Автор: Иванюгина Галина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Приозёрск Карагандинской области
Наименование материала: технологическая карта урока географии
Тема: "Ветер"
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Технологическая карта
открытого урока географии
в 6 классе
Ветер
Учитель географии
Иванюгина Г.А.
Приозерск
2022
Технологическая карта урока географии
Учитель:
Иванюгина Г.А.
Дата:
25.01.2022
Класс:
6
Тема урока:
Ветер
Тип урока:
изучение и первичное закрепление нового материала
Место урока в изучаемой теме:
урок №6 в разделе II «Атмосфера»
Цели:
образовательные:
-сформировать представление о ветре как элементе погоды;
-сформировать представление о причинах образования ветра;
-познакомить с видами ветров; познакомить с приборами,
позволяющими измерять скорость и направление ветра;
-продолжать формирование навыков сравнительного анализа;
- показать учащимся значение ветра и возможности его использования
человеком
развивающие:
-развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в
логике поставленных вопросов;
-обучение учащихся самостоятельности при получении знаний,
выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности
воспитательные: развивать
умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение
друг к другу.
Задачи:
сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать
представления о
причинно-следственных связях между возникновением, направлением,
силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
природы и жизнедеятельности человека;
продолжить развитие памяти, внимания, кругозора;
продолжить обогащение словарного запаса новыми терминами
способствовать развитию познавательного интереса к изучению
географии;
развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно
мыслить;
научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование
умений
работать с картами, схемами;
сформировать представления учащихся о природе ветра, о причинах его
возникновения. способствовать воспитанию взаимопомощи.
Планируемые результаты
Предметные:
усвоить понятие «ветер»;
научиться определять направление и скорость
ветра с помощью флюгера;
научиться строить «розу ветров» на основе
имеющихся данных;
объяснять различия в скорости и силе ветра;
выявлять причины изменения направления
ветров
Метапредметные:
Познавательные
формировать умения работать с информацией, с текстом учебника,
картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель урока.
Регулятивные
формировать умение работать совместно с другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, принимать и
сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.
Коммуникативные
формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки
сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга,
правильно выражать и аргументировать свои мысли.
Личностные:
принять правила
поведения на уроке;
осознать особенности
и значение ветра
Ресурсы и оборудование урока: учебник «География.Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, атласы, контурные карты, электронное приложение к
учебнику «География.Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, тетрадь тренажер, презентация, индивидуальные рабочие карты
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы,
формы
обучения
Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Приветствие. Настрой на работу.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, всё -ли у вас
готово к уроку.
Работать сегодня вы будете в специальных рабочих листах,
подпишите их и запишите число и вашу фамилию. [1]
Приветствуют учителя. Проверяют свои
рабочие места. Записывают число и
фамилию.
Отвечают на вопросы.
К
Коммуникативные УУД:
формировать умение
слышать
2. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания
Какую большую тему мы с вами изучаем?
Давайте проверим вашу память, внимание…. И выясним
как хорошо вы усвоили пройденный материал [2]
Отвечают на вопросы учителя,
выслушивают ответы товарищей,
корректируют, дополняют
Ф
Познавательные УУД:
умение отвечать на вопросы,
строить высказывание
3. Актуализация знаний и создание ситуации затруднения в деятельности
Ну а теперь мы с вами достаточно подготовились и можем
перейти к изучению нового материала.
Давайте попробуем определить тему урока.
Для этого проведем веселый опыт:
Опыт с шариками
Если шарики соединить трубкой, что произойдет?
А почему?
А в природе бывает такое перемещение воздуха?
А как это явление называется?
Так что же такое ветер?....могут быть затруднения
Отвечают на вопросы, высказывают
предположения, пытаются их обосновать.
Ф
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой
информации
Коммуникативные УУД:
Умение работать совместно,
слушать собеседника,
выражать свои мысли
4. Постановка учебной задачи
Активизирует знания учащихся, создает проблемную
ситуацию.
Что вы сегодня хотите узнать о ветре?
Какие будут цели нашего урока?
Назовите основные задачи
Называют тему урока, ставят цели и
формулируют задачи
К
Регулятивные УУД:
постановка учебной цели и
темы урока
Познавательные УУД:
моделирование изучаемого
содержания
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в
диалог, целеполагание
5. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания
В жаркий летний день нам всем очень хочется
переместиться на берег озера. Так?
П, И
Познавательные УУД:
•работа с информацией
Объясните, почему?
Объясним вместе. Работа с доской и индивидуальными
рабочими картами, задание 1а, 1Б. [3]
Образование бриза( с учителем)
Образование муссона – самостоятельная работа в парах
Так что такое ветер?
А откуда и куда по-вашему будет дуть ветер?
Сила ветра [4], задание 3 в рабочих картах
Направление ветра (румбы) [5]
• выполнение логических
операций сравнения,
анализа, обобщения.
