Напоминание

"Принципы организации учебной деятельности у младших школьников"


Автор: Ганиева Алина Римовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нижнетроицкий.
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Нижнетроицкий
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы организации учебной деятельности у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 378(045)

Принципы

организации

учебной

деятельности

у

младших

школьников.

А. Р. Ганиева (Туймазы)

Требования, выдвигаемые ФГОС НОО, связаны с формированием у

младших

школьников

навыков

учебной

деятельности

по

различным

предметам, предусмотренным в школьной программе. Организация учебной

деятельности младших школьников основана на соблюдении определенных

принципов, представляющих интерес в рамках исследования. Данная

проблема является многогранной. Для определения ее сущности следует,

прежде всего, обратиться к понятию «учебная деятельность», определить ее

структуру и особенности в младшем школьном возрасте.

Понятие

учебной

деятельности

рассматривали

многие

ученые.

Рассмотрим некоторые трактовки данного понятия, представленные в

психолого-педагогических исследованиях.

В первую очередь, следует раскрыть сущность деятельности. Так, в

исследованиях Т.Н. Галич деятельность рассматривается как «творческое

преображение

человеком

(людьми)

окружающей

действительности.

К

специфической особенности деятельности относится то, что для нее

характерным

является

предметный

характер.

Каждый

компонент

деятельности обладает предметным содержанием. Она направлена на

созидание

конкретного

духовного

либо

материального

продукта,

отличающегося творческим характером».

В современном педагогическом словаре деятельность трактуется как

«динамическая связь между субъектами и объектами окружающего мира,

особенная

форма

исторического

общественного

бытия

человека,

преобразование им социальной и природной действительности, реализация

разума и знаний».

В

современных

педагогических

исследованиях

понятие

учебной

деятельности представлено в широком и узком значении. Так, Е.В. Ахаренко

дает понятие учебной деятельности в широком смысле следующим образом:

«процесс овладения новым опытом, выражающимся в знаниях, умениях,

привычках, навыках».

В узком понимании учебная деятельность раскрыта в теории П.Я.

Гальперина, Д.Б. Эльконина. Авторы отмечают, что учение представляет

собой процесс усвоения человеком умений и знаний, осуществляемый в

разных формах общения и разных видах деятельности. Учебная деятельность

реализуется при условии целенаправленного обучения, представлена как

деятельность ученика, направленная на овладение обобщенными способами

осуществления учебных действий, а также на саморазвитие в ходе решения

учебной задачи. Такие задачи ставятся перед учеником учителем на основе

внешней оценки и контроля, которые в дальнейшем переходят в самооценку

и самоконтроль.

Учебная деятельность является основной нормативной деятельностью

ребенка младшего школьного возраста; особенной формой личностной

активности, которая направлена на присвоение (усвоение) социального

опыта в преобразовании и познании мира, что предполагает овладение

способами осуществления внешних умственных и предметных действий.

Д.Б. Элькониным была выдвинута общая гипотеза, в которой автор

раскрывает структуру учебной деятельности, а также ее значение для

психического развития младших школьников. Автором было доказано, что в

младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей;

выделены два типа такой деятельности, основанные на системах: «ребенок –

предмет», «ребенок – взрослый». Данные системы направлены на усвоение

младшими школьниками цели, мотивов учебной деятельности, а также норм

взаимоотношений, складывающихся в обществе. По мнению Д.Б. Эльконина,

в структуру учебной деятельности входят следующие компоненты:

«- учебная задача – способ действия, который подлежит усвоению

детьми;

- учебные действия – действия детей, направленные на усвоение и

воспроизведение образца;

- действия по контролю;

- действия по оценке степени усвоения изменений, произошедших в

субъекте».

Проанализировав позицию Б.Д. Эльконина, приходим к выводу о том,

что учебные действия, а также действия по контролю являются средством

для достижений цели учебной деятельности, а при помощи действий по

оценке осуществляется обозначение результата данной деятельности.

С точки зрения современной психологии, учебная деятельность

представляет собой «организованный процесс личностного самоизменения, с

помощью

которого

обеспечивается

успешность

вхождения

в

профессиональную

деятельность,

социокультурную

сферу.

Учебная

деятельность способствует развитию общих и деятельностных способностей

младших школьников, в том числе коммуникации, рефлексии, мышления и

пр.».

Учебная деятельность направлена на усвоение младшими школьниками

действий с эталонами, которые выделяют в предмете определенные стороны.

Спецификой учебной деятельности является то, что результат ее представлен

в изменении учащегося, при этом в содержание учебной деятельности входит

овладение младшим школьником обобщенными способами действий в

области научных понятий.

