классе учащимся необходимо делать наброски друг друга. Для этого

нужно кратко, схематично объяснить конструкцию построения фигуры

человека. Наброски должны быть содержательными и выразительными.

Краткосрочные

работы

можно

выполнять

мягкими

графическими

материалами.

Педагог организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся

по рисунку. Задания на дом не только контролируются, но и вдохновляют,

поддерживают стремление к освоению профессиональных навыков и умений.

Выполнение каждого задания сопровождается демонстрацией лучших

образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром

произведений мастеров рисунка в репродукциях и слайдах. Приоритетная

роль отводится показом преподавателем приемов и порядка ведения работы.

Рабочий формат бумаги – ¼ листа ватмана (А3)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа в форме уроков в

группах 10-15 человек. Формами промежуточной и итоговой аттестации

являются просмотры работ учащихся.

6

Примерный учебно-тематический план

№ Наименование

темы

Содержание занятия

Задачи

Всего

часов

1

Беседа о

рисунке.

Знакомство с

материалами.

Линия, штрих,

пятно.

Беседа и практические

упражнения.

Упражнения в

проведении прямых и

кривых линий простым

карандашом.

Упражнения с

нарастанием и

ослаблением тона.

Дать общие понятия

о графическом

искусстве, его видах,

особенностях,

материалах

3

2

Зарисовка

бабочек на

одном листе.

Композиция

рисунка,

выразительност

ь силуэта.

Понятие

симметрии,

линия, штрих,

тон.

Практические

упражнения. Изучение

свойств графического

карандаша. Проведение

прямых, кривых линий,

деление отрезков

Знакомство с

материалами.

Методы и способы

работы карандашом,

знакомство с его

техническими

возможностями.

Композиция

рисунка,

выразительность

силуэта. Понятие

симметрия.

3

3

Зарисовки

бытовых

предметов,

напоминающие

по форме

геометрические

тела.

Упражнения на

построение простых

геометрических форм в

разных положениях.

Дать понятие о

конструкции

предметов. Передача

пропорций, силуэта,

характера

предметов.

Знакомство с

основными

понятиями (свет,

тень, полутень,

блик, рефлекс)

3

4

Мягкая

игрушка.

Работа простым

карандашом.

Понятия о технических

приемах простым

карандашом, его

выразительных

средствах.

Методы и способы

работы карандашом,

знакомство с его

техническими

возможностями.

3

7

Передача

пропорций,

характера формы,

фактуры.

5

Осенний

натюрморт.

Работа

восковыми

мелками.

Изучить основные

приемы в технике

«восковые мелки».

Понятие гаммы,

основные гаммы

(теплая, холодная,

контрастная). Уметь

работать в заданной

гамме. Уметь

создавать

самостоятельную

композицию в

заданном жанре.

3

6

Упражнение

«Шахматная

доска»

Понятие - перспектива.

Понятие тон, тональная

растяжка, собственный

тон предмета.

Уметь передавать

собственный тон

предмета, набирать

пятна разной

тональности,

наложением штриха,

добиваться

«черного»,

«прозрачного»

3

7

Постановка из

двух

несложных по

форме

предметов на

нейтральном

фоне.

Переход от плоскостного

изображения к

объемному. Беседа о

наглядной перспективе

(линия горизонта, точка

схода).

Дать понятие о

конструкции

предметов,

перспективе.

Композиция листа,

формат, Знакомство

с понятием

«пропорция»

6

8

«Осенние

деревья»,

«Сухоцветы в

вазе»

Работа тушью,

маркером,

гелевой ручкой.

Изучить основные

приемы в технике

работы тушью,

маркером, гелевой

ручкой.

Уметь проводить

линии различной

длины и толщины.

Уметь передавать

плавность в

линейном рисунке.

Передача

пропорций, формы,

силуэта.

3

9

Рисунок

геометрических

Основные принципы

работы с натуры

Дать понятие о

конструкции

3

8

тел. Конус,

шар, куб.

(компоновка в формате,

пропорции) Построение

формы, работа в тоне,

Светотеневой рисунок.

геометрических

предметов. Передача

пропорций,

характера формы.

Последовательность

в работе.

Светотеневая

разработка рисунка

(свет, тень,

полутень)

10

Рисунок чучела

птицы или

животного.

Работа простым

карандашом и

мягкими

графическими

материалами

(уголь, сангина)

Зарисовки простым

карандашом, знакомство

с мягкими графическими

материалами.

Передача

пропорций,

характерного

движения,

особенностей

строения птиц,

животных. Передача

штрихом фактуры

оперения.

3

11

Зарисовка

небольших

веток (сосна,

ель) на одном

листе.

Зарисовки простым

карандашом. Умение

создавать линейный

рисунок, сочетанием

пятна и линией.

Выразительная

передача характера

формы и строения

веток деревьев

разных пород.

Материальность,

объемность.

3

12

Рисунок

натюрморта из

2-3 предметов

быта,

контрастных по

форме и тону

на светлом

нейтральном

фоне.

Компоновка в листе,

линейное построение

формы, выполнение

светотеневого рисунка.

Передача

пропорций,

характера формы.

Расположение

предметов в

пространстве

относительно друг

друга.

Последовательность

в работе.

Светотеневая

разработка рисунка

(свет, тень,

полутень)

6

13

«Комнатное

растение».

