Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош № 4 СУИОП
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Условия, необходимые для успешного аудирвания и осмысленного чтения. Обучение разным видам чтения."
Раздел: начальное образование
1.
Условия, необходимые для успешного аудирования и осмысленного
чтения. Обучение разным видам чтения.
Аудирование – это развитие у детей умения понимать на слух.
При отборе текста для аудирования учитываются его языковые особенности,
содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке
психических особенностей обучаемого учитываются его речевой слух,
внимание и память, способность к речевой догадке и вероятностному
прогнозированию, уровень развития внутренней речи.
Важным условием при формировании аудирования является:
1.
Мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это
ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала
2.
Правильный выбор темы аудиотекста. Для школьников младших
классов доступными и интересными являются тексты, основанные на
сказочных сюжетах, занимательные истории о животных.
3.
Важно опираться на страноведческий аспект. Если тексты для
аудирования включают сведения о стране изучаемого языка, о жизни и
обычаях ее народа, о праздниках и традициях, то они развивают кругозор
учащихся, воспитывают чувство симпатии к другим народам.
4.
Внесение в аудиотексты элементов юмора. Юмор способствует
созданию атмосферы непринужденности.
Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение
устной коммуникацией.
В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В
настоящее время наибольшее распространение получила классификация
видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х.
Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное,
просмотровое и поисковое.
Целью обучения чтению в школе является формирование и развитие
умений чтение как вида речевой деятельности, а не обучение видам чтения,
которые являются лишь средством для достижения общей цели.
Ознакомительное чтение. Нужно понять: Читать книгу или нет? Какая
информация в ней содержится? Для кого она написана? Характер чтения:
перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков,
отдельных фрагментов текста.
1
Изучающее чтение. Нужно понять: В чём замысел автора? Что нового есть
для меня как читателя? Характер чтения: медленное чтение всей книги или
отдельных её фрагментов; максимально полный охват информации;
стремление её осмыслить.
В основе всех видов чтения лежат основные умения, которыми читающий
пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием
содержания, другие — с его осмыслением и переработкой. Например:
уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты,
цифровые данные и т.д.); обобщать прочитанное, отделять главное от
второстепенного, новое от известного; соотносить между собой отдельные
части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные
события каждо¬го смыслового куска; формировать суждение относительно
замысла текста и его даль¬нейшего развития; уточнять понимание
содержания с помощью анализа (при изу¬чающем чтении) и синтеза (при
ознакомительном и поисковом чте¬нии); восстанавливать пробелы в
понимании понимать и оценивать национально-культурную специфику
страны изучаемого языка;обращаться к собственному опыту чтения, в том
числе и на род¬ном языке.
2.
Трудности, мешающие пониманию при аудировании, и условия
успешного аудирования.
Для того чтобы целенаправленно преодолевать трудности при обучении
аудированию и формировать на этой основе умения и навыки,
способсвующие успешному функционированию в естественных условиях
данного вида речевой деятельности, необходимо четко представить себе, что
эти трудности могут быть обусловлены: характером языкового материала;
языковой формой сообщения; смысловым содержанием сообщения,
композицией; условиями предъявления сообщения; источниками
информации; трудностями, касающимися самого слушающего, его
аудитивного опыта.
Факторы, определяющие успешность аудирования иноязычной речи.
1. Объективные факторы зависят от: самого реципиента (от степени
развитости речевого слуха, памяти); условий восприятия (темпоральной
характеристики, количества и формы предъявлений, продолжительности
звучания); лингвистических особенностей - языковых и структурно-
композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия
речевому опыту и знаниям учащихся.
2
2. Субъективные факторы зависят от: потребности учащихся узнать что-либо
новое, наличия интереса к теме сообщения, осознания объективной
потребности в иностранном языке и пр.
Обучая аудированию, необходимо с определенного момента ставить
учащегося в такие условия, в которых он должен будет столкнуться с этими
трудностями. Каждый раз нужно, чтобы в материале для аудирования
присутствовала какая-либо посильная трудность, с которой учащийся был в
состоянии справиться самостоятельно. Для успешного обучения
аудированию нужна методическая система, учитывающая эти трудности и
обеспечивающая их преодоление.
3.
Механизмы, необходимые для понимания речи на слух.
Аудирование – процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
Механизмы аудирования:
1.
Речевой слух – механизм, обеспечивающий восприятие устной речи,
деление ее на смысловые отрезки, словосочетания, слова.
2.