Регулятивные УУД:
•умение решать учебную
задачу, работать по
алгоритму.
Коммуникативные УУД:
•межличностное и деловое
сотрудничество
• планировать и
согласованно выполнять
совместную деятельность,
распределять роли, взаимно
контролировать действия
друг друга, уважать в
общении и сотрудничества
партнера и самого себя.
6. Физкультминутка
Организует физкультминутку. (про ветер)
Выполняют динамические упражнения под
музыку.
К
7. Построение «розы ветров»
Построение «розы ветров» [5]
Объясняет как строится роза ветров.
Предлагает ребятам построить розу ветров в своих
индивидуальных рабочих картах по приведенным данным
Слушают объяснения учителя, выполняют
практическую работу
И, Ф
Регулятивные УУД:
•умение решать учебную
задачу, умение работать по
алгоритму.
8. Дискуссия на тему «Ветер – друг или враг человека?»
Делит класс на 2 группы и предлагает одной группе
доказать, что ветер – друг человеку, а другой группе, что
ветер – враг для человека[6]
Обсуждают полученное задание, один
человек от группы высказывает мнение
группы и доказывает его
Г
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Первичное закрепление поученных знаний
Организует деятельность по применению новых знаний.
Слабым ученикам географическая викторина[7], сильным
тест из электронного приложения к учебнику
Отвечают на вопросы теста/викторины,
осуществляют взаимопроверку, сравнивая с
эталоном.
И, П
Регулятивные УУД:
Умение контролировать и
оценивать работу
9. Рефлексия деятельности
Организует рефлексию.
Ребята продолжают одно из предложений из списка
предложений, постоянно находящихся на доске
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.
И, Ф
Коммуникативные УУД:
межличностное и деловое
сотрудничество, слышать,
Какие цели мы ставили
Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?
слушать и понимать
партнера, контролировать
действия друг друга и свои
собственные.
10. Домашнее задание. Оценки за урок
Объявляет содержание домашнего задания. Определяет
познавательные установки.
Обсуждает с детьми и выставляет отметки за урок
Фиксируют домашнее задание. Задают
вопросы по выполнению.
Оценивают свою работу на уроке и работу
одноклассников
Приложения к уроку
Приложение 1
Рабочая карта для урока по теме __________________________________
Фамилия, имя_____________________________________________________
Число_______________________
1)
Инструктаж и самостоятельная работа
Получить ответы на вопрос возникновения ветра вы попробуете самостоятельно. Заполните пропуски в
предложениях и сделайте выводы
1а
1.Днем суша нагревается _________________, чем
вода.
2.
Следовательно,
днем
воздух
над
сушей
становится _______________ и _______________.
3.Он расширяется и поднимается _____________.
4.Атмосферное давление над сушей ___________.
5.Над водой воздух более ____________________.
6 Атмосферное давление над водой ___________.
7.Возникает движение воздуха с ___________на
__________
день
1б
1.Ночью суша остывает __________, чем вода.
2. Следовательно, ночью воздух над сушей
становится ___________ и _______________.
3.Он сжимается и опускается _____________.
4.Атмосферное
давление
над
сушей
____________.
5.Над водой воздух более _________________.
6
Атмосферное
давление
над
водой
____________.
7.Возникает движение воздуха с _________на
____________
ночь
____________________________________________ ____________________________________________
2)
лето зима
_______________________________ _________________________________
3)
Практическая работа
Цель: Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и силы
ветра.
Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.
Сделать вывод и записать.
1)
758мм 760мм;
2)
755мм 758мм;
3)
762мм 758мм;
4)
749мм 758мм;
Вывод: чем больше разность давления, тем ………………….........ветер, тем ……………….... его скорость.
4)
Практическая работа.
Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой.
Задание: Построить “Розу ветров”, используя приведенные данные.
В течение месяца дул ветер:
северный – 8 дней;
южный – 5 дней;
юго-западный – 3 дня;
северо-восточный – 1 день;
северо-западный – 9 дней;
юго-восточный – 1 день;
западный – 3 дня;
восточный – 1 день.
5). Викторина
1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________
4.___________________________
5.____________________________
6.____________________________
7.____________________________
8.____________________________
Приложение 2
Вопросы для проверки ДЗ
- От чего нагревается воздух? (от земли)
- Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)
- Почему? (разная подстилающая поверхность, угол наклона солнечных лучей)
- Что нагревается быстрее - суша или вода? (суша)
- Какой воздух легче - теплый или холодный? (теплый)
- Что происходит с воздухом при нагревании? (он расширяется и поднимается вверх)
- Какое давление возникает у земной поверхности, где воздух нагревается?
(у теплого воздуха?) (низкое)
- Что происходит с воздухом при охлаждении? (он сжимается и опускается вниз)
- Какое давление у холодного воздуха? (высокое)
- Зависит ли давление воздуха от температуры? (да, зависит)
-какая зависимость существует между температурой воздуха и атмосферным давлением? (чем выше
температура, тем ниже АД)
Приложение 3
Инструктаж и самостоятельная работа
Получить ответы на вопрос возникновения ветра вы попробуете самостоятельно.
