Авторы: Стороженко Анеглина Александровна, Рябченко Наталья Николаевна
Должность: студент заочного и дистанционного образования, доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики
Учебное заведение: Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное
Автор:
Стороженко Ангелина Александровна
4 курс, 44.03.05. Педагогическое образование
Профили «Русский язык» и «Литература»
ФГОУ ВО СГПИ
г. Ставрополь, Российская Федерация
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры русского,
родных языков и лингводидактики
Рябченко Наталья Николаевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: в статье рассмотрен актуальный вопрос использования
современных образовательных технологий на уроках русского языка в
процессе развития речи у учащихся. Автор раскрывает сущность и
содержание понятия современных образовательных технологий в школе,
особенности развития речи учащихся на уроках русского языка
посредством современных образовательных технологий, анализирует
проблемы развития речи учащихся 5-6 классов на уроках русского языка,
рассматривает методику развития речи учащихся 5-6 классов на уроках
русского языка посредством современных образовательных технологий.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, уроки
русского языка, развитие речи у учащихся, методика развития речи
учащихся на уроках русского языка, проблемы развития речи у учащихся.
В настоящее время использование современных образовательных
технологий становится все более популярным в системе образования и
играет решающую роль в формировании компетентного, успешного
человека. Это обусловлено необходимостью учитывать современные
требования к образованию, а также быстрым темпом развития технологий
и информационного общества.
Одним из важных аспектов образования является развитие речи учащихся,
которое играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков
и обеспечивает успешное общение в современном обществе.
В связи с этим все большее внимание уделяется использованию
современных образовательных технологий, которые обеспечивают более
интеракивный и эффективный подход к развитию речи учащихся.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия
«педагогическая технология». Педагогическая технология - это такое
построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия
представлены в определенной последовательности и целостности, а
выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет
прогнозируемый характер [2, с. 122]. Сегодня насчитывается больше сотни
образовательных технологий.
Современные образовательные технологии – это совокупность методов,
приемов и средств, направленных на улучшение качества образования и
повышение эффективности учебного процесса [2, с. 138]. Они включают в
себя различные формы и методы обучения, использование современных
информационных технологий, интерактивные методы обучения.
Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только
применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с
помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию
понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с
решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное
воплощение на практике заранее спроектированного педагогического
процесса [1, с. 166].
Сущность современных образовательных технологий заключается в том,
что они направлены на развитие у учеников самостоятельности,
критического мышления, творческого подхода к решению задач и других
важных навыков и качеств, необходимых для успешной жизни в
современном обществе.
Содержание современных образовательных технологий включает в себя:
- использование современных информационных и коммуникационных
технологий (компьютерные классы, интерактивная доска, электронные
учебники);
- применение активных методов обучения (дискуссии, дебаты, проекты);
- использование игровых технологий (ролевые игры, деловые игры).
Одной из таких технологий является использование интерактивных досок
и проекторов. Они позволяют учителю создавать интерактивные задания,
которые помогают ученикам лучше понимать материал и развивать навыки
коммуникации. Например, учитель может создать задание, в котором
ученики должны составить диалог на определенную тему, используя
подсказки, которые появляются на интерактивной доске. Это помогает
ученикам развивать свою речь и умение выражать свои мысли.
Интерактивные доски и проекторы позволяют создавать интерактивные
задания и упражнения, которые помогают ученикам развивать навыки
коммуникации и понимания материала. Онлайн-платформы для обучения
позволяют ученикам изучать материалы в удобное для них время, а
технология виртуальной реальности помогает им лучше понимать
материал и развивает навыки коммуникации.
Следует отметить, что использование технологий на уроке русского языка
повышает интерес и развивает творческие способности учащихся.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет
огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие
мышления в значительной мере зависит от развития речи.
Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения,
поэтому можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников
большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии
речи. Нарушения речи снижают социальную актив ность человека, влияют
на выбор профессии.
Одной из главных проблем развития речи учащихся 5-6 классов являются
грамматические ошибки. Это может быть связано с недостаточной
ясностью и понятностью объяснений грамматических правил,
неправильным подходом к их закреплению или недостатком практических
упражнений. Для исправления этой проблемы, учителям следует обратить
особое внимание на методику объяснения грамматических конструкций,
использовать разнообразные практические задания для закрепления и
осмысления пройденного материала [3, с. 216]
Ученики должны уметь грамотно выражать свои мысли, составлять
связные тексты, аргументировать свою точку зрения.
Для этого необходимо использовать различные методики и технологии,
которые помогают ученикам развивать свою речь.
Для развития речи используются современные образовательные
технологии: интерактивные доски, мультимедийные презентации, аудио- и
видеоматериалы, а также онлайн-курсы и другие ресурсы. Эти технологии
позволяют ученикам получать информацию в интересной и доступной
форме, что способствует лучшему усвоению материала.
Хотелось бы рассмотреть подробнее такую технологию, как «технология
критического мышления».
Технология развития критического мышления представляет собой систему
упражнений и заданий, целью которых является развитие
интеллектуальных способностей учащихся [2, с. 306]. Она основывается на
принципах логического и аналитического мышления, а также критического
анализа информации. Основной задачей данной технологии является
развивать навыки самостоятельного анализа и оценки информации,
формировать логическое мышление и умение выражать свои мысли в
устной и письменной форме.
Организация дискуссий и дебатов на уроках русского языка позволяет
учащимся развить навыки высказывания своей позиции, аргументации и
критической оценки точек зрения других участников. Школьники учатся
анализировать информацию, формулировать свои мысли и строить
логически обоснованные речевые высказывания.
Использование оригинальных источников материала, таких как статьи,
книги или интернет-ресурсы, стимулирует развитие речи учащихся.
Школьники учатся анализировать тексты, обобщать информацию,
выделять ключевые идеи и строить аргументированные выводы на основе
доступной информации.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление
–тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым
утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть
при этом открытым новым идеям, методам [1, с. 205].
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет
базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
- вызов («вызываются», актуализируются имеющиеся знания и
представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются
цели рассмотрения той или иной темы):
- осмысление (как правило, обучающийся вступает в контакт с новой
информацией, происходит ее систематизация):
- рефлексия (учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают
собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые
понятия).
Таким образом, можно сделать вывод: современные образовательные
технологии – это совокупность методов, приемов и средств, направленных
на улучшение качества образования и повышение эффективности учебного
процесса. Они включают в себя различные формы и методы обучения,
использование современных информационных технологий, интерактивные
методы обучения. Сущность современных образовательных технологий
заключается в том, что они направлены на развитие у учеников
самостоятельности, критического мышления, творческого подхода к
решению задач и других важных навыков и качеств, необходимых для
успешной жизни в современном обществе.
Список литературы
1.
Ладыженская Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках
русского языка.- М., 1998.
2.
Селевко Г.К.
«Современные образовательные технологии.
3.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.