Основные приемы

работы маркерами.

Уметь работать

пятном,

3

9

Натюрморт из

предметов с

декоративным

орнаментом.

Работа черным

маркером.

Умение создавать как

линейный рисунок, так и

рисунок пятном,

сочетание пятна и

линии.

декоративным

пятном. Работать с

толщиной линии.

Передача характера

формы, силуэта.

Изображение

орнамента по форме

предмета.

14

Постановка из

предмета быта

с чучелом

птицы.

Компоновка в листе.

Линейное построение

формы, передача

движения.

Материальность,

объемность.

Внимание на

композицию.

Последовательность

в работе. Передача

светотени.

Цельность в работе.

3

15

Натюрморт из

предметов

быта. Работа

цветными

карандашами.

Основные приемы

работы цветными

карандашами, их

выразительными

средствами.

Работа над эскизом.

Построение формы.

Отработка техники

штриха. Работа в

заданной цветовой

гамме.

3

16

Наброски

фигуры

человека.

Краткосрочные

зарисовки фигуры

человека в различных

положениях.

Изучение пропорций

фигуры человека.

Совершенствование

в различных

техниках

выполнения

набросков. Передача

характерных

особенностей и

пропорций натуры.

3

17

Итоговая

работа.

Натюрморт из

2-3 несложных

предметов на

фоне

однотонной

драпировки с 1-

2 простыми

складками.

Эскиз. Компоновка в

листе, линейное

построение формы.

Работа в тоне.

Светотеневой рисунок.

Выявление знаний и

умений, полученных

учащимися за

первый год

обучения.

6

10

Задание №1

Беседа о рисунке. Знакомство с материалами. Линия, штрих, пятно.

Задание №2

Зарисовка бабочек на одном листе.

11

Задание №3

Зарисовки бытовых предметов, напоминающие по форме геометрические

тела.

Задание №4

Мягкая игрушка. Работа простым карандашом.

12

Задание №5

Осенний натюрморт. Работа восковыми мелками.

Задание №6

Упражнение «Шахматная доска»

13

Задание №7

Постановка из двух несложных по форме предметов на нейтральном фоне.

Задание №8

«Осенние деревья», «Сухоцветы в вазе». Работа тушью, маркером, гелевой

ручкой.

14

Задание №9

Рисунок геометрических тел. Конус, шар, куб.

Задание №10

Рисунок чучела птицы или животного. Работа простым карандашом и

мягкими графическими материалами (уголь, сангина).

15

Задание №11

Зарисовка небольших веток (сосна, ель) на одном листе.

Задание № 12

Рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта, контрастных по форме и тону на

светлом нейтральном фоне.

16

Задание № 13

«Комнатное растение». Натюрморт из предметов с декоративным

орнаментом. Работа черным маркером.

Задание № 14

Постановка из предметов быта с чучелом птицы.

17

Задание № 15

Натюрморт из предметов быта. Работа цветными карандашами.

Задание №16

Наброски фигуры человека.

18

Задание №17

Итоговая работа. Натюрморт из 2-3 несложных предметов на фоне

однотонной драпировки с 1-2 простыми складками.

19

Заключение

Рисунок – один из основных предметов в системе обучения

изобразительному искусству. Будучи основой реалистического отображения

действительности,

он

является

средством

художественного

образного

выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношения к

миру. При обучении рисунку надо дать учащимся понять, что рисунок – это

прежде всего передача на плоскости листа всего окружающего мира и

поэтому

курс

обучения

рисунку

включает

в

себя

такие

темы

как

«натюрморт». «пейзаж», изображение человека, животных, птиц, растений.

Цель моей методической работы – дать ряд советов по рисованию, научить

ученика основным закономерностям и правилам рисунка, развить навыки

грамотно выражать свои творческие замыслы, подарить радость от общения с

изобразительным

искусством

и

помочь

самоутвердиться

маленькому

художнику. Чтобы интерес к рисунку не затухал, я стараюсь использовать в

учебных постановках различные по форме, конструкции, фактуре, цвету

предметы, менять акценты в задачах, давать задания рисовать различными

графическими материалами.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с

участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических

способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. На протяжении

урока учащиеся выступают то в роли зрителя, то в роли художника.

Обсуждение работ, сделанных на занятиях активизируют внимание детей.

Полезно обсуждать достоинства и недостатки работ. Лучшие работы каждого

урока выставляются в классе, они дают радость детям, увеличивают желание

работать.

Выполняя в течение года задания, ученики учатся верно владеть

плоскостью листа, работать линией, пятном, передавать форму и пропорции

предметов, имеют представление о последовательности ведения работы. В

технических

приемах

изображения

ученик

переходит

от

простой

проволочной линии к линии более уверенной. Знания и умения, полученные

на

занятиях

помогут

ученикам

в

будущем,

сделают

их

работы

профессиональными.

20

Список литературы

1.

Авсинян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.:

Изобразительное искусство. 1985.

2.

Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. – М.: Искусство.

1963.

3.

Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. –

М.: Эксмо, 2010.

4.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства –

М.: Агар 2020.

5.

Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностях на

занятиях рисованием. – М.: Просвещение. 1987.

6.

Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя

изобразительного искусства. – М.: Просвещение. 1981.

21

Приложение

22

.

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



В раздел образования