Приготовьте
приложение №3 и заполните пропуски в предложениях
1.Днем суша нагревается ______, чем вода.
2. Следовательно, днем воздух над сушей становится ______ и ______.
3.Он расширяется и поднимается _______.
4.Атмосферное давление над сушей _______.
5.Над водой воздух более ______.
6 Атмосферное давление над водой _______.
7.Возникает движение воздуха с моря на сушу
ПРОВЕРЯЕМ: и сразу заполняем схему образования дневного бриза
(Ответ)1.Днем суша нагревается быстрее, чем вода.
2. Следовательно, днем воздух над сушей становится теплый и легкий.
3.Он расширяется и поднимается вверх.
4.Атмосферное давление над сушей понижается.
5.Над водой более холодный воздух.
6 Атмосферное давление над водой повышенное.
7.Возникает движение воздуха с моря на сушу.
И это движение называется….ветер
А почему в этом случае ветер дует с моря на сушу?
( Ветер всегда дует из мест высокого давления в места с низким давлением)
Так обстоит ситуация днем.
Давайте посмотрим что происходит ночью:
Ночью тоже дует ветер. А вот в каком направлении – вы мне сейчас и расскажете
Используйте следующие предложения
1.Ночью суша остывает ______, чем вода.
2. Следовательно, ночью воздух над сушей становится ______ и ______.
3.Он сжимается и опускается _______.
4.Атмосферное давление над сушей _______.
5.Над водой воздух более ______.
6 Атмосферное давление над водой _______.
7.Возникает движение воздуха с суши на море
Дети дополняют предложения, рисуем схему
Этот ветер называется БРИЗ
Что такое бриз – это ветер, который меняет свое направление 2 раза в сутки: днем дует с моря на
сушу, а ночью- с суши на море
Но есть еще другой ветер, который тоже дует на берегах водоемов, только очень больших: например, на
берегах океанов.
Но он меняет свое направление 2 раза в год: летом он дует в одну сторону, а зимой – в другую.
Это муссон. Объясните мне пожалуйста как образуется и в каких направлениях дует муссон?
Так какова главная причина образования ветров? (разница в АД)
А разница в АД возникает благодаря…. (разному нагреву земной поверхности)
Приложение 4
Практическая работа.
Цель: Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и
силы ветра.
Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.
Сделать вывод и записать в тетрадь.
5)
758мм А - Б 760мм;
6)
755мм А - Б 758мм;
7)
762мм А - Б 758мм;
8)
749мм А - Б 758мм;
Вывод: чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Пиложение 5
РОЗА ВЕТРОВ
Какими словами можно охарактеризовать направление ветра?
Вот откуда дует ветер, название той стороны горизонта он и носит: если дует с севера – то ветер
северный, если с юго-востока- то юго-восточный. А если ветер дует на восток, как он будет
называться? (западный, потому, что он дует с….запада)
Практическая работа.
Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой.
Задание: Построить “Розу ветров”, используя приведенные данные.
В течение месяца дул ветер:
северный – 8 дней;
южный – 5 дней;
юго-западный – 3 дня;
северо-восточный – 1 день;
северо-западный – 9 дней;
юго-восточный – 1 день;
западный – 3 дня;
штиль – 1 день.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Приложение 6
Дискуссия по теме «Ветер-друг или враг человека»
Для рассмотрения вопроса о значении ветра организую дискуссию по теме: «Ветер – друг или враг
человека?». Делю учащихся на 2 группы. Одна группа отстаивает мнение, что «Ветер – друг человека»,
вторая, что «Ветер – бедствие для человека». Используем ключевые слова (слайд №21).
После высказываний учащиеся делают вывод, что «С одной стороны ветер полезен для природы и
жизни человека, а с другой ветер – враг и беда».
Приложение 7
Закрепление пройденного
Все ли цели достигнуты?
Предлагаю сделаем вывод:
1)Ветер это -…..( горизонтальное движение воздуха).
2)Главная причина образования ветра –……( это разница в атмосферном давлении над разными
участками земной поверхности).
3) ветер дует……( из областей высокого давления в области низкого давления).
4) ветер характеризуется показателями - ….. (направлением, силой, скоростью).
5) график, на котором показано направление ветра называется….( розой ветров)
Викторина
1.
Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
2.
Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого
давления.
3.
Прибор для определения атмосферного давления.
4.
Прибор для определения температуры воздуха.
5.
Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.
6.
Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток,
месяца или года.
7.
Нижний слой воздушной оболочки Земли.
8.
Сила, с которой воздух давит на поверхность.
Предлагаю сравнить правильность ответов на вопросы викторины.
Проверь себя.
Бриз.
Ветер.
Барометр.
Термометр.
Стратосфера.
Амплитуда.
Тропосфера.
Атмосферное давление.