Память –
а) кратковременная – память, удерживающая восприятие в течение 10
секунд;
б) долговоременная;
в) оперативная – кратковременная память, способная удерживать
информацию значительно дольше, чем 10 секунд.
3) Вероятностное прогнозирование (смысловое, лингвистическое) –
порождение гипотез, предвосхищение хода событий.
4) Артикулирование – внутреннее проговаривание прослушиваемой речи.
4.
Способы проверки понимания аудируемого текста (чтение как вид
речевой деятельности, чтение вслух и чтение про себя).
Речевая деятельность - один из видов деятельности человека. Выделяют
четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.
Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя).
Чтение вслух — это чтение для других, оно должно донести до
слушателей содержание произведения. Данный вид чтения позволяет
учителю проверить правильность и беглость чтения при организации
3
фронтальной работы класса. Чтение про себя также необходимый компонент
в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение
способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и
усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет
практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.
Под упражнениями в аудировании обычно понимают слушание речи,
связанное с выполнением определенной дидактической задачи. Эти
упражнения можно характеризовать с трех точек зрения: с точки зрения
особенностей текстового материала, воспринимаемого на слух, с точки
зрения целенаправленности упражнений, и, наконец, с точки зрения
характера деятельности учащихся после прослушивания.
При создании заданий, контролирующих степень понимания
услышанного, необходимо учитывать и снимать трудности, способные
помешать эффективному аудированию, включая их в состав упражнений.
Виды упражнений принятые для проверки понимания. Общее понимание
текста проверяется обычно с помощью выбранного ответа на вопросы (такие
как: правильный/не правильный ответ.
Уровень детального понимания определяется путем заполнения пропусков
в графическом ключе , представляющем собой сокращенное или полное
изложение прослушиваемого. В зависимости от языковой подготовки
слушающих и сложности текста пропуски могут иметь большие или меньшие
интервалы, пропускается каждое седьмое или шестое слово.
Уровень критического понимания связан с оценкой прослушанного, с
выделением основной информации, с комментированием и обсуждением, т.е.
со всякого рода творческими, проблемными заданиями, предполагающими
понимание эмоционально-оценочных элементов текста и наличия умения
соотносить содержание с ситуацией общения.
Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают
ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся
высказаться, обменяться мнениями. Задания по прослушанному тексту
должны быть творческими, действия учащихся должны быть внутренне
мотивированы.
5.
Говорение и письмо как продуктивные виды речевой деятельности.
4
Продуктивные виды речевой деятельности: письмо, чтение, говорение,
слушание (аудирование). Говорение – основной речевой инструмент,
который в неразрывной связи со слушанием помогает людям общаться
вербально, то есть посредством слов.
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, через который
выполняется устное вербальное общение. Содержание говорения - это
выражение мыслей в устной форме. В основе говорения заложены
произносительные, лексические и грамматические навыки.
К основным трудностям обучения говорения следует отнести
мотивационные проблемы, такие как: ученики стесняются говорить, боятся
сделать ошибки, подвергнуться критике; у учащихся не хватает языковых и
речевых средств для решения поставленной задачи; учащиеся не
вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным
причинам. Исходя из перечисленных проблем в обучении говорению,
возникает цель – по возможности эти проблемы устранить. Невозможно
научится говорению без погружения в реальные ситуации. Интерактивный
подход в обучении подразумевает под собой непосредственное вовлечение
учащихся в дискуссии, дебаты, обсуждение проблем, а значит – в диалог.
Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий
выражение мысли в графической форме. Письмо - это техническая
составляющая письменной речи. Письменная речь вместе с говорением есть
продуктивный вид речевой деятельности, и выражается он в фиксировании
какого-либо содержания через графические знаки.
Письмо очень тесно связано с чтением, т.к. в их системе заложена одна
графическая языковая система. При письме с помощью графических
символов кодируется мысль, при чтении - графические символы
декодируются.
Если верно обозначить цели обучения письму и письменной речи с учётом
роли письма в развитии других умений, использовать полностью
соответствующие цели упражнения, выполнять их на определённом этапе
обучения, то устная речь постепенно обогащается и становится логичнее.
Письмо помогает вырабатывать грамматический навык, когда даются
письменные задания на элементарное списывание или задания, требующие
творчества, и это всё образует определенные условия к запоминанию. Без
письменной работы учащимся весьма нелегко запоминать лексико-
грамматический материал.
5
6.
Монологическая и диалогическая речь, их основные особенности.
Диалогическое единство как единица обучения диалогической речи.
