Напоминание

"Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов".


Автор: Нуртдинова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1
Населённый пункт: Г.Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов".
Раздел: начальное образование





Назад





Нуртдинова Наталия Владимировна, учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 1» г. Стерлитамак

«Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в

условиях реализации новых образовательных стандартов».
Принятый новый государственный образовательный стандарт способствует внедрению в отечественную практику новую систему контроля и оценивания. Почему именно сегодня это проблема столь актуальна? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших? На рубеже нового столетия оказалось, что выпускники российских школ, обладая достаточным объёмом знаний, не способны распорядиться имеющимися знаниями в быстро меняющимся социуме. Ещё Л.Н.Толстой считал, что знания должны выявляться в ходе самого учебного процесса по результатам приложения этих знаний в жизни. «Для успешного обучения, – писал он, - нужно не принуждение, возбуждение интереса» (цит. по 4 с. 38). В новой системе, созданной Толстым, большое внимание уделялось индивидуальному подходу к учащимся, организации их самостоятельной работы, развитию мышления детей, активизации познавательной деятельности. Впоследствии Л.С. Выготский назвал такое обучение развивающим. Такая система обучения требует от учителя постоянного творческого поиска, кропотливой и упорной работы и не может строиться по шаблону. Подход Л.Н. Толстого к проверке и оценке знаний актуален и в наши дни. «От решения этой проблемы в значительной степени зависит повышение качества учебно – воспитательной работы школы» (4 с. 40) Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля. Контроль означает выявление, определение объёма, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в обучении, пробелах в знаниях, навыках и умениях как у отдельных учащихся, так и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания , методов и форм организации учебного процесса. Формы контроля:
Стартовый:
наблюдение, письменные и графические работы, диктанты, сочинения, решения и составление задач, тестирование
Текущий
: наблюдения, устный опрос, практические и лабораторные работы, работа в тетрадях на печатной основе, дидактические карточки, средства ИКТ, тестирование, доклады и творческие работы

Тематический ( промежуточный):
устный опрос, практические работы, работы в тетрадях на печатной основе, тестирование, проектные работы, контрольные работы (в том числе комплексные).
Итоговый
: наблюдения, устный опрос, средства ИКТ, тестирование, творческие и проектные работы, итоговые контрольные работы (в том числе комплексные , изложения и сочинения), проверка осознанного чтения, портфолио учащихся. По результатам данных работ выявляется соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС, динамика результатов предметной обученности, формирование УУД. Конечно, нужно не только проконтролировать учебный процесс, но и оценить каждого ребёнка. Как же это сделать? Оценивание – это обратная связь, которая даёт информацию учителю о том, чему научились и как учатся дети в данный момент, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные методы и мотивировать учеников более активно включаться в учебный процесс. Оценивание направляет учение. Написав проверочные, диагностические работы, ученики решают очередную учебно – практическую задачу, узнают о том, какого уровня развития они достигли. Оцениванию подвергается не только учебные достижения, но и творчество, личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Итоговая оценка за ступень начальной школы – это характеристика достижений учащихся, которая создаётся на основе трёх показателей: 1)Комплексной накопительной оценки (совокупность всех образовательных результатов); 2)Результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний-через решение задач); 3)Результатов итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями) На основе этих показателей педагогом формируется один из трёх возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД: Вывод – оценка Комплексная оценка Итоговые работы 1.Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями (ниже базового уровня) Не зафиксированы достижения планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% знаний необходимого (базового) уровня 2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными Достиг планируемых результатов по всем основным разделам Правильно выполнено не менее 50% знаний необходимого (базового)
действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач (базовый уровень) образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено» или «нормально» уровня 3.Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач (повышенный уровень) Достиг планируемых результатов не менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» Правильно выполнено менее 65% знаний необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня Источником таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы достижений (наблюдений), а также хорошим помощником организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся, в котором отражается его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Таким образом, в ходе педагогического мониторинга информация является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребёнка. Образование, как отметил Р. Киплинг, важнейшее из благ, если оно высшего качества. Задача учителя – обеспечить это благо каждому ученику. Список литературы 1. Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. – М.: ИФ «Сентябрь», 2009. 2. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа /под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвещение, 2011. 3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. / под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. 4. Пинская М.А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. М.: Чистые пруды, 2009. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управления школой». Вып. 28). 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. 6. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под редакцией проф. Р.ГЧураковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2011. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010.-31с. – (Стандарты второго поколения).


В раздел образования