Автор: Дорофеева Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 360
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка - Конспект НОД по речевому развитию /средняя группа/
Тема: Тема: "Игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по речевому развитию /средняя группа/
Тема: «Игрушки»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Обучающие:
Уточнять, расширять и обобщать представления детей об игрушках, закрепить
обобщающее понятие «игрушки»;
Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать множественное
число имен существительных, имен существительных с уменьшительно –
ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными,
формировать навык практического употребления существительных в Р.п. мн.числа,
Развивающие:
Развивать диалогическую и связную речь, общую и мелкую моторику, речевой и
фонематический слух, тактильные ощущения, зрительное восприятие и внимание,
память.
Воспитательные:
Формировать положительную установку детей на участие в занятии; развитие
навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности, бережного
отношения к игрушкам.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, проекционный экран, презентация по теме «Игрушки», «Чудесный
мешочек», мяч, стол, игрушки ( самолёт, кот, машинка, кукла, зайка, собака, мяч.
погремушка), тюбик с зубной пастой, салфетки, картон, мнемотаблица.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание пальчиковой
гимнастики, использование в работе по развитию связной и диалогической речи
мнемотаблиц.
Ход занятия
I..Огр.момент
Мотивация и стимулирование деятельности воспитанников.
Приветствие.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Наталья
Викторовна! Тот, кому я кидаю мячик, называет своё имя.
(Педагог достает мешочек с небольшими игрушками и кладет его на стол.)
Педагог: Для вас у меня есть «Чудесный мешочек», мне его передала Маша, героиня
мультфильма «Маша и медведь». Давайте посмотрим, что же там. Сейчас вы по очереди
будете опускать руку в мешочек, нащупывать там предмет, ощупывать его и рассказывать
нам, что это за предмет.
Игра «Чудесный мешочек»
(Дети опускают руку в мешочек, на ощупь отгадают игрушку и достают из мешочка,
ставят на стол)
Используется поощрение и художественное слово.
(В мешочке игрушки: машинка, мишка, кукла, самолёт, котик, мяч, погремушка, зайка)
- Аня, что в мешочке? (Машинка)
- Правильно! Это машинка.
(Педагог использует художественное слово, рассказывает небольшие стихи об игрушке.)
(Все дети приминают участие в игре)
Педагог: Молодцы, все правильно отгадали! А как мы можем назвать все эти предметы,
одним словом? (Игрушки).
Правильно. Ребята присаживайтесь на стульчики.
II.Основная часть
Сюрпризный момент.
Педагог: Ребята, посмотрите, а что это лежит на столе? Это пирамидка без колечек, куда
же колечки подевались? А, что нужно сделать, чтобы пирамидку собрать?
Маша передала для вас письмо.
(Педагог от имени Маши зачитывает письмо.)
- Милые ребята, пирамидка - самая любимая моя игрушка, я поиграла, но не собрала
пирамидку после игры, поэтому колечки обиделись и исчезли. Вы поможете мне вернуть
колечки и собрать пирамидку? (Да) Чтобы собрать пирамидку, вам нужно выполнить
интересные задания.
Игра «Внимательные ушки»
Педагог: Первое задание Маши. Я покажу вам картинку игрушки. Если вы услышите
правильное её название - хлопните в ладоши.
(Педагог обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображения)
( на экране – кукла)
Это кукла? Это тукла? Это куква? Это кукла?
(на экране – машинка)
Это ташина?.Это масина? Это машина? Это кашина?
( на экране – пирамидка)
Это кирамидка? Это пирамидка? Это пираминка? Это тирамидка.
( Появляется первое колечко)
Педагог: А вот и первое колечко. Ребята, я, кажется, поняла, колечки сами будут
возвращаться, а нам нужно правильно выполнять все задания.
Педагог: Чтобы собрать пирамидку, нужно, чтобы наши пальчики были сильные и
послушные.
Координация речи с движением
Расскажи и покажи
Педагог: Повторяйте за мной.
Я с игрушками играю:
(Руки перед собой, сжимаем – разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,
(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,
(Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю.
(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки - «катаем машинку».)
( Появляется второе колечко)
Педагог: У нас появилось очередное колечко, продолжаем играть.
Работа над звуковой стороной речи
Педагог: У вас на столе у каждого лежит лист, переверните его. Я буду проговаривать
чистоговорку, а вы повторяйте за мной и пальчиком обводите картинку той игрушки, о
которой мы говорим.
«Повтори чистоговорки»
тик – тик – тик - котик
ка – ка – ка – зайка
ла – ла – ла –кукла
лёт – лёт – лёт – самолёт.
на – на – на - машина
(Дети проговаривают чистоговорки с опорой на картинки)
(Педагог обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображения)
(Появляется третье колечко)
Педагог: У нас появилось очередное колечко, продолжаем играть.