Диалогическая речь всегда обладает следующими характеристиками:
1. Речь всегда мотивирована. Это означает что мы всегда говорим по какой-
то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними либо
внутренними стимулами.
2. Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает,
что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение,
поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить.Говорящий
привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то свое,
индивидуальное.
3. Речь всегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои
мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит. При обучении речи,
начиная с первых высказываний, нужно, по возможности учитывать эту
характеристику. Она также связана с предыдущими двумя.
4. Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определенной
ситуации.
Монологическая речь - повествование или развернутое высказывание на
заданную тему - отличается от диалогической речи целым рядом
особенностей. В монологической речи, заключающей повествование о
событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как
мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим. Оба
этих фактора должны обладать достаточной прочностью и оказывать
детерминирующее влияние на протекание всего развернутого
монологического высказывания, состоящего из нескольких смысловых
групп, связанных между собой в целостную, «замкнутую» структуру.
Программа высказывания должна тормозить все побочные ассоциации,
которые могут привести к отвлечениям и удерживать говорящего от
многократного повторения элементов высказывания. Подобные нарушения
«замкнутой семантической системы» высказывания можно наблюдать как на
ранних этапах развития речевого высказывания, так и в случаях его
патологии, возникающих при мозговых поражениях.
Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство.
Диалогическое единство представляет собой наиболее крупную структурно-
семантическую единицу диалогической речи. Оно состоит из двух, реже трех
6
или четырех предложений-реплик, тесно связанных между собой по смыслу
и структурно; при этом содержание и форма первой реплики определяют
содержание и форму второй и т. д., так что только в сочетании реплик
обнаруживается необходимая для понимания полнота данной части диалога.
По значению и по формальным особенностям, в том числе и по интонации,
диалогические единства делятся на ряд типов. Таковы, например, наиболее
распространенные вопросно-ответные диалогические единства; единства, в
которых вторая реплика продолжает незаконченную первую; единства, в
которых реплики связаны одним предметом мысли, представляют собой
высказывания по поводу него; единства, в которых во второй реплике
выражается согласие или несогласие с утверждением, заключенным в
первой.
7.
Приемы обучения монологической и диалогической речи.
Репродуктивные упражнения.
Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки
монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в
сторону диалога значительно сильнее. Это объяснимо, ведь в реальном
общении редко приходится выступать с продолжительными монологами.
Общение в большинстве своем либо диалогично, либо монологично.
Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или
явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием
обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда
демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события.
Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру
речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией.
Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой
диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся
обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно
ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых
нужно понизить или повысить интонацию.
Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения.
Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они
составляют монолог поочередно.
Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части
текста нужно восстановить его полностью. Можно предлагать начало
рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В
7
старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-
размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) —
один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать
связную монологическую речь.
Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. Прием
эффективный, потому что позволяет развивать не только образность
мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок
учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов
речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на
уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть
метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть
ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором
использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации.
Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.
Индуктивный метод предполагает обучение диалогической речи «снизу-
вверх». То есть сначала изучаются лексические и грамматические единицы, и
только потом формируется диалог. К приемам этого метода относятся
«Толстые и тонике вопросы», «Шесть шляп», приемы, обучающие структуре
речи, составлению плана выступлений.
При выполнении репродуктивных упражнений ученик чуть-чуть что-то
видоизменяет: например, учитель дает установку «Я люблю мороженое и
шоколад, скажи, что ты тоже». Это тип упражнений по их назначению;
упражнения, связанные с воспроизведением (устным или письменным)
услышанного или прочитанного. Репродуктивные упражнения иногда
ошибочно отождествляют с механическим воспроизведением чего-либо, что
является самой низкой формой репродукции. Творческая репродукция
связана с расширением, сужением, преобразованием, обобщением и с целым
рядом мыслительных операций. При выполнении репродуктивных
упражнений внимание обучающегося сосредоточено прежде всего на
содержательной стороне, при этом он извлекает из памяти языковой
материал, соответствующий замыслу выступления. Репродуктивные
упражнения – необходимый этап работы при обучении всем видам речевой
деятельности. При обучении говорению и письму объем репродуктивных
упражнений более значителен.
8
8.
Коммуникативные упражнения: ситуативные и ролевые игры.
Возможности тестирования говорения.
Коммуникативные упражнения – это простой и эффективный способ
научить человека устанавливать контакт и уверенно общаться.
Игры, помогающие развивать навыки общения.
