Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовании


Автор: Полякова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель биологии, микробиологии, санитарии и гигиены
Учебное заведение: преподаватель биологии, микробиологии, санитарии и гигиены
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Полякова Татьяна Александровна

преподаватель биологии, микробиологии,

санитарии и гигиены

ГБПОУ РК «Крымский колледж

общественного питания и торговли»

г. Симферополь, Республика Крым

Здоровьесберегающие технологии в образовании.

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии

организма и здоровья.

Н. Чернышевский

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие

технологии, здравоохранение, образовательные технологии, проектная

деятельность.

Аннотация:

в

статье

рассмотрены

основные

здоровьесберегающие

технологии, применяемые на занятиях биологии, дана их классификация,

основополагающие

принципы,

отличительные

особенности,

описана

организация

занятий

в

условиях

использования

здоровьесберегающих

технологий, а также результат применения ЗОТ на занятиях биологии.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и

народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Состояние здоровья обучающихся сегодня вызывает серьезную тревогу

специалистов. Медицинские осмотры обучающихся

показывают, что

здоровых обучающихся с каждым годом становится меньше. Самыми

распространенными являются болезни позвоночника, нервные расстройства

и нарушения зрения-показатели неправильно организованного занятия,

учебного процесса в школе, в колледже в целом.

Исследования позволяют определить факторы риска

по убыванию

значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

1.

Стрессовая педагогическая тактика.

2.

Несоответствие

методик

и

технологий

обучения

возрастным

и

функциональным возможностям обучающихся.

3.

Несоблюдение

элементарных

физиологических

и

гигиенических

требований к организации учебного процесса.

4.

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья

детей.

5.

Провалы в существующей системе физического воспитания.

6.

Интенсификация учебного процесса.

7.

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления

здоровья.

8.

Частичное разрушение служб медицинского контроля.

9.

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и

здорового образа жизни.

Охрану

здоровья

сегодня

называют

приоритетным

направлением

деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии

должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны

заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя

взаимосвязанными

блоками:

здоровьесбережение

как

ценность

государственная, общественная, личностная [4].

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность

которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной

работы, включает последовательное формирование в школе (или в другом

образовательном

учреждении)

здоровьесберегающего

образовательного

пространства

с

обязательным

использованием

всеми

педагогами

здоровьесберегающих

технологий,

чтобы

получение

обучающимися

образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у

обучающихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только

грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и

практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни,

заботиться о собственном здоровье.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ)

можно

рассматривать

и

как

качественную

характеристику

любой

образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и

как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы,

которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания,

наделяют их признаком здоровьесбережения [5].

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий

видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс

является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в

значительной степени направлены усилия образовательного учреждения и

семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением.

Культура

здоровья

должна

не

изучаться,

а

воспитываться.

Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа

жизни

[3].

Неотъемлемой

частью

культуры

здоровья

является

информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как

добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой

алкоголя или наркотиков- приобщившись к культуре здоровья, за ответами

на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к учителю,

специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные

шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение

вопросам

здоровья,

воспитание

культуры

здоровья,

использование

здоровьесберегающих

технологий

как

основного

инструмента

педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью.

Многие

педагоги

полагают,

что

это

одна

или

несколько

новых

педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому нужно

выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.Занкова, С.Френе,

В.Зайцева, М.Монтессори и т. д. или по «технологии здоровьесбережения».

Но это не так.

Цель педагогической (образовательной) технологии — достижение того

или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. К

примеру, технология вероятностного образования А. М. Лобка направлена на

формирование авторской позиции ребенка в культуре, технология В. Н. Зай-

цева ориентирована на достижение оптимальных результатов в овладении

школьниками общеучебными умениями, система развивающего обучения

Л. В. Занкова ставит целью всестороннее гармоничное развитие личности и т.

д. Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве

основной и единственной цели образовательного процесса, а только в

качестве условия, одной из задач достижения главной цели [1].

Понятие

«здоровьесберегающая»

относится

либо

к

качественной

характеристике

любой

образовательной

технологии,

показывающей,

насколько при реализации данной технологии (педагогической системы)

решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного

процесса — учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий

приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности [6]. Это

показатель того, «взимается» или нет с учащихся, без их согласия, плата за

получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба

их здоровью.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса

создает

у

обучающихся

постоянные

стрессовые

перегрузки,

которые

приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и

способствуют развитию хронических болезней.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности

образовательных учреждений является сохранение здоровья подрастающего

поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии,

предполагающие

совокупность

педагогических,

психологических

и

медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья,

формирование ценного отношения к нему.

