Напоминание

"Ветер"


Автор: Иванюгина Галина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Приозёрск Карагандинской области
Наименование материала: технологическая карта урока географии
Тема: "Ветер"
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Технологическая карта

открытого урока географии

в 6 классе

Ветер

Учитель географии

Иванюгина Г.А.

Приозерск

2022

Технологическая карта урока географии

Учитель:

Иванюгина Г.А.

Дата:

25.01.2022

Класс:

6

Тема урока:

Ветер

Тип урока:

изучение и первичное закрепление нового материала

Место урока в изучаемой теме:

урок №6 в разделе II «Атмосфера»

Цели:

образовательные:

-сформировать представление о ветре как элементе погоды;

-сформировать представление о причинах образования ветра;

-познакомить с видами ветров; познакомить с приборами,

позволяющими измерять скорость и направление ветра;

-продолжать формирование навыков сравнительного анализа;

- показать учащимся значение ветра и возможности его использования

человеком

развивающие:

-развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в

логике поставленных вопросов;

-обучение учащихся самостоятельности при получении знаний,

выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности

воспитательные: развивать

умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение

друг к другу.

Задачи:

сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать

представления о

причинно-следственных связях между возникновением, направлением,

силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;

природы и жизнедеятельности человека;

продолжить развитие памяти, внимания, кругозора;

продолжить обогащение словарного запаса новыми терминами

способствовать развитию познавательного интереса к изучению

географии;

развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно

мыслить;

научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование

умений

работать с картами, схемами;

сформировать представления учащихся о природе ветра, о причинах его

возникновения. способствовать воспитанию взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные:

усвоить понятие «ветер»;

научиться определять направление и скорость

ветра с помощью флюгера;

научиться строить «розу ветров» на основе

имеющихся данных;

объяснять различия в скорости и силе ветра;

выявлять причины изменения направления

ветров

Метапредметные:

Познавательные

формировать умения работать с информацией, с текстом учебника,

картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель урока.

Регулятивные

формировать умение работать совместно с другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, принимать и

сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

Коммуникативные

формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки

сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга,

правильно выражать и аргументировать свои мысли.

Личностные:

принять правила

поведения на уроке;

осознать особенности

и значение ветра

Ресурсы и оборудование урока: учебник «География.Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, атласы, контурные карты, электронное приложение к

учебнику «География.Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, тетрадь тренажер, презентация, индивидуальные рабочие карты

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы,

формы

обучения

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствие. Настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, всё -ли у вас

готово к уроку.

Работать сегодня вы будете в специальных рабочих листах,

подпишите их и запишите число и вашу фамилию. [1]

Приветствуют учителя. Проверяют свои

рабочие места. Записывают число и

фамилию.

Отвечают на вопросы.

К

Коммуникативные УУД:

формировать умение

слышать

2. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания

Какую большую тему мы с вами изучаем?

Давайте проверим вашу память, внимание…. И выясним

как хорошо вы усвоили пройденный материал [2]

Отвечают на вопросы учителя,

выслушивают ответы товарищей,

корректируют, дополняют

Ф

Познавательные УУД:

умение отвечать на вопросы,

строить высказывание

3. Актуализация знаний и создание ситуации затруднения в деятельности

Ну а теперь мы с вами достаточно подготовились и можем

перейти к изучению нового материала.

Давайте попробуем определить тему урока.

Для этого проведем веселый опыт:

Опыт с шариками

Если шарики соединить трубкой, что произойдет?

А почему?

А в природе бывает такое перемещение воздуха?

А как это явление называется?

Так что же такое ветер?....могут быть затруднения

Отвечают на вопросы, высказывают

предположения, пытаются их обосновать.

Ф

Познавательные УУД:

Извлечение необходимой

информации

Коммуникативные УУД:

Умение работать совместно,

слушать собеседника,

выражать свои мысли

4. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся, создает проблемную

ситуацию.

Что вы сегодня хотите узнать о ветре?

Какие будут цели нашего урока?

Назовите основные задачи

Называют тему урока, ставят цели и

формулируют задачи

К

Регулятивные УУД:

постановка учебной цели и

темы урока

Познавательные УУД:

моделирование изучаемого

содержания

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в

диалог, целеполагание

5. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания

В жаркий летний день нам всем очень хочется

переместиться на берег озера. Так?

П, И

Познавательные УУД:

•работа с информацией

Объясните, почему?

Объясним вместе. Работа с доской и индивидуальными

рабочими картами, задание 1а, 1Б. [3]

Образование бриза( с учителем)

Образование муссона – самостоятельная работа в парах

Так что такое ветер?

А откуда и куда по-вашему будет дуть ветер?

Сила ветра [4], задание 3 в рабочих картах

Направление ветра (румбы) [5]

• выполнение логических

операций сравнения,

анализа, обобщения.

Регулятивные УУД:

•умение решать учебную

задачу, работать по

алгоритму.

