Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ


Авторы: Стороженко Анеглина Александровна, Рябченко Наталья Николаевна
Должность: студент заочного и дистанционного образования, доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики
Учебное заведение: Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор:

Стороженко Ангелина Александровна

4 курс, 44.03.05. Педагогическое образование

Профили «Русский язык» и «Литература»

ФГОУ ВО СГПИ

г. Ставрополь, Российская Федерация

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русского,

родных языков и лингводидактики

Рябченко Наталья Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в статье рассмотрен актуальный вопрос использования

современных образовательных технологий на уроках русского языка в

процессе развития речи у учащихся. Автор раскрывает сущность и

содержание понятия современных образовательных технологий в школе,

особенности развития речи учащихся на уроках русского языка

посредством современных образовательных технологий, анализирует

проблемы развития речи учащихся 5-6 классов на уроках русского языка,

рассматривает методику развития речи учащихся 5-6 классов на уроках

русского языка посредством современных образовательных технологий.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, уроки

русского языка, развитие речи у учащихся, методика развития речи

учащихся на уроках русского языка, проблемы развития речи у учащихся.

В настоящее время использование современных образовательных

технологий становится все более популярным в системе образования и

играет решающую роль в формировании компетентного, успешного

человека. Это обусловлено необходимостью учитывать современные

требования к образованию, а также быстрым темпом развития технологий

и информационного общества.

Одним из важных аспектов образования является развитие речи учащихся,

которое играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков

и обеспечивает успешное общение в современном обществе.

В связи с этим все большее внимание уделяется использованию

современных образовательных технологий, которые обеспечивают более

интеракивный и эффективный подход к развитию речи учащихся.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия

«педагогическая технология». Педагогическая технология - это такое

построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия

представлены в определенной последовательности и целостности, а

выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет

прогнозируемый характер [2, с. 122]. Сегодня насчитывается больше сотни

образовательных технологий.

Современные образовательные технологии – это совокупность методов,

приемов и средств, направленных на улучшение качества образования и

повышение эффективности учебного процесса [2, с. 138]. Они включают в

себя различные формы и методы обучения, использование современных

информационных технологий, интерактивные методы обучения.

Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только

применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с

помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию

понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с

решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное

воплощение на практике заранее спроектированного педагогического

процесса [1, с. 166].

Сущность современных образовательных технологий заключается в том,

что они направлены на развитие у учеников самостоятельности,

критического мышления, творческого подхода к решению задач и других

важных навыков и качеств, необходимых для успешной жизни в

современном обществе.

Содержание современных образовательных технологий включает в себя:

- использование современных информационных и коммуникационных

технологий (компьютерные классы, интерактивная доска, электронные

учебники);

- применение активных методов обучения (дискуссии, дебаты, проекты);

- использование игровых технологий (ролевые игры, деловые игры).

Одной из таких технологий является использование интерактивных досок

и проекторов. Они позволяют учителю создавать интерактивные задания,

которые помогают ученикам лучше понимать материал и развивать навыки

коммуникации. Например, учитель может создать задание, в котором

ученики должны составить диалог на определенную тему, используя

подсказки, которые появляются на интерактивной доске. Это помогает

ученикам развивать свою речь и умение выражать свои мысли.

Интерактивные доски и проекторы позволяют создавать интерактивные

задания и упражнения, которые помогают ученикам развивать навыки

коммуникации и понимания материала. Онлайн-платформы для обучения

позволяют ученикам изучать материалы в удобное для них время, а

технология виртуальной реальности помогает им лучше понимать

материал и развивает навыки коммуникации.

Следует отметить, что использование технологий на уроке русского языка

повышает интерес и развивает творческие способности учащихся.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет

огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие

мышления в значительной мере зависит от развития речи.

Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения,

поэтому можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников

большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии

речи. Нарушения речи снижают социальную актив ность человека, влияют

на выбор профессии.

Одной из главных проблем развития речи учащихся 5-6 классов являются

грамматические ошибки. Это может быть связано с недостаточной

ясностью и понятностью объяснений грамматических правил,

неправильным подходом к их закреплению или недостатком практических

упражнений. Для исправления этой проблемы, учителям следует обратить

особое внимание на методику объяснения грамматических конструкций,

использовать разнообразные практические задания для закрепления и

осмысления пройденного материала [3, с. 216]

Ученики должны уметь грамотно выражать свои мысли, составлять

связные тексты, аргументировать свою точку зрения.

Для этого необходимо использовать различные методики и технологии,

которые помогают ученикам развивать свою речь.

Для развития речи используются современные образовательные

технологии: интерактивные доски, мультимедийные презентации, аудио- и

видеоматериалы, а также онлайн-курсы и другие ресурсы. Эти технологии

позволяют ученикам получать информацию в интересной и доступной

форме, что способствует лучшему усвоению материала.

Хотелось бы рассмотреть подробнее такую технологию, как «технология

критического мышления».

Технология развития критического мышления представляет собой систему

упражнений и заданий, целью которых является развитие

интеллектуальных способностей учащихся [2, с. 306]. Она основывается на

принципах логического и аналитического мышления, а также критического

анализа информации. Основной задачей данной технологии является

развивать навыки самостоятельного анализа и оценки информации,

формировать логическое мышление и умение выражать свои мысли в

устной и письменной форме.

Организация дискуссий и дебатов на уроках русского языка позволяет

учащимся развить навыки высказывания своей позиции, аргументации и

критической оценки точек зрения других участников. Школьники учатся

анализировать информацию, формулировать свои мысли и строить

логически обоснованные речевые высказывания.

Использование оригинальных источников материала, таких как статьи,

книги или интернет-ресурсы, стимулирует развитие речи учащихся.

Школьники учатся анализировать тексты, обобщать информацию,

выделять ключевые идеи и строить аргументированные выводы на основе

доступной информации.

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление

–тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым

утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть

при этом открытым новым идеям, методам [1, с. 205].

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет

базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

- вызов («вызываются», актуализируются имеющиеся знания и

представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются

цели рассмотрения той или иной темы):

- осмысление (как правило, обучающийся вступает в контакт с новой

информацией, происходит ее систематизация):

- рефлексия (учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают

собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые

понятия).

Таким образом, можно сделать вывод: современные образовательные

технологии – это совокупность методов, приемов и средств, направленных

на улучшение качества образования и повышение эффективности учебного

процесса. Они включают в себя различные формы и методы обучения,

использование современных информационных технологий, интерактивные

методы обучения. Сущность современных образовательных технологий

заключается в том, что они направлены на развитие у учеников

самостоятельности, критического мышления, творческого подхода к

решению задач и других важных навыков и качеств, необходимых для

успешной жизни в современном обществе.

Список литературы

1.

Ладыженская Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках

русского языка.- М., 1998.

2.

Селевко Г.К.

«Современные образовательные технологии.

3.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.



В раздел образования