Здоровьесберегающие

технологии

основаны

на

принципе

природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся.

Цель

здоровьесберегающих

технологий

обучения

обеспечить

обучающимся возможность сохранить здоровье в период

обучения,

сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В

качестве

основополагающих

принципов

здоровьесберегающих

технологий можно выделить:

1.

Создание

образовательной

среды,

обеспечивающей

снятие

всех

стрессобразующих

факторов

учебно-воспитательного

процесса.

Атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход, создание для

каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного

развития, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.

Творческий

характер

образовательного

процесса.

Обучение

без

творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени,

является насилием над собой и другими. Возможность для реализации

творческих задач достигается использованием на занятиях

и во

внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3.

Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучающийся -

субъект

образования

и

обучающего

общения,

он

должен

быть

эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает

естественное повышение работоспособности и эффективности работы

мозга не в ущерб здоровью.

4.

Построение

учебно-воспитательного

процесса

в

соответствии

с

закономерностями становления психических функций. Прежде всего

имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от

действия в материальном плане по материализованной программе к

речевому и умственному планам выполнения действия, переход от

развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5.

Учет

системного

строения

высших

психических

функций.

При

формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание

все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к

формированию новой функции.

6.

Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении

нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип

целостности.

7.

Осознание обучающимся успешности в любых видах деятельности.

Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить

какой-то

кусочек

или

аспект

работы,

похвалить

за

старание

в

определенный период времени.

8.

Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик

оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой

адаптации обучающегося: снижаются общая заболеваемость, обострение

хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9.

Обеспечение

адекватного

восстановления

сил.

Смена

видов

деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной

работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации

необходимо во избежание переутомления детей.

10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система

повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1

группа

Медико-гигиенические (соблюдение

СанПинов,

технологии

профилактики

заболеваний;

коррекции

и

реабилитации

соматического

здоровья; санитарно - гигиенической деятельности). Все

проблемы, связанные со

здоровьем человека,

традиционно относятся к

компетенции

медицинских

работников,

к

ответственности

системы

здравоохранения.

2 группа – Физкультурно-оздоровительные технологии (поведение

на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по

обучению ЗОЖ).

3 группа – Экологические технологии (обустройство школьной

среды, озеленение, освещение, тепловой режим, участие в природоохранных

мероприятиях).

4

группа

Технологии

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности

реализуют специалисты по охране труда, защите в

чрезвычайных

ситуациях,

архитекторы,

строители,

представители

коммунальной,

инженерно-технических

служб,

гражданской

обороны,

пожарной инспекции и т. Грамотность обучающихся по этим вопросам

обеспечивается изучением курса ОБЖ

5 группа – Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные

технологии

это

все

те

психолого-педагогические

технологии,

программы,

методы,

которые

направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных

качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование

представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового

образа жизни (Н.К.Смирнов).[6]

Этому

способствуют

условия

обучения

(отсутствие

стресса,

адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,

половыми,

индивидуальными

особенностями

и

гигиеническими

требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным

возможностям

ребенка,

необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются

на:

1)

Организационно-педагогические

технологии

(определенный

ход

учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий

утомление обучающихся).

2)

Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с занятием:

личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха,

технология педагогической поддержки, методы активного обучения и

др.)

3)

Учебно-воспитательные

технологии

(учебные

программы

по

формированию ЗОЖ по предметам учебного плана,

программы по

обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры

здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,

предупреждению

вредных

привычек,

предусматривающие

также

проведение организационно-воспитательной работы со обучающимися

после уроков, просвещение их родителей

Отличительные особенности здоровьесберегающих

образовательных технологий:

1.

Отсутствие назидательности и авторитарности.

2.

Воспитание, а не изучение культуры здоровья.

3.

Элементы индивидуализации обучения.

4.

Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников.

5.

Интерес к учебе, желание идти в школу.

6.

Наличие физкультминуток.

7.

Наличие гигиенического контроля.

