Автор: Мухаметзянова Зульфия Расиховна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 1
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 класса
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств № 1»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Методическая разработка урока
по классическому танцу:«Формирование и развитие
навыков классического танца у учащихся 3 класса»
преподавателя
Мухаметзяновой Зульфии Расиховны
г.Октябрьский
2021г.
Возраст воспитанников и год обучения: 9-10 лет, первый год обучения.
2
Тип урока:стандартный, развивающий.
Методы:
Словесное объяснение.
Метод музыкального сопровождения: внеимпровизационный.
Музыкальный материал:
Классическая музыка русских и зарубежных композиторов квадратного
построения
с
четким
ритмическим
рисунком
и
ярко
выраженной
фразировкой. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном
совпадает
ритмическим
рисунком
музыкального
сопровождения.
Музыкальное сопровождение подобрано к данной возрастной категории по
темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
Принципы отбора репертуара:
- соответствие хореографическим задачам;
- доступность, соответствие возрастным особенностям детского восприятия;
- художественный вкус;
- соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному
материалу;
Цель педагога:
Формировать
навыки
классического
танца
у
учащихся.
Задачи:
- организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все усилия
на физическую нагрузку;
- подготовить двигательный аппарат учащихся: мышцы, связки и суставы для
классического экзерсиса;
-формировать балетную осанку (постановка корпуса, ног, рук, головы);
- выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала;
- развить гибкость, шаг, прыжок;
- воспитывать начальные движения координации у станка и на середине зала;
- выработать навыки правильности и чёткости исполнения;
- выработка апломба (устойчивости);
3
-
развивать
танцевально-ритмическую
координацию
движений
и
выразительность;
- формировать общую культуру, художественно-эстетический вкус;
- активизировать интерес к классическому танцу;
- обучить навыкам музыкально-пластического интонирования;
- обучить французской терминологии названий движений;
- совершенствовать двигательный аппарат (развивать физические данные
учащихся, исправлять физические недостатки);
-
развивать
пластичность,
координацию,
хореографическую
память,
внимание, формировать технические навыки исполнения;
- воспитывать силу, выносливость, укреплять нервную систему;
- формировать навыки коллективного общения;
- раскрывать индивидуальность учащихся.
Материально-техническое обеспечение урока:
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Нотный материал.
Станки.
Зеркала.
Содержание этапов урока:
1.Поклон.
2.Организационный момент.
3.Экзерсис у станка.
4.Экзерсис на середине зала.
5.
Allegro
.
6.
Pas
balance
.
7.Подведение итогов.
8.Домашнее задание.
9.Поклон.
Ход урока:
1.Поклон.
4
Музыкальное оформление:
«Вальс». Ю.Слонов. Музыкальный размер 3/4, 4 такта.
2.Организационный момент.
3.Экзерсис у станка.
Работа над качеством движений, пластичностью.
Преодоление технических сложностей с использованием специальных
приемов, развитие техники исполнения.
Plié.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 demi plie по I позиции, 1 grand plie по I позиции,
3 releve на высоких полупальцах по I позиции, переход на II позицию.
2 demi plie по II позиции, 1 grand plie по II позиции,
перегибы корпуса через II позицию переход в V позицию.
2 demi plie по Vпозиции, 1 grand plie по V позиции,
2 demi plie по IV позиции, 1 grand plie по IV позиции,
поза IV арабеск по IV позиции,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Вальс» Ю.Слонов. Музыкальный размер 3/4.
Battements tendus.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4 battement tendu по Vпозиции,
1 pоur le pie вперёд,
2 demi plie по V позиции,
2
Battement tendu в сторону по V позиции,
1
double battement tendu,
2
battement tendu в сторону по V позиции,
1
double battement tendu,
4 battement tendu назад по V позиции,
2 demi plie,
1battement tendu в сторону с окончанием в demi plie по Vпозиции пол
поворота на другую ногу,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Виолетта». И.Штраус.Музыкальныйразмер2/4.
Battements tendus jetes.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
5
2 вattement tendu jete, 2 pique,
2 вattement tendu jete, 2 pique,
8 jete balansоire, 2 всторону, 2 pique.
Вся комбинация повторяется в обратном направлении,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Луизина полька». Б.Сметана. Музыкальный размер 2/4.
Rond de jambe par terre.
Preparation – 4такта (из-за такта), музыкальный размер 3/4.