Коммуникативные УУД:

•межличностное и деловое

сотрудничество

• планировать и

согласованно выполнять

совместную деятельность,

распределять роли, взаимно

контролировать действия

друг друга, уважать в

общении и сотрудничества

партнера и самого себя.

6. Физкультминутка

Организует физкультминутку. (про ветер)

Выполняют динамические упражнения под

музыку.

К

7. Построение «розы ветров»

Построение «розы ветров» [5]

Объясняет как строится роза ветров.

Предлагает ребятам построить розу ветров в своих

индивидуальных рабочих картах по приведенным данным

Слушают объяснения учителя, выполняют

практическую работу

И, Ф

Регулятивные УУД:

•умение решать учебную

задачу, умение работать по

алгоритму.

8. Дискуссия на тему «Ветер – друг или враг человека?»

Делит класс на 2 группы и предлагает одной группе

доказать, что ветер – друг человеку, а другой группе, что

ветер – враг для человека[6]

Обсуждают полученное задание, один

человек от группы высказывает мнение

группы и доказывает его

Г

Коммуникативные УУД:

умение отвечать на вопросы

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Первичное закрепление поученных знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

Слабым ученикам географическая викторина[7], сильным

тест из электронного приложения к учебнику

Отвечают на вопросы теста/викторины,

осуществляют взаимопроверку, сравнивая с

эталоном.

И, П

Регулятивные УУД:

Умение контролировать и

оценивать работу

9. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Ребята продолжают одно из предложений из списка

предложений, постоянно находящихся на доске

Осуществляют самооценку собственной

учебной деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их соответствия.

И, Ф

Коммуникативные УУД:

межличностное и деловое

сотрудничество, слышать,

Какие цели мы ставили

Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?

слушать и понимать

партнера, контролировать

действия друг друга и свои

собственные.

10. Домашнее задание. Оценки за урок

Объявляет содержание домашнего задания. Определяет

познавательные установки.

Обсуждает с детьми и выставляет отметки за урок

Фиксируют домашнее задание. Задают

вопросы по выполнению.

Оценивают свою работу на уроке и работу

одноклассников

Приложения к уроку

Приложение 1

Рабочая карта для урока по теме __________________________________

Фамилия, имя_____________________________________________________

Число_______________________

1)

Инструктаж и самостоятельная работа

Получить ответы на вопрос возникновения ветра вы попробуете самостоятельно. Заполните пропуски в

предложениях и сделайте выводы

1.Днем суша нагревается _________________, чем

вода.

2.

Следовательно,

днем

воздух

над

сушей

становится _______________ и _______________.

3.Он расширяется и поднимается _____________.

4.Атмосферное давление над сушей ___________.

5.Над водой воздух более ____________________.

6 Атмосферное давление над водой ___________.

7.Возникает движение воздуха с ___________на

__________

день

1.Ночью суша остывает __________, чем вода.

2. Следовательно, ночью воздух над сушей

становится ___________ и _______________.

3.Он сжимается и опускается _____________.

4.Атмосферное

давление

над

сушей

____________.

5.Над водой воздух более _________________.

6

Атмосферное

давление

над

водой

____________.

7.Возникает движение воздуха с _________на

____________

ночь

____________________________________________ ____________________________________________

2)

лето зима

_______________________________ _________________________________

3)

Практическая работа

Цель: Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и силы

ветра.

Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.

Сделать вывод и записать.

1)

758мм 760мм;

2)

755мм 758мм;

3)

762мм 758мм;

4)

749мм 758мм;

Вывод: чем больше разность давления, тем ………………….........ветер, тем ……………….... его скорость.

4)

Практическая работа.

Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой.

Задание: Построить “Розу ветров”, используя приведенные данные.

В течение месяца дул ветер:

северный – 8 дней;

южный – 5 дней;

юго-западный – 3 дня;

северо-восточный – 1 день;

северо-западный – 9 дней;

юго-восточный – 1 день;

западный – 3 дня;

восточный – 1 день.

5). Викторина

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.____________________________

6.____________________________

7.____________________________

8.____________________________

Приложение 2

Вопросы для проверки ДЗ

- От чего нагревается воздух? (от земли)

- Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)

- Почему? (разная подстилающая поверхность, угол наклона солнечных лучей)

- Что нагревается быстрее - суша или вода? (суша)

- Какой воздух легче - теплый или холодный? (теплый)

- Что происходит с воздухом при нагревании? (он расширяется и поднимается вверх)

- Какое давление возникает у земной поверхности, где воздух нагревается?

(у теплого воздуха?) (низкое)

- Что происходит с воздухом при охлаждении? (он сжимается и опускается вниз)

- Какое давление у холодного воздуха? (высокое)

- Зависит ли давление воздуха от температуры? (да, зависит)

-какая зависимость существует между температурой воздуха и атмосферным давлением? (чем выше

температура, тем ниже АД)

Приложение 3

Инструктаж и самостоятельная работа

Получить ответы на вопрос возникновения ветра вы попробуете самостоятельно.