Содержание учебной деятельности представлено независимой от

субъекта, внешней формой действительности, оказывающей влияние на

психическое развитие младших школьников. Помимо этого, отметим, что в

ходе учебной деятельности у детей происходит формирование умений

осуществлять совместную коллективную деятельность. Психологи, в том

числе Т.В. Склярова, отмечают, что «учебная деятельность способствует

возникновению психологических новообразований у младших школьников,

развивает их интеллектуальные и познавательные способности».

В

младшем

школьном

возрасте

учебная

деятельность

обладает

специфическими особенностями. Это период ее начала, поэтому данный вид

деятельности можно определить как развивающий. Л.В. Сергеева отмечает,

что «в процессе учебной деятельности младший школьник приобретает

новые познания либо меняет качественно уже существующие навыки,

умения и знания, развивает и совершенствует собственные способности. Это

обеспечивает наиболее полное и успешное удовлетворение потребностей

младших школьников, связанных с познанием окружающего мира, а также

способствует их персональному и интеллектуальному развитию».

Учебная деятельность относится к числу основных видов деятельности

младшего школьника, который направлен на освоение теоретических знаний,

способов осуществления практической деятельности во время решения

учебной задачи. Систематичность учебно-познавательной деятельности в

рамках реализации начального образования обеспечивает интенсивное

развитие у младших школьников теоретического мышления и сознания,

умений рефлексии, планирования, анализа, обобщения и абстракции.

В.В. Кучина отмечает, что «в структуру учебной деятельности

младших школьников входят потребность, операции, мотивы, задача.

Исходной

формой

учебной

деятельности

является

ее

коллективное

осуществление учащимися, руководством которого занимается учитель.

Учебная деятельность формируется и развивается, проходя несколько этапов,

для каждого из которых соответствует собственная ступень образования. Во

время перехода с одного этапа на другой происходит изменение основных

характеристик учебной деятельности, в том числе формы организации,

содержания и пр.».

На протяжении начального образования при условии развернутой и

полноценной учебной деятельности, она распределена коллективно. У

младших школьников формируются умения участвовать в дискуссиях,

контролировать собственные учебные действия, оценивать их критически.

А.В. Ильина выделяет основные признаки, характерные для учебной

деятельности младших школьников. К их числу относятся:

«- направленность деятельности на овладение учащимися знаниями в

процессе решения учебных задач;

-

направленность

деятельности

на

усвоение

учащимися

общих

способов по выполнению учебных действий;

- построение деятельности от общего к частному;

-

способность

деятельности

к

изменению

психических

свойств

младших

школьников

и

их

выведению

на

более

высокий

уровень

познавательного и интеллектуального развития».

Целью учебной деятельности является приобретение учащимися

знаний, умений и навыков в процессе изучения различных дисциплин.

Сущность учебной деятельности, с психологической точки зрения,

можно определить как «личностное развитие учащихся. Продуктом учебной

деятельности является структурированное актуальное знание, являющееся

основой в решении задач разных областей практики и науки, и внутренние

психические и поведенческие новообразования в мотивационной, смысловое

и ценностной сферах».

Таким

образом,

анализ

и

обобщение

психолого-педагогических

исследований

позволили

определить

учебную

деятельность

младших

школьников

как

процесс

приобретения

учащимися

новых,

а

также

качественное изменение уже имеющихся знаний, навыков и умений. Учебная

деятельность формируется постепенно, начиная с начальной ступени

образования. Перед учителями встает задача – научить детей учиться. Для

успешного протекания учебной деятельности необходима положительная

мотивация, что позволит сформировать у ребенка желания учиться самому.

Учебная деятельность требует от учащихся рефлексии, оценки собственных

достижений, что и является ее предметом.

Реализация предметных требований на уроках русского языка в

начальной

школе

будет

проходить

успешно

при

соблюдении

ряда

принципов, связанных с организацией учебной деятельности.

Отметим,

что

принципы

организации

учебной

деятельности

в

дидактике принято называть принципами обучения. «Процесс обучения

является достаточно сложным явлением, которое невозможно представить в

виде простой передачи знаний, навыков и умений учащимся учителем. В

таком случае возникает необходимость определения того, как необходим

организовать это обучение, какие правила (положения) должны явиться

основой

руководства

данным

процессом.

Так,

каждый

учитель

в

практической

деятельности

должен

руководствоваться

принципами

обучения. Такие принципы возникли в педагогике на основе систематизации

многолетнего опыта педагогической практики, обобщения эмпирических

факторов, оказывающих влияние на успешность обучения».