Эти технологии помогают обучающимся самореализоваться в

учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одногруппников.

Здоровьесберегающее занятие должно: воспитывать, стимулировать у

обучающихся желание быть здоровыми, учить их ощущать радость от

каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать

у них позитивную самооценку.

Каждый педагог в своей практике использует некоторые элементы

данных технологий, но к сожалению, не все и не всегда. Как правило

объясняется это нехваткой времени. Конечно, в силу определенных причин,

не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей

технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. Яркие,

эмоциональные занятия с использованием физкультурных упражнений, с

примерами из жизни, непременно сделают ваше занятие насыщенным,

интересным, продуктивным и полезным. А поможет вам в этом несколько

простых принципов, которых можно свободно использовать как на занятиях

биологии, так и на других предметах:

Организация

занятия

в

условиях

использования

ЗОТ

предусматривает:

- чередование видов деятельности;

- использование наглядных пособий;

- включение в деятельность элементов творчества;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода,

создание ситуации успеха каждому ученику;

- эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный

психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся;

-

проведение

физкультурных

пауз,

упражнений

на

релаксацию,

музыкальных пауз;

- оптимальную (соответствующую возрасту) дозировку домашнего

задания.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -

обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период

обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни.

Дисциплина ПД.3 Биология ориентирована на сохранение здоровья

обучающихся

во

время

учебно-воспитательного

процесса.

Курс

этой

образовательной области построен так, что практически каждое занятие

несет элементы здоровьесбережения.

На занятиях биологии использую следующие здоровьесберегающие

технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на занятиях и переменах

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- построение занятий согласно требованиям методики и технологии их

ведения,

способствующих

предотвращению

состояния

переутомления,

гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б)

психолого–педагогические

технологии

(ППТ),

связанные

с

непосредственной работой преподавателя на занятии, воздействием, которое

он оказывает на своих обучающихся:

- учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся

- создание доброжелательного психологического микроклимата в

коллективе

- минутка для шутки метод проектов

- групповые технологии,

- интерактивные игровые технологии,

- технология личностно–ориентированного обучения,

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы

по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры

здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,

предупреждению вредных привычек:

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- физминутки

- смена видов деятельности

- зарядка для глаз.

При преподавании дисциплины: ПД.3 Биология выполняю

основные элементы ЗОТ:

1.

Стараюсь

поддерживать

оптимальные

гигиенические

условия

в

аудитории (чистота, соблюдение температурного режима и свежесть

воздуха,

правильное

освещение,

регулярная

влажная

уборка,

отсутствие неприятных раздражителей).

2.

Придерживаюсь оптимальной плотности занятия: количество видов

учебной деятельности - 4-7 за занятие, длительность и чередование -

через 10 минут

3.

Провожу

смену

разных

видов

учебной

деятельности:

письмо;

слушание; рассказ; изображение рисунков, схем; дискуссия; решение

задач; просмотр видео и презентаций. Однообразие быстро утомляет.

4.

Использую на занятиях не менее 3 видов преподавания: словесный,

наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая

работа), так как среди обучающихся выделяют аудиалов, визуалов и

кинестетиков.

5.

Включаю в занятия оздоровительные моменты:

физкультминутки,

минутки релаксации; гимнастика для глаз; для рук. На 15-20 минуте

занятия по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями.

Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и

упражнения для профилактики зрительного утомления, которые

прописаны

в

СанПиНах.

Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не

поворачивая головы, за медленными движениями указательного

пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5

раз. Упражнения можно со временем менять.

6.

Стараюсь создать благоприятный психологический климат на занятии:

доброжелательное отношение преподавателя, улыбка определяют

положительное

воздействие

на

здоровье.

Занятие не полноценно, если на нем не было эмоционально-

смысловых

разрядок:

шуток,

поговорок,

афоризмов.

Стараюсь

избегать

конфликтов,

напряженных

ситуаций.

Создание

у

обучающихся

положительной

эмоциональной

настроенности

является

обязательным

условием

правильно

организованного учебного процесса.

7.

Провожу профилактику нарушения осанки, зрения. Обращаю внимание

на правильную позу обучающегося во время занятий за столом.

8.

Провожу информационные минутки (сообщения, интересные факты,

статистические данные о здоровом образе жизни). Информационные

минутки готовят обучающиеся.

9.

