Напоминание

"Особенности психологического консультирования родителей младших школьников по вопросу слабой успеваемости детей"


Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош № 4 СУИОП
Населённый пункт: город Наро_Фоминск, Московская область
Наименование материала: статья психологическое исследование
Тема: "Особенности психологического консультирования родителей младших школьников по вопросу слабой успеваемости детей"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАРО-

ФОМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №4 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Особенности

психологическог

о

консультировани

я родителей

младших

школьников по

вопросу слабой

успеваемости их

детей

Психологическое исследование

Учитель начальных классов Комарова Татьяна Николаевна

В современном обществе все большее значение приобретает умение

учиться.

Важным

показателем

этого

умения

является

школьная

успеваемость. Практика показывает, что не смотря на накопленный школой

опыт уменьшения отставания детей в учебе эта проблема остается

актуальной. В ее решении приобретает большое значение принятый

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

который

подчеркивает общедоступность образования, его адаптивность к уровням и

особенностям развития и подготовки обучающихся.

Цель

исследования:

изучить

особенности

психологического

консультирования родителей младших школьников по вопросам слабой

успеваемости их детей.

Объект

исследования

психологические

особенности

слабоуспевающих школьников.

Предмет

исследования

психологическое

консультирование

родителей младших школьников по вопросам слабой успеваемости их детей.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что

психологическое

консультирование

будет

способствовать

повышению

уровня

успеваемости младшего школьника

если: своевременно выявить

причины

неуспеваемости

младшего

школьника;

организовать

консультативную работу с родителями и педагогами по данному вопросу;

провести психокоррекционную программу.

Задачи исследования:

- обобщить теоретический материал по проблеме психологического

консультирования родителей младших школьников по вопросам слабой

успеваемости их детей;

-

осуществить

теоретический

анализ

психолого-педагогической

литературы

по основным аспектам

слабой успеваемости младшего

школьника;

-

разработать

и

апробировать

психокоррекционную

программу,

направленную на повышение успеваемости младшего школьника;

1

- провести обработку результатов, их анализ и изучить влияние

различных техник и методов коррекции на повышение успеваемости

младшего школьника;

Методологической основой данной работы являются исследования

Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, И.С. Кон,

Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконина, Б.Ф.

Ломова, А.В. Петровского, К.Роджерс, Ж. Пиаже, К. Юнга, К. Хорни, Э.

Фромма и др. ученых, описывающих слабую успеваемости младшего

школьника как результат слабой адаптации ребенка в условиях новой

социальной среды.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы

исследования:

аналитический;

диагностический;

коррекционный;

статический.

А также были использованы методики:

- тест готовности к школе Керна-Ирасека;

- анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.

Лускановой);

- диагностика межличностных отношений методика «Два домика» (по

Т.Д. Марциновской).

В ходе теоретического исследования было установлено, что решить

проблемы, связанные с трудностями в обучении, может только совместная

работа педагогов и родителей. Однако часто родители, готовя детей к школе,

делают это неграмотно. А это серьезная причина дальнейшей школьной

неуспеваемости. Чтобы избежать всего этого, имеет смысл своевременно

педагогу-психологу

проводить

для

родителей

психологическое

консультирование, направленные на решение проблем неуспеваемости

младших школьников. Следовательно:

1.Успешность обучения в школе ребенка

зависит от особенностей

воспитания в семье, а так же уровне подготовленности к школе.

2

2. Используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы,

психологические закономерности, психологическое консультирование может

стать

дополнительным

поводом

для

личностного

роста

родителей,

способствовать укреплению сотрудничества семьи и школы.

Проведено эмпирическое исследование проблемы психологического

консультирования родителей младших школьников по вопросам слабой

успеваемости их детей. Были использованы эмпирические методы: метод

тестирования и беседы. Применялись следующие методики:

1. Тест готовности к школе Керна-Ирасека;

2. Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.

Лускановой);

3. Диагностика межличностных отношений методика «Два домика» (по

Т.Д. Марциновской).

В

экспериментальном

исследовании

принимали

участие

20

респондентов: 8 обучающихся 1 класса,8 родителей обучающихся 1 класса,

3 учителя (1 учитель начальных классов, 1 учитель музыки, 1 учитель

физической

культуры),

1

педагог-психолог.