Обратимся к трактовке понятия «принципы обучения». Относительно

начальной школы сущность их заключается в соблюдении учителем

определенных принципов преподавания как отдельных предметов, так и всех

дисциплин в целом. По мнению Г.М. Султановой, принцип представляет

собой «утверждение, которое основано на законах науки, управляющих

определенными процессами». Раскрывая суть исследуемого понятия, автор

отмечает,

что

«принципы

обучения

основаны

на

поиске

общих

и

обязательных норм поведения, которых следует придерживаться учителями в

процессе организации учебной деятельности с обучающимися».

Под

принципами

организации

учебной

деятельности

в

рамках

исследования мы будем понимать условия, на основе которых выстраивается

познавательная деятельность учащихся и обучающая деятельность педагога

(учителя). С помощью данных принципов реализуются закономерности и

законы обучения.

Принципы обучения разрабатывались с давних времен. Впервые они

были сформулированы Я. Коменским в трудах «Великая дидактика». В своих

исследованиях

автор отмечал основополагающие принципы, которые

должны

быть

основой

организации

всего

педагогического

процесса.

Правилами обучения, разработанными автором, педагоги пользуются и в

настоящее время, к примеру, такие принципы, как «от конкретного к

абстрактному», «от близкого к далекому» и пр. Большой вклад в разработку

принципов обучения внесли также Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д.

Ушинский и др.

Проанализировав мнения различных авторов, а также многолетний

опыт

педагогической

деятельности,

выделены

основные

принципы

организации учебной деятельности на уроках русского языка в начальной

школе. Опишем их сущность.

1.

Общедидактическим

основополагающим

принципом

является

принцип

научности,

суть

которого

выражается

в

следующем:

лингвистические понятия в ходе изучения материала по русскому языку

проходит отбор, учитывая современные достижения в сфере лингвистики.

Средством, позволяющим реализовать данный принцип, является историзм

изложения материала, то есть применение исторических комментариев,

справок, проведение этимологического анализа.

2. В дополнение принципу научности на практике применяется

принцип доступности, а также посильности знаний, которые сообщаются

учащимся, отрабатываемых навыков, умений. Для того, чтобы обеспечить

доступность учебного материала для младших школьников на уроках

русского языка, его отбор осуществляется с соблюдением определенных

критериев, к числу которых относятся: связь материала с детской жизнью,

концетризм при изложении материала, подготовка обучающихся к усвоению

ранее неизвестного материала.

3. Принцип преемственности – обеспечение оптимального отношения,

взаимообусловленности, взаимосвязи между отдельными этапами, частями,

сторонами обучения, а также внутри них; опора на уже имеющиеся знания,

обеспечение дальнейшее их развитие; подготовка обучающихся к методам,

формам, содержанию и средствам обучения; предъявление оптимальных,

посильных

требований

к

обучающимся;

поступательный

восходящий

характер в развертывании процесс обучения с выбором необходимы методов,

содержания работы для обеспечения эффективных предметных результатов.

4. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип

вытекает логично из системы русского языка, представляющей собой

иерархическую сложную структуру и предполагающую отбор языкового

материала определенного содержания в той последовательности, которая не

разрушит функционального единства данной системы. Основу данного

принципа

составляет

поэтапное

приобретение

учащимися

знаний,

формирование у них умений, навыков в тесной взаимосвязи с этапами в

развитии языковой личности. Системность изложения научных познаний

обеспечена школьной программой. Концентризм в расположении материала

программы является педагогической системой, способствующей облегчению

младшим школьникам процесса усвоения знаний, а также овладения

навыками, умениями. Данной системой предусмотрена постепенность в

расширении сведений о явлениях и предметах, которые ранее изучены, а

также в установлении различий и сходства между ними.

5. Принцип активность и сознательности. Этот принцип основан на

том, что процесс обучения обеспечивает полное понимание младшими

школьниками учебного материала, их сознательное отношение к процессу

учения, развитие у них творческого мышления, самостоятельности, умения

пользоваться активно в практической деятельности полученными навыками

и

знаниями.

Овладение

младшими

школьниками

лингвистическим

материалом

представляет

собой

путь

от

осуществления

учебных

сознательных

действий

до

произвольного,

автоматизированного,

подсознательного

употребления

языковых

явлений,

которые

изучены.

Одновременно, употребление на подсознательном уровне языковых средств

должно сочетаться с осмыслением и пониманием содержания информации, а

также выполняемой сознательно речевой деятельности. Усвоить материал

осознанно можно лишь при условии, что учащиеся работают активно, в связи

с чем принципы сознательности и активности взаимообусловлены.