Акцентирую внимание при изложении материала на вопросы, которые

связанны со здоровьем (влияние вредных привычек на системы

органов, СПИД, профилактика гельминтозов и т. д.).

10. Стараюсь

чтобы кабинет микробиологии, физиологии питания

представлял

собой

здоровьесберегающее

пространство.

Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное

состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий,

голубой, зеленый, желтый, розовый создают настрой «психического

равновесия», повышают работоспособность.

11. При использовании ИКТ соблюдаю требования, приписанные в

СанПиНах .

12. Стараюсь

мотивировать деятельность обучающихся на занятии.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный

момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше

узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

13. Практикую спокойное завершение занятия: обучающиеся имеют

возможность задать

вопросы, преподаватель комментировать

задание на дом.

14. Постоянно

провожу

работу

по

пропаганде

и

формированию

валеологических знаний обучающихся. Внедряю в учебный процесс

интерактивные и информационные технологии обучения, которые

способствуют

формированию

и

усовершенствованию

знаний

валеологии.

Работа по формированию здорового образа жизни проводится на

занятиях и во внеурочное время.

В своей работе руководствуюсь тем, что не может физически больной

человек быть абсолютно здоровым психически, социально и духовно. Быть

здоровым – значит чувствовать себя защищенным, сильным, способным к

саморазвитию, направленному в будущее.

Быть здоровым – значит быть более продуктивным социально. Быть

здоровым – значит глубже, полнее чувствовать жизнь, переживать

радость, счастье.

Постоянно занимаюсь

исследовательской

работой совместно с

обучающимися творческой группы по тематике: «Здоровый образ жизни», в

которую входят темы: «Влияние курения на организм», «Наркомания и её

последствия», «Подростковый алкоголизм», «СПИД-чума 21 века», «Питание

и здоровье», Влияние алкоголя на организм человека» «Что мы знаем о

ГМО?».

Проектная

деятельность

-

совместная

учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель,

согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение

общего результата деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

студентов,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих

личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически

вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как

обучение в сотрудничестве

В процессе проектной деятельности формируются :

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения:

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Здоровьесберегающая компетентность. Формирование у студентов

понятия «Здоровый образ жизни» - основа здоровья

Групповая работа над проектами дает качественно новый результат-

высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой

умений

осуществлять

поисковую

деятельность,

готовность

к

самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.

В проектной деятельности использую информационные технологии.

Проект, разработанный с помощью информационных технологий,

приобретает новую сущность - становится мультимедийным.

При этом, работая над проектом, как студент, так и преподаватель

овладевают новыми навыками, которые сегодня крайне необходимы.

Студенты разрабатывают и демонстрируют на защите:

ролики о вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков;

слайд-шоу «Вредные привычки»;

презентации по темам: «Вредное влияние алкоголя на организм

человека»; «Здоровый образ жизни», «Влияние курения на организм

человека»,

«Подростковый

алкоголизм»,

«Наркомания

и

её|

последствия»

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении,

всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой

организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные

навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах,

использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну

проблему).

Учебный проект с точки зрения обучающихся — это возможность

максимального раскрытия своего творческого потенциала;

-это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или

в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,

показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи;

-результат этой деятельности носит практический характер, имеет

важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для

самих открывателей.

Этапы проведения проекта

1.

Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).

выбор темы и ее конкретизация (определение жанра

проекта)

определение цели, формулирование задач

формирование проектных групп, распределение в них обязанностей

выдача письменных рекомендаций участникам проектных

групп

(требования, сроки, график, консультации и т. д.)

утверждение

тематики

проекта

и

индивидуальных

планов

участникам группы

установление процедур и критериев оценки проекта и формы его

представления

2.

Поисково-исследовательский этап.

определение источников информации

планирование способов сбора и анализа информации

подготовка к исследованию и его планированию

проведение исследования.

Сбор и систематизация

информации (фактов, результатов) в

соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций

организационно-консультационные занятия.

промежуточные

отчеты

студентов,

обсуждение

альтернатив,

возникших в ходе выполнения проекта.

3.

Трансляционно-оформительский этап.

«предзащита проекта»

доработка проекта с учетом замечаний и предложений

подготовка к публичной защите проекта (определение даты и места, а

также программы и сценария публичной защиты,

распределение

заданий внутри группы – медиаподдержка, подготовка аудитории,

видео- и фотосъемка)

4.