Эти игры можно разделить на несколько различных направлений:
1 направление – «Я и мое тело». Эти упражнения направлены на преодоление
замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное
раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий
себя ребенок спокоен и психологически защищен.
Игра «Походки». Ребенку предлагается изобразить походки различных
людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как
котенок и т.д. Затем можно предложить ребенку загадать какого-либо
животного и походить его походкой, а вы по походке постараетесь угадать,
кого ребенок хотел изобразить.
Игра «Колпак мой треугольный» Играющие сидят в кругу. Все по очереди,
начиная с учителя, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой
треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой
колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет
говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка
ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово
«колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем
кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно
больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю
фразу.
2 направление – «Я и мой язык». Игры, направленные на развитие языка
жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых,
существуют и другие средства общения.
Игра «Испорченный телефон». Детям нужно по цепочке шепотом передать
слово так, что бы оно не потерялось, и не изменилось. Ребенок, которому
должны передать слово делает вид, что спит. Каждый передающий должен
разбудить другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом, мы
тренируемся соблюдать 2 правила: никого не обижай и слушай внимательно.
Игра «Через стекло». Ребенку предлагается сказать что-либо друг другу
жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое
9
не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты
забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».
3 направление – «Я и мои эмоции». Игры, направленные на знакомство с
эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание
эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно
выражать свои эмоции.
4 направление – «Я и Я». Здесь собраны упражнения, направленные на
развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
Игра «Рисуем себя». Ребенку предлагается нарисовать цветными
карандашами себя. После рисования обсудите вместе с малышом, что ему
нравиться и не нравиться в себе и в своем изображении, почему. А затем
попросить нарисовать ребенка себя, когда он вырастет.
Игра «Конкурс хвастунов». Взрослый предлагает ребенку посоревноваться в
умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, один говорит «Я
красивая», другой: «А я смелый» и т.д. Необходимо стремиться к тому,
чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
5 направление – «Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей
навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания
индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного,
доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
Упражнение «Рисунки на спине». Дети разбиваются на группы по три
человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа
становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в
один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий
показывает сидящим ближе всего к нему детям картинки фигур, а им
необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними ребенку.
Второй ребенок в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и
должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И
так далее. Когда картинка «дойдет» до ребенка, сидящего в вершине своего
луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел»
до него.
Тестирование - это современный, прогрессивный метод оценки языковых
знаний, который должен быть активно использован в практике преподавания
и организации учебного процесса. Для устного общения (особенно в форме
диалога) необходимо создание коммуникативной ситуации. Моделирование
коммуникативной ситуации является важным шагом при разработке
10
тестовых заданий для контроля умений говорения. создание тестовых
заданий для проверки умений говорения предполагает моделирование
ситуаций общения и выделение в них коммуникативных задач, правильное
решение которых и будет свидетельствовать о сформированности
проверяемых умений.
9.
Письмо как средство обучения и вид речевой деятельности.
Особенности использования письменной речи.
Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью
которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо,
сочинение и т.д.). В методике преподавания различают понятия письмо и
письменная речь. Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией
для фиксации языкового и речевого материала.
Письмо используется как самостоятельная форма общения, однако овладение
ею происходит на базе звуковой речи.
В обучении письму можно выделить три основных этапа:
1.
Овладение графикой и орфографией.
2.
Усвоение структурных моделей предложений.
3.
Овладение письмом как средством общения.
Показателями сформированности умений письма являются: успешность
осуществления письменного общения; качество содержания письменного
текста; качество языковой стороны письменного текста; степень
самостоятельности в выполнении письменных заданий.
Письменная речь — речь зафиксированная, поэтому пишущий, в отличие
от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать
языковые средства. Из этого следует, что к данной форме речи
предъявляются особые требования: в письменном тексте и выбор слов, и
построение предложений отличаются большей тщательностью,
продуманностью. Письменная речь существует в четырех основных
разновидностях, называемых книжными стиля иа именно: научный,
официально-деловой, публицистический и художественный стили.
Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может
недоговаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда
более строго.
11
Все условия функционирования письменного общения и качества
письменной речи обусловливают не только определенную трудность или
легкость, но и специфику работы по обучению письму. Письменная речевая
деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в
письменном слове, а письменная речь – способ формирования и
формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письмо, как и
говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-
мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В
побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в
виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно,
сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел
высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется
само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста,
распределение предметных признаков в группе предложений, выделение
предиката или стержневой части в смысловой организации связей между
предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности
реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков -
письменного текста.
12