6. Активность, сознательность младших школьников связаны тесно с

таким принципом обучения, как наглядность. Русский язык является

предметом, в котором явления часто представлены обобщенно, отвлеченно

от конкретных фактов и явлений. Чем больше абстрактности в учебном

материале, тем сложнее младшим школьникам его освоить, и тем больше

возникает необходимость конкретизации данного материала, особенно на

начальном этапе обучения. Именно наглядность способствует облегчению

перехода от конкретного к абстрактному. Абстрактные положения, понятия

поддаются более легкому освоению младшими школьниками при их

подкреплении конкретными примерами, фактами. Так, на уроках русского

языка необходимо при организации работы с правилами пользоваться

конкретными примерами. Помимо этого, материалами наглядности служат

разные

пособия

(раздаточный

материал,

демонстрационные

карточки,

словарные

плакаты,

схемы,

таблицы),

которые

помогают

учащимся

воспринимать информацию зрительно.

7. Одно из важных мест в процессе организации учебной деятельности

на уроках русского языка в начальной школе отводится принципу прочности.

Заключается он в том, что рекомендации, определения, понятия, которые

регламентируют написание разных орфограмм, которые вводятся в память

младших школьников, должны удерживаться и сохраняться в ней для

обеспечения возможности учащимся к извлечению из нее необходимых

языковых единиц при необходимости их использования. Прочность в

усвоении практических навыков, теоретических знаний обеспечивается

путем яркого преподнесения учебного языкового материала в процессе

ознакомления с ним учащимися. В таком случае у младших школьников

возникают

живые

образы,

происходит

становление

соответствующих

ассоциаций, когда в процессе ознакомления происходит чувственное (в ходе

эмоционального воздействия на детей) либо мыслительное (возникает

необходимость включения в деятельность таких мыслительных операций,

как сравнение, синтез, анализ и пр.) восприятие. Помимо этого важным

является выполнение тренировочных упражнений во время введения в

речевую деятельность лексико-грамматических материалов. Прочность в

усвоении

знаний

младшими

школьниками

растет

в

процессе

самостоятельного творческого использования языкового материал, который

изучается, для передачи требуемого содержания высказываний.

8. Принцип индивидуального подхода: проявляется во всестороннем

учете

предпочтений,

интересов,

мотивов

и

способностей

младших

школьников.

Воздействие

учителя на

учащихся позволит

достигнуть

ожидаемых результатов лишь в ситуации, когда оно ведется с опорой на

действительный уровень психофизиологических возможностей детей, так как

по подходу К.Д. Ушинского, гуманистическая парадигма основана на выборе

технологий, соответствующих как общественным требованиям, так и

личностным,

индивидуальным

психическим

свойствам

обучающихся.

Эффективность учебной деятельности на уроках русского языка зависит в

значительной степени от соответствия психофизиологических возможностей

обучающихся и используемых методов обучения.

А.А. Черникова отмечает, что немаловажным является также принцип

развития мышления и речи. «Данный принцип основан на психологической

закономерности, которая проявляется во взаимодействии мышления и языка.

Речь является каналом для развития интеллекта, при этом данный канал

доступен для воздействия извне. В процессе развития речи происходит ее

обогащение,

совершенствование

ее

выразительности,

точности.

Речь

способствует активизации, упорядочиванию и организации мышления

младших школьников, помогает им в установлении простых смысловых

связей в частях воспринимаемого материала, что способствует выполнению

познавательной деятельности. В ходе обучения на уроках русского языка

необходимо опираться на явления и предметы, наблюдаемые учащимися в

этот момент либо знакомые им ранее. Информация, которая получена

подобным образом, будет материалом, с помощью которого осуществляется

оперирование мышлением и используемого как основа в речевом развитии».

Тесную

связь

с

вышеуказанными

принципами

имеет

принцип

формирования чувства языка, а также опоры на язык. Чувство языка – это

приобретенное

памятью,

неосознанное

знание

языковых

норм,

их

традиционное употребление. Законы языка усваиваются интуитивно на

разных

уровнях:

стилистическом,

синтаксическом,

морфологическом,

фонематическом. Средствами для развития чувства языка является образец

речи учителя, различные речевые упражнения и пр.

Таким образом в начальной школе важно соблюдать принципы

организации учебной деятельности, что позволит повысить ее эффективность

и результативность, реализовать цели обучения. Серди общедидактических

принципов организации учебной деятельности наиболее важными являются:

научность,

доступность

и

посильность

знаний,

преемственность,

систематичность

и

последовательность,

активность

и

сознательность,

наглядность, прочность, индивидуальный подход. К частно-методическим

принципам организации учебной деятельности в начальной школе относятся:

коммуникативная

направленность,

развитие

мышления

и

речи,

формирование чувства языка. Реализация данных принципов осуществляется

в процессе грамотного педагогического руководства, предполагающего

применение в учебной деятельности соответствующих методов, приемов и

средств обучения, среди которых важное место занимают речевые и

тренировочные упражнения.



В раздел образования