Игры с использованием ИКТ – развитие лексико – грамматических категорий
средств языка.
Игра «Весёлый счет» - согласование числительных с существительными.
Педагог: Маша предлагает вам посчитать её игрушки. Проговариваем все вместе..
Внимание на экран.
1 машинка, 2 машинки, 5 машинок.
1 кукла, 2 куклы, 5 кукол
1 мяч. 2 мяча, 5 мячей
1 собака, 2 собаки, 5 собак.
(Педагог обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображения)
( Появляется четвертое колечко)
Педагог: Ребята, а чтобы появилось следующее колечко нам нужно, будет его
нарисовать на листе бумаги с помощью пальчиков.
Девочки рисуют розовое колечко, а мальчики голубое.
(Дети рисуют колечки зубной пастой на бархатном картоне).
(Развитие тактильных ощущений и глазомера.)
( Появляется пятое колечко)
Игра «Один – много» - ед. и мн.число имён существительных ; употребление
существительных в Р.п. мн.числа.
Педагог: Ребята, посмотрите на экран, на картинке мы видим мальчика, это друг нашей
Маши – Коля. Он пришёл в магазин игрушек.
- Посмотрите, какие игрушки продаются в магазине, и какие игрушки есть у Коли.
(Педагог обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображения)
- Рассмотрите картинку и продолжите предложение, которое я начну:
(Ответы детей)
У Коли кукла, а в магазине ….(куклы).
У Коли кот, а в магазине - …(коты).
У Коли собака, а в магазине …(собаки)
У Коли машинка, а в магазине ..(машинки).
У Коли кубик, а в магазине …(кубики).
Педагог: А теперь найдите на картинке на полках точно такие же игрушки, как у Коли.
Какой игрушки из тех, что продаются в магазине, нет у Коли? (У Коли нет мяча)
- А давайте вспомним и скажем, каких игрушек было много в магазине? (Много кукол,
котов, мячей, машин, кубиков, собак)
( Появляется шестое колечко)
- Ну, вот появилось еще одно колечко, значит мы, на правильном пути.
Педагог: А теперь я предлагаю вам чуть – чуть отдохнуть.
Физкультминутка «Мишка, зайка и цапля».
Педагог: Ребята, когда я буду играть на бубне медленно, вы изображаете мишку, когда
бубен быстро играет - изображайте зайку, а когда бубен молчит – изображайте цаплю.
Встаём вкруг, идем по кругу и выполняем задания.
(Дети выполняют движения в ритм бубна.)
Педагог: Ребята присаживайтесь на стульчики.
Игра « Назови ласково» - образование и употребление существительных с
уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Педагог: Давайте поиграем с игрушками, будем большие игрушки превращать в
маленькие и называть их ласково.
(Педагог обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображения)
( на экране машина - машинка, кукла – куколка, мяч - мячик, кот – котик, собака –
собачка, самолёт – самолётик)
(Появляется очередное колечко)
Педагог: Ребята, какие вы, молодцы! Помогли Маше найти колечки и собрать пирамидку.
Давайте, ей расскажем стихотворение «В нашем детском садике», а поможет нам
картинка.
(Педагог читает детям стихотворение «В нашем детском садике»)
В нашем детском садике
Маленькие столики,
В нашем детском садике
Кубики и домики,
В нашем детском садике
Шарики и мячики.
Приходите в детский сад.
Здесь игрушки ждут ребят.
(В процессе чтения стихотворения на слова «В нашем детском садике» педагог обводит
контур дома, а затем по тексту показывает соответствующие стимульные картинки
(столики, кубики, домики и т.д.)
(Предлагает детям проговорить стихотворение вместе собой , также используя
стимульные материал.)
Педагог: Молодцы!
III. Итог занятия.
Педагог: Сегодня мы с вами много играли и вернули все колечки от пирамидки. Маша
говорит вам спасибо, что помогли ей собрать все колечки, теперь она всегда будет
после игры собирать пирамидку и другие игрушки. И дарит вам подарки.
(На экране появляется Маша)
(Педагог дарит детям раскраски игрушек.)
Список литературы:
1.Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 4 лет. – СПб.:Издательский
Дом «Литера», 2015.
2.Косинова Е.М.Уроки логопеда: Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное
издание/ Елена Косинова. – Москва: Эксмо:ОЛИСС, 2018.
3.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 – 5 лет с общим
недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.
– М.:Мозайка – Синтез.2005.
4. Бардышева Т.Ю., Е.Н.Мосонова Обучение связной речи детей 4 – 5 лет. Картинно –
графические планы рассказов, ООО «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003» - 2017.
5.Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе
детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2007