Заключительный этап.

публичная защита

подведение итогов, конструктивный анализ выполненной

работы

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть

результат скоординированных совместных действий группы студентов.

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в

«команде».

При

этом

происходит

формирование

конструктивного

критического мышления, вырабатывается свой собственный взгляд на

информацию.

Групповая работа над проектами дает качественно новый результат-

высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой

умений

осуществлять

поисковую

деятельность,

готовность

к

самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.

Она обеспечивает взаимодействие двух или более людей, направленное

на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и

достижения

общего

результата,

одних

из

важнейших

факторов

психологического и социального развития ребенка.

В процессе взаимодействия формируется полноценное общение, которое

становится возможным, так как люди, вступающие во взаимодействие, могут

оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет

собой партнер.

В процессе общения формируется ценностно-ориентированное единство

группы,

в

которой

применяется

гибкая

смена

социальных

ролей

в

зависимости от ситуации. Обязательно выполняются нравственные нормы и

правила совместной деятельности. На заключительном этапе каждого

проекта идет развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой

рефлексии.

Взаимодействие в группе развивает личность и прежде всего, идет

развитие интеллектуальных способностей, личностной рефлексии. Каждый

студент занимает активную субъективную позицию в учебной (и иной)

деятельности. У обучающихся повышается познавательная активность и

осуществляется распределение ролей внутри группы.

Общение обеспечивает взаимное обогащение студентов в группе,

организацию совместных действий, ведущих к активности, коммуникацию,

взаимопонимание, которое диктуется характером включения в совместную

деятельность и рефлексию, через которую устанавливаются отношения. Все

это способствует формированию социально успешной личности.

Использование здоровьесберегающей технологии не требует от

преподавателя специальной подготовки и больших затрат времени.

Результат применения здоровьесберегающих технологий на занятиях

биологии.

Снижение утомляемости.

Повышение продуктивности, работоспособности.

Повышение качества успеваемости

Изменение отношения к предмету

Формирование бережного отношения к своему здоровью.

1

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

52 52%

72 72%

Анализ результатов успеваемости обучающихся по учебной

дисциплине "Биология" за

2022-2023 учебный год.

Преподаватель: Т.А. Полякова

ТПОПоб-1

Линейная (ТПОПоб-1 )

% успеваемости

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно

адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать

свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить

профилактику асоциального поведения.

Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий

оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому

обучающемуся, учесть индивидуальные особенности каждого и снизить до

минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы научим ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы

будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только

в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы

и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Библиографический список

1.

Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в

Российской Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления

подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В. К.

Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

— 2006. — № 5. — C. 2–6. 2.

2.

Глазков, Ю. И. Всероссийское общественное движение «Здоровая

молодежь — сильная Россия!" / Ю. И. Глазков // Вестник образования

России. — 2006. — № 22. — С. 39–43. 3.

3.

Егорьев А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О.

Егорьев // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №2 –С.53-

56

4.

Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века: сб. тр. IV-

ой междунар. науч.-практ. конф., 8–9 июня 2006 г. в г. Самара / М-во

образования и науки Самар. обл., Научно-исследовательский ин-т

содержания и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. образования,

Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения

квалификации) специалистов «Мар. ин-т образования», Самар. обл. ин-т

повышения квалификации и переподгот. работников образования. — М.:

НИИ СиМО РАО; Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. — 314 с.: ил. 4.

5.

Науменко, Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего

образования: [о реализации рос. образоват. программы «Шк. здоровья» в

рамках междунар. проекта «Шк., содействующая здоровью»] / Ю. В.

Науменко // Валеология. — 2006. — № 3. — C. 44–52. 5

6.

Решетникова, О. О психологическом нездоровье: [о Всероссийском

форуме «Здоровье нации — основа процветания России», проходившем с

9 по 13 апреля 2007 года в Москве] / О. Решетникова // Школьный

психолог: газ. издат. дома «Первое сентября». — 2007. — № 10. — С. 33–

35. 6.

7.

Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с. 7.

8.

Яловенко, М. М. Организационно-педагогические условия управления

процессом валеологизации образования на муниципальном уровне:

автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. М. Яловенко; Балт. гос.

акад. рыбопромысл. флота. — Калининград, 2002. — 15



В раздел образования