Возраст

участников

эксперимента: дети от 6,6 до 7 лет; взрослые от 23 до 50 лет.

Проанализировав показатели методики «Тест готовности к школе

Керна-Ирасека»,

были

получены

данные

25%

имеют

уровень

интеллектуального развития ниже среднего и 25% низкий уровень. 63%

испытуемых показали низкий уровень в умении подражания образцу. 38%

испытуемых обладают низким уровнем способности к сосредоточенности и

концентрации внимания. Суммируя результаты всех показателей, можно

сделать вывод, что испытуемые слабо подготовлены к учебной деятельности.

Этим детям сложно будет выделить учебную задачу и превратить её в

самостоятельную цель деятельности, нуждаются в постоянной помощи, не

могут работать самостоятельно.

В результате анализа методики

«Анкета для определения школьной

мотивации», разработанной Н.Г. Лускановой были получены данные:

3

12,5% детей школа привлекает внеучебными сторонами,

низкая

школьная мотивация была выявлена у 62,5%, 25% обладают негативным

отношением к школе, школьной дезадаптацией, слабой успеваемостью. Эти

дети испытывают серьезные трудности в школе: не справляются с учебной

деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во

взаимоотношениях с учителями.

Результаты

реализации

методики

«Диагностика

межличностных

отношений методика «Два домика» (по Т.Д. Марциновской) позволили

выявить группу детей, имеющих трудности в межличностном общении при

взаимодействии со сверстниками.

Низкие результаты были получены по всем методикам одними и теми же

респондентами. Таким образом, была выявлена «группа риска». Этим детям

требуется контроль и помощь взрослых. Одной из причин может быть

неправильное семейное воспитание. А иногда родители просто не имеют

достаточных знаний для подготовки ребенка к школе.

Проблему детей «группы риска» можно решить, объединив усилия

педагогов и родителей. Для организации работы по устранению проблем

неуспеваемости

детей

была

создана,

апробирована

и

реализована

психокоррекционная программа консультирования родителей. Обучение

родителей происходило на трех уровнях – теоретическом, практическом и

технологическом. Использовались различные формы работы с родителями:

родительское собрание, лекция, пресс-конференция, семинар. На таких

занятиях обсуждались наиболее важные вопросы, касающиеся трудностей

адаптации ребёнка к школе. Родители оказывали помощь в организации

внеклассных мероприятий, а также принимали в них участие, выполняли все

советы педагога – психолога.

По итогам реализации данной программы было проведено повторное

экспериментальное исследование по тем же методикам.

4

Обработав результаты по методике «Тест готовности к школе Керна-

Ирасека», не было выявлено детей с низким уровнем готовности к обучению

в школе. Все дети оцениваются, как зрелые.

Проведя

анализ

результатов

методики

«Анкета

для

определения

школьной

мотивации»

Н.Г.

Лускановой,

было

получено,

что

детей,

находящихся в зоне дезадаптации, нет. Это значит, что все дети готовы к

овладению способами учебной деятельности, могут принимать учебную

задачу и удерживать ее.

Результаты

методики

«Диагностика

межличностных

отношений

методика «Два домика» (по Т.Д. Марциновской) показали, что отвергаемых

детей

не

стало.

Они

научились

общаться

и

дружить

со

своими

одноклассниками.

Результаты анализа данного исследования показали, что детей,

находящихся в зоне риска нет. Все дети готовы к овладению способами

учебной деятельности, а также они умеют общаться и дружить с

одноклассниками.

А сформированные в ходе совместной деятельности

умения и качества первоклассников повысили их успеваемость.

Выдвинутая

гипотеза

исследования

о

том,

что

своевременное

психологическое консультирование родителей младших школьников по

вопросам слабой успеваемости их детей может решить или предотвратить

проблему неуспеваемости детей способствовать повышению педагогической

культуры родителей, а также формированию модели взаимодействия

субъектов образовательного процесса нашла свое подтверждение.

Полученные данные и разработанная психокоррекционная программа

могут быть использованы педагогом-психологом, учителями начальных

классов

в

организации

учебно-воспитательной

и

психокоррекционной

работы

с

родителями

младших

школьников

по

вопросам

слабой

успеваемости их детей, а так же могут оказать существенную помощь

родителям младших школьников в повышении педагогической культуры.

5



В раздел образования