Приготовьте

приложение №3 и заполните пропуски в предложениях

1.Днем суша нагревается ______, чем вода.

2. Следовательно, днем воздух над сушей становится ______ и ______.

3.Он расширяется и поднимается _______.

4.Атмосферное давление над сушей _______.

5.Над водой воздух более ______.

6 Атмосферное давление над водой _______.

7.Возникает движение воздуха с моря на сушу

ПРОВЕРЯЕМ: и сразу заполняем схему образования дневного бриза

(Ответ)1.Днем суша нагревается быстрее, чем вода.

2. Следовательно, днем воздух над сушей становится теплый и легкий.

3.Он расширяется и поднимается вверх.

4.Атмосферное давление над сушей понижается.

5.Над водой более холодный воздух.

6 Атмосферное давление над водой повышенное.

7.Возникает движение воздуха с моря на сушу.

И это движение называется….ветер

А почему в этом случае ветер дует с моря на сушу?

( Ветер всегда дует из мест высокого давления в места с низким давлением)

Так обстоит ситуация днем.

Давайте посмотрим что происходит ночью:

Ночью тоже дует ветер. А вот в каком направлении – вы мне сейчас и расскажете

Используйте следующие предложения

1.Ночью суша остывает ______, чем вода.

2. Следовательно, ночью воздух над сушей становится ______ и ______.

3.Он сжимается и опускается _______.

4.Атмосферное давление над сушей _______.

5.Над водой воздух более ______.

6 Атмосферное давление над водой _______.

7.Возникает движение воздуха с суши на море

Дети дополняют предложения, рисуем схему

Этот ветер называется БРИЗ

Что такое бриз – это ветер, который меняет свое направление 2 раза в сутки: днем дует с моря на

сушу, а ночью- с суши на море

Но есть еще другой ветер, который тоже дует на берегах водоемов, только очень больших: например, на

берегах океанов.

Но он меняет свое направление 2 раза в год: летом он дует в одну сторону, а зимой – в другую.

Это муссон. Объясните мне пожалуйста как образуется и в каких направлениях дует муссон?

Так какова главная причина образования ветров? (разница в АД)

А разница в АД возникает благодаря…. (разному нагреву земной поверхности)

Приложение 4

Практическая работа.

Цель: Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и

силы ветра.

Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.

Сделать вывод и записать в тетрадь.

5)

758мм А - Б 760мм;

6)

755мм А - Б 758мм;

7)

762мм А - Б 758мм;

8)

749мм А - Б 758мм;

Вывод: чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Пиложение 5

РОЗА ВЕТРОВ

Какими словами можно охарактеризовать направление ветра?

Вот откуда дует ветер, название той стороны горизонта он и носит: если дует с севера – то ветер

северный, если с юго-востока- то юго-восточный. А если ветер дует на восток, как он будет

называться? (западный, потому, что он дует с….запада)

Практическая работа.

Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой.

Задание: Построить “Розу ветров”, используя приведенные данные.

В течение месяца дул ветер:

северный – 8 дней;

южный – 5 дней;

юго-западный – 3 дня;

северо-восточный – 1 день;

северо-западный – 9 дней;

юго-восточный – 1 день;

западный – 3 дня;

штиль – 1 день.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Приложение 6

Дискуссия по теме «Ветер-друг или враг человека»

Для рассмотрения вопроса о значении ветра организую дискуссию по теме: «Ветер – друг или враг

человека?». Делю учащихся на 2 группы. Одна группа отстаивает мнение, что «Ветер – друг человека»,

вторая, что «Ветер – бедствие для человека». Используем ключевые слова (слайд №21).

После высказываний учащиеся делают вывод, что «С одной стороны ветер полезен для природы и

жизни человека, а с другой ветер – враг и беда».

Приложение 7

Закрепление пройденного

Все ли цели достигнуты?

Предлагаю сделаем вывод:

1)Ветер это -…..( горизонтальное движение воздуха).

2)Главная причина образования ветра –……( это разница в атмосферном давлении над разными

участками земной поверхности).

3) ветер дует……( из областей высокого давления в области низкого давления).

4) ветер характеризуется показателями - ….. (направлением, силой, скоростью).

5) график, на котором показано направление ветра называется….( розой ветров)

Викторина

1.

Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.

2.

Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого

давления.

3.

Прибор для определения атмосферного давления.

4.

Прибор для определения температуры воздуха.

5.

Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.

6.

Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток,

месяца или года.

7.

Нижний слой воздушной оболочки Земли.

8.

Сила, с которой воздух давит на поверхность.

Предлагаю сравнить правильность ответов на вопросы викторины.

Проверь себя.

Бриз.

Ветер.

Барометр.

Термометр.

Стратосфера.

Амплитуда.

Тропосфера.

Атмосферное давление.



В раздел образования