4 rond, 1 обводка на полу на demi plie,
4 rond, 1 обводка на 90
0
,
растяжка вперёд и назад,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Вальс-каприс». А.Рубинштейн. Музыкальный размер 3/4.
Battements fondu.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
battements fondu крестом по 4 en l
,
air
4 en dehor и 4 en dedan,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Утешение». Ш.Тактакишвили. Музыкальный размер 4/4.
Battements frappe
Preparation – 2 такта (из-затакта), музыкальныйразмер 2/4.
Крестом по 4,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Отрывок из балета «Прометей»». Музыкальный размер 2/4.
Adagio.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 releve lent вперёд, 1 developpee вперёд,
1 developpee вперёд на pliе.
Вся комбинация выполняется крестом,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
6
«Романс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». А.Хачатурян.
Музыкальный размер 4/4.
Grand battements jetes.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4 grand battement jete в сторону
4 grand battement jete назад,
4 в сторону, 8 balansuar,
2 в сторону, 1мягкий battement,
2 в сторону, 1мягкий battement,
Заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька». Л.Дюкомен. Музыкальный размер 2/4.
Растяжка.
Музыкальное оформление:
Романс «На крыльях поэзии». Ф.Мендельсон. Обр. Г.Ланге. Музыкальный
размер 6/8.
4.Экзерсис на середине зала.
Plié.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 demi plie по I позиции, 1 grand plie по I позиции,
3 releve по I позиции, переход во II позицию.
2 demi plie по II позиции, 1 grand plie по II позиции,
перегибы корпуса из стороны в сторону, переход в V позицию.
2 demi plie поVпозиции, 1 grand plie поVпозиции,
3 releve поVпозиции, переход во IVпозицию.
2 demi plie по IV позиции, 1 grand plie по IV позиции,
поза IV арабеск,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Ноктюрн». Э.Григ. Музыкальный размер 4/4.
Battements tendus.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 battement tendu вперёд из позы croisee,
1переход через IV позицию,
комбинация обратно,
7
2 – в сторону правой ногой,
1 – двойной double battement tendu,
Заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
Аллегретто на тему из оперы Герольда «Цампа». К.Черни. Музыкальный
размер 2/4.
Battements tendus jetes.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 вattement tendu jete из позы croisee вперёд,
2 pique поVпозиции, всё повторить,
8 jete balansuar, 2 jete в сторону, 2 pique в сторону,
Заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька». К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.
Rond de jambe par terre.
Preparation – 4 такта (из-за такта), музыкальный размер 3/4.
4 rond вперёд правой ногой анфас, обводка правой ногой на 45
0
,
вся комбинация обратно,
по 2 rond en tournent по точкам,
растяжка, 1 developpee в сторону на 90
0
,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Австрийский вальс» (Вальс графа Галленберга). К.Черни. Музыкальный
размер 3/4.
Grand battements jetes.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4grand battement jete вперёд croisee,
4 в сторону efface, 4 вперёд efface,
3 balansoire в сторону правой ногой анфас, 1 мягкий батман,
2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,
3 balansoire в сторону правой ногой анфас, 1 мягкий батман,
2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,
Заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Три польки». К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.
8
5.
Allegro
(Прыжки).
Saute.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 медленных, 3 – быстрых по I позиции,
также по II позиции, поV, по IV.
Заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька-Анна». И.Штраус. Музыкальный размер 2/4.
Changement de pieds.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4 сhangement de pieds поVпозиции,
комбинация an tournan по точкам,
1 releve, 1сhangement de pieds,
Заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный
размер 2/4.
Echappe.
Preparation – 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
По 4 позициям: 1 еchappe croisee,
1 - по II позиции анфас,
всё повторить 4 раза,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный
размер 2/4.
8.Подведение
итогов.Подвести
итог
совместной
работе
педагога,
концертмейстера и учеников с обменом мнениями: что получилось и что
хотелось бы изменить?
9.Домашнее задание.Закрепить навыки правильности и чистоты исполнения
технически сложных мест у станка и на середине. Закрепить знание
французской терминологии.
9
10.Поклон.
Музыкальное оформление:
«Вальс». Ю.Слонов. Музыкальный размер 3/4.
Литература.
1.Классический танец. Примерная программа для детских хореографических
школ и хореографических отделений детских школ искусств. М.,2006.
2.Методические рекомендации и программа по классическому танцу для
школ искусств. Москва. 1993.
3.Музыкальный репертуар из личного опыта работы.
4.Подласый И.П. Педагогика. М.,2001.