"Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов".
Автор: Нуртдинова Наталия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1 Населённый пункт: Г.Стерлитамак, республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов". Раздел: начальное образование
Нуртдинова Наталия Владимировна, учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 1» г. Стерлитамак
«Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в
условиях реализации новых образовательных стандартов».
Принятый новый государственный образовательный стандарт способствует
внедрению в отечественную практику новую систему контроля и оценивания. Почему
именно сегодня это проблема столь актуальна? Ведь созданная в нашей стране в середине
прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших? На рубеже
нового столетия оказалось, что выпускники российских школ, обладая достаточным
объёмом знаний, не способны распорядиться имеющимися знаниями в быстро
меняющимся социуме.
Ещё Л.Н.Толстой считал, что знания должны выявляться в ходе самого учебного
процесса по результатам приложения этих знаний в жизни. «Для успешного обучения, –
писал он, - нужно не принуждение, возбуждение интереса» (цит. по 4 с. 38). В новой
системе, созданной Толстым, большое внимание уделялось индивидуальному подходу к
учащимся, организации их самостоятельной работы, развитию мышления детей,
активизации познавательной деятельности. Впоследствии Л.С. Выготский назвал такое
обучение развивающим. Такая система обучения требует от учителя постоянного
творческого поиска, кропотливой и упорной работы и не может строиться по шаблону.
Подход Л.Н. Толстого к проверке и оценке знаний актуален и в наши дни. «От решения
этой проблемы в значительной степени зависит повышение качества учебно –
воспитательной работы школы» (4 с. 40)
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является
систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно –
познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе
контроля. Контроль означает выявление, определение объёма, уровня и качества усвоения
учебного материала, выявление успехов в обучении, пробелах в знаниях, навыках и
умениях как у отдельных учащихся, так и у всего класса для внесения необходимых
корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания , методов и форм
организации учебного процесса.
Формы контроля:
Стартовый: наблюдение, письменные и графические работы, диктанты, сочинения,
решения и составление задач, тестирование
Текущий : наблюдения, устный опрос, практические и лабораторные работы, работа в
тетрадях на печатной основе, дидактические карточки, средства ИКТ, тестирование,
доклады и творческие работы
Тематический ( промежуточный): устный опрос, практические работы, работы в
тетрадях на печатной основе, тестирование, проектные работы, контрольные работы (в
том числе комплексные).
Итоговый : наблюдения, устный опрос, средства ИКТ, тестирование, творческие и
проектные работы, итоговые контрольные работы (в том числе комплексные , изложения
и сочинения), проверка осознанного чтения, портфолио учащихся.
По результатам данных работ выявляется соответствие достигнутых предметных,
метапредметных и личностных результатов учащихся к результатам освоения
образовательной программы начального общего образования ФГОС, динамика результатов
предметной обученности, формирование УУД.
Конечно, нужно не только проконтролировать учебный процесс, но и оценить каждого
ребёнка. Как же это сделать?
Оценивание – это обратная связь, которая даёт информацию учителю о том, чему
научились и как учатся дети в данный момент, чтобы совершенствовать обучение,
находить наиболее эффективные методы и мотивировать учеников более активно
включаться в учебный процесс. Оценивание направляет учение. Написав проверочные,
диагностические работы, ученики решают очередную учебно – практическую задачу,
узнают о том, какого уровня развития они достигли. Оцениванию подвергается не только
учебные достижения, но и творчество, личная инициатива ребёнка во всех сферах
школьной жизни.
Итоговая оценка за ступень начальной школы – это характеристика достижений
учащихся, которая создаётся на основе трёх показателей:
1)Комплексной накопительной оценки (совокупность всех образовательных результатов);
2)Результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение
опорной системы знаний-через решение задач);
3)Результатов итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень
метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями)
На основе этих показателей педагогом формируется один из трёх возможных выводов –
оценок результатов по предметам и УУД:
Вывод – оценка
Комплексная оценка
Итоговые работы
1.Не овладел опорной
системой знаний и
необходимыми учебными
действиями (ниже базового
уровня)
Не зафиксированы
достижения планируемых
результатов по всем
разделам образовательной
программы (предметные,
метапредметные,
личностные результаты)
Правильно выполнено менее
50% знаний необходимого
(базового) уровня
2.Овладел опорной
системой знаний и
необходимыми учебными
Достиг планируемых
результатов по всем
основным разделам
Правильно выполнено не
менее 50% знаний
необходимого (базового)
действиями, способен
использовать их для
решения простых
стандартных задач (базовый
уровень)
образовательной программы
как минимум с оценкой
«зачтено» или «нормально»
уровня
3.Овладел опорной
системой знаний на уровне
осознанного применения
учебных действий, в том
числе при решении
нестандартных задач
(повышенный уровень)
Достиг планируемых
результатов не менее чем по
половине разделов
образовательной программы
с оценкой «хорошо» или
«отлично»
Правильно выполнено менее
65% знаний необходимого
(базового) уровня и не менее
50% от максимального балла
за выполнение заданий
повышенного уровня
Источником таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы
достижений (наблюдений), а также хорошим помощником организации накопительной
системы оценки является портфолио учащихся, в котором отражается его усилия, прогресс
и достижения в различных областях.
Таким образом, в ходе педагогического мониторинга информация является основанием
для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции,
инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании
ребёнка.
Образование, как отметил Р. Киплинг, важнейшее из благ, если оно высшего качества.
Задача учителя – обеспечить это благо каждому ученику.
Список литературы
1.
Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российское
образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический
доклад. – М.: ИФ «Сентябрь», 2009.
2.
Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт
регионов. Начальная школа /под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. / под ред.Г.С.
Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Пинская М.А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. М.: Чистые
пруды, 2009. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управления школой».
Вып. 28).
5.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа /сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010.
6.
Проектирование основной образовательной программы образовательного
учреждения / под редакцией проф. Р.ГЧураковой. – М.: Академкнига / Учебник,
2011.
7.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования /М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010.-31с. –
(Стандарты второго поколения).